Функц Грам 6-9 (pdf.io)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность.
Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации
личности,
интегрирующей
связь
образования(в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15летнего возраста,получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного
функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений?» 1, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И
функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в
современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую,
естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу
Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность
российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» 2.
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное
функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения
результатов мониторинга PISA, как
факта доказательства выполнения Правительством
РФ поставленных перед ним
Президентом за- дач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в
социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои
потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу,
способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников
на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов
PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором
дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным,
его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких
академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Целеполагание

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества
и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта
способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов,
чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину
(математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем,
связанных сестествознанием (естественнонаучная грамотность)4;
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих
улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Читательская

Математическая

6 класс
Уровень
понимания и
применения

применяет
извлеченную из
текста
информацию для
решения разного
рода проблем

применяет
математические
знания для
решения разного
рода проблем

7 класс
Уровень
анализа и
синтеза

анализирует и
интегрирует
информацию,
полученную из
текста

формулирует
математическую
проблему на
основе анализа
ситуации

8 класс
Уровень
оценки
(рефлексии)
в рамках
предметного
содержания

оценивает
форму и
содержание
текста в
рамках
предметного
содержания

интерпретирует и
оценивает
математические
данные в
контексте лично
значимой
ситуации

Естественно
- научная
объясняет и
описывает
естественнонаучные явления на
основе
имеющихся
научных знаний

распознает и
исследует личные,
местные,
национальные,
глобальные
естественнонаучные проблемы в
различном
контексте
интерпретирует
и оценивает
личные,
местные,
национальные,
глобальные
естественнонауч
- ные проблемы
в различном

Грамотность
Финансовая
применяет
финансовые
знания для
решения
разного рода
проблем

анализирует
информацию в
финансовом
контексте

оценивает финансовые проблемы в различном контексте

9 класс
Уровень
оценки
(рефлексии) в
рамках
метапредметного
содержания

оценивает
форму и
содержание
текста в рамках
метапредметного содержания

интерпретирует и
оценивает
математические
результаты в
контексте
национальной или
глобальной
ситуации

контексте в
рамках
предметног
о
содержания
интерпретирует
и оценивает,
делает выводы и
строит прогнозы
о личных,
местных,
национальных,
глобальных
естественнонауч
- ных проблемах
в различном
контексте в
рамках
метапредметног
о содержания

оценивает финансовые проблемы,
делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения

Личностные

5-9 классы

Читательская

Математическая

оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует

объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний с позиции

Естественнонаучная
объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
естественнонаучных знаний с

Грамотность
Финансовая
оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческих

собственную
позицию по
отношению к
прочитанному

норм морали и
общечеловеческих ценностей

позиции норм
морали и
общечеловеческих ценностей

ценностей,
прав и
обязанностей
гражданина
страны

Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии
с ФГОС:

гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан
Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам
России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности;

духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России,
традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты,
милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия —
развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей),
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде
в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды;

ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками
образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная,
математическая и финансоваяграмотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю
в каждом класс- комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуальнопроектирует учебный план по
каждой параллели и по каждому модулю.
Таким образом, общее количество часов: минимальное – 170 часовмаксимальное – 340 часов.
Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – от 34до 68, т.е по 1-2 часа в неделю: 8-16 часов на модули
«читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»;
- 8-18 часов для модуля естественнонаучной грамотности;
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программыпо соответствующему году обучения.
Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинатьреализацию с модуля по формированию читательской
грамотности.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
Другие модули могут по потребностям и возможности организации идтив любом порядке, например:
2 четверть – модуль «математическая грамотность»,
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,4 четверть – модуль «финансовая
грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем,
рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и
производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных
явлениях для решенияпоставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного
содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину
могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными
способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках
предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных

ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко
актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз,
проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной
деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, целесообразно проведение текущей
(выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и
итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего
образования в общеобразовательных организациях на основе практикимеждународных исследований качества подготовки
обучающихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
6
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7

класс
Тема занятия

Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика.
«Сувенирные»
деньги.
Фальшивые деньги: история и современность.
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От
чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденты.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как заработать деньги? Мир профессий и для
чего нужно учиться?
Личные деньги
Проведение рубежной аттестации.
Итого

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

1

Игра, круглый стол, дискуссии.

1

Круглый стол, игра, квест.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

1
2
8

Проект, игра.
Тестирование.

7 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7

Что такое налоги и почему мы их должны
платить?
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги
уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые
льготы.
Что такое государственный бюджет? На что
расходуются налоговые сборы?
Виды социальных пособий. Если человек
потерял работу.
История возникновения банков. Как накопить,
чтобы купить? Всё про кредит.
Вклады: как сохранить и приумножить?
Пластиковая карта – твой безопасный Банк в
кармане.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

1
1

Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.

1

Игра, круглый стол, дискуссии.

1

Круглый стол, игра, квест.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

1
2
8

Проект, игра.
Тестирование.

8 класс
№

1.
2.
3.

Тема занятия

Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях.
Как сберечь личный капитал? Модель трех
капиталов.
Бизнес и его формы.
Риски
предпринимательства.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

1

Круглый стол, игра.

1

Викторина, круглый стол,
дискуссии.

4.
5.
6.
7

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и
малый бизнес.
Бизнес подростков
и идеи. Молодые
предприниматели.
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции
и риски связанные с ними.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

1

Круглый стол, игра, квест.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

1

Проект, игра.

2
8

Тестирование.

9 класс
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тема занятия

Ценные бумаги. Векселя и облигации:
российская специфика.
Риски акций и управление ими. Гибридные
инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые
индексы.
Паевые инвестиционные фонды. Риски
и управление ими.
Инвестиционное профилирование.
Формирование инвестиционного портфеля и его
пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.
Участники страхового рынка. Страхование для
физических лиц.
Государственное
и
негосударственное
пенсионное страхование.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

1

Круглый стол, игра.

1

Круглый стол, дебаты.

1

Круглый стол, игра, квест.

1

Беседы, викторина, квест, квиз.

1

Дебаты, беседы.

Выбор и юридические аспекты отношений с
финансовым посредником.
8. Проведение рубежной аттестации.

7.

1
Итого

1
8

Проект, дискуссии,
«Что? Где? Когда?».
Тестирование.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности»

6класс
№

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.

Тема занятия

Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении
Древнерусская
летопись
как
источник
информации о реалиях времени.
Сопоставление содержания художественныхтекстов.
Определение авторской позиции в
художественных текстах.
Работа с текстом: как понимать
информацию, содержащуюся в тексте?
Типы текстов: текст-повествование
(рассказ, отчет, репортаж)
Типы задач на грамотность. Интерпретационные
задачи.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Беседа, конкурс.

1

Круглый стол, ролевая игра.

1

Работа в парах,
игра в формате
КВН.

1

Квест, круглый стол.

1

Круглый стол, дискуссия.

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1

Проведение рубежной аттестации.

2
9

ИТОГО

Беседа, дискуссия в формате
свободного обмена мнениями.
Тестирование.

7 класс
№

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.

Тема занятия

Определение основной темы и идеи в
лирическом произведении. Поэтический тексткак источник
информации.
Сопоставление
содержания
текстов
публицистического
стиля.
Общественная ситуация
в текстах.
Работа с текстом: как преобразовывать
текстовую информацию с учётом цели
дальнейшего использования?

Формы деятельности

1

Беседа, конкурс.

1

Работа в парах.

1

Типы текстов: текст-объяснение
(объяснительное сочинение, резюме,
толкование, определение).
Поиск комментариев, подтверждающих
основную мысль текста, предложенного для анализа.
Типы задач на грамотность.
Позиционные задачи.
Работа с не сплошным текстом:
информационные листы и объявления, графики и диаграммы.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

8 класс

Кол-во
часов

Беседа, круглый
стол, ролевая
игра.

1

Квест, дискуссия, круглый стол.

1

Деловая игра.

1

Квест, круглый стол.

1

Деловая игра.

2
9

Тестирование.

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема занятия

Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении. Учебный текст как источник
информации.
Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах.
Работа с текстом: как применять информацию из
текста в изменённой ситуации?
Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы,
законы)
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные
задачи.
Работа с несплошным текстом: формы,
анкеты, договоры (рубежная аттестация).
Проведение рубежной аттестации.
Итого

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Беседа, конкурс.

1

Работа в парах.

1

Беседа, круглый стол.

1

Квест, дискуссия.

1

Квест, круглый стол.

1

Квест, круглый стол.

1

Деловая игра.

2
9

Тестирование.

9 класс
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема занятия

Формирование читательских умений с опорой на
текст и вне текстовые знания. Электронный текст как источник
информации.
Сопоставление содержания текстов научного
стиля. Образовательные ситуации в текстах.
Работа с текстом: как критически оценивать степень
достоверности содержащейся в тексте
информации?
Типы текстов: текст-аргументация
(комментарий, научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Беседа, конкурс.

1

Работа в парах, дискуссия.

1

Квест, круглый стол.

1

Деловая игра, круглый стол.

1

Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом.
Составные тексты (рубежная аттестация).
Проведение рубежной аттестации.
Итого

Работа в группах, соревнование
в
формате КВН.

1

Квест, круглый стол.

1

Деловая игра.

2
9

Тестирование.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы математической грамотности»

6 класс
№

Тема занятия

1.

Числа и единицы измерения: время,
деньги, масса, температура, расстояние.

2.

Вычисление величины, применение пропорцийпрямо пропорциональных
отношений для
решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция,движение, работа.

3.

4.

Инварианты: задачи на четность
(чередование, разбиение на пары).

5.

Логические задачи, решаемые
с помощью
таблиц.
Графы и их применение в решении задач.

6.
7.

Геометрические задачи на построение и на
изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой
бумаге, конструирование.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Игра, обсуждение,
практикум.

1

Исследовательская работа,
урок-практикум.

1
1
1
1
1

Обсуждение, урокпрактикум,
соревнование.
Урок-игра, урокисследование.
Урок-игра, индивидуальная
работа в парах.
Обсуждение, урокпрактикум.
Беседа, урокисследование,
моделирование.

8.

Элементы логики, теории вероятности,комбинаторики: таблицы,
диаграммы,
вычисление вероятности.

9.

Проведение рубежной аттестации.

1

Итого

1
9

Обсуждение, урокпрактикум,
проект, игра.
Тестирование.

7 класс
№

1.
2.

Тема занятия

Арифметические и алгебраические
выражения: свойства операций и принятых
соглашений.
Моделирование изменений окружающего
мира с помощью линейной функции.

3.

Задачи практико-ориентированного
содержания: на движение, на совместную работу.

4.

Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур,
возникающих в
ситуациях повседневной жизни, задач
практического содержания.
Решение задач на вероятность событий в
реальной жизни.

5.
6.

Элементы теории множеств как объединяющее основание многих
направлений математики.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Обсуждение, практикум.

1

1

Исследовательская работа,
урокпрактикум.
Обсуждение, урокпрактикум.

1

Обсуждение, урокпрактикум,урокисследование.

1

Урок-игра, урокисследование.

1

Урок-исследование.

7.

Статистические явления, представленные в
различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы,
гистограммы.

8.

Решение геометрических задач
исследовательского характера.
Проведение рубежной аттестации.

9.

1
1

Итого

1
9

Обсуждение, урокпрактикум,
проект, игра.
Проект, исследовательская
работа.
Тестирование.

8 класс
№

1.
2.
3.
4.

5.
6.

Тема занятия

Работа с информацией, представленной в форме
таблиц, диаграмм столбчатой или круговой,
схем.
Вычисление расстояний на местности в
стандартных ситуациях и применение формул вповседневной жизни.
Квадратные уравнения, аналитические и
неаналитические методы решения.
Алгебраические связи между элементами фигур:теорема Пифагора,
соотношения между
сторонами треугольника), относительноерасположение,
равенство.
Математическое описание зависимости
между переменными в различных процессах.
Интерпретация
трёхмерных
изображений,
построение фигур.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Практикум.

1

Беседа. Исследование.

1

Исследовательская работа,
практикум.

1

Проектная работа.

1

Обсуждение. Урок практикум.

1

Моделирование. Выполнение
рисунка. Практикум.

7.
8.
9.

Определение ошибки измерения, определение
шансов наступления того или иного события.
Решение типичных математических задач,
требующих прохождения этапа моделирования.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

1

Урок-исследование.

1

Урок-практикум.

1
9

Тестирование.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Беседа. Обсуждение.
Практикум.
Обсуждение. Исследование.
Практикум.
Моделирование.
Конструирование
алгоритма. Практикум.
Обсуждение. Исследование.
Исследование. Выбор способа
решения. Практикум.

9 класс
№

Тема занятия

1.

Представление данных в виде таблиц. Простые исложные вопросы.

2.

Представление данных в виде диаграмм.
Простые и сложные вопросы.
Построение мультипликативной модели с тремя
составляющими.

3.
4.
5.
6.

7.

1
1

Задачи с лишними данными.
Решение типичных задач через систему
линейных уравнений.
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными
представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в
уме, оценкой разумности результатов.

1

1

Обсуждение. Практикум.

Решение стереометрических задач.

1

Обсуждение. Практикум.

1

8.

Вероятностные, статистические явления и зависимости.

9.

Проведение рубежной аттестации.

1

Итого

9

Исследование. Интерпретация
результатов в разных
контекстах.
Тестирование.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

4
№

1.
2.
3.
4.
5.

6 класс
Тема занятия

Кол-во
часов

Строение вещества
состояния
1

Формы деятельности

Тело и вещество. Агрегатные
Наблюдения.
вещества.
Лабораторная работа.
Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели
1
Моделирование.
атома.
Тепловые явления
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Презентация. Учебный эксперимент.
1
Наблюдение
Использование явления теплового
расширения для измерения температуры.
физических явлений.
Плавление и отвердевание. Испарение
1
Проектная работа.
и конденсация. Кипение.
Земля, Солнечная система и Вселенная
Представления о Вселенной. Модель
Обсуждение. Исследование.
1
Вселенной. Модель солнечной системы.
Проектная работа.

6.

Царства живой природы
Проведение рубежной аттестации.

7.

Живая природа
1
2
Итого
8

5
№

1.

2.

Квест.
Тестирование.

7 класс
Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

Структура и свойства вещества
Почему все тела нам кажутся сплошными:
1
Беседа. Демонстрация моделей.
молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей
и газов. Диффузия в газах, жидкостях и
твёрдых
телах.
Механические явления. Силы и движение
Механическое движение. Инерция
Демонстрация моделей.Лабораторная работа.
1
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.

3.

Деформация тел. Виды деформации. Усталость
материалов.

1

Посещение производственныхили научных
лабораторий с разрывными машинами и
прессом.
Земля, мировой океан

4.

Атмосферные явления. Ветер. Направление
ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение,
цунами, объяснение их происхождения.

1

Проектная деятельность.

Давление воды в морях и океанах. Состав воды
1
морей и океанов. Структура подводной сферы.
Исследование океана. Использование
подводных дронов.
Биологическое разнообразие
Растения. Генная модификация растений.
1
Внешнее строение дождевого червя, моллюсков,
насекомых.
Оформление коллажа. Созданиежурнала «Музей
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их
фактов».
многообразие. Пресноводные и морские
1
рыбы. Внешнее и внутреннее строение птицы.
Эволюция птиц. Многообразие птиц.
Перелетные птицы. Сезонная
миграция.
Проведение рубежной аттестации.
1
Тестирование.
Итого
8

5.

6.

7.

8.

6
№

1.

8 класс
Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

Структура и свойства вещества (электрические явления)
Беседа. Демонстрация
Занимательное электричество.
1
моделей.
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии

2.

Магнетизм и электромагнетизм.

3. Строительство плотин.
4.
5.

6.
7.
8.

1
1

Беседа. Демонстрация
моделей. Презентация.
Учебный эксперимент. Наблюдение
физических
явлений.

Гидроэлектростанции. Экологические
1
риски при строительстве
Проектная работа.
гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды
1
энергетики, объединенные
энергосистемы.
Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.
1
Моделирование. Виртуальноемоделирование.
Наследственность.
Системы жизнедеятельности человека.
1
Проведение рубежной аттестации.
1
Тестирование.
Итого
8
9 класс

№

1.

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

Структура и свойства вещества
На сцену выходит уран. Радиоактивность.
1
Демонстрация моделей.
Искусственная радиоактивность.
Дебаты.
Химические изменения состояния вещества
Изменения состояния веществ.
Беседа. Демонстрация моделей.

Физические явления и химические превращения.
Презентация. Учебный эксперимент.
2. Отличие химических реакций от
1
Исследование
физических явлений.
Наследственность биологических объектов
Размножение организмов. Индивидуальное
развитие организмов. Биогенетический закон.
1
3. Закономерности наследования признаков.
Беседа. Демонстрация моделей.
Вид и популяции. Общая характеристика
Учебный эксперимент.Наблюдение явлений.
популяции. Экологические факторы и
условия среды обитания. Происхождение
видов.
Закономерности изменчивости:
4. модификационная и мутационная изменчивости.
1
Основные методы селекции растений, животных
и микроорганизмов.
Экологическая система
Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Саморазвитие экосистемы. Биосфера.
Демонстрация моделей.
5. Средообразующая деятельность организмов.
1
Моделирование.
Круговорот веществ в биосфере. Эволюция
биосферы.
6. Антропогенное воздействие на биосферу.
1
Основы рационального природопользования.
2
Тестирование.
7. Проведение рубежной аттестации.
Итого
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».