РП Я-исследователь 9-10

Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с
нормативными документами: Конституцией РФ и УР, Законами РФ «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах
ребенка, Приказом МО и Н РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и другими документами и
материалами МО и Н РФ.
Направленность программы: общекультурная.
Уровень программы: стартовый.
Актуальность: Все больше людей в нашей стране приобщаются к работе на земле. Сады и огороды для населения
– это прекрасное место для активного отдыха всей семьи. Труд на земле укрепляет здоровье людей, особенно служащих,
а также школьников, проводящих большую часть дня в закрытых помещениях. Это не только активный отдых, но и
существенное улучшение питания семьи за счет продукции, выращенной своими руками.
Работа на земле важно и для воспитания детей. Здесь начинается общение с природой, они знакомятся с
возделываемыми растениями, а главное, видят плоды своего труда.
Без обоснованных знаний невозможно успешно выращивать большой набор овощных, плодово-ягодных,
цветочный культур, обрабатывать почву, улучшать физико-химические показатели почвы, размещать культуры в
овощных севооборотах. В связи с этим была разработана программа «Растениеводство». Данная программа составлена
на основе литературы: Всесвятский Б.В. Ботаника, Таранов В.В., Таранова Е.А. Садово-огородный участок. Справочное
пособие, Холзаков В.М. Научные основы ведения сельского хозяйства в УР, Моисейченко В.Д., Заверюха А.Х. Основы
научных исследований в агрономии и др.
Цель: развитие ребенка, его творческого потенциала, а также формирование мотивации успеха и достижений,
творческой самореализации на основе (с помощью) приобретения определенных знаний умений, навыков в области
растениеводства.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с разнообразием растительного мира.
2. Ознакомить учащихся со строением растения и его органов.
3. Ознакомить учащихся со способами размножения растений, а также научить размножать растения.
4. Обучить влиять на рост и развитие растений.

5. Ознакомить

учащихся с различными группами культурных растений, а также с отраслями
сельскохозяйственного производства.
6. Обучить элементарным навыкам и умениям по возделыванию различных групп культурных растений, а также
работе с различными инструментами.
7. Сформировать интерес к исследовательской деятельности, и привить первоначальные умения и навыки
проведения исследований.
8. Научить применять свои знания, умения, навыки в практической деятельности.
Отличительная особенность: В основу занятий объединения положены практические работы, что вооружает
учащихся практическими умениями и навыками по выращиванию растений, по изучению и охране природы.
Особое внимание в работе юных растениеводов уделяется изучению и охране природы и исследовательской
деятельности, направленному на решение задач, поставленных перед сельским хозяйством.
Программой также предусмотрено ознакомление учащихся с основами таких дисциплин как почвоведение,
агрохимия, физиология растений, фитопатология, защита растений, а также ознакомление с основными отраслями
сельскохозяйственного производства, что позволяет учащимся получить необходимые знания, умения и навыки в
области сельскохозяйственного производства и, возможно, дает предпосылки определиться с выбором профессии и
дальнейшей деятельности.
Адресат программы: Программа рассчитана на детей, проявляющих интерес к природе и работе с растениями, а
также к исследовательской и проектной работе. Подбор свободный, по желанию детей. Возраст детей: 10 -16 лет.
Объем программы: Программа рассчитана на 68 часа.
Срок освоения программы: 2 учебных года
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в 9 и 10 классах. Продолжительность одного занятия
составляет 45 минут.
Формы организации образовательного процесса: Программой предусмотрено как групповая, так индивидуальная
и самостоятельная формы работы, теоретические и практические занятия, исследовательская деятельность (беседы,
семинары, лабораторные работы, социальные и экологические акции, опыты и др.), а также экскурсии, походы.
Воспитательная деятельность: Работа учащихся в объединении призвана способствовать развитию их
самодеятельности и инициативы, повышению интереса и любви к природе и сельскому хозяйству, формированию
исследовательской деятельности, воспитанию у них культуры труда.

I.
Планируемые результаты:
Программа предполагает, что обучающийся будет знать:
-производство продуктов питания;
-методы защиты растений;
-методы культивирования и выращивания растений;
-способы восстановления плодородия почвы и сохранения её структуры;
-особенности различных растений;
-отрасли сельскохозяйственного производства;
-виды сельскохозяйственных культур;
-предупреждение негативных последствий влияния на окружающею человека
среду и его здоровье.
Программа предполагает, что обучающийся будет уметь:
-разбираться в многообразии сельского хозяйства своей местности;
-вести простейшие наблюдения;
-оформлять и вести дневники наблюдений;
-формулировать тему и определять цель научной работы;
-вести библиографический поиск;
-выбирать литературу по теме исследования и выполнить ее обзор;
-освоить несложные методики и выполнить практическую часть учебно-исследовательской работы;
-грамотно обработать и представить результаты работы;
-сделать выводы;
-оформлять научную работу и убедительно доложить ее результаты.
Программа предполагает, что обучающийся будет обладать:
- устойчивым интересом к исследовательской деятельности, умениями и навыками для его реализации;
- высоким уровнем познавательной активности и стремлением к творческому самовыражению; высоким уровнем
общей и экологической культуры.
Спектр сформированных общеучебных умений обучающихся, как важнейшего компонента компетентности личности в
естественно-научной области, будет включать исследовательские, компьютерные и коммуникативные умения.
Исследовательские умения:

*умение формулировать исследовательскую проблему, выдвигать гипотезу, планировать и реализовывать проверку
гипотезы, анализировать результаты;
*умение обращаться с простейшими приборами;
*навыки систематизации данных;
*навыки работы с дополнительной литературой.
Коммуникативные умения:
*знакомство с основными ролями участников группы сотрудничества;
*освоение форм взаимодействия людей в работе, способов сотрудничества и конкуренции;
*формирование умений слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества;
Владеть навыками:
– современными методами диагностики вредителей и возбудителей болезней растений.
Личностные результаты
Программа предполагает воспитание у обучающихся:
*бережного отношения ко всему живому;
*любви к природе;
*отношения к природе как к общечеловеческой ценности;
*достаточного уровня коммуникативной культуры;
*желание и готовность сотрудничать с коллегами в составе творческой или исследовательской группы, делиться
результатами своей работы и работы участников исследований.
Метапредметные результаты:
Программа предполагает развитие у обучающихся:
*интеллекта;
*проектного мышления;
*творческого мышления;
*самостоятельного мышления;
*прикладной стороны мышления;
*навыков самоконтроля;
*навыков самоанализа, самореализации;
*высокого уровня познавательной активности и стремлением к творческому самовыражению;

*высокого уровня общей и экологической культуры.
Данная программа позволяет реализовать следующие принципы обучения:
*дидактические (обеспечение самостоятельности и активности обучающихся;
–достижение прочности знаний и умений в проектной деятельности;
–реализация интегративного политехнического обучения, профессиональной ориентации);
*воспитательные (трудолюбие, целеустремленность, развитие чувства ответственности, упорства и настойчивости
в достижении поставленной цели);
*межпредметные, показывающие единство природы, что позволит расширить мировоззрение обучающихся.
II. Содержание программы обучения – 9 и 10 класс
1. Управление ростом и развитием растений. (7 час.)
Влияние внешних факторов на рост и развитие растений. Абиотические факторы. Влияние света на сеянцы подсолнечника.
Влияние ионов азота на развитие сеянцев кресс-салата.
Влияние внешних факторов на рост и развитие растений. Биотические факторы. Сорняки. Особенности сорняков. Способы борьбы
с сорняками на комнатных растениях.
Разнообразие вредителей культурных растений.
Болезни и
их
возбудители. Определение условий

для

их

быстрого распространения.

Способы борьбы с болезнями. Оздоровление клубнелуковиц гладиолусов, луковиц гиппеаструма и лука репчатого, клубней
картофеля и каллы. Методы управления ростом и развитием растений.
Базовые понятия: Абиотические и биотические внешние факторы, макро- и микроэлементы, рост и развитие, сорняк, засоритель, болезни
неинфекционного и инфекционного порядка, вредители культурных растений, антисептики, протравливатели.
2.Размножение растений. (9 час.)
Вегетативное и семенное размножение растений и их применение при возделывании различных культур.
Вегетативное размножение комнатных растений. Черенкование пеларгонии зональной.
Вегетативное размножение картофеля клубнями и методом черенкования. Вегетативное размножение растений методом деления
куста на примере комнатных растений.
Вегетативное размножение луковичных культур на примере лилии тигровой и лука репчатого.
Семенное размножение на примере лука репчатого, картофеля и цветочных культур.
Семенное размножение. Определение всхожести семян зерновых, бобовых и крупяных культур.
Базовые понятия: вегетативное размножение, семенное размножение, корневище, усы, отводки, корневые отпрыски, спящие почки,
прививка, листовой черенок, черенок, цветок, семя.

3.Исследовательская работа «Выращивание качественной рассады томатов».(8 час.)
Значение исследовательской работы. Основные требования к проведению исследований.
Разработка плана проведения исследований.
Работа с литературой.
Разработка плана проведения эксперимента (опыта).
Подготовка грунта для выращивания сеянцев томатов до пикировки.
Обработка семян и их посев в ящички.
Подготовка грунта для выращивания рассады томатов. Подготовка емкостей под рассаду.
Дневник наблюдений. Оформление дневника наблюдений.
Пикировка сеянцев томата в ящики под рассаду и индивидуальные горшочки.
Уход за рассадой томатов: поливы, подкормки, борьба с вредителями.
Требования к качеству рассады томатов. Анализ
результатов.
Базовые понятия: исследование, опыт или эксперимент, наблюдение, апробация, план проведения исследований, дневник наблюдений,
объект и субъект исследования, вариант, повторность, фактор.
4.Итоговая исследовательская работа(5 час.)
Правила выполнения аттестационной практической работы. Регламент защиты.
Практическая работа. Разработка плана проведения исследований. Защита практической работы.
Базовые понятия: коллекция, гербарий, защита работы.
5.Итоговое занятие.(2 час.)
Подведение итогов.
6.Летняя практика (1 час.)
Планирование работы на летний период.

Тематический план обучения - 9 класс
Количество часов
№
п/п
1

№
п/п

Раздел и тема

Управление ростом и развитием растений.

9

9

Формы
аттестации/
контроля
Зачет

1.1.

1.

1.2.

2.

1.3.
1.4.
1.5.

3.

4.
5.

1.6.

6.

1.7.
1.8.
1.9.
2
2.1.

7
8.
9.

2.2.

11.

2.3.

12.

2.4.

13.

10.

Влияние внешних факторов на рост и развитие растений.
Абиотические факторы. Влияние света на сеянцы
подсолнечника.
Влияние внешних факторов на рост и развитие растений.
Абиотические факторы. Влияние ионов азота на
развитие сеянцев кресс-салата.
Влияние внешних факторов на рост и развитие растений.
Биотические факторы. Сорняки.
Особенности сорняков. Способы борьбы с сорняками (на
примере сорняков на комнатных растениях).
Разнообразие вредителей культурных растений.
Болезни растений и их возбудители. Определение
условий для их быстрого распространения.
Способы борьбы с болезнями. Оздоровление
клубнелуковиц гладиолусов, луковиц гиппеаструма и
лука, клубней картофеля и каллы.
Методы управления ростом и развитием растений.
Методы управления ростом и развитием растений.
Методы управления ростом и развитием растений.
Размножение растений
Вегетативное и семенное размножение растений.
Применение вегетативного и семенного размножение
растений.
Вегетативное размножение растений методом деления
куста на примере комнатных растений.
Семенное размножение цветочных культур.
Семенное размножение. Определение всхожести семян
зерновых и крупяных культур.

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

1
1
1
3
1

1
1
1
9
1

6
0

1

1

1

0

1

0

1

1

Зачет

0

1

1

15.

Семенное размножение. Определение всхожести семян
зерновых и крупяных культур.
Семенное размножение. Посев семян перца.

0

1

1

2.7.

16.

Семенное размножение. Посев семян редиса

0

1

1

2.8.

17.

Семенное размножение. Посев семян петрушки

0

1

1

2.9.

18.

Семенное размножение. Посев семян укропа.

0

1

1

Исследовательская работа «Выращивание
качественной рассады томатов»

5

3

8

1

0

1

1

0

1

0

1

1

0,5

0,5

1

2.5.

14.

2.6.

3

3.1.

18.

3.2.

20.

3.3.

21.

3.4.

22.

Значение исследовательской работы. Основные
требования к проведению исследований. Разработка
плана проведения исследования.
Работа с литературой. Разработка плана проведения
эксперимента
Подготовка грунта для выращивания сеянцев томатов
для пикировки.
Подготовка емкостей под рассаду.

3.5.

23.

Обработка семян. Посев обработанных семян в ящички.

0,5

0,5

1

3.6.

24.

1

0

1

3.7.

25.

0

1

1

3.8.

26.

Дневник наблюдений. Оформление дневника
наблюдений. Пикировка сеянцев томатов в ящики под
рассаду и индивидуальные горшочки.
Уход за рассадой томатов: поливы, подкормки, борьба
вредителями.
Требования к качеству рассады томатов. Анализ
результатов.

1

0

1

Научноисследовательская
работа

Итоговая исследовательская работа

4
4.1.

27.

4.2.

28.

4.3.

29.

4.4

30.

4.5
5
5.1.
5.2.

31.

6.1

34.

32.
33.

Правила выполнения исследовательской практической
работы.
Правила выполнения исследовательской практической
работы. Регламент защиты работы.
Исследовательская практическая работа. Разработка
плана проведения исследований.
Исследовательская практическая работа. Разработка
плана проведения исследований.
Защита исследовательской практической работы.
Итоговое занятие.
Подведение итогов.
Планирование работы на летний период.
Летняя практика.
Виды работ:
1. Уход за посадками и посевами

3

2

5

1

0

1

1

0

1

1

0

1

0

1

1

0
2
1
1
0
0

1
0
0
0
1
1

1
2
1
1
1
1

Защита работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».