Планируемые результаты освоения курса «Изобразительного искусства» В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми; -развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; -осознания значения семьи в жизни человека и общества ,приятие ценности семейной жизни. Метапредметные: -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Предметные: -формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; -развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира; -освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей; -приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных (живопись, графика, скульптура), в архитектуре и дизайне; -развитие потребности общения с произведениями искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; -осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; -развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Содержание учебного курса 6 класс Цели и задачи учебного предмета Цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Изучение изобразительного искусства в основной школе на базовом уровне направлено на решение следующих задач: • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительнообразной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; •воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; •освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; •овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); -формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности; -воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; -овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. Раздел 1. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 ч.) Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию. Тема 1. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Тема 2. Рисунок – основа изобразительного творчества. Тема 3. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Тема 4. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Тема 5. Цвет. Основы цветоведения. Тема 6. Цвет в произведениях живописи. Тема 7. Объемные изображения в скульптуре. Тема 8. Основы языка изображения (обобщение темы). Раздел 2. «Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч.) История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет, цвет). Тема 1. Реальность и фантазия в творчестве художника. Тема 2. Изображение предметного мира - натюрморт. Тема 3. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Тема 4. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Тема 5. Освещение. Свет и тень (2 часа). Тема 6. Натюрморт в графике. Тема 7. Цвет в натюрморте (обобщение темы). Раздел 3. «Вглядываясь в человека. Портрет». (10ч.) Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объём, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимание его. Тема 1. Образ человека – главная тема в искусстве. Тема 2. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Тема 3. Изображение головы человека в пространстве. Тема 4. Портрет в скульптуре. Тема 5. Графический портретный рисунок. Тема 6. Образные возможности освещения в портрете. Тема 7. Роль цвета в портрете (2 часа). Тема 8. Великие портретисты прошлого. Тема 9. Портрет в изобразительном искусстве 20 века (обобщение темы). Раздел 4. «Человек и пространство. Пейзаж». (8 ч.) Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно- выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Тема 1. Жанры в изобразительном искусстве. Тема 2. Изображение пространства. Тема 3. Правила линейной и воздушной перспективы. Тема 4. Пейзаж – большой мир. Тема 5. Пейзаж настроения. Природа и художник. Тема 6. Пейзаж в русской живописи. Тема 7. Пейзаж в графике. Тема 8. Городской пейзаж. Тематический план № п/п Разделы 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка 2. Мир наших вещей. Натюрморт. 8 8 3. Вглядываясь в человека. Портрет. 10 10 4. Человек и пространство. Пейзаж. 8 8 34 34 Всего Кол-во часов по авторской программе 8 Кол-во часов по рабочей программе 8