под.к егэ

Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты обучения, обеспечивающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение обучающихся и
формирование ценностного отношения к миру и человеку в этом мире:
• сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным
ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре народов многонациональной
России и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире;
• через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях
отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину,
связывающей своё будущее с развитием своего края, города, села;
• посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд,
формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
• через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к
эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка
как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего диалога,
осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества;
• через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и
уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.
Метапредметные результаты:
• регулятивные, обеспечивающие организационно-практическую способность и готовность обучающегося на этапе старшей школы к
ведению своей учебно-познавательной деятельности от этапа планирования до этапа получения результата, допуская этап возможной
коррекции, а также прогностический и эвристический шаги, обеспечивающие творческий подход к решению нестандартных языковых,
межпредметных, этнокультурных и поликультурных заданий с опорой на имеющийся уровень сформированных у школьника
компетентностей (лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой);
• познавательные, обеспечивающие способность к познанию и работе с информацией;
• коммуникативные, обеспечивающие способность обучающегося осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности,
проявлять толерантность в общении, соблюдать правила вербального и невербального общения в конкретной речевой ситуации.












• способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения,
правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой
ситуации;
• обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы,
владение соответствующими стилями речи;
• освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной
направленности и стилевой принадлежности, реферирования, тезирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов;
• приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и
проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;
• овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения,
использование соответствующих речевых средств;
• владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);
• владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и
опровержения), необходимыми для работы с информацией;
• формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности
совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ,
аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственноэтической, социально значимой и научно-публицистической тематики.
Предметные результаты:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о нем в речевой практике;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственноценностного влияния на формирование национальной и мировой;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.



















использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем
обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему,
проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия
языковым нормам.

Содержание учебного курса
Содержание курса обусловлено реализацией системно-деятельностного подхода. Полнота и доступность изложения теоретических
сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на формирование коммуникативной,
языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса, на достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов, обозначенных в Стандарте.

Особое внимание в данном курсе уделяется подбору текстов из произведений, изучаемых в школе, для лингвистического и
литературоведческого анализа.
Тесная связь с литературой, литературоведческим анализом художественного произведения обеспечивает качественное формирование
универсальных учебных действий
№
п/п

1.

Количество
часов

1

Наименование разделов и тем

Русский язык среди языков
мира. Богатство и
выразительность русского
языка. Русские писатели о
выразительности русского языка

Виды учебной деятельности
Введение (1ч)
Выразительное чтение текста вступительной статьи.
Составление сложного плана.
Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации
Лексика. Фразеология. Лексикография (5 ч)
Словарный диктант с дополнительным заданием.
Работа со словарем.
Запись в тетради основных способов возникновения переносного значения слова.
Анализ проблемных учебных ситуаций

2.

1

Основные понятия и основные
единицы лексики и
фразеологии.
Слово и его значение.
Однозначность и
многозначность слов.
Изобразительно-выразительные
средства русского языка.

3.

1

Омонимы и их употребление.
Паронимы и их употребление.
Синонимы и их употребление.
Антонимы и их употребление.

Выполнение работ практикума
Самостоятельно составить и записать вопросы к материалам параграфа. Работа со
словарными статьями.
Анализ проблемных учебных ситуаций

4.

1

Происхождение лексики
современного русского языка.
Лексика общеупотребительная и

Составление плана-конспекта как текста научного стиля.
Составление обобщенной схемы-конспекта материала.
Устная аналитическая работа по упр.

лексика, имеющая
ограниченную сферу
употребления. Употребление
устаревшей лексики и
неологизмов.

Творческая работа: сочинение-миниатюра по упр.

Анализ проблемных учебных ситуаций Словарный диктант.
Фразеологическая викторина.
Работа со словарем.
Текст под диктовку.
Отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс
сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы)
Фонетика. Графика. Орфоэпия (1 ч)
Анализ проблемных учебных ситуаций Самостоятельная работа с учебником.
Разные виды диктанта..

5.

1

Фразеология. Фразеологические
единицы и их употребление.
Лексикография.

6.

1

Лингвистический анализ
текста №1.

7.

1

Основные понятия фонетики,
графики, орфоэпии.
Звуки и буквы. Позиционные
(фонетические) и исторические
чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила
произношения гласных и
согласных звуков. Ударение.
Словарный диктант 1

8.

1

9.

1

Основные понятия морфемики и
словообразования. Состав слова.
Морфемы корневые и
аффиксальные. Основа слова.
Основы производные и
непроизводные.
Морфемный разбор слова.
.
Лингвистический анализ

Морфемика и словообразование (3 ч)
Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников
информации
Анализ проблемных учебных ситуаций
Работа с учебником.
Составление сравнительной таблицы.
Самостоятельная работа.
Морфемный разбор слов. Анализ графиков, таблиц, схем
Контент-анализ выступлений одноклассников
Отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс

10.

1

текста 2. Подготовка к
написанию сочинения
рассуждения.
Словообразование.
Морфологические способы
словообразования Понятие
словообразовательной цепочки.
Неморфологические способы
словообразования.
Словообразовательный разбор.
Основные способы
формообразования в
современном русском языке.

11.

1

Основные понятия морфологии
и орфографии. Взаимосвязь
морфологии и орфографии.
Орфография
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как
ведущий принцип русской
орфографии. Фонетические,
традиционные и
дифференцирующие написания.
Проверяемые и непроверяемые
безударные гласные в корне
слова.
Чередующиеся гласные в корне
слова.

12.

1

Употребление прописных и
строчных букв.

сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы).
Выполнение работ практикума
Словообразовательный разбор.
Словообразовательные цепочки.
Анализ проблемных учебных ситуаций

Морфология и орфография (24 ч)
Орфография (5 ч)
Анализ проблемных учебных ситуаций Самостоятельная работа с учебником.
Составление словосочетаний.

Проведение исследовательского эксперимента.
Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников

Правила переноса
слов.Употребление гласных
после шипящих. Употребление
гласных после ц.
Словарный диктант 2.

информации
Самостоятельная работа с учебником.
Работа со словарем и другими источниками информации.
Анализ проблемных учебных ситуаций
Контент-анализ выступлений одноклассников
Выполнение работ практикума
Комментированное письмо.
Орфографическая работа.

13.

1

Правописание звонких и глухих
согласных.
Правописание непроизносимых
согласных и сочетаний сч, зч,
шч, жч, стч, здч.
Правописание двойных
согласных.

14.

1

15.

1

16.

1

Проверочная тестовая работа Тестовая работа.
в формате ЕГЭ № 1
Правописание гласных и
Работа с учебником.
согласных в приставках .
Аналитическая словарная работа.
Приставки пре- и при-.
Анализ проблемных учебных ситуаций
Гласные и и ы после приставок.
Употребление ъ и ь.
Самостоятельные части речи Имя существительное (3 ч)
Имя существительное как часть Выполнение работ практикума
речи. Лексико-грамматические
Самостоятельная работа.
разряды имён существительных. Морфологический разбор имен существительных.
Род имён существительных.
Дифференцированное задание.
Распределение
существительных по родам.
Существительные общего рода.
Число имён существительных.
Падеж и склонение имён
существительных.
Морфологический разбор имён

существительных.
17.

1

18.

1

Правописание падежных
окончаний имён
существительных. Варианты
падежных окончаний.
Гласные в суффиксах имён
существительных.
Проверочная работа по темам
«Лексика. Фонетика.
Орфография»

19.

1

Имя прилагательное как часть
речи. Правописание окончаний
имен прилагательных

20.

1

Правописание суффиксов имен
прилагательных. Правописание
сложных имен прилагательных

21.

1

22.

1

Имя числительное как часть
речи. Лексико-грамматические
разряды имён числительных.
Простые, сложные и составные
числительные.
Морфологический разбор
числительных.
Словарный диктант 3.
Особенности склонения имён

Выполнение заданий по классификации понятий. Самостоятельная работа с
учебником.
Работа со словарем.
Синтаксический разбор предложения.
Контрольная тестовая работа.
Имя прилагательное (2 ч)
Выполнение работ практикума
Морфологический разбор имен прилагательных.
Аналитическая работа.
Словообразовательная работа.
Развитие речи. Выразительное чтение.
Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников
информации
Творческая работа.
Самостоятельная работа с учебником.
Синтаксический разбор предложения.
Контент-анализ выступлений одноклассников
Имя числительное (2ч)
Выполнение заданий
по классификации понятий.
Самостоятельная работа с учебником.
Морфологический разбор числительных

Выполнение работ практикума

числительных.
Правописание имён
числительных.
Употребление имён
числительных в речи.
Особенности употребления
собирательных числительных
23.

1

Местоимение как часть речи.
Разряды местоимений.
Морфологический разбор
местоимений.
Правописание местоимений

24.

1

Глагол как часть речи

25.

1

Правописание глаголов

26.

1

Причастие как глагольная форма.
Правописание причастий

27.

1

Образование деепричастий.
Морфологический разбор
деепричастий.
Переход деепричастий в наречия
и предлоги

28.

1

Наречие как часть речи. Разряды
наречий.
Морфологический разбор

Работа с учебником.
Грамматическая работа.

Местоимение (1ч)
Индивидуальная работа по карточкам.
Морфологический разбор.
Работа с учебником.
Глагол (2 ч)
Выполнение работ практикума Дифференцированное задание.
Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников
информации
Работа с учебником.
Контент-анализ выступлений одноклассников
Причастие (1 ч)
Словарный диктант. Самостоятельная работа.
Выборочный диктант
Деепричастие (1ч)
Выполнение работ практикума
Самостоятельная работа.
Составление таблицы.
Морфологический разбор деепричастия.
Анализ графиков, таблиц, схем
Наречие (2ч)
Работа с учебником.
Самостоятельная работа.
Дифференцированное задание.

наречий.
Правописание наречий
Слова категории состояния
Проверочный диктант

29.

1

30.

1

Предлог как служебная часть
речи. Правописание предлогов

31.

1

Союз как служебная часть речи.
Союзные слова. Правописание
союзов

32.

1

Частицы как служебная часть
речи. Правописание частиц.
Частицы не и ни. Их значение и
употребление Слитное и
раздельное написание не и ни с
различными частями речи

33.

1

Междометие как особый разряд
слов. Звукоподражательные
слова

34.

1

Проверочная тестовая работа в
формате ЕГЭ № 2

Самостоятельная работа.
Служебные части речи Предлог (1ч)
Словарный диктант 4.
Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами
(ЭОР) Дифференцированное задание.
Союзы и союзные слова (1 ч)
Самостоятельная работа с учебником.
Морфологический разбор союзов.
Дифференцированное задание.
Частицы (1 ч)
Выполнение работ практикума
Творческий опрос.
Составление таблиц.. Анализ графиков, таблиц, схем

Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч)
Наблюдение за демонстрациями учителя Самостоятельная работа с учебником.
Повторение и обобщение пройденного (1 ч)
Анализ проблемных учебных ситуаций
Выполнение заданий по классификации понятий

Тематическое планирование

Введение
Лексика. Фразеология. Лексикография
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Морфемика и словообразование
Морфология и орфография
Всего

Рабочая программа
1
5
1
3
24
34

Примерная (авторская) программа
2
10
2
6
48
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».