РП 6-8кр.яз

Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
1) понимание крымскотатарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей крымскотатарского народа,
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в
процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности крымскотатарского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту крымскотатарского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект,
аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога
(этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм
современного крымскотатарского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли крымскотатарского языка как национального языка крымскотатарского
народа, как одного из государственных языков Республики Крым, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека
и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии крымскотатарского языка, основными нормами
крымскотатарского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и
структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов художественной литературы.

Основное содержание предмета
Коммуникативная компетенция
Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный,
публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения.
Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического(выступление, статья,
интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной (рассказ, беседа, спор) речи.
Культура речи. Критерии культуры речи.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура
текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной
мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка,
определенному стилю.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных монологических и
диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с
целями и ситуацией общения.
Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками, включая ресурсы Интернета.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений различных
видов; создание текстов разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо; расписка, доверенность,
заявление.
Основные лексические нормы современного крымскотатарского литературного языка.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления.
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
6 класс
Введение. Богатство крымскотатарского языка (1ч)
Повторение (2ч)
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. Фонетический разбор слова.
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с
союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Лексикология и фразеология (7ч)
Словарный состав языка. Заимствованные слова. Архаизмы. Неологизмы. Профессионализмы. Диалектные слова. Фразеологизмы.
Виды аффиксов. Основные способы образования слов в крымскотатарском языке

Части речи. Имя существительное (11ч)
Морфологические и синтаксические признаки существительного. Образование существительного. Аффиксы принадлежности и
сказуемости. Падежи. Правописание существительных.
Имя прилагательное (4ч)
Морфологические и синтаксические признаки прилагательного. Степени прилагательного. Сравнительная ,превосходная степень.
Словообразование имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных.
Имя числительное (6ч)
Морфологические и синтаксические признаки существительного.
Простые, сложные и составные числительные. Их правописание.
Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.
Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.
Изменение порядковых числительных.
Морфологический разбор имени числительного
Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных.
Повторение изученного материала за 6 класс(3ч)

7 класс
Введение (3 часа)
Общие сведения о речи. Повторение о тексте и стилях. Общие сведения о публицистическом стиле. Сложный план к своей речи. Разные
способы чтения. Повторение о типах речи. Описание человека; рассуждение.
Виды работы: аудирование (слушание и понимание); чтение различных по стилю и форме текстов. Пересказ готового текста.
Изложение (по простому и сложному плану). Развернутое изложение (устное и письменное). Изложение текстов с описанием человека.
Развернутое изложение (устное) текста публицистического стиля.

Диалог: в форме диспута составление диалога.
Сочинение (по простому и сложному плану). Сочинение-описание внешности человека. Устное в форме диспута сочинение-рассуждение.
По предложенному сюжету устное и письменное сочинение. Статья в газету по форме диспута.
Официально-деловая документация. Расписка.
Межпредметная связь.
Письменная характеристика литературного героя; действия, героизм человека в произведениях искусства; анализ содержания.
Части речи
Местоимение (9 часов)
Местоимение: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Разряды местоимений.
Культура речи.
Использование в речи местоимений. Правильное использование в речи личных местоимений.
Глагол (9 часов)
Глагол: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Отрицательная и положительная формы глагола. Времена глагола.
Прошедшее время глагола. Формы прошедшего времени глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. Наклонения глаголов.
Образование глаголов.
Культура речи.
Использование в речи глаголов. Правильное использование категорий глаголов.
Межпредметная связь. Метафора, сравнение (литература).
Причастие. Деепричастие (6 часов)
Причастие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки пунктуации.
Образование причастий и правописание. Культура речи.
Правильное использование причастного оборота в речи и на письме.
Деепричастие: общие сведения, морфологическая и
синтаксическая роль. Деепричастный оборот и знаки препинания.
образования деепричастий и правила правописания.
Культура речи.
Правильное использование деепричастий в речи. Правильное использование деепричастного оборота в речи.
Межпредметная связь.
Роль деепричастий в текстах научного стиля (история, география, математика).

Способы

Наречие (3 часа)
Наречие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Степени сравнений наречий. Способы образования наречий и их
правила правописания.
Культура речи.
Правильное использование наречий в речи.
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы (3 часа)
Предлоги: общие сведения. Роль в предложении. Способы образования предлогов и их правописание.
Культура речи.
Использование предлогов в речи.
Союзы: общие сведения, разряды; роль в простом и сложном предложении. Правила правописания союзов.
Культура речи.
Использование союзов в речи
Межпредметная связь.
Роль союзов в текстах научного стиля (история, география, физика, математика).
Частицы: общие сведения, разряды. Правила правописания частиц.
Культура речи.
Выразительно читает предложения с частицами.
Межпредметная связь.
Роль частиц в произведениях художественной литературы.
Грамматически не связанные с предложением части речи. Башкъа группаны тешкиль эткен сёзлер (1час)
Междометия: общие сведения; правописание междометий, знаки пунктуации.
Культура речи.
Чтение предложений с междометиями правильно и выразительно.
Межпредметная связь.
Роль междометий в художественной литературе.

8 класс
Введение. Современный крымскотатарский язык (1ч)
Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных.
Речь и общение (4 часа)
Общие сведения о речи. Повторение о тексте и стилях. Общие сведения о публицистическом стиле. Сложный план к своей речи. Разные
способы чтения. Повторение о типах речи. Описание человека; рассуждение.
Межпредметная связь.
Письменная характеристика литературного героя; действия, героизм человека в произведениях искусства; анализ содержания.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. (Сёз бирикмеси. Джумле).(16ч.)
Словосочетание. Состав и строение словосочетаний.(Сёз бирикмеси. Сёз бирикмесининъ теркиби ве тизилиши.)
Виды связи словосочетаний. (Сёз бирикмелерининъ багъ шекиллери.)
Глагольные и наречные словосочетания.(Фииль ве зарф сёз бирикмелери.)
Неполные предложения (Там олмагъан джумлелер (7 ч.)
Односоставное простое предложение со сказуемым. (Бир теркипли адий джумле. Хаберли бир теркипли джумлелер.)
Определённые и неопределённые односоставные предложения. (Белли шахыслы бир теркипли джумлелер. Бельгисиз шахыслы бир теркипли
джумлелер.)
Безличные и назывные односоставные преложения. (Шахыссыз бир теркипли джумлелер. Муптедалы бир теркипли джумлелер.)
Осложнённые предложения. (Муреккеплешкен джумле (4 ч.)
Предложения с однородными членами и обобщёнными словами при них. (Сойдаш азалы джумлелер. Багълайыджысы олгъан сойдаш азалы
джумлелер.)
Обращение. Предложения с обособленными членами: обособленнее определения, дополнения, приложения. (Хитап. Хитапларнынъ тизимине
коре чешитлери. Кириш сёзлер, кириш бирикмелер, кириш джумлелер.)

Повторение (Текрарлав (2ч.

Тематическое планирование
6 класс

№

Разделы

Рабочая
программа

Примерная
(авторская)
программа

1

Введение

1ч.

1ч.

2

Повторение

2ч.

3ч.

3

Лексикология и
фразеология

7ч.

16ч.

4

Части речи.

11ч

19ч

Изложение

К/р

Диктант

Сочинение

1
1

Имя существительное.

5

Имя прилагательное

4ч.

14ч.

6

Имя числительное

6ч.

11ч.

7

Повторение

3ч

4ч

Итого

34

68

1
1

1
1

1

2

2

1

7 класс
№

Разделы

1

Введение
Кириш
Местоимение
Замир
Глагол
Фииль
Причастие. Деепричастие
Сыфатфииль. Алфииль.
Наречие
Зарф
Служебные части речи:
предлоги, союзы, частицы
Ярдымджы сез чешитлери
(мунасебетчилер
багълайыджылар,
дереджеликлер).
Грамматически не
связанные с
предложением части речи.
Башкъа группаны тешкиль
эткен сезлер

2
3
4
5
6

7

Итого

Рабочая
программа

Примерная
(авторская)
программа

3

6

9

18

9

18

6

12

3

6

3

6

1

2

34

68

Из них

Диктант

К/р

Изложение

Сочинение

1

1
1

1

1

2

1

1

1

2

8 класс
№

Разделы

Рабочая программа

Примерная (авторская) программа

1

Введение

1

2

2

Речь и общение

4

3

3

Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Предложение

16

14

4

Неполные предложения

7

9

5

Осложнённые предложения

4

3

6

Повторение тем, изученных в 8
классе.

2

3

34

34

Итого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».