1 Планируемые результаты освоения курса химии Изучение химии на уровне среднего общего образования даёт возможность достичь следующих результатов в направлении Личностного развития: Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку; Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, понимания значимости науки, готовности к научно-техническому творчеству, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; Формирование готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Формирование здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, неприятия вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; Формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умения оказывать первую помощь; Формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; Метапредметные результаты освоения курса химии представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: 2 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Планируемые предметные результаты освоения курса химии 10-11 класса Выпускник на базовом уровне научится: раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками; понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов; объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении; 3 применять правила международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению; характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов веществ с целью их идентификации и объяснения области применения; прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности; использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности; владеть основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием; устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов; приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека; приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов; приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов; давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии; осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ; критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции; представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ; объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ; устанавливать генетическую связь между классами веществ для обоснования принципиальной возможности получения соединений заданного состава и строения; устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний. 4 Группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается учителем в отношении всех обучающихся, выбравших данный уровень обучения. Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается учителем в отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный уровень обучения. При контроле качества образования группа заданий, ориентированных на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», может включаться в материалы блока «Выпускник научится». Это позволит предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение качественно иным уровнем достижений и выявлять динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся. Содержание учебного предмета 10 класс Раздел I. Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей – 3 часа Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ. Состояние электронов в атоме. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Классификация органических соединений. Раздел II. Углеводороды – 9 часов Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов. Метан – простейший представитель алканов. Циклоалканы. Непредельные углеводороды. Алкены: строение молекул, гомология и изомерия. Получение, свойства и применение алкенов. Алкадиены. Ацетилен и его гомологи. Бензол и его гомологи. Свойства бензола и его гомологов. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов. Природные источники углеводородов. Переработка нефти. Практические работы: 1. Получение этилена и опыты с ним Лабораторные опыты: 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки. Расчетные задачи: Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода. Раздел III. Кислородсодержащие органические соединения – 12 часов Одноатомные предельные спирты. Получение, химические свойства и применение одноатомных предельных спиртов. Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Многоатомные спирты. Фенолы и ароматические спирты. Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны. Свойства и применение альдегидов. Карбоновые кислоты. Химические свойства и применение одноосновных 5 предельных карбоновых кислот. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. Сложные эфиры. Жиры. Моющие средства. Понятие о синтетических моющих средствах. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии. Углеводы. Глюкоза. Олигосахариды. Сахароза. Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза. Практические работы: 2. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ. 3. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ. Лабораторные опыты: 3. Окисление этанола оксидом меди (II). 4. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II). 5. Химические свойства фенола. 6. Окисление метаналя (этаналя) оксидом серебра (I). 7. Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди (II). 8. Гидролиз (омыление) жиров. 9. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. 10. Свойства глюкозы как альдегидоспирта. 11.Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. 12. Приготовление крахмального клейстера и взаимодействие крахмала с иодом. 13. Гидролиз крахмала. 14. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон Раздел IV. Азотсодержащие органические соединения - 5 часов Амины. Аминокислоты. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Белки. Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты. Химия и здоровье человека. Лабораторные опыты: 15. Цветные реакции на белки Раздел V. Химия полимеров – 5 часов Синтетические полимеры. Конденсационные полимеры. Пенопласты. Натуральный каучук. Синтетические каучуки. Синтетические волокна. Органическая химия, человек и природа. Лабораторные опыты: 16. Свойства полиэтилена. 17. Свойства капрона. 11 класс Раздел I. Важнейшие химические понятия и законы – 2 часа Химический элемент. Нуклиды. Изотопы. Законы сохранения массы и энергии в химии. Периодический закон. Распределение электронов в атомах элементов малых периодов. Распределение электронов в атомах элементов больших периодов. Положение в периодической системе водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов. Валентность и валентные возможности атомов. 6 Раздел II. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов. Строение вещества – 7 часов Основные виды химической связи. Ионная и ковалентная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул. Строение кристаллов. Кристаллические решетки. Причины многообразия веществ Лабораторные опыты: 1. Изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций Раздел III. Химические реакции – 6 часов Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса. Скорость химических реакций. Катализ. Химическое равновесие и условия его смещения. Дисперсные системы. Способы выражения концентрации растворов. Электролитическая диссоциация. Водородный показатель. Реакции ионного обмена. Уравнения ионных реакций. Гидролиз органических и неорганических соединений. Химические источники тока. Ряд стандартных электродных потенциалов. Лабораторные опыты: 2. Определение реакции среды универсальным индикатором. 3. Гидролиз солей Раздел IV. Металлы – 6 часов Коррозия металлов и ее предупреждение. Электролиз. Общая характеристика и способы получения металлов. Обзор металлических элементов А- и Б-групп. Медь. Цинк. Титан и хром. Железо, никель, платина. Сплавы металлов. Оксиды и гидроксиды металлов Расчетные задачи: 1. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. 2. Расчетные задачи на «избыток – недостаток» Раздел V. Неметаллы – 5 часов Обзор неметаллов. Свойства и применение важнейших неметаллов. Общая характеристика оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Окислительные свойства серной и азотной кислот. Водородные соединения неметаллов. Генетическая связь неорганических и органических веществ Практические работы: 1. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы», «Неметаллы». Раздел VI. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум – 8 часов Химия в промышленности. Принципы химического производства. Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна и стали. Химия в быту. Химическая промышленность и окружающая среда 7 Тематический план 10 класс № Тема п.п. Количест во часов В том числе Лаборатор Практичес Контрол ных работ ких работ ьных работ 1 Теория химического строения органических 3 - - - соединений. Природа химических связей 2 Углеводороды 9 2 1 1 3 Кислородсодержащие органические соединения 12 12 2 - 4 Азотсодержащие органические соединения 5 1 - 1 5 Химия полимеров 5 2 - - Итого 34 17 3 2 8 11 класс № Тема п.п. Количест во часов В том числе Лаборатор Практичес Кон ных работ ких работ трольны х работ 1 Важнейшие химические понятия и законы 2 - - - 2 Периодический закон и периодическая система 7 1 - - химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов. Строение вещества 3 Химические реакции 6 2 - 1 4 Металлы 6 - - - 5 Неметаллы 5 - 1 1 6 Генетическая связь неорганических и органических 8 - - 1 34 3 1 3 веществ. Практикум Итого 9 10