Планируемые результаты освоения предмета Личностные результаты: 1) понимание крымскотатарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей крымскотатарского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности крымскотатарского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту крымскотатарского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного крымскотатарского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли крымскотатарского языка как национального языка крымскотатарского народа, как одного из государственных языков Республики Крым, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии крымскотатарского языка, основными нормами крымскотатарского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Основное содержание предмета Коммуникативная компетенция Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения. Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического(выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной (рассказ, беседа, спор) речи. Культура речи. Критерии культуры речи. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом. Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо; расписка, доверенность, заявление. Основные лексические нормы современного крымскотатарского литературного языка. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. 6 класс Введение. Богатство крымскотатарского языка (1ч) Повторение (2ч) Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. Фонетический разбор слова. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Лексикология и фразеология (7ч) Словарный состав языка. Заимствованные слова. Архаизмы. Неологизмы. Профессионализмы. Диалектные слова. Фразеологизмы. Виды аффиксов. Основные способы образования слов в крымскотатарском языке Части речи. Имя существительное (11ч) Морфологические и синтаксические признаки существительного. Образование существительного. Аффиксы принадлежности и сказуемости. Падежи. Правописание существительных. Имя прилагательное (4ч) Морфологические и синтаксические признаки прилагательного. Степени прилагательного. Сравнительная ,превосходная степень. Словообразование имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Имя числительное (6ч) Морфологические и синтаксические признаки существительного. Простые, сложные и составные числительные. Их правописание. Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. Изменение порядковых числительных. Морфологический разбор имени числительного Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных. Повторение изученного материала за 6 класс(3ч) 7 класс Введение (3 часа) Общие сведения о речи. Повторение о тексте и стилях. Общие сведения о публицистическом стиле. Сложный план к своей речи. Разные способы чтения. Повторение о типах речи. Описание человека; рассуждение. Виды работы: аудирование (слушание и понимание); чтение различных по стилю и форме текстов. Пересказ готового текста. Изложение (по простому и сложному плану). Развернутое изложение (устное и письменное). Изложение текстов с описанием человека. Развернутое изложение (устное) текста публицистического стиля. Диалог: в форме диспута составление диалога. Сочинение (по простому и сложному плану). Сочинение-описание внешности человека. Устное в форме диспута сочинение-рассуждение. По предложенному сюжету устное и письменное сочинение. Статья в газету по форме диспута. Официально-деловая документация. Расписка. Межпредметная связь. Письменная характеристика литературного героя; действия, героизм человека в произведениях искусства; анализ содержания. Части речи Местоимение (9 часов) Местоимение: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Разряды местоимений. Культура речи. Использование в речи местоимений. Правильное использование в речи личных местоимений. Глагол (9 часов) Глагол: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Отрицательная и положительная формы глагола. Времена глагола. Прошедшее время глагола. Формы прошедшего времени глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. Наклонения глаголов. Образование глаголов. Культура речи. Использование в речи глаголов. Правильное использование категорий глаголов. Межпредметная связь. Метафора, сравнение (литература). Причастие. Деепричастие (6 часов) Причастие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки пунктуации. Образование причастий и правописание. Культура речи. Правильное использование причастного оборота в речи и на письме. Деепричастие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Деепричастный оборот и знаки препинания. образования деепричастий и правила правописания. Культура речи. Правильное использование деепричастий в речи. Правильное использование деепричастного оборота в речи. Межпредметная связь. Роль деепричастий в текстах научного стиля (история, география, математика). Способы Наречие (3 часа) Наречие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Степени сравнений наречий. Способы образования наречий и их правила правописания. Культура речи. Правильное использование наречий в речи. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы (3 часа) Предлоги: общие сведения. Роль в предложении. Способы образования предлогов и их правописание. Культура речи. Использование предлогов в речи. Союзы: общие сведения, разряды; роль в простом и сложном предложении. Правила правописания союзов. Культура речи. Использование союзов в речи Межпредметная связь. Роль союзов в текстах научного стиля (история, география, физика, математика). Частицы: общие сведения, разряды. Правила правописания частиц. Культура речи. Выразительно читает предложения с частицами. Межпредметная связь. Роль частиц в произведениях художественной литературы. Грамматически не связанные с предложением части речи. Башкъа группаны тешкиль эткен сёзлер (1час) Междометия: общие сведения; правописание междометий, знаки пунктуации. Культура речи. Чтение предложений с междометиями правильно и выразительно. Межпредметная связь. Роль междометий в художественной литературе. 8 класс Введение. Современный крымскотатарский язык (1ч) Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных. Речь и общение (4 часа) Общие сведения о речи. Повторение о тексте и стилях. Общие сведения о публицистическом стиле. Сложный план к своей речи. Разные способы чтения. Повторение о типах речи. Описание человека; рассуждение. Межпредметная связь. Письменная характеристика литературного героя; действия, героизм человека в произведениях искусства; анализ содержания. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. (Сёз бирикмеси. Джумле).(16ч.) Словосочетание. Состав и строение словосочетаний.(Сёз бирикмеси. Сёз бирикмесининъ теркиби ве тизилиши.) Виды связи словосочетаний. (Сёз бирикмелерининъ багъ шекиллери.) Глагольные и наречные словосочетания.(Фииль ве зарф сёз бирикмелери.) Неполные предложения (Там олмагъан джумлелер (7 ч.) Односоставное простое предложение со сказуемым. (Бир теркипли адий джумле. Хаберли бир теркипли джумлелер.) Определённые и неопределённые односоставные предложения. (Белли шахыслы бир теркипли джумлелер. Бельгисиз шахыслы бир теркипли джумлелер.) Безличные и назывные односоставные преложения. (Шахыссыз бир теркипли джумлелер. Муптедалы бир теркипли джумлелер.) Осложнённые предложения. (Муреккеплешкен джумле (4 ч.) Предложения с однородными членами и обобщёнными словами при них. (Сойдаш азалы джумлелер. Багълайыджысы олгъан сойдаш азалы джумлелер.) Обращение. Предложения с обособленными членами: обособленнее определения, дополнения, приложения. (Хитап. Хитапларнынъ тизимине коре чешитлери. Кириш сёзлер, кириш бирикмелер, кириш джумлелер.) Повторение (Текрарлав (2ч. Тематическое планирование 6 класс № Разделы Рабочая программа Примерная (авторская) программа 1 Введение 1ч. 1ч. 2 Повторение 2ч. 3ч. 3 Лексикология и фразеология 7ч. 16ч. 4 Части речи. 11ч 19ч Изложение К/р Диктант Сочинение 1 1 Имя существительное. 5 Имя прилагательное 4ч. 14ч. 6 Имя числительное 6ч. 11ч. 7 Повторение 3ч 4ч Итого 34 68 1 1 1 1 1 2 2 1 7 класс № Разделы 1 Введение Кириш Местоимение Замир Глагол Фииль Причастие. Деепричастие Сыфатфииль. Алфииль. Наречие Зарф Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы Ярдымджы сез чешитлери (мунасебетчилер багълайыджылар, дереджеликлер). Грамматически не связанные с предложением части речи. Башкъа группаны тешкиль эткен сезлер 2 3 4 5 6 7 Итого Рабочая программа Примерная (авторская) программа 3 6 9 18 9 18 6 12 3 6 3 6 1 2 34 68 Из них Диктант К/р Изложение Сочинение 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 8 класс № Разделы Рабочая программа Примерная (авторская) программа 1 Введение 1 2 2 Речь и общение 4 3 3 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение 16 14 4 Неполные предложения 7 9 5 Осложнённые предложения 4 3 6 Повторение тем, изученных в 8 классе. 2 3 34 34 Итого