Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 1.Цели и задачи курса Цели программы: - способствование развитию умений создавать драматические произведения, анализировать драматические произведения собственного сочинения и других авторов через знакомство с аспектами театрального мастерства; - формирование компетентности в области театроведения; - развитие творческого потенциала учащихся. Задачи программы: - формирование способности освоения детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного и драматического творчества; - развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения; - формирование способности и готовности обучающихся к литературному драматическому творчеству, фантазированию, умению решать сложные проблемные ситуации; - формирование способности к адекватной самооценке, развитию коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками; - формирование способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме. 2. Общая характеристика курса Программа «Мир - театра», представляя дополнительный образовательный курс общекультурного направления, позволяет и в рамках внеурочной деятельности осуществлять работу, направленную на формирование личности школьника и развитию его творческих способностей. Содержание программы курса «Наш мир - театр» является продолжением изучения смежных предметных областей (русского языка, МХК, истории) в освоении различных видов и техник искусства слова. Наряду с реализацией концепции общекультурного и духовно-нравственного воспитания программа «Наш мир театр» выделяет приоритетные направления, среди которых: - развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических ценностей ориентаций и качеств личности; - интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий; - формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 3.Место курса в учебном плане классы 7 класс Всего Количество часов в неделю 1ч. Количество Всего часов учебных недель на учебный год 34 34 ч. 34 часов 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Наш мир - театр» Личностными результатами изучения курса являются: - формирование адекватной самооценки собственного читательского кругозора; - формирование целостного мировоззрения; - формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию. Метапредметным результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - планировать свои действия; - анализировать условия и пути достижения цели; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме; - составлять план решения учебной проблемы; - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Познавательные УУД: - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); - излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; - пользоваться словарями, справочниками; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения; - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого наслух; - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Коммуникативные УУД: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; - создавать тексты различного типа, стиля, жанра; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Предметными результатами изучения курса являются: - умение работать с источниками информации; - умение классифицировать драматические произведения; - умение создавать образ; - умение создавать собственное произведение; - умение анализировать драматическое, музыкальное произведение; - умение наблюдать за окружающим миром. 5.Содержание курса Основы театральной культуры (3 ч) Театр как вид искусства. Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Культура поведения в театре. Театры на все времена (6 ч) Историей зарождения театрального искусства в разных странах. Законы творческого подхода разных народов. Самые известные театры мира, выдающиеся драматурги и их пьесы. Замысел режиссера и актёрское воплощение этого замысла. Гимнастика чувств и пантомима (3 ч) Развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творить, сопереживать и творчески относиться к любому делу. Владение своим телом, свобода и выразительность движений. Общеразвивающие игры. Театральные игры, импровизация. Действия с воображаемым предметом. Пластические, ритмические, музыкальные игры. Культура и техника речи (3 ч) Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Речевая гимнастика. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Дикционные и интонационные упражнения. Творческие игры со словом. Рождение спектакля (19 ч.) Выбор пьесы. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизационным текстом. Создание декораций, костюмов. Переход к тексту пьесы, работа над эпизодами. Работа над выразительностью речи, закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин и репетиция всего спектакля. Премьера спектакля и обсуждение его со зрителями. 7.Подведение итогов прохождения курса Подведение итогов прохождения курса проводится в форме проектной работы. 8. Информационно-методическое обеспечение Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. М.: Просвещение, 2006. 2. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006. 3. Безымянная. О. Школьный театр - М. 2001 4. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004. 5. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006. 6. Невский Л. А. Ступени мастерства. М.: Искусство, 2005. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002. 7. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников. - М.: Просвещение, 1994. 8. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка. - С.: СГАКИ, 2009. 9. Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005. 10. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000. 1.