rp_fizika_10-11_2022-2023 (1)

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В содержание рабочей программы внесены все элементы содержания государственного образовательного стандарта по
физике. Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовке обучающихся
11 класса», которые полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностноориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и
умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для
сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Личностными результатами освоения курса физики 10-11 класса являются:
1) Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
2) Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и
технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к деятелям науки и техники, отношение к физике
как элементу общечеловеческой культуры
3) Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
4) Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями
5) Мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода
6) Формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами освоения курса физики 11 класса являются:
1) Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей
и задач, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, предвидения возможных результатов своей
деятельности
2) Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными
объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов и явлений
3) Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической
формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять
основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их самостоятельно
4) Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и
новых информационных технологий, для решения познавательных задач
5) Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли, развитие способности выслушивать
собеседника, способности понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение
6) Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем
7) Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои

взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами освоения курса физики 10-11 класса являются:
1) Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов и
закономерностей, раскрывающих связь изученных явлений
2) Умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, обрабатывать результаты измерений с помощью таблиц, графиков, формул, обнаруживать зависимости
между физическими величинами, объяснять полученные результаты, оценивать границы погрешностей результатов
измерений
3) Умение применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных
знаний
4) Умение и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств,
решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды
5) Формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания,
высокой ценности науки и развитии материальной и духовной культуры людей
6) Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия,
строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из
экспериментальных фактов и теоретических моделей физические закономерности
7) Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно
отвечать на вопросы, умение использовать справочную литературу и другие источники информации для аргументированной
защиты своей точки зрения
Частными предметными результатами освоения курса физики10- 11 класса являются:
понимание и способность объяснять:
а) смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство,
время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс,
электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект
массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
б) смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность,
механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя
кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная
теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд,
напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила
электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный

поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила
линзы;
в) смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики
Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного
тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории
газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон
Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной
теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного
распада;
умение описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения
от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение
давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте;
взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления
полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн;
дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры;
фотоэффект; радиоактивность;
умение приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения
гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая
теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще
неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и
тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и
физические теории имеют свои определенные границы применимости;
владение экспериментальными методами исследования для определения скорости, ускорения свободного падения; массы
тела, плотности вещества, силы, работы, мощности, энергии, коэффициента трения скольжения, влажности воздуха,
удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты плавления льда, электрического сопротивления, ЭДС и внутреннего
сопротивления источника тока, показателя преломления вещества, оптической силы линзы, длины световой волны;
представление результатов измерений с учетом их погрешностей;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон
всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон
сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон
Фарадея, законы термодинамики, закон Кулона и других законов классической физики и СТО;
понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно
встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с
условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
умение использовать полученные навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей
среды, техника безопасности и др.).

Планируемые результаты
1) Соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с лабораторным оборудованием
2) Понимать смысл основных физических терминов, изучаемых в курсе физики 11 класса
3) Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов
4) Анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов
5) Ставить опыты по исследованию физических тел и физических явлений без использования прямых измерений,
формулировать проблему/задачу/цель эксперимента, собирать установку из предложенного оборудования, проводить опыты
и формулировать выводы
6) Понимать роль эксперимента в получении научной информации
7) Проводить прямые измерения физических величин: времени, расстояния, массы, силы тока, электрического напряжения,
показателя преломления вещества, длины световой волны, оптической силы и фокусного расстояния линзы, при этом
выбирать оптимальный способ измерения, использовать приемы для оценки и расчета погрешностей измерений
8) Проводить исследования физических величин (в том числе с помощью виртуальной физической лаборатории) с
использованиями прямых измерений, при этом конструировать, фиксировать результаты полученной зависимости
физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования
9) Проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку
(в том числе и виртуальную), следуя предложенной инструкции, вычислять значения величины и анализировать полученные
результаты с учетом заданной точности
10)
Анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических
явлений или закономерностей и применять имеющиеся для их объяснения
11)
Понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в
повседневной жизни
12)
Использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу, справочные материалы, ресурсы

Интернета
13)
Распознавать механические, электрические, магнитные, электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений
14)
Описывать изученные свойства тел и явления, используя физические величины, изучаемые в курсе физики 11 класса
15)
Анализировать свойства тел, явления и процессы, используя физические законы, изучаемые в курсе физики 11 класса
16)
Различать основные признаки изученных физических моделей
17)
Решать задачи, используя физические законы, изученные в курсе физики 11 класса, и формулы, связывающие
физические величины, изученные в курсе физики 11 класса, на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
выделять физические величины, законы, явления, формулы, необходимые для решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученных результатов
В результате освоения учебного предмета физики за курс 11 класса обучающийся получит возможность научиться:
1) Осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в
улучшение качества жизни
2) Использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов
3) Сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной и абсолютной погрешностей при
проведении прямых измерений
4) Самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных
способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений,
обосновывать выбор способа измерения соответственно поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных
результатов
5) Воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средств массовой информации, в
сети Интернет, критически оценивать полученную и информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике
информации
6) Создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях и процессах на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступления презентациями
7) Использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения,
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электрических, магнитных,
электромагнитных, тепловых явлениях и физических законах, примеры использования возобновляемых источников энергии,
экологических последствий исследования космического пространства
8) Оценивать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и
ограниченность использования частных законов

9) Находить физические модели, соответствующие конкретным задачам, разрешать проблемные ситуации на основе
имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата и при помощи оценочного метода
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1. Научный метод познания природы (1ч)
Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.
Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности
измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Грани
применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике – основа прогресса в технике и
технологии производства.
2. Механика (27 ч)
Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность
механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной
по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея.
Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения. Закон
сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле.
Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии.
Фронтальные лабораторные работы
1. Изучение движения тела по окружности.
2. Измерение жесткости пружины.
3. Измерение коэффициента трения скольжения.
4. Изучение закона сохранения механической энергии.
5. Изучение движения тела, брошенного горизонтально.
6. Изучение равновесия тела под действием нескольких сил.
3. Молекулярная физика (22 ч)
Молекулярно – кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания. Абсолютная
температура. Уравнение состояния идеального газа.
Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой. Строение
жидкостей и твердых тел.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики.
Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.
Фронтальные лабораторные работы
7. Опытная проверка закона Гей-Люссака.

применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике – основа прогресса в технике и
технологии производства.
3. Механика (27 ч)
Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды.
Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение
по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея.
Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения.
Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле.
Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии.
Фронтальные лабораторные работы
7. Изучение движения тела по окружности.
8. Измерение жесткости пружины.
9. Измерение коэффициента трения скольжения.
10.
Изучение закона сохранения механической энергии.
11.
Изучение движения тела, брошенного горизонтально.
12.
Изучение равновесия тела под действием нескольких сил.
3. Молекулярная физика (22 ч)
Молекулярно – кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания.
Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.
Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.
Строение жидкостей и твердых тел.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон
термодинамики.
Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.
Фронтальные лабораторные работы
7. Опытная проверка закона Гей-Люссака.

4. Электродинамика (17 ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле.
Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической
цепи. Электрическийток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники.
Фронтальные лабораторные работы
8. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
9. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
5. Повторение (1 ч)

СОДЕРЖАНИЕ
Физика и физические методы изучения природы
Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический
эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины и их измерение. Точность и
погрешность измерений. Международная система единиц. Физические законы и закономерности. Физика и техника.
Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.
Механические явления
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического
движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними
(путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение.
Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция.Масса тела. Плотность вещества. Сила.
10

Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного
тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр.
Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия.
Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения
полной механической энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы.
Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные
блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного
действия механизма.
Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов
Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление.
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.
Плавание тел и судов Воздухоплавание.
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных
средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.
Выпускник научится:
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное
движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами,
атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное
движение, резонанс, волновое движение (звук);
 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение,
скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила
трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая
мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота
колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл
11

используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения
энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы
Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система
отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип
суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и
формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД
простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны
и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические
величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного
значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических
явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических
последствий исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов
(закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность
использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся
знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
12

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и
твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния
вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя
энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция.
Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота
сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и
отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при
испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.
Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования
энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой
машины.
Выпускник научится:
 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов,
малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация,
кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные
состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость
температуры кипения от давления;
 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты,
внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения,
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической
величины;
 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомномолекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
 различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
 приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
13

 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические
величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная
теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на
основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых
и гидроэлектростанций;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных
физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся
знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические явления
Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость
электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники,
полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность
электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля
конденсатора.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и
действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение.
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты.
Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.
Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание
проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы.
Короткое замыкание.
14

Выпускник научится:
 распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или
условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое,
химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник
с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные
волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
 составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая
условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр,
вольтметр).
 использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический
заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа
электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн,
длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения
и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон
сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного
распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку
закона и его математическое выражение.
 приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон
прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие
физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление
вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость
электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при
последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и
оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
15

 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов
(закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля-Ленца и др.);
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых
гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся
знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
3. Содержание учебного предмета, курса
Содержание курса, включая демонстрационные опыты и фронтальные лабораторные работы, полностью соответствуют
Примерной программе основного общего образования курса.
Глава1. Магнитное поле
Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства
вещества.
Глава 2. Электромагнитная индукция
Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое
электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

Глава 3. Механические колебания

16

Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний. Динамика колебательного движения.
Гармонические колебания. Энергия колебательного движения. Вынужденные колебания. Резонанс.
Глава 4. Электромагнитные колебания
Свободные колебания. Гармонические колебания. Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс. Свободные
электромагнитные колебания. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Гармонические
электромагнитные колебания. Формула Томсона. Переменный электрический ток. Резистор в цепи переменного тока.
Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Автоколебания.
Генератор переменного тока. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии.
Глава 5. Механические волны
Волновые явления. Характеристики волны. Распространение волн в упругих средах. Уравнение гармонической бегущей
волны. Звуковые волны. Интерференция, дифракция и поляризация механических волн.
Глава 6. Электромагнитные волны
Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн. Плотность
потока электромагнитного излучения. Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи. Модуляция и
детектирование. Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении.
Развитие средств связи.
Глава 7. Оптика. Световые волны.
Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Законы преломления света. Полное отражение света. Линзы.
Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Дисперсия света. Интерференция света.
Применение интерференции света. Дифракция света. Границы применимости геометрической оптики. Дифракционная
решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света.
17

Глава 8. Элементы теории относительности
Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Основные следствия из
постулатов теории относительности. Элементы релятивистской динамики.
Глава 9. Излучение и спектры
Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральный анализ. Шкала электромагнитных излучений.
Глава 10. Квантовая физика. Световые кванты
Фотоэффект. Применение фотоэффекта.
действие света.

Фотоны. Корпускулярно-волновой дуализм. Давление света. Химическое

Глава 11. Атомная физика
Строение атома. Опыт Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Лазеры.
Глава 12. Физика атомного ядра.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Обменная модель ядерного взаимодействия. Энергия связи атомных ядер.
Радиоактивность. Виды радиоактивного излучения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Методы
наблюдения и регистрации элементарных частиц. Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Деление ядер урана.
Цепная реакция деления. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Изотопы. Получение и
применение радиоактивных изотопов. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Глава 13. Элементарные частицы.
Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Лептоны. Адроны. Кварки.
18

Глава 14. Солнечная система.
Видимые движения небесных тел. Законы Кеплера. Система Земля-Луна. Физическая природа планет и малых тел
Солнечной системы.
Глава 15. Солнце и звезды.
Солнце. Основные характеристики звезд. Внутреннее строение Солнца и звезд. Эволюция звезд: рождение, жизнь и смерть
звезд.
Глава 16. Строение Вселенной.
Млечный Путь – наша Галактика. Галактики. Строение и эволюция Вселенной. Единая физическая картина мира.
Повторение (2 часа)
Тематический план
№
Название раздела или темы
1.
2.
3.
4.
5.

Научный метод познания природы
Механика
Молекулярная физика
Основы электродинамики
Повторение
Итого

Количество
часов
Всего
1
27
22
17
1
68

Количество работ
Лаб.раб

Конт.раб.

6
1
2

2
2
1

9

5

19

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАН
Из них количество часов
№

Разделы курса физики

Всего часов

Теория

Лабораторные
работы

Контрольные работы

1

Основы электродинамики

16

13

1

1

2

Колебания и волны

14

12

1

1

3

Оптика

10

4

2

1

4

Элементы теории относительности

3

3

0

0

5

Квантовая физика

14

13

0

1

6

Астрономия

9

9

0

0

7

Повторение

2

1

0

1

Итого

68

55

4

5

20

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».