РП-РРоднаяЛит-10-11

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты изучения родной (русской) литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей;
- планирования и регуляции своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по родной (русской) литературе выражаются в следующем:
- понимание ключевых проблем изученных произведений
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста,
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести
диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние
творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных
образов литературных произведений.
Основные цели предмета:
образовательная, которая достигается путем ознакомления учащихся с творчеством писателей, чья судьба и творческий путь
пересеклись с Крымом;
- воспитательная, которая достигается путем повышения интереса к местному литературному материалу, стимулирования творческой,
поисковой деятельности учащихся.
Образовательные задачи:
 формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих усвоение культурных ценностей края;
 расширение кругозора учащихся;
 закрепление умений и навыков анализа художественного произведения;
 формирование навыков аналитической и исследовательской деятельности;
 закрепление умения работать с дополнительной литературой, Интернет –ресурсами.
Развивающие задачи:

активизация познавательной деятельности учащихся;

развитие у учащихся художественно-творческих способностей, образного мышления, эстетического вкуса;
 совершенствование общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных и общекультурных навыков.
Воспитательные задачи:
 развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
 формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;
 создание ситуации успеха каждого ученика и совместной работы коллектива в целом;
 формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

Срок реализации программы - 2 года.
Для реализации программы могут быть использованы следующие методы:
- словесный метод – беседа, лекция, объяснение;
- наглядный метод – фото и видеоматериалы, карты, схемы, презентации и т.д.;
- репродуктивный метод- повторение, закрепление, обобщение материала;
- эвристический метод - поисковые задания, составление анкет и т.д.
- исследовательский метод- исследование, изучение документов, их описание, создание и защита проектов.
В зависимости от содержания занятий форма работы может быть:
- лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы);
- семинарской (обучение навыкам литературно-краеведческой работы);
- экспедиционной (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов);
- научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов,
исследовательских работ и т. д.);
- литературно-творческой (написание эссе, путевых заметок, очерков и т.д.);
- оформительской (изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки, создание литературной
карты, литературно-краеведческого кабинета, школьного музея и т. д.;
- организаторско - массовой (проведение литературно-музыкальных вечеров на краеведческие темы, организация экскурсий по школьному
музею, встречи с писателями, проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов и т. д.).

2.Содержание учебного предмета
10 класс(34 часа)
Введение. (1час)
Литературное краеведение как комплексная наука. Важность и целесообразность предмета.

Легенды Крыма. (2 часа)
Легенды народов, населяющих Крым. Богатство сюжетов и тематика легенд, общность идеалов у разных народов, отражение в легендах
лучших человеческих качеств. Крымскотатарские легенды. Истории об Амет акае, пренебрежение условностями, принятыми в обществе,
отрицание шаблонной системы мышления. Литературные легенды. Осман Акчокраклы «Мавзолей Ненкенджан ханым». Поэтичность легенды.
Крымская топонимика, отраженная в легендах.

Крым в творчестве поэтов и писателей ХYIII– ХIХ в.в. ( 8 часов)

Поэты пушкинской лиры в Тавриде (2часа)(обзор)
Поэты - современники А.С. Пушкина в Крыму. Романтическое восприятие красоты крымской природы.
К.Н. Батюшков. Элегия «Таврида» Романтическое восприятие «полуденной страны». Мир природы и души, глубина чувств и
переживаний.
П.А.Вяземский. «Аю-Даг», «Бахчисарай», «Вдоль горы, поросшей лесом…», «Слуху милые названья». Удивление и восторг перед
чудом бытия, красота изображаемой природы.
В.Г.Бенедиктов. «К А-П-Г (по возвращении из Крыма)», «На южном берегу», «Близ берегов». Мастерство в передаче мимолетных
настроений и переживаний. Богатство слуховых и зрительных впечатлений.
Александр Сергеевич Пушкин (6 часов)
«Желание», «Погасло дневное светило…», роман «Евгений Онегин» (отрывки «Прекрасны вы, брега Тавриды…», «Как я завидовал
волнам»), «Кавказский пленник»
Пребывание поэта на крымской земле и отражение впечатлений в письмах, путевых заметках и произведениях поэта. Романтический мир
поэзии А.С.Пушкина, воспевание человеческой личности, преклонение перед ее духовной сущностью. Мечты о героическом и прекрасном.
«Фонтану Бахчисарайского
дворца», «Бахчисарайский фонтан». А.С. Пушкин в Бахчисарае. Переосмысление поэтом
крымскотатарской легенды. Философское осмысление вопросов человеческого существования. Трагический конфликт, романтический
характер образов, художественное совершенство лирики Пушкина.
Поэма «Бахчисарайский фонтан» в музыке и живописи. Крымские поэты (Б.Е.Серман («Памятник Пушкину в Симферополе», «Я
побывал в его краях», А.И.Милявский «Приверженность», А.А.Лесин «А.С.Пушкин»). Пушкинская тема в творчестве бахчисарайских
поэтов (Н.Рябийчук, В.Божедай, Н.Вавилова и др.).

Крым в творчестве поэтов и писателей ХIХ в. (10 часов)
Адам Мицкевич. Сведения о поэте. «Крымские сонеты». Философские размышления о единстве мира природы и человеческой души в
творчестве поэта.
Я.П.Полонский. «Ночь», «На Черном море», «Ночь в Крыму». «Музыка души», красота и сила выражения чувств.
А. К.Толстой. «Ты помнишь ли вечер, как море шумело», «Как чудесно хороши вы…», цикл «Крымские очерки» («Приветствую тебя,
опустошенный дом»). Искренность, задушевность тона, живописность, музыкальность лирических произведений о природе, глубокий лиризм
стихотворений.
И.Гаспринский. Жизненный и творческий путь И. Гаспринского. Просветительская и литературная деятельность. Сборник «Живая
история» (по страницам газеты «Терджиман»). Отображение в исторических очерках нравов, обычаев народов, населяющих Крым. Роман
«Страна Благоденствия» (отрывок). Актуальность поднятой проблемы Равенство народов как основа мирного сосуществования.
Умер Ипчи. Сведения о писателе. Литературная и общественная деятельность. Рассказ «Куреш»
Отражение традиций
крымскотатарского народа в творчестве писателя.

Абибулла Одабаш. Сведения о писателе. Рассказ «Не забудет». Рассказ об учителе, человеке, формирующем и воспитывающем
личность, для которой служение людям, народу - цель и смысл существования.
Классики украинской литературы в Крыму (2 часа)
Литературная и общественная деятельность классиков украинской литературы в Крыму
М.Коцюбинский. Новелла «В путах шайтана». Протест писателя-гуманиста против жестоких нравов, царивших в семейном укладе
крымских татар.

Тема Крымской войны в творчестве русских поэтов и писателей (4 часа)
А.Н.Майков Цикл «1854». «Бывало уловить из жизни миг случайный»
А.А.Фет. «Севастопольское братское кладбище». Восхищение мужеством защитников Севастополя.
А.Н. Некрасов. Поэма «Русские женщины» (отрывок «Княгиня М.Н.Волконская») Крымская тема в творчестве поэта, воспоминания о
пребывании Пушкина в Гурзуфе. Эмоциональность восприятия окружающего мира. «Свершилось! Мертвые отпеты» ( 3-я глава поэмы
«Тишина»). Осуждение войны, преклонение перед мужеством народа.
Л.Н.Толстой. «Севастопольские рассказы». Биографический характер рассказов. «Суровая правда» войны, глубокое постижение автором
исторических событий. Гуманизм писателя.

Литература второй половины ХIХ века (4 часа)
А.П.Чехов. «Дама с собачкой». Мечта о красоте человеческих отношений. Мастерство психологического анализа.
Драматургическая деятельность Чехова. Пьеса «Три сестры». Своеобразие драматургического конфликта, роль подтекста, смысловая
насыщенность художественной детали.
Леся Украинка. Сборник «Крымские отзвуки». Любовь к природе как проявление чуткости поэтической души, лиризм стихотворений.
Воспевание природы Крыма, благодарность к краю за поэтическое вдохновение.
В. Шуф. Сведения о писателе. Поэт и этнограф. Легенда «Чабан». Фольклорные мотивы в поэме. Реальность изображаемых событий.
«Изгнанник», «Таврида», «Баклан». Романтическое восприятие окружающего мира.

Из русской литературы ХХ века (5 часов)
А.Грин. Сведения о писателе. «Блистающий мир». Символический смысл названия повести, ее художественное своеобразие.
Непреодолимое стремление к красоте, поэзии, ко всему человеческому, возвышенному.
В.Г.Короленко. Очерк жизни и творчества. Рассказы «Емельян», «Рыбалка Нечипор». Тема ответственности человека, раздумья
писателя о праве каждого человека на свободу и счастье.

11класс
(34 часа)
Введение (1час)
Основные тенденции развития литературы в Крыму на рубеже ХIХ и ХХ веков.
Литературно- художественные произведения, поэзия, публицистика. Обзор крымских литературно- художественных газет, журналов,
альманахов.
Литература ХХ века. (30 часов)
И.А.Бунин. Стихотворения «Кипарисы», «На поднебесном утесе», «Байдарская долина», «На морском берегу, на скале»,
«…Светает…Над морем, под пологом туч…», «Учан-Су», «К прибрежью моря длинная аллея…». Вечность красоты природы.
Художественное совершенство стихов. Повесть «Лика», автобиографический характер повести.
А.И.Куприн. Своеобразие таланта писателя. Очерки «Листригоны» - вдохновенная поэма о море, мужественных людях, спокойно
переносящих невзгоды и привыкших к опасностям.
С.Я.Надсон. Трагическая судьба поэта. «У моря», «На юг, говорили друзья мне, на юг». Разлад между поэтическими порывами и грубой
действительностью. Скорбь, скепсис, растерянность лирического героя произведений С.Я.Надсона как отражение событий своей эпохи.
К.Бальмонт. Сведения о поэте. «Чары месяца». Нерасторжимая связь человека с природой. Сопоставление явлений природы и
человеческой духовной жизни.
В.Брюсов. Дневниковые записи, цикл стихов «Крым. Черное море» - пейзажные миниатюры. Лиризм, искренность чувств.
Неразрывность человеческого бытия и природы.
М.Волошин. Очерк жизни и творчества. Цикл «Киммерийская весна». Отражение творческой индивидуальности поэта в его стихах.
Многоплановость и символичность образов. Стихотворение «Дом поэта». Тема Родины и революции, гуманизм поэта.
М.Цветаева. Раннее творчество. Сборник «Юношеские стихи». «Встреча с Пушкиным». «Уж сколько их упало в эту землю».
Романтическое мировосприятие, влюбленность в жизнь. Образ лирического героя, своеобразие поэтического стиля.
А.Ахматова. Поэма «У самого моря». Романтические мотивы в ранней лирике Напряженность любовного чувства, соединение внешних
примет времени с переживаниями героини
Д.Бедный. «Красная конница на южном фронте». Э.Багрицкий «Пятьдесят первая». Н.Тихонов «Перекоп». Романтизация подвига и
борьбы за новую жизнь.
К.А.Тренев. Сведения о писателе. Пьеса «Любовь Яровая» - правдивый рассказ о событиях гражданской войны. Борьба двух
непримиримых идеологий. Цельность характера главной героини. Красочность и многообразие речевых характеристик.
И.С.Шмелев. Очерк жизни и творчества. «Солнце мертвых»- трагический эпос о гражданской войне; взлеты и падения человеческого
духа, гуманистическая патетика. Художественная роль документа и публицистического начала. Гражданская позиция писателя,
пронзительный гуманизм повести.

М.Горький. «Крымские эскизы». Отражение крымских встреч в рассказах. Поиски решения нравственных проблем. Очерк «Херсонес
Таврический». Призыв писателя к бережному отношению к историческим памятникам. Актуальность темы для наших дней.
В.В.Маяковский. Стихотворения «Последняя страничка гражданской войны», «Канцелярские привычки», «Земля наша обильна».
Гражданская позиция поэта. Сатирическое изображение негативных явлений действительности.
Остап Вишня. Юморески «Вишневі усмішки кримські». Наблюдательность, оптимизм, любовь к природе, человеку, мягкий юмор
писателя.
С.Н. Сергеев-Ценский. Сведения о писателе. Рассказы «Старый врач», «В снегах», «Хитрая девчонка» (на выбор). Реализм изображаемых
событий. Восхищение мужеством простых людей.
И.Сельвинский. Очерк жизни и творчества. Стихотворения «Юность», «Осень», «Экспериментальное». Сборник стихов «О времени, о
судьбах, о любви». Восторженная влюбленность в жизнь. Живописность, любование морской стихией. Особенности стихосложения,
звукопись. Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях «Крым», «Севастополь», «Аджимушкай». Психологическая
проникновенность и напряженный драматизм в стихотворениях.
С.Васильев. «Крымский партизан», В. Тушнова «Слава», С. Алымов «Черное море». Восхищение мужеством павших героев,
гуманизм произведений.
М.Бирюков. «Чайка». Документальность произведений. Воспевание патриотизма и героизма в повести.
А.И.Домбровский «Птицы ничего не расскажут». Сведения о писателе. Своеобразие раскрытия темы Великой Отечественной войны.
Ю. Друнина. Очерк жизни и творчества. Стихотворения «Не радуюсь я сорванным цветам», «Гимн дворнягам», «Пираньи», «Черный
лес». Гражданская позиция поэта. Поэма «Аджимушкай», стихотворение «В бухте». Осмысление военной темы, глубина и яркость
переживаний.
А.Вознесенский. Сведения о поэте. Поэма «Ров». Документальная основа поэмы. Художественное своеобразие поэмы. Тема
ответственности человека за настоящее и будущее.
К.Паустовский. Сведения о писателе. «Я твердо верил в бессмертие мысли..» (Литературные портреты). Наблюдательность,
психологизм, яркость и выразительность языка.
Е. Криштоф «Сто рассказов о Крыме» или сборник рассказов «Крымскиеканикулы» (составитель Литвинова А.Л.) (по выбору
учителя). Многообразие тем, сюжетов, образов. Гордость за свой народ, вера в него.
«Моя земля – земля моих отцов» (тема Родины в творчестве крымских поэтов, А. Милявский «Крымские этюды», А.Лесин
«Рубежи»).
Тенденции развития современной художественной литературы Крыма (3 часа) (обзор).
Учебная конференция. Крым в контексте мировой культуры. Защита исследовательских проектов.

3.Тематическое планирование-10 класс
№
п
/
п

Наименование разделов

1 Введение (1 час)
2 Легенды Крыма. (2 часа)
3 Крым в творчестве поэтов
и писателей ХYIII – ХIХ в.в.
(8 часов)
4 Крым в творчестве поэтов
и писателей ХIХ в. (10 часов)
5 Тема Крымской войны
в творчестве русских поэтов
и писателей (4 часа)
6 Литература второй половины ХIХ
века (4 часа)
7 Из русской литературы ХХ века
(5 часов)

Итого

Рабочая
программа

Авторская
программа

1
2
8

1
2
8

10

К/р

Внеклассное
чтение

Развитие
речи

1

1

1
2

10

1

1

2

4

4

1

4

4

5

6

1

1

2

34

35

4

3

10

1

2

3.Тематическое планирование-11 класс
№
п
/
п

Наименование
разделов

1 Введение (1 час)
2 Литература ХХ
века
(30 часов)
Тенденции
3
развития
современной
художественной
литературы
Крыма
(3 часа)
Итого

Рабочая
программа

Авторская программа

1

1

30

31

3

3

34

35

К/р

Внеклассное
чтение

Развитие
речи

3

3

8

2

3

3

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».