УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Веселовская средняя школа имени Амет-Хан Султана» Приказ от 19.04.2021 г. № 140 Положение «О формировании и работе с кадровым резервом МБОУ «Веселовская средняя школа имени Амет-Хан Султана»» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совещания по формированию резерва управленческих кадров от 23.07.2008 г., утвержденным 01.08.2008 № Пр-1573, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Указом Главы Республики Крым от 13.05.2016 № 173-У «О резерве управленческих кадров Республики Крым», приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 06.11.2020 № 1571 «Об утверждении Плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации региональных механизмов управления качеством образования в Республике Крым». 1.2. Положение определяет правила формирования кадрового резерва МБОУ «Веселовская средняя школа имени Амет-Хан Султана». 1.3. Плановый резерв кадров школы – это работники, прошедшие отбор и зачисленные в списки резерва для систематической целевой подготовки, ориентированной на получение знаний и навыков, необходимых для назначения на должности, подлежащие обеспечению кадровым резервом. 1.4. Перспективный резерв школы - это молодые специалисты (до 35 лет) с лидерскими качествами, прошедшие отбор и зачисленные в списки резерва специалисты. Подготовка перспективных сотрудников не носит целевого характера – они готовятся не к занятию определенной должности, а к руководящей работе вообще. 2. Основные принципы работы кадрового резерва. 2.1. Цели работы с плановым резервом: - своевременное замещение высококвалифицированными специалистами руководящих должностей школы; - снижение рисков при назначениях руководящих работников; - повышение уровня профессиональной подготовки работников; - сокращение периода адаптации работников при вступлении в должность. 2.2. Цели работы с перспективным кадровым резервом: - поиск, отбор и усиленное развитие сотрудников, обладающих потенциалом для занятия через несколько лет руководящих должностей в школе; - мотивация карьерного роста работников и дополнительное стимулирование молодых сотрудников на повышение образовательного уровня и профессиональной квалификации; - внедрение в практику работы с кадрами прогнозирования служебных перемещений (планирование карьеры); - улучшения качественного состава работников; - повышения уровня мотивации работников. 2.3 Основные принципы формирования кадрового резерва: - добровольность участия в конкурсе для включения в кадровый резерв для замещения вакантной должности; - объективность оценки профессиональных качеств работников и результатов их служебной деятельности; - создание условий для профессионального роста на службе; 2.4. Формирование кадрового резерва основано на принципах: - компетентности и профессионализма лиц, включаемых в резерв; - гласности, добровольности, объективности включения в резерв; - единства основных требований, предъявляемых к кандидатам на выдвижение. 3 Порядок формирования резерва 3.1. Работа с резервом включает в себя следующие направления: 3.1.1. Формирование резерва: - сбор информации о перспективных сотрудниках для составления списков кадрового резерва; - квалификационный отбор сотрудников для добавления в кадровый резерв; - оформление и утверждение списков резерва; 3.1.2. Подготовка резерва: - проведение обучения резервиста; - проведение аттестации, с целью оценки уровня знаний кандидата по программе обучения и принятие решения о целесообразности нахождения сотрудника в резерве; - направление резервистов на стажировку. 3.1.3. Реализация резерва: - выдвижение резервистов на руководящие должности; - систематическое обновление списков резерва с целью пополнения; - корректировка списков резерва по результатам анализа эффективности подготовки работников, состоящих в резерве. 4 Отбор кандидатов и исключение из резерва 4.1. Отбор в кадровый резерв производится на основании оценки уровня квалификации, личных качеств и продуктивности деятельности работников. 4.2. В целях обеспечения эффективности резерва его численность составляет не менее 2 кандидатов на место по каждой категории должностей. Допускается зачисление одного специалиста в резерв по различным (не более двух) категориям должностей. 4.3. Список должностей, подлежащих обеспечению кадровым резервом, определяется согласно Приложению №1. 4.4. Кадровый резерв школы формируется из следующих источников: - квалифицированные специалисты; - молодые специалисты. 4.5. При отборе кандидатов в кадровый резерв учитываются следующие параметры: - возраст (возраст кандидата на момент вступления в кадровый резерв не должен превышать 50 лет); - уровень образования (высшее образование); - состояние здоровья (способность выполнять трудовую функцию в полном объеме); - стаж работы по профессии и на руководящей должности соответствующей категории (согласно Приложению №1); - квалификационные требования по планируемой должности. 4.6. Для проведения отбора используются следующие методы: - анализ документов (анкетных данных, документов об образовании и повышении квалификации, характеристик, результатов аттестаций, отчетов и др.); - оценка качества труда (результаты труда, тщательность выполнения заданий, надежность, рациональность, экономичность); - собеседование (для выявления стремлений, мотивов поведения,потребностей и иных сведений, имеющих значение для принятия решения о включении в резерв). 4.7. Основания для включения в резерв: - стремление кандидата к самосовершенствованию, развитию своей карьеры, лидерству; - рекомендация непосредственного руководителя, согласованная с руководителем направления. 4.8. Основания для исключения из резерва: - назначение работника на должность; - подачи резервистом заявления об исключении его из кадрового резерва; - выявления фактов, свидетельствующих о представлении резервистом заведомо ложных сведений; - совершения правонарушения, иных деяний, не совместимых с нахождением в кадровом резерве; - нарушение порядка и условий зачисления в кадровый резерв, установленных настоящим Положением; - неудовлетворительные показатели профессиональной деятельности; - систематическое невыполнение плана индивидуального развития. 4.9. Процедура отбора резервистов. 4.9.1. Непосредственный руководитель кандидата в соответствии с рекомендуемыми критериями (Приложение1) осуществляют первичную оценку деловых и личных качеств кандидата и составляет рекомендацию о включении работника в резерв (Приложение 1). Списки заверяются у руководителя направления. Также руководителем кандидата оформляется «Информационный лист кандидата» (Приложение). 5 Подготовка специалистов и руководителей, зачисленных в резерв 5.1. Подготовка резерва является составной частью комплексной программы подготовки персонала школы. 5.2. Подготовка резерва может осуществляться с отрывом и без отрыва от производства. 5.4. Подготовка работников, зачисленных в резерв руководящих кадров, проводится в целях приобретения ими практических и организационных навыков для выполнения обязанностей по должности резерва. 5.5. Подготовка на замещение должностей руководителей проводится по профилю деятельности работника с обязательным изучением основных вопросов образования, менеджмента. 5.6. Подготовка перспективного кадрового резерва. Потенциальный резерв состоит из молодых сотрудников с лидерскими качествами, которые в перспективе могут занять руководящие должности. Перспективный резерв формируется из сотрудников в возрасте до 35 лет. Подготовка перспективных сотрудников не носит целевого характера – они готовятся не к занятию определенной должности, а к руководящей работе вообще. 5.7. Перемещение сотрудников из перспективного резерва в плановый производится: - по итогам проведения аттестации; - по достижении сотрудником возраста 35 лет. 5.8. Подготовка кадрового резерва предусматривает теоретическую и практическую части. 5.9. Основными видами теоретической подготовки резерва являются: - переподготовка и повышение квалификации; - внешнее и внутреннее обучение по проблемам повышения эффективности обучения и управления, в том числе управления персоналом, изучение экономических дисциплин; - мастер-классы и тренинги – проведение семинаров и деловых игр по эффективному управлению. 5.10. По прохождении теоретической подготовки проводится аттестация, с целью принятия решения о целесообразности продолжения обучения по программе подготовки руководящих кадров. 5.11. Основным видом практической подготовки является: - исполнение обязанностей (замещение в период отпуска, болезни и. т.д.) на должностях, соответствующих уровню и специализации резервиста. При исполнении обязанностей сотруднику выплачивается разница в окладах между занимаемой им должностью и той, на которой он исполняет обязанности. 6 Мотивация сотрудников на долгосрочные отношения 6.1. Мотивация сотрудников на долгосрочное сотрудничество является важнейшим этапом работы с сотрудниками. 6.2. Мотивация и стимулирование сотрудников преследует две цели: - выработать у сотрудника желание наиболее эффективным способом добиваться поставленных перед ним целей и задач; - повысить лояльность, приверженность сотрудников. 6.3. Выделяются формы мотивации, действующие на сотрудника: 6.3.1. Материальные вознаграждения — заработная плата, премии. 6.3.2. Нематериальные вознаграждения — совпадение ценностей учреждения с жизненным стилем сотрудника, комфорт, ощущения успеха, товарищеские отношения в коллективе, статус, отношение к собственному имиджу, интересная работа – оказывает большое влияние на мотивацию для увеличения эффективности в деятельности сотрудника и, следовательно, на культуру в целом, на возможности ее совершенствования. 6.4. Уровни развития мотивации сотрудников. 6.4.1. Развитие мотивации сотрудника на индивидуальном уровне предполагает: - активное объяснение целей проводимой работы, ее ценности и смысла, т. е. реклама будущего результата; - распределение задач в соответствии с индивидуальными возможностями, способностями и квалификацией сотрудников; - периодическое проведение собеседований «руководитель — сотрудник» (возможность выговориться для сотрудника, возможность договориться для руководителя); - постановка реально достижимых целей при определенном аккумулировании усилий сотрудника; - обеспечение понимания чувства достижения результата (поощрение за результат). 6.4.2. Развитие мотивации сотрудника на уровне рабочего места включает: - участие сотрудников в постановке и определении общих целей (для себя, своего подразделения, всей компании) на рабочем месте; - создание системы совместной деятельности подразделения для понимания достигнутой цели (задачи) в рамках рабочей группы; - создание должной рабочей атмосферы и устранение излишних процедурных ограничений (добровольность сотрудников). 7 Реализация резерва. 7.1. С целью повышения эффективности резерва проводится ежегодная корректировка списков резерва, в ходе которой оценивается результаты годовой подготовки, даются заключения о возможности выдвижения кандидата на руководящую должность, целесообразности продолжения подготовки, корректировке плана обучения, исключения из резерва. Приложение 1 к Положению «О формировании и работе с кадровым резервом МБОУ «Веселовская средняя школа имени Амет-Хан Султана»» Список должностей, подлежащих обеспечению кадровым резервом по категориям. Первая категория. Кадровый резерв на должность директора формируется из резервистов в возрасте от 35 до 50 лет и с опытом работы от 5 лет в школе. Административный ресурс на должность «директор»: - Заместитель директора по направлениям. 2. Вторая категория. Кадровый резерв на должности заместителей директора по направлениям (УВР, УР, ВР, АХР). Возраст претендентов от 35 до 50 и опыт работы от 3лет в школе. Административный ресурс для должности заместитель директора: - учителя школы. 1. КАРТА критериев оценки кандидата. ФИО _________________________________________________________________ № п/п 1 1 Критерий 2 Знания, опыт Признак 3 Профессиональные знания Опыт работы Навыки решения типовых задач Дополнительные знания и навыки (прохождение обучения на курсах, участие в семинарах, наличие других профессий специальностей) Знание нормативной базы, Стандартов работы и др. 2 Мышление Способность выделять главное Принятие решений Быстрота принятия решений Информационн ые связи, контакты Использование знаний специалистов Адекватность Нестандартность 3 Самостоятельность Обоснованность 4 Коммуникабельность Умение использовать информационные источники 5 Лояльность к Организации Персональные Эффективность характеристики труда Уровень 4 5 1 2 6 3 7 4 8 5 Целеустремленность Корректность поведения Профессиональная ответственность Авторитет 1 - не имеет достаточных знаний (навыков, способностей) и не стремится их приобрести; 2 - имеет не очень глубокие знания (навыки, способности); 3 - имеет достаточные знания (навыки, способности); 4 - обладает хорошими знаниями (навыками, способностями); 5 - обладает глубокими знаниями (навыками, способностями), по многим вопросам может дать исчерпывающую консультацию.