1.Планируемые результаты изучения предмета Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов; использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные результаты: умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы, выделять характерные причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях; формулировать выводы; умение самостоятельно организовать собственную деятельность; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты: понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения; владение элементарными литературными терминами; приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное чтение; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания; вести диалог; написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений, творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы. Результаты изучения учебного курса «Крымскотатарская литература» приведены в разделе «Предметные результаты освоения программы учебного предмета», Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно- ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. 2.Содержание учебного предмета Устное народное творчество (2 часа) Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода - наиболее используемые авторами человеческие ценности. Литература и жизнь. Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Пословицы и поговорки. Легенды. Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни. Легенды. «Аюв дагъ», «Еди къую», «Демирджи дагъы», «Арзы къыз», «Алтын бешик». ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о легенде. Литература древних веков (1 час) Орхон-Енисей язылары (продолжение и углубление изученного). Памятник Тоньюкъуку – памятник древнетюркской письменности. Эдип Ахмед Югнеки. «Атебет-уль- хакъайыкъ». Основная идея произведения – призывовладевать знаниями. Литература эпохи крымского ханства (3 часа) Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления Мехмед Факъри (18 в.). Иляхи; Хурреми Челеби . Стихотворения. (продолжение и углубление изученного). Гъазайи (16 в.) Любовная лирика. «Сефер-наме». Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики. Поэтическая выразительность языка газелей. Ашыкъ Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое богатство. Философское содержание поэзии. Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и творчестве. Основные жанровые и тематические особенности творчества. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о восточных системах стихосложения. Литература XVIII-XIX века (1 час) Исметий. Слово о поэте. «Кефе дестаны». Отражение в дестане трагических событий 19 века. Гуманистический пафос поэмы. Судьба народная – основная тема произведения. Основная проблематика произведения – бесправие и беззащитность народа. Литература эпохи Возрождения (10 часов) И. Гаспринский. Рассказы «Иван ве Сулейман», «Арслан къыз». О. Акъчокъракълы. Жизнь и творчество. «Ненкеджан ханым тюрбеси». Историческая основа повести. Возвышенное и трагическое в изображении судьбы главных героев. Трагическая гибель главных героев. Утверждение любви как великой силы. Мужество и стойкость героев, их верность своей любви. А. Одабаш. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ». Повествование о драматичной судьбе сироты. Мужество и сила воли главной героини. А. Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма «Такъдир». Судьба крымскотатарской девушки, женщины в обществе и семье. Протест против их бесправного положения. Трагический образ Эсмы. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Поэма. Б. Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде», «Ой, сувукъ шу гъурбет», «Дунай таша», «Яныкъ къавал». А. Гирайбай. Жизнь и творчество. Стихотворения «Джигитке», «Багъчасарай», «Къарасув», «Татар ичюн». Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!», «Савлыкъман къал, татарлыкъ», «Бастырыкъ», «Ёлджу гъарип», «Кобелек». Разнообразие тематики. Проблематика и основные мотивы поэзии:родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению. Дж. Сейдамет. «Къанлы кольмек». Рассказ. Драматический сюжет произведения. Система образов. У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказы «Зейнеп тизе», «Ачлыкъ хатирелеринден». Основные темы и характеристики образов. Психологическая глубина человеческих чувств и переживаний. Изображение трагедии войны и голода. Ю.Темиркъая. «Рабиа». Историческая поэма. Э. Шемьи-заде. «Озьбекистан балладасы». Аллегория как основной прием раскрытия замысла. Тема и идея произведения. Изображение трагической судьбы народа. Вера в торжество справедливости. Ш.Алядин. Рассказы «Ешиль япынджалы къыз», «Эльмаз». Повесть «Иблиснинъ зияфетине давет» (отрывки). Ю.Болат. «Арзы къыз». Фольклорная основа произведения. Авторское отношение к персонажам. Сценическая история пьесы. Ш.Селим. «Учь эсир». Баллада. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о балладе. Идея произведения и авторскийзамысел. Повесть. Драматические произведения. ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ. Ашыкъ Умер. Лирика (по выбору). Б. Чобан-заде. Стихи (по выбору). А. Гирайбай Стихи(по выбору). Н. Челебиджихан Стихи (по выбору). З. Джавтобели Стихи (по выбору) 3.Тематическое планирование Раздел Устное народное творчество Литература древних веков Примерная (авторская) программа 4 Рабочая программа 2 2 1 Литература эпохи крымского ханства 6 3 Литература XVIIIXIX века 2 1 20 10 34 17 Литература эпохи Возрождения Итого