Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. 8 класс Личностные результаты: 1. Патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, истории, ценностям и культуре многонационального народа России, любовь к родному языку, своему краю, идентификация себя в качестве гражданина России), укрепление чувства ответственности и долга перед Родиной; 2. Гражданское воспитание: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, гражданской позиции и культуре, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 3. Духовно-нравственное воспитание: развитие нравственного сознания и поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и поступкам других людей, компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора 4. 4. Эстетическое воспитание: формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни, развитие творческих способностей; 5. Ценности научного познания: формирование современной научной картины мира, целостного мировоззрения на процесс взаимосвязанного развития человека, природы и общества, развитие способности к эмоционально-ценностному освоению окружающей действительности; 6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: - понимание личностного смысла изучения предмета ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства; осознание ценности жизни, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, модели индивидуального и коллективного безопасного поведения в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях; 7. Трудовое воспитание: укрепление ответственного отношения к учебе, способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности; 8. Экологическое воспитание: развитие основ экологической культуры, опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в повседневных жизненных ситуациях. Метапредметные результаты 1. Овладение познавательными универсальными учебными действиями: 1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы: 2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач: 3) смысловое чтение: - ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл, структурировать; - выделять в тексте информацию, соответствующую учебным целям; - определять и резюмировать главную идею текста; 4) развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами: - определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; 5) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации: - определять свое отношение к природной среде; - анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; 2. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями: 6) умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности: - ясно представлять и формулировать свою учебную цель; - анализировать собственные образовательные результаты (определять степень достижения цели, находить проблемы и выдвигать версии их решения); 7) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач: - определять необходимые действия для успешного решения учебной и познавательной задачи и составлять последовательность их выполнения; - аргументировать выбор методов решения учебных и познавательных задач, находить (выбирать из предложенных учителем) необходимые ресурсы для их выполнения; 8) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и своей учебной деятельности; с использованием критериев осуществлять самоконтроль своей деятельности по достижению планируемого результата; 9) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения: - определять степень выполнения учебной задачи по заданным критериям; - анализировать возможность решения учебной задачи имеющимися средствами; 10) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности: анализировать и определять степень успешности собственной учебной и познавательной деятельности и деятельности других обучающихся в процессе взаимопроверки; принимать обоснованное решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; 3. Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями: 11) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение: - участвовать в совместной деятельности, выполняя определенную роль; - строить позитивные взаимоотношения в процессе учебного сотрудничества; 12) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью: - отбирать и использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (диалог в паре, в группе и т.д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - 13) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТкомпетенции): - целенаправленно использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и познавательных задач с помощью средств ИКТ; - использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; - Предметные результаты : Модуль 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»: - объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать, в чѐм их сходство и различия; - раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности предвидеть, по возможности избегать, действовать в опасных ситуациях); - приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/или нанесения ущерба имуществу, безопасности личности, общества, государства; Модуль 2 «Безопасность в быту»: - объяснять особенности жизнеобеспечения жилища; - классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы, электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты); - знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности; - Модуль 3 «Безопасность на транспорте»: - классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный, железнодорожный, водный, воздушный); - соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения; - предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте; - Модуль 4 «Безопасность в общественных местах»: - характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах, в том числе техногенного происхождения; - безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных местах; - эвакуироваться из общественных мест и зданий; - Модуль 5 «Безопасность в природной среде»: - раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значения экологии для устойчивого развития общества; - помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке; - безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (землетрясения, извержения вулкана), чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные); II.Содержание учебного предмета 8 класс Модуль 1 «Культура безопасности в современном обществе», 1 часа Введение Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях Модуль 2 «Безопасность в быту», 7 часов Основные опасности в быту. Отравления. Первая помощь при отравлениях Основные опасности в быту. Травмы . Правила безопасности при обращении с газом, электричеством. Места общего пользования . Пожарная безопасность в жилых помещениях . Проникновение в дом злоумышленников . Аварийные ситуации техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения Модуль 3 «Безопасность на транспорте», 7 часов Правила дорожного движения Безопасность пешехода Безопасность Пассажира Безопасность водителя Дорожно-транспортные происшествия. Алгоритм действий при ДТП Пассажиры на различных видах транспорта Элементы первой помощи при чрезвычайных ситуациях на транспорте Модуль 4 «Безопасность в общественных местах», 6 часов Основные опасности в общественных местах Действия при возникновении массовых беспорядков, паники и толпы Пожарная безопасность в общественных местах. Действия при обрушении зданий Безопасность в общественных местах. Основные риски в ситуациях криминогенного характера Модуль 5 «Безопасность в природной среде», 11 часов Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера Сигналы бедствия и способы их подачи Встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями. Распознавание растений и грибов Правила безопасного поведения в горах Правила безопасного поведения на водоемах . Безопасное поведение при угрозе наводнения, цунами. Правила безопасного поведения при урагане, буре, смерче, грозе . Безопасное поведение при угрозе землетрясения, извержения вулкана. Экология и ее значение для устойчивого развития общества Итоговая контрольная работа за I полугодие (1ч) Промежуточная аттестация (1 ч) Информация о недельном и годовом количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа Класс 8 Количество учебных недель 34 Недельное количество часов Годовое часов 1 34 Итого:34 Программой предусмотрено проведение практической части: 8 класс Итоговая работа за I полугодие 1 час (тест) Промежуточная аттестация 1 час (тест) ИТОГО 2 количество Тематическое планирование для 8 класса Колво Практическая Реализация воспитательного потенциала часов часть (контрольные работы, сочинения, изложения, лабораторные, практические работы, зачеты и т.д.) - готовность к выполнению обязанностей гражданина и Культура безопасности 1 реализации его прав, понимание роли различных в современном социальных институтов в жизни человека; -развитие обществе № Раздел программного п/п материала 1 2 3 4 5 6 7 Безопасность в быту Безопасность на транспорте Безопасность в общественных местах 7 7 - 6 - Безопасность в природной среде Итоговая контрольная работа за I полугодие 11 - 1 к/р 1 Промежуточная аттестация 1 к/р 1 нравственного сознания и поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и поступкам других людей, компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни, -развитие творческих способностей формирование современной научной картины мира, целостного мировоззрения на процесс взаимосвязанного развития человека, природы и общества, развитие способности к эмоционально-ценностному освоению окружающей действительности -понимание личностного смысла изучения предмета ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства; осознание ценности жизни, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, модели индивидуального и коллективного безопасного Итого 34 к/р 2 поведения в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях