РП 8кл.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
В этом разделе представлены результаты освоения программного материала по учебному предмету «Физическая культура», которые
должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе
освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении
учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать
ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно-значимых
результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:
•

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

•

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на

основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
•

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование

нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего

возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
•

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного

поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
•

владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности о соответствии их
возрастным и половым нормативам;

•

владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики
заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;

•

владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной
направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями
физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:
•

способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой,
игровой и соревновательной деятельности;

•

способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их
организации и проведении;

•

владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать
спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:
•

умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;

•

умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать
правила безопасности;

•

умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и
спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:
•

красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;

•

хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической
культурой;

•

культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:
•

владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать,
анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;

•

владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурнооздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

•

владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия
с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:
•

владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами,
в различных изменяющихся внешних условиях;

•

владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических
действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

•

умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся,

проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе

освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин,
универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни
учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
•

понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и
мышления, физических, психических и нравственных качеств;

•

понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора,
профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

•

понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного
поведения.

В области нравственной культуры:
•

бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям,
имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

•

уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих
целей при совместной деятельности;

•

ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные
позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:
•

добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих
результативность выполнения заданий;

•

рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

•

поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической
культурой для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:
•

восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами,
формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;

•

понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью
и эстетической привлекательностью;

•

восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения,
неантагонистических способов общения и взаимодействия

В области коммуникативной культуры:
•

владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и
уважения;

•

владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при
принятии общих решений;

•

владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до
собеседника.

В области физической культуры:
•

владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и
содержательного направления;

•

владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной
физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурнооздоровительной деятельности;

•

владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности,
использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и

закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах
двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением
самостоятельных занятий физической культурой.
В области познавательной культуры:
•

знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между
народами;

•

знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

•

знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической
культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:
•

способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и
уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

•

умение оказывать помощь, занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать
технику их выполнения;

•

способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной
деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:
•

способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;

•

способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест
занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

•

способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать
физические упражнения в зависимости от ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:
•

способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки,
подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей
физического развития;

•

способность

организовывать

самостоятельные

занятия

по

формированию

культуры

движений,

подбирать

упражнения

координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных
особенностей физической подготовленности;
•

способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с
общепринятыми нормами и представлениями.

В области коммуникативной культуры:
•

способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;

•

способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их
организации и проведения;

•

способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

В области физической культуры:
•

способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы
для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

•

способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину
физической нагрузки в зависимости от задач и индивидуальных особенностей организма;

•

способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических
качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

Содержание учебного курса
Знания о физической культуре
История физической культуры
Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных
спортсменов на Олимпийских играх.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические
требования).
Физическая культура (основные понятия)
Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.

Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека
Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой
Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической культурой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой
Самонаблюдение и самоконтроль.

Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения
ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.

8 класс
Гимнастика и акробатика (12ч.)
Строевые упражнения
Закрепление всех видов перестроений.
Повороты на месте и в движении.
Размыкание в движении на заданную дистанцию и интервал.
Построение в две шеренги; размыкание, перестроение в четыре шеренги.
Ходьба в различном темпе, направлениях.
Повороты в движении направо, налево.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов:
•

упражнения на осанку;

•

дыхательные упражнения;

•

упражнения в расслаблении мышц:

•

основные положения движения головы, конечностей, туловища.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах:
•

с гимнастическими палками;

•

с большими обручами;

•

с малыми мячами;

•

с набивными мячами;

•

упражнения на гимнастической скамейке.

Упражнения на гимнастической стенке:
•

взмахи ногой (правой, левой) в сторону, стоя лицом к стенке и держась руками за нее обеими руками;

•

приседание на одной ноге (другая нога поднята вперед), держась рукой за решетку.

Акробатические упражнения (элементы, связки выполняются только после консультации врача):
•

простые и смешанные висы и упоры;

•

переноска груза и передача предметов;

•

танцевальные упражнения;

•

лазание и перелазание;

•

равновесие;

•

развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых,
пространственных и временных параметров движений.

Лёгкая атлетика (21ч.).

Кроссовая подготовка (14ч.).

Ходьба
Ходьба на скорость (до 15-20 мин).
Прохождение на скорость отрезков от 50-100 м.
Ходьба группами наперегонки.

Ходьба по пересеченной местности до 1,5-2 км.
Ходьба по залу со сменой видов ходьбы, в различном темпе с остановками на обозначенных участках.
Бег
Бег в медленном темпе до 8-12 мин.
Бег на: 100 м с различного старта.
Бег с ускорением; бег на 60 м – 4 раза за урок.
Бег на 100 м – 2 раза за урок.
Кроссовый 6ег на 500-1000 м по пересеченной местности.
Эстафета 4 по 100 м.
Бег 100 м с преодолением 5 препятствий.
Прыжки
Выпрыгивания и спрыгивания с препятствия (маты) высотой до 1 м.
Выпрыгивания вверх из низкого приседа с набивным мячом.
Прыжки на одной ноге через препятствия (набивной мяч, полосы) с усложнениями.
Прыжки со скакалкой на месте и с передвижением в максимальном темпе (по 10-15 с). Прыжок в длину способом «согнув ноги»; подбор
индивидуального разбега.
Тройной прыжок с места и с небольшого разбега.
Прыжок с разбега способом «перешагивание»: подбор индивидуального разбега.
Метание
Броски набивного мяча весом 3 кг двумя руками снизу, из-за головы, от груди, через голову на результат.
Метание в цель.
Метание малого мяча на дальность с полного разбега в коридор 10 м.

Метание нескольких малых мячей в различные цели из различных исходных положений и за определенное время.
Толкание набивного мяча весом до 2 кг со скачка в сектор.
Подвижные и спортивные игры
Волейбол (10ч.)
Техника приема и передачи мяча и подачи.
Наказания при нарушениях правил игры.
Прием и передача мяча сверху и снизу в парах после перемещений.
Верхняя прямая передача в прыжке.
Верхняя прямая подача.
Прямой нападающий удар через сетку (ознакомление).
Блок (ознакомление).
Прыжки вверх с места и с шага, прыжки у сетки (3-5 серий по 5-10 прыжков в серии за урок). Многоскоки.
Упражнения с набивными мячами.
Верхняя передача мяча после перемещения вперед, вправо, влево.
Передача мяча в зонах 6-3-4 (2), 5-3-4 через сетки, 1-2-3 через сетку; то же, но после приема мяча с подачи.
Подачи нижняя и верхняя прямые.
Баскетбол (11ч.)
Правильное ведение мяча с передачей, бросок в кольцо.
Ловля мяча двумя руками с последующим ведением и остановкой.
Передача мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед.
Ведение мяча с обводкой препятствий.
Броски мяча по корзине в движении снизу, от груди.

Подбирание отскочившего мяча от щита.
Учебная игра по упрощенным правилам. Ускорение 15-20 м (4-6 раз).
Упражнения с набивными мячами (1 кг).
Выпрыгивание вверх с доставанием предмета.
Прыжки со скакалкой до 2 мин.
Бросок мяча одной рукой с близкого расстояния после ловли мяча в движении.
Броски в корзину с разных позиций и расстояния.
Подвижные игры и игровые упражнения:
•

коррекционные;

•

с элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием, акробатикой, равновесием;

•

с бегом на скорость;

•

с прыжками в высоту, длину;

•

с метанием мяча на дальность и в цель;

•

с элементами пионербола, волейбола и мини-футбола;

•

с элементами баскетбола.

Контрольно-измерительные материалы
Проверочные испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; сила кисти (правой, левой), метание на дальность, бросок
набивного мяча (1 кг) из-за головы обеими руками из положения, сидя ноги врозь, подтягивание. Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябремае (избирательно).

Тематический план

№

Содержание материала

Учебные часы по
примерной авторской
программе

п/п

1.2
1.3
1.4
1.5
2.1

Количество часов

Легкоатлетические
упражнения
Кроссовая подготовка
Гимнастика с элементами
акробатики
Спортивные игры
(баскетбол, волейбол)
Итого

Учебные часы по
рабочей программе

21

21

14
12

14
12

21

21

68

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».