Т 5 класс , созданная в конструкторе,2022-2023

2

Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
3. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом
Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (далее - Стратегия научнотехнологического развития Российской Федерации).
4. Национальный проект «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. №16) // URL:
http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLx
C8oPFDkm BB.pdf
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 г. № 317 «О реализации
Национальной технологической инициативы» (далее - Национальная технологическая
инициатива).
6. Государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025 гг. (утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642).
7. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. /
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa/
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 18.02.2020 г. № 52 «Об утверждении плана
мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной области «Технология» в
образовательных
организациях
Российской
Федерации,
реализующих
основные
общеобразовательные программы, на 2020-2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.».
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
31.05.2021
г.
№ 286);https://fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standartnachalnogo-obshchego-obrazovaniia
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
31.05.2021
г.
№287);https://fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standartosnovnogo-obshchego-obrazovaniia
11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№413 (с изменениями) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/
12. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования,
утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004
№1312 (с изменениями)
13. Примерные
рабочие
программы
по
учебным
предметам.
https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
14. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от
18.03.2022 г. протокол №1/22;https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaiaprogramma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-1
15. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от
18.03.2022 г. протокол №1/22.https://fgosreestr.ru/poop/62

3

16. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (ПООП НОО).
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 08.04.2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального
учебно-методического объединения по общему образованию.
17. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ПООП ООО).
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 08.04.2015, протокол №1/15, в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020)
https://fgosreestr.ru/registry/%d0%bf%d0%be%d0%be%d0%bf_%d0%be%d0%be%d0%be_06-022020/
18. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (ПООП СОО).
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 г. № 442 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от
20.11.2020 № 655) // URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=380537
20. Приказ Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».
21. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 г. №345 «О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования». // URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-MinprosvescheniyaRossii-ot-28.12.2018-N-345/
22. Приказ Минпросвещения России от 22.11.2019 № 632 «О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, сформированный приказом министерства просвещения
Российской
Федерации».
//
URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/444714232cf3aff28e7b363309aa7fcb/
23. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 «О
федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность»(зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020. №59808) https://fpu.edu.ru/fpu/
24. Приказ Министерства просвещения РФ от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254»
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2021 № 62645).
25. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.08.2021 № 590 "Об
утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям
обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации
мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 5 приложения № 3 к государственной
программе Российской Федерации "Развитие образования" и подпунктом "б" пункта 8
приложения № 27 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования",
критериев
его
формирования
и
требований
к
функциональному
оснащению
общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения
одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания" (Зарегистрирован

4

27.10.2021
№
65586)
(Подраздел
22.
Кабинет
технологии).
//
URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110270022?index=2&rangeSize=1
26. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - СП
2.4.3648-20).https://fgosreestr.ru/sanitary_standard/sanitarno-epidemiologicheskie-trebovaniia-korganizatsiiam-vospitaniia-i-obucheniia-otdykha-i-ozdorovleniia-detei-i-molodezhi-sp-2-4-3648-20
27. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21).
28. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 №09-1672 «О
направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по уточнению понятия
и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных
программ, в том числе в части проектной деятельности»)http://xn--b1atfb1adk.xn-p1ai/files/ioe/documents/T8U52BA6L7HLLP4L1T63.pdf
29. Письмо Министерства просвещения РФ от 11 ноября 2021 г. № 03-1899 «Об обеспечении
учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебному
году».
30. Письмо Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. № АЗ-113/03 «О направлении
методических рекомендаций».https://iroso.ru/storage/app/media/doc/fgos/minprosveshcheniya-rossiiot-15022022.pdf
31. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах
учебных предметов».
32. Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и общеобразовательных организаций по реализации Концепции преподавания
предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной протоколом заседания
коллегии Министерства просвещения РФ от 24 декабря 2018 г. №ПК-1вн. Утверждены
распоряжением Минпросвещения России от 01.11.2019 №Р-109.
33. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации
основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (Утверждены
Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02вн).
34. Методические
рекомендации
для
руководителей
и
педагогических
работников
общеобразовательных организаций по работе с обновленной Примерной основной
образовательной программой по предметной области «Технология» (Утверждены
Минпросвещения России 28.02.2020 N МР-26/02вн).
35. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 01.03.2019 г. № Р-23 «Об
утверждении методических рекомендаций по созданию мест для реализации основных и
дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического
и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской
местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий
обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия, определяющие порядок создания
Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
36. Комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации
обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего
профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с
практическим обучением на предприятии (утвержден заместителем Председателя Правительства
Российской Федерации О.Ю. Голодец от 26.04.2014 г. № ОГ-П8-2956).
37. Проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее», инициирован в Послании
Президента РФ Федеральному собранию от 01.03.2018 г.
38. Программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников
JuniorSkills (инициирована в 2014 г. Фондом «Вольное Дело» в партнерстве с WorldSkills-Россия

5

при поддержке Агентства стратегических инициатив, Министерства промышленности и торговли
РФ, Министерства образования и науки РФ).
39. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.05.2022 №
2017/01-14 «О формировании учебных планов в общеобразовательных организациях Республики
Крым, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год».
40. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021
№1503/01-14 «О формировании учебных планов в общеобразовательных организациях
Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022
учебный год».

НАУЧНЫЙ, ОБШЕКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИИ
Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее
значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная
деятельность человека.
Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно
столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала
приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в
интеллектуальной и практической деятельности человека.
Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с
некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того,
насколько он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией
индустриального общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном
обществе.
Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в
следующих аспектах:
процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным
его воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах;
открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий
(что постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).
Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки
(начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий.
В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях: были выделены
структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие алгоритма; проанализирован
феномен зарождающегося технологического общества;исследованы социальные аспекты
технологии.
Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии
(ИКТ) радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные
возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации.
Изменилась структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть
информационный фактор.
Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые
послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса
информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает
качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает
превращение информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие
информационного бизнеса и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии:
облачные, аддитивные, квантовые и пр. Однако цифровая революция (её часто называют третьей
революцией) является только прелюдией к новой, более масштабной четвёртой промышленной
революции. Все эти изменения самым решительным образом влияют на школьный курс
технологии, что было подчёркнуто в «Концепции преподавания предметной области «Технология»
в
образовательных
организациях
Российской
Федерации,
реализующих
основные

6

общеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметной области
«Технология»).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В
ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Основной
целью
освоения
предметной
области
«Технология»
является
формированиетехнологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления,
необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской
Федерации.
Задачами курса технологии являются:
овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология»
как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для
жизни в этом социуме технологиями;
овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по
преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя
из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной
и общественной безопасности;
формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности,
готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;
формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых
инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;
развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане
подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих
профессиональных предпочтений.
Как подчёркивается в Концепции преподавания предметной области «Технология», ведущей
формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является
проектная деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной
задачи до получения конкретных значимых результатов. Именно в процессе проектной
деятельности достигается синтез многообразия аспектов образовательного процесса, включая
личностные интересы обучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна
осуществляться в определённых масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую
деятельность и использовать знания, полученные обучающимися на других предметах.
Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для
образования категории «знания», а именно:
понятийное знание, которое складывается из набора понятий, характеризующих данную
предметную область;
алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к
желаемому результату при соблюдении определённых условий;
предметное знание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей,
применяемых в той или иной предметной области;
методологическое знание — знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов.
Как и всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимые
аспекты действительности, которые состоят в следующем:
технологизация всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной,
что интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно
недостаточно для успешной социализации учащихся — необходимо целенаправленное освоение
всех этапов технологической цепочки и полного цикла решения поставленной задачи. При этом
возможны следующие уровни освоения технологии:
уровень представления;
уровень пользователя;
когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий);
практически вся современная профессиональная деятельность, включая ручной труд,
осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формирование
7

навыковиспользования этих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в
курсе технологии;
появление феномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное
влияние на процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых
технологий —информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися знаний, на
развитии умения учиться.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и
структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа
разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня
освоения технологий.
Современный курс технологии построен по модульному принципу.
Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современных
учебных курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных
образовательных траекторий, что является основополагающим принципом построения
общеобразовательного курса технологии.
Модуль «Производство и технология»
В модуле в явном виде содержится сформулированный выше методический принцип и
подходы к его реализации в различных сферах. Освоение содержания данного модуля
осуществляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля
построено по«восходящему» принципу: от умений реализации имеющихся технологий к их
оценке и совершенствованию, а от них — к знаниям и умениям, позволяющим создавать
технологии. Освоение технологического подхода осуществляется в диалектике с творческими
методами создания значимых для человека продуктов.
Особенностью современной техносферы является распространение технологического
подхода на когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные
составляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в
информацию и информации в знание в условиях появления феномена «больших данных»
является одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий 4-й
промышленной революции.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений,
сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологии ведётся по
единой схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях. Разумеется, в каждом
конкретном случае возможны отклонения от названной схемы. Однако эти отклонения только
усиливают общую идею об универсальном характере технологического подхода. Основная цель
данного модуля: освоить умения реализации уже имеющихся технологий. Значительное
внимание уделяется технологиям создания уникальных изделий народного творчества.
Модуль «Робототехника»
В этом модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и
информационных технологий. Важность данного модуля заключается в том, что в нём
формируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами),
которые в современном цифровом социуме приобретают универсальный характер.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет "Технология" изучается в 5 классе два часа в неделе, общий объем
составляет 68часов.

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Производство и технология»
Раздел. Преобразовательная деятельность человека.
Технологии вокруг нас. Алгоритмы и начала технологии. Возможность формального
исполнения алгоритма. Робот как исполнитель алгоритма. Робот как механизм.
Раздел. Простейшие машины и механизмы.
Двигатели машин. Виды двигателей. Передаточные механизмы. Виды и характеристики
передаточных механизмов.
Механические передачи. Обратная связь. Механические конструкторы. Робототехнические
конструкторы. Простые механические модели. Простые управляемые модели.
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
Раздел. Структура технологии: от материала к изделию.
Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая
карта.
Проектирование, моделирование, конструирование — основные составляющие технологии.
Технологии и алгоритмы.
Раздел. Материалы и их свойства.
Сырьё и материалы как основы производства. Натуральное, искусственное, синтетическое
сырьё и материалы. Конструкционные материалы. Физические и технологические свойства
конструкционных материалов.
Бумага и её свойства. Различные изделия из бумаги. Потребность человека в бумаге.
Ткань и её свойства. Изделия из ткани. Виды тканей.
Древесина и её свойства. Древесные материалы и их применение. Изделия из древесины.
Потребность человечества в древесине. Сохранение лесов.
Металлы и их свойства. Металлические части машин и механизмов. Тонколистовая сталь и
проволока.
Пластические массы (пластмассы) и их свойства. Работа с пластмассами.
Наноструктуры и их использование в различных технологиях. Природные и синтетические
наноструктуры.
Композиты и нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение.
Аллотропные соединения углерода.
Раздел. Основные ручные инструменты.
Инструменты для работы с бумагой. Инструменты для работы с тканью. Инструменты для
работы с древесиной. Инструменты для работы с металлом.
Компьютерные инструменты.
Раздел. Трудовые действия как основные слагаемые технологии.
Измерение и счёт как универсальные трудовые действия. Точность и погрешность
измерений.
Действия при работе с бумагой. Действия при работе с тканью. Действия при работе с
древесиной. Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи.
Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами.
ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ
Модуль «Робототехника»
Раздел. Алгоритмы и исполнители. Роботы как исполнители.
Цели и способы их достижения. Планирование последовательности шагов, ведущих к
достижениюцели. Понятие исполнителя. Управление исполнителем: непосредственное или
согласно плану. Системы исполнителей. Общие представления о технологии. Алгоритмы и
технологии.
Компьютерный исполнитель. Робот. Система команд исполнителя.
От роботов на экране компьютера к роботам-механизмам.
Система команд механического робота. Управление механическим роботом.

9

Робототехнические комплексы
и их возможности. Знакомство с составом
робототехнического конструктора.
Раздел. Роботы: конструирование и управление.
Общее устройство робота. Механическая часть. Принцип программного управления.
Принципы работы датчиков в составе робототехнического набора, их параметры и
применение. Принципы программирования роботов. Изучение интерфейса конкретного языка
программирования, основные инструменты и команды программирования роботов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем,
связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой
промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с
реализацией
технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
сознание
ценности
науки
как
фундамента
технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений
науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире,
важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих
угроз.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей;
умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости
соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и
сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а
также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого
необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
10

использовать
вопросы
как
исследовательский
инструмент
познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов,
оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с
приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения; прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом
синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной
деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению
проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать
цель и процесс её достижения.
Принятие себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же
право другого на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного
проекта; понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого
условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной
деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь
распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
11

Модуль «Производство и технология»
характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества;
характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;
выявлять причины и последствия развития техники и технологий;
характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;
уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой
технологии: этапами, операциями, действиями;
научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и
практической деятельности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
соблюдать правила безопасности;
использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль,
сельскохозяйственная продукция);
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и производственных задач;
получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных
сервисов;
оперировать понятием «биотехнология»;
классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды;
оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека;
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое
оборудование;
активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, и
сформированные универсальные учебные действия;
использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов,
приспособлений, технологического оборудования;
получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении
предметов из различных материалов;
характеризовать технологические операции ручной обработки конструкционных материалов;
применять ручные технологии обработки конструкционных материалов;
правильно хранить пищевые продукты;
осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их
пищевую ценность;
выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда;
осуществлять доступными средствами контроль качества блюда;
проектировать интерьер помещения с использованием программных сервисов;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления
швейныхизделий;
строить чертежи простых швейных изделий;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;
выполнять художественное оформление швейных изделий;
выделять свойства наноструктур;
приводить примеры наноструктур, их использования в технологиях;
получить возможность познакомиться с физическими основы нанотехнологий и их
использованием для конструирования новых материалов.
ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ
Модуль «Робототехника»
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению;
12

знать и уметь применять основные законы робототехники;
конструировать и программировать движущиеся модели;
получить возможность сформировать навыки моделирования машин и механизмов с
помощью робототехнического конструктора;
владеть навыками моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического
конструктора;
владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на создание
робототехнического продукта.

13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Виды деятельности
№ Наименов Количествочасов
Дата
п/п
ание
всего контро практи изучения
разделов и
льные ческие
тем
работ работы
программ
ы
ы
Модуль 1. Производство и технология
1.1. Преобразо 11
1
10
Выделять алгоритмы среди
вательная
других предписаний;
деятельнос
формулировать свойства
ть
алгоритмов; исполнять
человека
алгоритмы;
оценивать результаты
исполнения алгоритма;

1.2. Простейши
е машины
и
механизмы

6

1

5

Электронные
Виды,
(цифровые)
формы
образовательн
контроля
ые ресурсы

Устный https://resh.edu.ru
опрос;
/subject/8/5/
Практичес https://resh.edu.ru
кая работа; /subject/lesson/75
Тестирова 57/main/289227/
ние; Зачет; https://www.yout
ube.com/watch?v
=LjVo8YZyFVk

называть основные виды
Устный https://resh.edu.ru
/subject/8/5/
механических движений;
опрос;
описывать способы
Устный
преобразования движения из
опрос;
одного вида в другой;
Практичес
называть способы передачи
кая работа;
движения с заданными
Зачет;
усилиями и скоростями;
изображать графически
простейшую схему машины или
механизма, в том числе с
обратной связью;

Итогопомодул 17
ю
Модуль 2. Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
2.1. Структура
5
0
5
называть основные элементы
технологии
технологической цепочки;
: от
называть основные виды
материала
деятельности в процессе
к изделию
создания технологии;
объяснять назначение
технологии;
читать (изображать)
графическую структуру
технологической цепочки;

Устный https://resh.edu.ru
/subject/8/5/
опрос;
Практичес
кая работа;

14

Устный https://resh.edu.ru
/subject/8/5/
опрос;
Практичес
кая работа;
Зачет;

2.2. Материалы 15
и изделия

2

13

называть основные свойства
бумаги и области её
использования; называть
основные свойства ткани и
области её использования;
называть основные свойства
древесины и области её
использования;
называть основные свойства
металлов и области их
использования;
называть металлические детали
машин и механизмов;
сравнивать свойства бумаги,
ткани, дерева, металла;
предлагать возможные способы
использования древесных
отходов;

2.3. Трудовые
действия
как
основные
слагаемые
технологии

1

6

называть основные
Устный https://resh.edu.ru
/subject/8/5/
измерительные инструменты; опрос;
называть основные трудовые Практичес
кая работа;
действия, необходимые при
обработке данного материала;
выбирать масштаб измерения,
адекватный поставленной
задаче; оценивать погрешность
измерения;
осуществлять измерение с
помощью конкретного
измерительного инструмента;
конструировать
технологические операции по
обработке данного материала из
трудовых действий;

7

15

2.4. Основны
е ручные
инструм
енты

7

0

Итогопомодул 34
ю
Модуль 3. Робототехника
3.1. Алгори
5
1
тмы
и
исполн
ители.
Робот
ы как
испол
нител
и

7

называть назначение
инструментов для работы с
данным
материалом;
оценивать эффективность
использования данного
инструмента; выбирать
инструменты, необходимые для
изготовления данного изделия;
создавать с помощью
инструментов простейшие
изделия из бумаги, ткани,
древесины, железа;

Устный https://resh.edu.r
u/subject/8/5/
опрос;
Практиче
ская
работа;
Зачет;

4

Выделять алгоритмы среди
других предписаний;
формулировать свойства
алгоритмов;
называть основное свойство
алгоритма; исполнять
алгоритмы; оценивать
результаты исполнения
алгоритма (соответствие или
несоответствие поставленной
задаче).

Устный
опрос;
Практиче
ская
работа;
Зачет;

https://www.yout
ube.com/watch?v
=rSSWiBcBGm4
https://www.sites
.google.com/vie
w/infocit/preimu
sestva-raboty-vkompaniimmocashout/учи
телютехнологии/мод
ульробототехника5-класс
https://www.sites
.google.com/vie
w/infocit/preimu
sestva-raboty-vkompaniimmocashout/учи
телютехнологии/мод
ульробототехника5класс/th5_4?aut
huser=0
https://www.sites
.google.com/vie
w/infocit/технол
огия/pr_robot?
authuser=0

16

3.2. Роботы:
конструи
рование
и
управлен
ие

12

1

11

7

61

Планировать пути достижения
целей, выбор наиболее
эффективных способов решения
поставленной задачи;
соотносить свои действия с
планируемыми результатами,
осуществление контроля своей
деятельности в процессе
достижения результата; называть
основные виды механических
движений;
программировать движения
робота; исполнения своих
программ; конструировать
простейшие соединения с
помощью деталей конструктора.

Устный
опрос;
Практиче
ская
работа;
Зачет

https://www.sit
es.google.com/
view/infocit/pre
imusestvaraboty-vkompaniimmocashout/уч
ителютехнологии/мо
дульробототехника
-5класс/th5_6?au
thuser=0

Итогопомодул 17
ю
68
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВ
О ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

№
п/п

Темаурока

1. Технология вокругнас
2. Как человек познает и
преобразует мир.
3. Техносфера.
Технологическиесистемы.
4. Проектная деятельность и
проектная культура.
5. Проектная деятельность и
проектная культура.
6. Обобщающий урок по
разделу "Преобразовательная
деятельность человека"
7. Первоначальные
представления о технологии
8. Что такое алгоритм. Виды
алгоритмов.
9. Свойстваалгоритмов.
10. Исполнителиалгоритмов
(человек, робот)
11. Исполнители алгоритмов
(человек, робот). Результаты
исполнения алгоритма.
Основные понятия о
12. машинах, механизмах,
деталях.
13. Основныевиды
механическихдвижений.
14. Способы передачи движения
с заданными усилиями и
скоростями.
15. Понятие обратной связи, ее
механическая реализация.
16. Графическая схема машины
или механизма.
17. Обобщающий урок по
разделу "Простейшие
машины и механизмы"
18. Составляющие технологии:
этапы, операции, действия.
19. Понятие о
технологическойдокументац
ии.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количествочасов
Дата
Виды,
изучения
формы
всего контрол практиче
контроля
ьныераб скиерабо
оты
ты
1
0
1
Устный опрос
1
0
1
Устный опрос
Практическая работа
1
0
1
Устный опрос
Практическая работа
1
0
1
Устный опрос
1

0

1

Практическая работа

1

1

0

Зачет

1

0

1

Устный опрос

1

0

1

Устный опрос

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Устный опрос
Практическая работа
Устный опрос
Практическая работа
Устный опрос
Практическая работа

1

0

1

Устный опрос

1

0

1

Устный опрос

1

0

1

Устный опрос
Практическая работа

1

0

1

1

0

1

Устный опрос
Практическая работа
Практическая работа

1

1

0

Зачет

1

0

1

1

0

1

Устный опрос
Практическая работа
Практическая работа

18

20. Основные виды деятельности
по созданию технологии.
Проектирование.
21. Основные виды деятельности
по созданию технологии.
Моделирование
22. Основные виды деятельности
по созданию технологии.
Конструирование.
23. Сырье и материалы как
основа производства.
24. Физические и технологические свойства конструкционных материалов.
25. Основные свойства бумаги и
области ее использования.
26. Ткань и ее свойства.
Текстильные волокна.
27. Производство ткани и
области ее использования.
28. Основные свойства
древесины. Виды древесных
материалов.
29. Области применения
древесных материалов и
рациональное использование
отходов древесины.
30. Основные свойства металлов и
области их использования.
31. Черные и цветные металлы.
Тонколистовой металл и
проволока.
32. Обобщающий урок по
разделу "Материалы и
изделия".
33. Пластмассы: свойства и
виды.
34. Использование пластмасс в
промышленности и быту.
35. Основные принципы
создания композитивных
материалов. Умные
материалы.
36. Природные и синтетические
наноструктуры и их
использование в различных
технологиях

1

0

1

Устный опрос
Практическая работа

1

0

1

Устный опрос
Практическая работа

1

0

1

Устный опрос
Практическая работа

1

0

1

Устный опрос

1

0

1

Устный опрос

1

0

1

1

0

1

Устный опрос
Практическая работа
Устный опрос

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Устный опрос
Практическая работа

1

0

1

1

0

1

Устный опрос
Практическая работа
Устный опрос
Практическая работа

1

1

0

Зачет

1

0

1

Устный опрос

1

0

1

1

0

1

Устный опрос
Практическая работа
Устный опрос

1

0

1

Устный опрос

Устный опрос
Практическая работа
Устный опрос
Практическая работа

19

37. Обобщающий урок по
разделу "Современные
материалы и их свойства"
38. Инструменты и
оборудование для работы с
бумагой. ТБ.
Технологическиеоперации.
39. Создание простых изделий
из бумаги.
40. Создание простых изделий
из бумаги.
41. Инструменты и
оборудование для работы с
тканью. ТБ.
Технологическиеоперации.
42. Создание простых изделий
из ткани.
43. Создание простых изделий
из ткани.
44. Создание простых изделий
из ткани.
45. Инструменты и
оборудование для работы с
древесным материалом. ТБ.
Технологическиеоперации.
46. Создание простых изделий
из древесных материалов.
47. Создание простых изделий
из древесных материалов.
48. Инструменты иоборудование
для работы с металлами. ТБ.
Технологические операции.
49. Создание простых изделий
из металлов (проволоки).
50. Создание простых изделий
из металлов (проволоки).
51. Обобщающий урок по
разделу "Основные ручные
инструменты. Трудовые
действия"
52. Цели и способы их
достижения.
53. Общие представления о
технологии. Алгоритмы и
технологии.
54. Алгоритмы и исполнители

1

1

0

Зачет

1

0

1

Устный опрос

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Устный опрос
Практическая работа
Устный опрос
Практическая работа
Устный опрос

1

0

1

Практическая работа

1

0

1

Практическая работа

1

0

1

Практическая работа

1

0

1

Устный опрос

1

0

1

Практическая работа

1

0

1

Практическая работа

1

0

1

Устный опрос

1

0

1

Практическая работа

1

0

1

Практическая работа

1

1

0

Зачет

1

0

1

Устный опрос

1

0

1

Устный опрос
Практическая работа

1

0

1

Устный опрос
Практическая работа

20

55. Компьютерные
исполнители. Робот.
Система команд
исполнителя.
56. Обобщающий урок по
разделу "Алгоритмы и
исполнители.
Роботыкакисполнители".
57. Знакомство с
робототехническим
конструктором.
58. Знакомство с
робототехническим
конструктором.
59. Способы передачи движения.
Понятия о редукторах.
60. Способы передачи движения.
Понятия о редукторах.
61. Понятие команды, программа
и программирование.
62. Программноеуправлениеробо
том.
63. Моторы и иххарактеристики.

1

0

1

Устный опрос
Практическая работа

1

1

0

Зачет

1

0

1

Устный опрос

1

0

1

Практическая работа

1

0

1

Практическая работа

1

0

1

Практическая работа

1

0

1

Практическая работа

1

0

1

Практическая работа

1

0

1

Практическая работа

64. Моторы и иххарактеристики.

1

0

1

Практическая работа

65. Датчики и иххарактеристики.

1

0

1

Практическая работа

66. Сборка простейшего робота
по инструкции.
67. Сборка простейшего робота
по инструкции.
68. Обобщающий урок по
разделу "Роботы:
конструирование и
управление".
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

0

1

Практическая работа

1

0

1

Практическая работа

1

1

0

Зачет

68

7

61

21

ЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Технология. 5 класс/Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и другие; под редакцией
Казакевича В.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Технология. 5 класс/Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и другие; под редакцией
Казакевича В.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
lecta.rosuchebnik.ru
http://fcior.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
http://window.edu.ru
http://www.openclass.ru/sub
http://znakka4estva.ru
https://megabook.ru
https://prosv.ru
Google Forms
https://www.google.com/intl/ru/forms/about
SweetHome 3D
http://www.sweethome3d.com/ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебное оборудование
1. Обучающие таблицы, плакаты, схемы по разделам программы.
2. Плакаты по технике безопасности.
3. Образцы различных материалов (тканей, древесины, металлов и др.)
4. Образцы изделий из различных материалов.
5. Компьютер, проектор
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Инструменты для работы с бумагой
2. Инструменты для работы с тканью
3 .Инструменты для работы с древесиной
4. Инструменты для работы с металлом
5. Швейное оборудование (бытовая шв. машина)
6. Столярный верстак
7. Слесарный верстак
8. LEGOMINDSTORMSEducationEV3 (инструкции и документация для учебных
наборов).

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».