РП практикум по РЯ 8 класс

1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности “Тайны русского языка” по духовно-нравственному направлению, разработанная для занятий
обучающихся 8 класса, реализует современные требования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по
воспитанию духовно-нравственных качеств человека.
Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена социальным заказом родителей на гуманистическую направленность образования и
необходимостью лингвистического образования ребенка, формирования общей культуры, возможностью самореализации в жизни.
Программа дает возможность использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры
учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал.
Данная программа развивает познавательный интерес у детей. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обогащают и активизируют
словарный запас.
Программа имеет большое познавательное и воспитательное значение. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать
умения по стилистике, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский
язык, уважение к труду учёных-языковедов.
Новизна программы.
Программа отражает деятельностно-компетентностный подход, опирается на данные всех разделов языкознания, служит для углубления
и расширения лингвистических знаний. Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с практическими. В
качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке,
материалы для бесед, тесты, презентации по темам занятий. Последовательность расположения материала предполагает накопление опыта
работы над словом и текстом, вырабатывает навыки самостоятельного анализа языковых единиц. Программа содержит возможности для
дифференцированного и индивидуального подхода, построена по принципу от простого к сложному. Соблюдается исторический подход к
слову, его истокам.
Цель программы: повышение уровня речевой культуры учащихся; приобщение к современной культуре.
Задачи:
образовательные:
 обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
 формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
 обучение учащихся самостоятельной работе с книгами, словарями;
 развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;
 повышение общей языковой культуры.

развивающие:
 способствовать развитию мотивации учащихся к занятиям;
 способствовать развитию пространственного воображения и памяти;
 способствовать развитию эстетического вкуса;
 развивать умственные способности и творческую активность.
 развивать интерес к творчеству, желание творить самостоятельно.
воспитательные:
 способствовать привитию интереса к русскому языку;
 воспитывать стремление к деятельному познанию окружающего мира и его активному творческому отображению;
 учить работать в малых группах;
 воспитывать трудолюбие и усидчивость;
 воспитать целеустремленность, любовь к национальным традициям;
 способствовать формированию культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
Форма организации учебного процесса:
 фронтальная;
 групповая, коллективная;
 индивидуальная.
Формы проведения занятий:
 лекции учителя с различными видами заданий;
 составление обобщающих таблиц и схем;
 самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
 самостоятельный отбор материала;
 работа в группах;
 проведение деловых игр и практикумов;
 работа с пакетами КИМов;
 написание изложений и сочинений.
Основные методы обучения:
 методы обучения: монологический, диалогический, показательный;
 методы преподавания: объяснительный, информационно – сообщающий, иллюстрированный;
 методы воспитания: убеждения и личный пример.

2. Планируемые результаты





















Обучающиеся научатся:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго) при создании тестов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем
обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения
соответствия языковым нормам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые
особенности текста;
понимать цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию;
создавать тексты различных стилей и типов;
применять различные приемы сжатия текста;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;




соблюдать на практике основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре и
языку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
 владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования.
 способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе я на
электронных носителях;
 овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
 умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств;
 способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
 умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать
устные и письменные тексты разных типов;



способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
 владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
 способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
 способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
 умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; участие в спорах, обсуждениях актуальных
тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какоголибо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Форма контроля:
Игры, конкурсы, викторины, беседы, написание творческих работ, наблюдение, опрос.
Виды контроля и формы аттестации:
1. Входной контроль (анкетирование).
2. Промежуточная аттестация (практическое задание, творческое задание).
3. Итоговая аттестация (творческое задание).
Срок освоения программы:
Продолжительность обучения 1 год. Форма обучения – очная.
Учебно-тематический план
8 класс

№

Раздел

Содержание

Кол-во
часов

Формы организации

1. Введение

Вводное занятие. Структура экзаменационной работы по русскому языку
в новой форме и критерии ее оценивания.

1

Лекция учителя. Аналитическое
чтение и изучение содержания.

2. Текстоведение

Понятие о тексте. Признаки текста. Микротема. Микротекст. Абзац.
Виды и средства связи предложений в тексте. Комплексный анализ
текста.

4

Аналитико-синтетические
упражнения, групповая работа,
взаимооценка.
Текстыпервоисточники, развернутый
ответ-рассуждение.

3. Способы сокращения Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение,
текста
обобщение. Применение способов сжатия. Содержательные способы
сокращения текста. Языковые способы сокращения текста. Работа над
изложением. Подготовка к сжатому изложению. Написание изложения.

4

Работа с текстом, работа с
карточками
и
таблицами,
алгоритмом.
Опорный
конспект.

4. Виды
сочинений. Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеровЭтапы работы над аргументов. Текст. Типы текста. Повествование. Описание. Рассуждение.
сочинением
Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Критерии оценивания
сочинения. Работа над сочинениями 9.1-9.3.

8

Определение типов текста и их
особенностей.
Составление
планов
сочинений
разных
типов. Работа со схемами,
опорным конспектом.

№ п/п

Календарно-тематический план
8 класс
Тема

Кол-во часов

Введение (1 ч)
1.

Вводное занятие.

1
Текстоведение (4 ч)

Понятие о тексте. Признаки текста.
1
Микротема. Микротекст. Абзац.
1
Комплексный анализ текста.
1
Анализ работ.
1
Способы сокращения текста (4 ч)
6. Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение.
1
7. Подготовка к сжатому изложению.
1
8. Написание сжатого изложения.
1
9. Анализ работ.
1
Виды сочинений. Этапы работы над сочинением (8 ч)
10. Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов.
1
11. Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Критерии оценивания сочинения.
1
12. Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов.
1
13. Роль знаков препинания на письме.
1
14. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
1
15. Работа над лингвистическим сочинением 9.1.
1
16. Работа над сочинением 9.2. Понимание смысла текста.
1
17. Зачетная работа. Сочинение на лингвистическую тему.
1
Список литературы
ОГЭ 2022. Русский язык. 14 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ Васильевых, Гостева.Экзамен, 2022
В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 класс. «Дрофа». Москва, 2019.
Д.Э.Розенталь. Русский язык. 10-11 классы. Москва. Издательский дом «Дрофа», 2010.
А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. Творческий центр «Сфера». Москва, 2022.
ОГЭ 2022. Русский язык. 9 класс. Типовые варианты экзаменационных заданий. 14 вариантов / Егораева Г. Т. – Экзамен, 2022
ОГЭ. Русский язык в таблицах и схемах. 5-9 классы / Текучева И.В. – АСТ, 2022
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/Под ред. И.П. Цыбулько. – М., 2022
2.
3.
4.
5.










Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».