ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Актуальность. Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования(в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15летнего возраста,получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» 1, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» 2. Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за- дач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. Целеполагание Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных сестествознанием (естественнонаучная грамотность)4; способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Планируемые результаты Метапредметные и предметные Читательская Математическая 6 класс Уровень понимания и применения применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем применяет математические знания для решения разного рода проблем 7 класс Уровень анализа и синтеза анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации 8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации Естественно - научная объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонауч - ные проблемы в различном Грамотность Финансовая применяет финансовые знания для решения разного рода проблем анализирует информацию в финансовом контексте оценивает финансовые проблемы в различном контексте 9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации контексте в рамках предметног о содержания интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонауч - ных проблемах в различном контексте в рамках метапредметног о содержания оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения Личностные 5-9 классы Читательская Математическая оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции Естественнонаучная объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с Грамотность Финансовая оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих собственную позицию по отношению к прочитанному норм морали и общечеловеческих ценностей позиции норм морали и общечеловеческих ценностей ценностей, прав и обязанностей гражданина страны Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС: гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. Характеристика образовательного процесса Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансоваяграмотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс- комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуальнопроектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю. Таким образом, общее количество часов: минимальное – 170 часовмаксимальное – 340 часов. Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – от 34до 68, т.е по 1-2 часа в неделю: 8-16 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»; - 8-18 часов для модуля естественнонаучной грамотности; - 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программыпо соответствующему году обучения. Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинатьреализацию с модуля по формированию читательской грамотности. 1 четверть – модуль «читательская грамотность». Другие модули могут по потребностям и возможности организации идтив любом порядке, например: 2 четверть – модуль «математическая грамотность», 3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,4 четверть – модуль «финансовая грамотность». Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решенияпоставленных перед учеником практических задач. В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания. В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем. Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практикимеждународных исследований качества подготовки обучающихся. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль: «Основы финансовой грамотности» 6 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7 класс Тема занятия Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги Проведение рубежной аттестации. Итого Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Игра, круглый стол, дискуссии. 1 Круглый стол, игра, квест. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 2 8 Проект, игра. Тестирование. 7 класс № Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7 Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. Проведение рубежной аттестации. Итого 1 1 Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. 1 Игра, круглый стол, дискуссии. 1 Круглый стол, игра, квест. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 2 8 Проект, игра. Тестирование. 8 класс № 1. 2. 3. Тема занятия Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Круглый стол, игра. 1 Викторина, круглый стол, дискуссии. 4. 5. 6. 7 Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними. Проведение рубежной аттестации. Итого 1 Круглый стол, игра, квест. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Проект, игра. 2 8 Тестирование. 9 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема занятия Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное страхование. Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Круглый стол, игра. 1 Круглый стол, дебаты. 1 Круглый стол, игра, квест. 1 Беседы, викторина, квест, квиз. 1 Дебаты, беседы. Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником. 8. Проведение рубежной аттестации. 7. 1 Итого 1 8 Проект, дискуссии, «Что? Где? Когда?». Тестирование. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы читательской грамотности» 6класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема занятия Определение основной темы и идеи в эпическом произведении Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. Сопоставление содержания художественныхтекстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседа, конкурс. 1 Круглый стол, ролевая игра. 1 Работа в парах, игра в формате КВН. 1 Квест, круглый стол. 1 Круглый стол, дискуссия. 1 Квест, игра «Что? Где? Когда?». Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. 1 Проведение рубежной аттестации. 2 9 ИТОГО Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Тестирование. 7 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема занятия Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический тексткак источник информации. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Формы деятельности 1 Беседа, конкурс. 1 Работа в парах. 1 Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с не сплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. Проведение рубежной аттестации. Итого 8 класс Кол-во часов Беседа, круглый стол, ролевая игра. 1 Квест, дискуссия, круглый стол. 1 Деловая игра. 1 Квест, круглый стол. 1 Деловая игра. 2 9 Тестирование. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема занятия Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация). Проведение рубежной аттестации. Итого Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседа, конкурс. 1 Работа в парах. 1 Беседа, круглый стол. 1 Квест, дискуссия. 1 Квест, круглый стол. 1 Квест, круглый стол. 1 Деловая игра. 2 9 Тестирование. 9 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема занятия Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседа, конкурс. 1 Работа в парах, дискуссия. 1 Квест, круглый стол. 1 Деловая игра, круглый стол. 1 Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация). Проведение рубежной аттестации. Итого Работа в группах, соревнование в формате КВН. 1 Квест, круглый стол. 1 Деловая игра. 2 9 Тестирование. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы математической грамотности» 6 класс № Тема занятия 1. Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. 2. Вычисление величины, применение пропорцийпрямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция,движение, работа. 3. 4. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). 5. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. 6. 7. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Кол-во часов Формы деятельности 1 Игра, обсуждение, практикум. 1 Исследовательская работа, урок-практикум. 1 1 1 1 1 Обсуждение, урокпрактикум, соревнование. Урок-игра, урокисследование. Урок-игра, индивидуальная работа в парах. Обсуждение, урокпрактикум. Беседа, урокисследование, моделирование. 8. Элементы логики, теории вероятности,комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. 9. Проведение рубежной аттестации. 1 Итого 1 9 Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра. Тестирование. 7 класс № 1. 2. Тема занятия Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. 3. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. 4. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. 5. 6. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. Кол-во часов Формы деятельности 1 Обсуждение, практикум. 1 1 Исследовательская работа, урокпрактикум. Обсуждение, урокпрактикум. 1 Обсуждение, урокпрактикум,урокисследование. 1 Урок-игра, урокисследование. 1 Урок-исследование. 7. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. 8. Решение геометрических задач исследовательского характера. Проведение рубежной аттестации. 9. 1 1 Итого 1 9 Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра. Проект, исследовательская работа. Тестирование. 8 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема занятия Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул вповседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур:теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительноерасположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Кол-во часов Формы деятельности 1 Практикум. 1 Беседа. Исследование. 1 Исследовательская работа, практикум. 1 Проектная работа. 1 Обсуждение. Урок практикум. 1 Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум. 7. 8. 9. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. Проведение рубежной аттестации. Итого 1 Урок-исследование. 1 Урок-практикум. 1 9 Тестирование. Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседа. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Исследование. Практикум. Моделирование. Конструирование алгоритма. Практикум. Обсуждение. Исследование. Исследование. Выбор способа решения. Практикум. 9 класс № Тема занятия 1. Представление данных в виде таблиц. Простые исложные вопросы. 2. Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. 3. 4. 5. 6. 7. 1 1 Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. 1 1 Обсуждение. Практикум. Решение стереометрических задач. 1 Обсуждение. Практикум. 1 8. Вероятностные, статистические явления и зависимости. 9. Проведение рубежной аттестации. 1 Итого 9 Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. Тестирование. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 4 № 1. 2. 3. 4. 5. 6 класс Тема занятия Кол-во часов Строение вещества состояния 1 Формы деятельности Тело и вещество. Агрегатные Наблюдения. вещества. Лабораторная работа. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели 1 Моделирование. атома. Тепловые явления Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Презентация. Учебный эксперимент. 1 Наблюдение Использование явления теплового расширения для измерения температуры. физических явлений. Плавление и отвердевание. Испарение 1 Проектная работа. и конденсация. Кипение. Земля, Солнечная система и Вселенная Представления о Вселенной. Модель Обсуждение. Исследование. 1 Вселенной. Модель солнечной системы. Проектная работа. 6. Царства живой природы Проведение рубежной аттестации. 7. Живая природа 1 2 Итого 8 5 № 1. 2. Квест. Тестирование. 7 класс Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности Структура и свойства вещества Почему все тела нам кажутся сплошными: 1 Беседа. Демонстрация моделей. молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Механические явления. Силы и движение Механическое движение. Инерция Демонстрация моделей.Лабораторная работа. 1 Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. 3. Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. 1 Посещение производственныхили научных лабораторий с разрывными машинами и прессом. Земля, мировой океан 4. Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. 1 Проектная деятельность. Давление воды в морях и океанах. Состав воды 1 морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов. Биологическое разнообразие Растения. Генная модификация растений. 1 Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. Оформление коллажа. Созданиежурнала «Музей Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их фактов». многообразие. Пресноводные и морские 1 рыбы. Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция. Проведение рубежной аттестации. 1 Тестирование. Итого 8 5. 6. 7. 8. 6 № 1. 8 класс Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности Структура и свойства вещества (электрические явления) Беседа. Демонстрация Занимательное электричество. 1 моделей. Электромагнитные явления. Производство электроэнергии 2. Магнетизм и электромагнетизм. 3. Строительство плотин. 4. 5. 6. 7. 8. 1 1 Беседа. Демонстрация моделей. Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. Гидроэлектростанции. Экологические 1 риски при строительстве Проектная работа. гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды 1 энергетики, объединенные энергосистемы. Биология человека (здоровье, гигиена, питание) Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. 1 Моделирование. Виртуальноемоделирование. Наследственность. Системы жизнедеятельности человека. 1 Проведение рубежной аттестации. 1 Тестирование. Итого 8 9 класс № 1. Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности Структура и свойства вещества На сцену выходит уран. Радиоактивность. 1 Демонстрация моделей. Искусственная радиоактивность. Дебаты. Химические изменения состояния вещества Изменения состояния веществ. Беседа. Демонстрация моделей. Физические явления и химические превращения. Презентация. Учебный эксперимент. 2. Отличие химических реакций от 1 Исследование физических явлений. Наследственность биологических объектов Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. 1 3. Закономерности наследования признаков. Беседа. Демонстрация моделей. Вид и популяции. Общая характеристика Учебный эксперимент.Наблюдение явлений. популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. Закономерности изменчивости: 4. модификационная и мутационная изменчивости. 1 Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Экологическая система Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Демонстрация моделей. 5. Средообразующая деятельность организмов. 1 Моделирование. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. 6. Антропогенное воздействие на биосферу. 1 Основы рационального природопользования. 2 Тестирование. 7. Проведение рубежной аттестации. Итого 8