РП-5-кл-биология

1

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Нормативно-правовое обеспечение преподавания предмета (законодательные и нормативно-правовые документы федерального и
регионального уровня)
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 17.10.2010 №1897.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (с изменениями) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/
5. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004
№1312 (с изменениями).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/
7. Примерные основные образовательные программы и адаптированные основные образовательные программы www.fgosreestr.ru
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических
рекомендаций» («Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального
общего,
основного
общего
и
среднего
общего
образования»
(в
ред.
приказа
от
10.06.2019
№286)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152890/ 2
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (зарегистрировано в
Минюсте России 14.09.2020. №59808) https://fpu.edu.ru/fpu/
2

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию
образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201131/
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.36.48-20 Санитарные правила…») (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020.
№61573)
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н (ред. от 31.05.2011) «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703/
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/
15. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
16. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05.05.2017 №1140 «Об утверждении Положения о
региональной системе оценки качества образования в Республике Крым».
17. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.03.2018 №663 «О мерах по развитию региональной
системы оценки качества образования в Республике Крым». 3
18. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14 «О формировании учебных
планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2022/2023 учебный
год»
Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной
образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на
деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым,
личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов
на уровне основного общего образования.
В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне основного общего образования, планируемые результаты
освоения курса биологии: личностные, метапредметные, предметные.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
3

Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, он позволяет
сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе,
закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:







формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений
живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для
сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:






приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли
организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного
организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и
критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей
среды.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа
предусматривает изучение биологии в объёме 238 часов за пять лет обучения: из расчёта с 5 по 7 класс — 1 час в неделю, в 8—9 классах — 2
часа в неделю. В тематическом планировании для каждого класса предлагается резерв времени, который учитель может использовать по
своему усмотрению, в том числе для контрольных, самостоятельных работ и обобщающих уроков.
4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Биология как наука – 5 часов.
Биология – наука о живой природе. Методы изучения биологии. Как работают в лаборатории. Правила работы в кабинете биологии.
Разнообразие живой природы. Среды обитания организмов.
Тема 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов – 7 часов.
Увеличительные приборы. Химический состав клетки. Строение клетки. Жизнедеятельность клетки.
Практические работы. 1. Устройство увеличительных приборов. 2. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под
микроскопом.
Лабораторные работы. 1. Пластиды в клетках листа элодеи 2. Пластиды в клетках плодов томатов, рябины, шиповника.
Тема 2. Многообразие организмов – 21 час.
Характеристика царства Бактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека. Характеристика царства Растения. Водоросли. Многообразие
водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека. Высшие споровые растения. Моховидные. Папоротниковидные. Плауновидные.
Хвощевидные. Голосеменные растения. Разнообразие хвойных растений. Покрытосеменные, или Цветковые, растения. Характеристика
царства Животные. Характеристика царства Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Грибы – паразиты растений,
животных, человека. Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Происхождение бактерий, грибов, животных и растений.
Охрана животного мира. Заповедники и заказники. Красная книга Республики Крым.
Практические работы. 3. Строение хвои и шишек хвойных растений. Признаки хвойных деревьев.
Лабораторные работы. 3. Строение зеленых водорослей. 4. Строение мха. 5. Строение папоротника. 6. Строение и разнообразие
шляпочных грибов.
Повторение – 1 час

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:


отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой
биологической науки.
Гражданское воспитание:



готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:



готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;. понимание значимости
нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
Эстетическое воспитание:



понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
Ценности научного познания:



ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;



понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;



развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:

6






ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил
и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического
и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
Трудовое воспитание:



активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности,
интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
Экологическое воспитание:





ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:





адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:



выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);



устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;

7



с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;



выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;



выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных
и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;



самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:



использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;



формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;



формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;



проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических
объектов между собой;



оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;



самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;



прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а
также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:

8



применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с
учётом предложенной учебной биологической задачи;



выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;



находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;



самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;



оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;



запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:



воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;



выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;



распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;



понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;



в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;



сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;



публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);

9



самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):



понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической



проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;



принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;



планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы и иные);



выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;



оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;



овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:



выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;



ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

10



самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;



составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;



делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):



владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;



давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;



учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;



объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;



вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;



оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:



различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;



выявлять и анализировать причины эмоций;



ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;



регулировать способ выражения эмоций.
11

Принятие себя и других:


осознанно относиться к другому человеку, его мнению;



признавать своё право на ошибку и такое же право другого;



открытость себе и другим;



осознавать невозможность контролировать всё вокруг;



овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;



перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека; профессии,
связанные с биологией (4—5);



приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский) и зарубежных (в том числе Аристотель,
Теофраст, Гиппократ) учёных в развитие биологии;



иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост,
развитие, движение, размножение;



применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология,
биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение,
раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с
поставленной задачей и в контексте;



различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты:
растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и
искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные;
12



проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов
жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных,
грибов, лишайников, бактерий и вирусов;



раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;



приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;



выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;



аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека;
анализировать глобальные экологические проблемы;



раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;



демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, предметов гуманитарного цикла,
различными видами искусства;



выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и
лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);



применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами,
описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;



владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;



соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;



использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;



создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
13

№
п.
п.

1

Название раздела,
темы
Введение. Биология
как наука

Количе
ство
часов

5

Практич
еские
работы
-

Лаборат
орные
работы
-

Контроль
ные
работы
-

Виды, формы
контроля
Фронтальный

ЭОР/ЦОР

https://resh.edu.ru/subject/5/5/

Групповой
Комбинированный

2

Клетка – основа
строения и
жизнедеятельности
организмов

7

2

2

1

Индивидуальный
Фронтальный

https://resh.edu.ru/subject/5/5/

Групповой
Комбинированный

3

Многообразие
организмов

21

1

4

1

Индивидуальный
Фронтальный

https://resh.edu.ru/subject/5/5/

Групповой
Комбинированный
Повторение

1

-

-

-

Индивидуальный
Фронтальный

https://resh.edu.ru/subject/5/5/

Групповой
Комбинированный
Индивидуальный
Итого

34

3

6

2
14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».