ИЗО +5 класс (конструктор)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
286 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального
общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
287 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного
общего образования»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ
ИСКУССТВО»
Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая
духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и
нравственный мировой опыт.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как
включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики,
скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии,
функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность,
зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и
патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной
в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие
личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого
развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11—15
лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств
обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и
детей с ОВЗ.
Для оценки качества образования кроме личностных и метапредметных образовательных
результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их достижение определяется
чётко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными
требованиями.

В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой
форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество
в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена
тематическим планом и может иметь разные формы организации.
Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть
основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как
исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию
результата.
Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую,
искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную
деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное
художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме,
макете).
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная
деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и
праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, а также
смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ
ИСКУССТВО»
Целью изучения является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи,
графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства,
изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Модуль объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность,
восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей
действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного
художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными
материалами.
Задачами модуля «Декоративно-прикладное и народное искусство» являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных
ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни
общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной
культуре во всём многообразии её видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных
материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись,
графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного
творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах
(театре и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах
воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих
позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;

воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной
художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование
активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно значимой ценности.
МЕСТО МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Модуль «Декоративно-прикладное и народное искусство» изучается 1 час в неделю, общий объем
составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
Декоративно-прикладное искусство и его виды.
Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей.
Древние корни народного искусства
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства.
Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом.
Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта, их значение в
характере труда и жизненного уклада.
Образно-символический язык народного прикладного искусства.
Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства.
Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву, вышивки.
Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.
Убранство русской избы
Конструкция избы, единство красоты и пользы — функционального и символического — в её
постройке и украшении.
Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в
образном строе бытового крестьянского искусства.
Выполнение рисунков — эскизов орнаментального декора крестьянского дома.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома. Декоративные элементы жилой среды.
Определяющая роль природных материалов для конструкции и декора традиционной постройки
жилого дома в любой природной среде. Мудрость соотношения характера постройки, символики её
декора и уклада жизни для каждого народа.
Выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и
орнаментально-символического оформления.
Народный праздничный костюм
Образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского.
Традиционная конструкция русского женского костюма — северорусский (сарафан) и южнорусский
(понёва) варианты.
Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны.
Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Древнее происхождение и
присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке. Символическое изображение женских
фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности традиционных орнаментов
текстильных промыслов в разных регионах страны.
Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в форме, цветовом
решении, орнаментике костюма черт национального своеобразия.
Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества.
Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного панно на тему
традиций народных праздников.
Народные художественные промыслы
Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство и ремесло. Традиции
культуры, особенные для каждого региона.
Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов народов

России.
Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным бытом (дерево,
береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён и др.).
Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов. Особенности
цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской,
каргопольской игрушки. Местные промыслы игрушек разных регионов страны.
Создание эскиза игрушки по мотивам избранного промысла.
Роспись по дереву. Хохлома. Краткие сведения по истории хохломского промысла. Травный
узор,«травка» — основной мотив хохломского орнамента. Связь с природой. Единство формы и
декора в произведениях промысла. Последовательность выполнения травного орнамента.
Праздничность изделий «золотой хохломы».
Городецкая роспись по дереву. Краткие сведения по истории. Традиционные образы городецкой
росписи предметов быта. Птица и конь — традиционные мотивы орнаментальных композиций.
Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи.
Посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по истории промысла. Гжельская керамика и
фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора. Природные мотивы росписи посуды.
Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии.
Роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие форм
подносов, цветового и композиционного решения росписей. Приёмы свободной кистевой
импровизации в живописи цветочных букетов. Эффект освещённости и объёмности изображения.
Древние традиции художественной обработки металла в разных регионах страны. Разнообразие
назначения предметов и художественно-технических приёмов работы с металлом.
Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра — роспись шкатулок, ларчиков,
табакерок из папье-маше. Происхождение искусства лаковой миниатюры в России. Особенности
стиля каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций
отечественной культуры.
Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных промыслов.
Отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических, духовных и культурных
традиций.
Народные художественные ремёсла и промыслы — материальные и духовные ценности,
неотъемлемая часть культурного наследия России.
Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов
Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций.
Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и ремесла, уклада
жизни людей.
Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и
символика орнаментов в культуре разных эпох.
Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение образа
человека, его положения в обществе и характера деятельности в его костюме и его украшениях.
Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта — в культуре
разных эпох.
Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства
(художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указующий или декоративный знак.
Государственная символика и традиции геральдики.

Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды.
Значение украшений в проявлении образа человека, его характера, самопонимания, установок и
намерений.
Декор на улицах и декор помещений.
Декор праздничный и повседневный.
Праздничное оформление школы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по модулю
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы по модулю в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное
развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во
ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и
социально значимые качества личности; духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение
школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному
участию в социально значимой деятельности.
1. Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного
развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и
изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты
отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным
подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям,
эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в
изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов.
Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной
художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственноэмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.
2. Гражданское воспитание
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к
ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и
гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества.
Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках
предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой
истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует
пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических
идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах
создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого,
становлению чувства личной ответственности.
3. Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический,
художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного
предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его
эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту
самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностноориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству
способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку,
семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком

полноты проживаемой жизни.
4. Эстетическое воспитание
Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной
сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное,
трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении
и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд,
представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием
развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных
ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию,
отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому
себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в
условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к
природе, труду, искусству, культурному наследию.
5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи
воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками,
видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки
исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках
изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
6. Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в
процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и
личной художественно-творческой работе.
7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в
процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и
специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как
навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений
преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания
реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату,
понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой
работы, работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация
пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не
только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами
образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность
обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное
воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и
восприятие жизни школьниками.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении модуля:

1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;
абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.
Базовые логические и исследовательские действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления
искусства и действительности;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни
людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или
выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования,
аргументированно защищать свои позиции.
Работа с информацией:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора
информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её
представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель),
между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно
отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности
и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего
результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач,
осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и
интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественнотворческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям
критериев.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций
других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и
собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и
переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в
совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического,
современного, искусства промыслов; понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми
потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде;
иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом
значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о присутствии
в древних орнаментах символического описания мира;
характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративноприкладного искусства;
уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных
отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно-пространственной
среды;
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл,
керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать неразрывную связь декора и
материала;
распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в
разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.;
знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую природу,
орнаментальность, стилизацию изображения;
различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный,
зооморфный, антропоморфный;
владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных,

сетчатых, центрических;
знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь
применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;
овладеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения
деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представите- лей животного мира,
сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;
знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде
которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом;
уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства
(солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его
декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство
его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник
архитектуры;
иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта;
освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое
значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма
различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;
осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в
своих материальных формах глубинные духовные ценности;
знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов,
например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и
декора, их связь с природой, трудом и бытом;
иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности —
быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай,
античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративноприкладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые
природными условиями и сложившийся историей;
объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной
жизни;
рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и
искусства;
называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных
промыслов;
характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных
промыслов;
уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево,
глина, металл, стекло, др.;
различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике
декора;
объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных
промыслов;
иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых
художественных промыслов;
уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда
отечественных художественных промыслов;

характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип,
указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа;
понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и
содержании геральдики;
уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в
окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать
их образное назначение;
ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства;
различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё,
гобелен и т. д.;
овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства
школы и школьных праздников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Виды деятельности
Дата
изучен
всего контроль практичес
ия
ные
кие
работы
работыискусстве
Раздел 1. Общие сведения о декоративно-прикладном

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1.1. Декоративно-прикладное
искусство и его виды

1

Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7832/
start/277138/

Сравнивать виды декоративноприкладного искусства по
материалу изготовления и
практическому назначению.
Самостоятельно формулировать
определение декоративноприкладного искусства.

Раздел 2. Древние корни народного искусства
2.1. Древние образы в
народном искусстве

1

Уметь объяснять глубинные
смыслы основных знаков-символов
традиционного народного
(крестьянского) прикладного
искусства.

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7825/
start/312989/

2.2. Убранство русской избы

1

Изображать строение и декор
избы в их
конструктивном и смысловом
единстве.
Сравнивать и характеризовать
разнообразие в построении и
образе избы в разных регионах
страны.

Практическая
работа;
Текущий контроль
(ХПД№1);

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7826/
start/313020/

2.3. Внутренний мир русской
избы

1

Называть и понимать назначение
конструктивных и декоративных
элементов устройства жилой среды
крестьянского дома.;
Выполнить рисунок интерьера
традиционного крестьянского дома.

Письменный
контроль;
Текущий №2
Анализ и
интерпретация
художественного
произведения
(АИХП);

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7826/
start/313020/

2.4. Конструкция и декор
предметов народного
быта и труда

1

Изобразить в рисунке форму и
декор предметов крестьянского
быта (ковши, прялки, посуда,
предметы трудовой деятельности).

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7826/
start/313020/

2.5. Народный праздничный
костюм

1

Письменный
контроль;
Словарная работа
"Детали русского
костюма";

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7827/
start/276982/

2.6. Искусство народной
вышивки

1

Понимать и анализировать
образный строй
народного праздничного костюма,
давать ему эстетическую оценку.;
Соотносить общее и особенное в
образах
народной праздничной одежды
разных регионов России.
Выполнить аналитическую
Понимать условность языка
зарисовку или эскиз праздничного
орнамента, его
народного костюма;
символическое значение.
Объяснять связь образов и мотивов
крестьянской вышивки с природой и
магическими древними
представлениями.
Определять тип орнамента в
наблюдаемом узоре.

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7827/
start/276982/

2.7. Народные праздничные
обряды (обобщение
темы)

1

Характеризовать праздничные
Тестирован
обряды как синтез всех видов
ие;
(Теория
народного творчества.;
№1);
Изобразить сюжетную композицию с
изображением праздника или
участвовать в
создании коллективного панно на
тему традиций народных
праздников;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7828/
start/277014/

Раздел 3. Народные художественные промыслы
3.1. Происхождение
художественных
промыслов и их роль в
современной жизни
народов России

1

Наблюдать и анализировать изделия Устный опрос;
различных народных
художественных промыслов с
позиций материала их изготовления.
Характеризовать связь изделий
мастеров промыслов с
традиционными ремёслами.
Объяснять роль народных
художественных
промыслов в современной жизни.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7832/
start/277138/

3.2. Традиционные древние
образы в современных
игрушках народных
промыслов

1

Рассуждать о происхождении
древних традиционных образов,
сохранённых в игрушках
современных народных промыслов.
Различать и характеризовать
особенности игрушек нескольких
широко известных
промыслов: дымковской,
филимоновской,
каргопольской и др.
Создавать эскизы игрушки по
мотивам избранного промысла.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7829/
start/313051/

Устный опрос;
Анализ и
интерпретация
художественного
произведения
(АИХП №2);

Практическая
работа;

3.3. Праздничная хохлома.
Роспись по дереву

1

Рассматривать и характеризовать
особенности орнаментов и формы
произведений хохломского
промысла.
Иметь опыт в освоении нескольких
приёмов хохломской
орнаментальной росписи
(«травка»,«кудрина» и др.).
Создавать эскизы изделия по
мотивам промысла.

3.4. Искусство Гжели.
Керамика

1

Рассматривать и характеризовать
особенности орнаментов и формы
произведений гжели.
Иметь опыт использования
приёмов кистевого мазка.
Создавать эскиз изделия по
мотивам промысла.Изображение и
конструирование посудной
формы и её роспись в гжельской
традиции.

3.5. Городецкая роспись по
дереву

1

Наблюдать и эстетически
характеризовать
красочную городецкую роспись.
Выполнить эскиз изделия по
мотивам промысла.

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7830/
start/313083/

3.6. Жостово. Роспись по
металлу

1

Наблюдать разнообразие форм
подносов и
композиционного решения их
росписи.
Иметь опыт традиционных для
Жостова приёмов кистевых мазков в
живописи цветочных букетов. Иметь
представление о приёмах
свещенности и объёмности в
жостовской росписи.

Письменный
контроль;
Текущий №5.
Анализ и
интерпретация
художественного
произведения
(АИХП);

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7831/
start/313112/

Практическая
работа;
Текущий №4
(ХПД);

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7830/
start/313083/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7830/
start/313083/

3.7. Искусство лаковой жи
вописи

2

Наблюдать, разглядывать,
любоваться, обсуждать
произведения лаковой миниатюры.
Знать об истории происхождения
промыслов лаковой миниатюры.
Иметь опыт создания композиции на
сказочный сюжет, опираясь на
впечатления от лаковых
миниатюр.

Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7832/
start/277138/

Практическая
работа; Текущий
контроль №7
(ХПД);

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7832/

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов
4.1. Роль декоративноприкладного
искусства в культуре
древних цивилизаций

4

Наблюдать, рассматривать,
эстетически
воспринимать декоративноприкладное искусство в культурах
разных народов.
Выявлять в произведениях
декоративноприкладного искусства связь
конструктивных, декоративных и
изобразительных элементов,
единство материалов, формы и
декора.
Делать зарисовки элементов декора
или
декорированных предметов.

start/277138/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7834/
start/313175/

4.2. Особенности орнамента в 2
культурах разных народов

Объяснять и приводить примеры, как
по
орнаменту, украшающему одежду,
здания,
предметы, можно определить, к
какой эпохе и народу он относится.
Проводить исследование орнаментов
выбранной культуры, отвечая на
вопросы о своеобразии традиций
орнамента.
Иметь опыт изображения
орнаментов выбранной культуры.

4.3. Особенности
конструкции и декора
одежды

Практическая
Проводить исследование и вести
работа;
поисковую работу по изучению и
сбору материала об
особенностях одежды выбранной
культуры, её декоративных
особенностях и социальных
знаках.
Изображать предметы одежды.
Создавать эскиз одежды или деталей
одежды для разных членов
сообщества этой культуры.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7835/
start/313206/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7836/
start/280792/

Участвовать в создании
коллективного панно,
показывающего образ выбранной
эпохи.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7839/
start/313480/

2

4.4. Целостный образ
2
декоративноприкладного искусства для
каждой исторической
эпохи и национальной
культуры

Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека

Письменный
контроль;
Текущий №8
Анализ и
интерпретация
изделия
декоративно
прикладного
искусства.(АХПД)
;

Практическая
работа; (ХПД);

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7834/
start/313175/

5.1. Многообразие видов,
форм,
материалов и техник
современного
декоративного искусства

3

0.5

Наблюдать и эстетически
анализировать
произведения современного
декоративного и прикладного
искусства.
Вести самостоятельную поисковую
работу по направлению выбранного
вида современного декоративного
искусства.
Выполнить творческую
импровизацию на основе
произведений современных
художников.

Письменный
контроль; Анализ
и интерпретация
художественного
произведения
(АИХП);

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7840/
start/313511/

5.2. Символический знак в
современной жизни

2

5.3. Декор современных
улиц и помещений

3

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ

34

1.5

0

Объяснять значение
государственной символики и роль
художника в её разработке.;
Разъяснять смысловое значение
изобразительно-декоративных
элементов в государственной
символике и в гербе родного
города.;
Обнаруживать
на и
Рассказывать о украшения
происхождении
улицах
родного
города
и
традициях геральдики.;
рассказывать
них.; личной
Разрабатыватьо эскиз
Объяснять,
зачем
в праздник
семейной эмблемылюди
или эмблемы
украшают
окружение
и
класса, школы, кружка себя.;
Участвовать
в праздничном
дополнительного
образования;
оформлении школы;

Устный
опрос;
(Теория);

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7837/
start/313452/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7838/
start/313567/

Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7840/
start/313511/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

Декоративно-прикладное
искусство и его виды

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

2.

Древние образы в
народном искусстве

1

Устный опрос;

3.

Убранство русской избы

1

Практическая
работа;
(ХПД №1);

4.

Внутренний мир русской
избы

1

Письменный
контроль;
Анализ и
интерпретация
художественного
произведения
(АИХП №1);

5.

1
Конструкция и декор
предметов народного быта
и труда

Практическая
работа;

6.

Народный праздничный
костюм

1

Практическая
работа;

7.

Искусство народной
вышивки

1

Устный опрос;
Текущий №3.
Теория;

8.

1
Народные праздничные
обряды (обобщение темы).

Письменный
контроль;
Словарная
работа "Детали
русского
костюма";

9.

Происхождение
художественных
промыслов и их роль в
современной жизни
народов России

Практическая
работа;

1

10. Традиционные древние
образы в современных
игрушках народных
промыслов

1

Тестирование;

11. Праздничная хохлома.
‐Роспись по дереву

1

Устный опрос;

12. Искусство Гжели.
Керамика

1

Практическая
работа;
Текущий №4
(ХПД);

13. Городецкая роспись по
дереву

1

Практическая
работа;

1

Письменный
контроль;
Текущий №5.

14.

Жостово. Роспись по
металлу

Анализ и
интерпретация
художественного
произведения
(АИХП);
15. Искусство лаковой
живописи

Практическая
работа;

1

16. Роль народных
1
художественных
промыслов в современной
жизни. Обобщение темы.

0.5

Контрольная
работа;
Контроль №6.
Контрольная
работа №1;

17. Роль декоративноприкладного искусства в
культуре древних
цивилизаций

1

0.5

Практическая
работа;
Текущий №7
(ХПД);

18. Зачем людям украшения

1

Устный опрос;

19. Роль декоративноприкладного искусства в
жизни Древнего Египта

1

Практическая
работа;

20. Роль декоративноприкладного искусства в
жизни Древней Греции.
Вазопись.

1

Практическая
работа;

21. Особенности орнамента в 1
культурах разных народов

0.25

Письменный
контроль;
Текущий №8
Анализ и
интерпретация
изделия
декоративно
прикладного
искусства.
(АХПД);

1

Устный опрос;

23. Особенности конструкции 1
и декора одежды. Одежда
говорит о человеке

Устный опрос;

22. Орнаменты народов
Крыма

24. Особенности конструкции 1
и декора одежды Одежда
говорит о человеке

0

Практическая
работа;

25. Целостный образ
декоративно-прикладного
искусства для каждой
исторической эпохи и
национальной культуры

0.5

Тестирование;
Текущий №9
(Теория);

26. Многообразие видов,
1
форм, материалов и
техник современного
декоратив- ного искусства

0

Практическая
работа;

27. Многообразие видов,
1
форм, материалов и
техник современного
декоратив- ного искусства

0.5

Письменный
контроль;
Текущий №10
Анализ и
интерпретация
художественного
произведения
(АИХП);

1

28. Монументальное
декоративно-прикладное
искусство и его виды

1

Практическая
работа;

29. Монументальная
живопись (мозаика,
витраж, фреска)

1

Практическая
работа;

30. Символический знак в
1
современной жизни. О
чем рассказывают гербы и
эмблемы

Устный опрос;

31. Государственная
символика Крыма. Герб
города

Практическая
работа;

1

32. Декор современ- ных улиц 1
и помещений

0.5

Практическая
работа;
Контроль №11;

33. Декор современ- ных улиц 1
и помещений

0.5

Контрольная
работа;
Контроль №12.
Контрольная
работа за 2-ое
полугодие.
(Теория);
Зачет;

34. Декоративное искусство в 1
современном мире.
Обобщающий урок
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3.25

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 5 класс/Горяева Н. А., Островская О.В.; под редакцией Неменского Б.М.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству», Москва,
«Сфера»,2007год,
2. О.В. Свиридова «Предметные недели в школе. Изобразительное искусство» (беседы, викторины,
олимпиады, конкурсы, необычные уроки), Учитель», Волгоград, 2008 год
3. О.В. Свиридова, «Проверочные и контрольные тесты» 5-8 класс, «Учитель», Волгоград, 2008 год.
4. Туманова Е.С. «В мире красок народного творчества» 4-8 класс (внеклассные
мероприятия),«Учитель», Волгоград, 2009год
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. -https://resh.edu.ru/subject/7/5/
2. - http://ru.wikipedia.org/wiki
3. - www.artvek.ru/dekor07.html
4. - www.artprojekt.ru/libraru/rus18/st019. html
5. - dic.academic.ru/dik.nsf/bse/83575/?
6. - http://www.ntrust.ru/public.cms/?eid=690551
7. - www.museum.ru/N31505
8. - http://franky-bou2.livejournal.com/191069.html
9. - http://www.ellada.spb.ru
10. - www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Наглядные пособия.
1. Произведения изобразительного искусства.
2. Фарфоровые куклы в национальных костюмах
3. «Цветовой круг» Иттена
4. Стенды по цветоведению, видам и жанрам ИЗО, «Свет и тень»
5. Стенд «Основные термины и понятия»
6. Плакаты: «Великие художники», «Художники-передвижники», «Импрессионисты» и др.
7. Набор таблиц по декоративно-прикладному творчеству, «Народные промыслы России», др. 8.
Книги: серия «Начинающему художнику: как рисовать гуашью (акварелью, пастелью, цветными
карандашами, фломастерами)», серия «Династия Романовых»,
9. Набор художественных репродукций
10. Манекены в костюмах народов Крыма
Модели и натуральный фонд.
1. Муляжи фруктов и овощей.
2. Гербарий.
3. Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.
4.Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
5. Драпировки
6. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовар, подносы, ложки и др.)
Печатные пособия
1. Портреты русских и зарубежных художников
2. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека 3.
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
4. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта
5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству
6. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте
Технические средства обучения.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Музыкальный центр.
Колонки
Учебно- практическое оборудование:
1. Мольберт демонстрационный
2. Штатиф для картин.
3. Шкафы с раздаточным и демонстрационным материалом.
3. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин,
иллюстраций, рисунков учащихся.
4. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой

обучения.
Оборудование класса
1. Стол учительский
2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашь, тушь, ручки с перьями,
фломастеры, восковые мелки, пастель, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды,
стеки (набор), пластилин/глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.
2. Мольберты настольные ученические -24 шт.
3. Бумага чертёжная А4, бумага акварельная А4 и А3, бумага цветная, белый картон
4. Клеёнки настольные для занятий творчеством ЮНЛАНДИЯ, комплект 24 шт.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».