Планируемые результаты по предмету «Изобразительное искусство» 7 класс Учащиеся должны: -уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее начало и специфику; -понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественнообразных начал и их социальную роль; -знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства; -конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме); -моделировать в своем творчестве основные этапы художественно- производственного процесса в конструктивных искусствах; -работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных заданий и вещной среды; -конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубиннопространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур; -владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; -создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; - использовать разнообразные художественные материалы. Содержание учебного курса Цели и задачи учебного предмета Изучение изобразительного искусства в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; - формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личнозначимой ценности; - воспитание уважения к истории своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной среды и понимании красоты человека; - развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; - овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально- нравственной оценки; - овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. Раздел 1. «Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн архитектура» (8 ч.) Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели второй природы, рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Тема 1.Основы композиции в конструктивных искусствах (2 часа). Тема 2.Прямые линии и организация пространства. Тема 3.Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы; линии и тоновые пятна. Тема 4.Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Тема 5.Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Тема 6.В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. Тема 7. Обобщение темы. Раздел 2. «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств» (8 ч.) От плоскостного изображения – к макетированию объемно-пространственных композиций. Здание – объем в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация – важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне. Тема 1. Объект и пространство. От плоского изображения к макету. Тема 2. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Тема 3.Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов (2 часа). Тема 4.Важнейшие архитектурные элементы здания (2 часа). Тема 5.Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени. Тема 6. Форма и материал. Раздел 3. «Город и человек. Социальное значение дизайна иархитектуры в жизни человека» (11ч.) Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе и город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете. Тема 1. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого Тема 2. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Тема 3.Живое пространство города. Город, микрорайон, улица (2 часа). Тема 4.Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Тема 5. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера (2 часа). Тема 6. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства (2 часа). Тема 7. Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Итоговый урок. (2 часа). Раздел 4. «Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование» (7 ч.) Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты, сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир. Тема 1. Мой дом – мой образ жизни. Тема 2. Интерьер, который мы создаем. Тема 3. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Тема 4. Встречают по одежке. Тема 5. Автопортрет на каждый день. Искусство грима и прически. Тема 6. Имидж: лик или личина? Сфера имидж дизайна. Тема 7. Моделируя себя, моделируешь мир. Обобщение темы. Тематический план № Содержание п/п 1 «Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных Кол-во часов по авторской программе 8 Кол-во часов по рабочей программе 8 искусств. Художник – дизайн - архитектура». 2 «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств». 8 8 3 «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни 11 11 7 7 человека». 4 «Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование». Всего 34 34