РП-русский 11

1

2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
1. Личностные результаты:
1) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и
мировой культуры;
2) совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому использованию русского языка в межличностном и
межнациональном общении; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;
3) развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования русского языка для
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
5) удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;
6) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
7) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества,
уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
8) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
9) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами
российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной,
учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной и др.;
10) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
11) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
3

2. Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную
и внеурочную, включая внешкольную, деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в
трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого человека,
эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность
и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
3. Предметные результаты:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие
неоднозначную интерпретацию;
5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
6) умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
7) владение различными приемами редактирования текстов;
8) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой
деятельности;
4

9) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации
художественных произведений;
10) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста, в том числе новинок современной литературы;
11) уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения:
официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.
Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства).
Официальные и неофициальные ситуации общения.
Правила успешного речевого общения.
Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их
предупреждение и преодоление.
Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности.
Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика
участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике.
Особенности монологической речи в различных сферах общения.
Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов,
стилей и жанров.
Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного,
изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности,
выразительности речи.
Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах,
дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.
Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового
общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового
характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции.
5

Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы,
определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления
публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубопросторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.
Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

10 класс
Общие сведения о языке (8ч).
Язык как общественное явление.
Русский язык в Российской Федерации.
Русский язык в современном мире.
Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.
Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы.
Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль
старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.
Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.
Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.
Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма
обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм.
Основные виды норм современного русского литературного языка.
Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.
Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.
Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе
его развития.
Современные нормативные словари, справочники, пособия.
Речь как процесс коммуникативной деятельности (5 ч)
Языковая система.
Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и
уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами. Речь; формы речи: внутренняя – внешняя; устная – письменная;
монологическая – диалогическая. Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели:
информационная, убеждающая, побуждающая речь.
6

Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ. Формы речи: диалог и его разновидности:
беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты.
Фонетика, орфография, орфоэпия (10ч). Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные
чередования звуков речи. Ударение в русском языке. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные
требования к интонационно правильной и выразительной речи.
Изобразительные средства фонетики русского языка. Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1)
правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5)
правила графического сокращения слов. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской
орфографии.
Лексика и фразеология (15ч).
Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии,
антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления,
стилистической дифференциации. Лексическая омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омоформы, омографы.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные
признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Лексические средства выразительности речи.
Морфемика и словообразование (5 ч).
Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем.
Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке.
Словообразовательные средства выразительности речи.
Морфология и орфография (17ч).
Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.
Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки
знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи.
Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.
Морфологические средства выразительности речи. Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.
Функциональные стили речи (14ч).
Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров.
Разговорная речь и ее особенности.
Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов.
Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и
функциональным стилям.
Средства словесной образности.
Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Художественный текст как объект лингвистического анализа. Текст.
Признаки текста. Текст. Способы и средства связи между частями текста. Абзац. Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности.
7

Публицистический стиль, его разновидности и особенности; анализ текста публицистического стиля.
Научный стиль речи (8 ч).
Назначение, стилевые признаки, подстили научного стиля. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические
энциклопедии, словари и справочники.
Синтаксис и пунктуация (14ч).
Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.
Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его
коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.
Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи
квалификации второстепенных членов предложения.
Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.
Прямая и косвенная речь.
Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое
(сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста.
Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.
Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся
союзы и бессоюзие и т. п.
Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.
Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки
препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного
предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак,
передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Нормы русского литературного языка (3 часа). Понятие языковой нормы. Расширение и систематизация научных знаний о языке, его
единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц.
Акцентологические нормы произношения отдельных слов.
Повторение (3 часа). Обобщить и систематизировать знания, приобретённые на протяжении учебного года; закрепить умения и навыки.

11-класс
Введение (1 час)
Русский язык в современном мире. Русский язык как один

из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских
8

языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Общее понятие о морфологии – 18 часов
Морфология. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения
грамматических значений. Проблема классификации частей речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки
знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи.
Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксис. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. Вопрос о словосочетании.
Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. Предложение как единица синтаксиса.
Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивностилистическая роль. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные
случаи квалификации второстепенных членов предложения.
Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации
сложноподчиненных предложений. Прямая и косвенная речь. Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический
параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. Трудные случаи анализа языковых
явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров. Разговорная речь и ее
особенности. Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов. Язык художественной
литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям.
Средства словесной образности. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Художественный текст как объект
лингвистического анализа. Правописание: орфография и пунктуация. Разделы современной русской орфографии и основные принципы
написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила
переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система
правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки
препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац
как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Служебные части речи (10 часов)
Предлог как служебная часть речи; разряды предлогов по структуре
Союз как служебная часть речи; разряды союзов по происхождению.
Разряды союзов.
Частица как служебная часть речи; разряды частиц по значению: смысловые, модальные,
эмоционально-экспрессивные, формообразующие, словообразующие.
Употребление предлогов с одним и несколькими падежами; особенности употребления частиц в устной и письменной речи, нормы
употребления союзов в простых осложнённых предложениях и в сложных союзных предложениях. Опознают языковые единицы, проводят
9

различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; составляют словарный диктант на повторяемые
орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов.
Имя существительное как часть речи (12 часов)
Лексико-грамматические разряды имён существительных.
Имена существительные собственные и нарицательные.
Существительные конкретные и неконкретные (отвлечённые,
собирательные, вещественные). Категория
одушевлённости/неодушевлённости
Категория рода; выражение и способы определения рода,
распределение
по
родам
склоняемых
существительных,
существительные общего рода, колебания в роде имён
существительных.
Категория числа; категория падежа, трудности в определении
падежей.
Типы склонения имён существительных, разносклоняемые имена
существительные. Несклоняемые существительные. Определение
рода несклоняемых существительных.
Словообразование имён существительных, переход слов других
частей речи в именах существительных.
Правописание безударных окончаний имён существительных,
безударных окончаний имён существительных с суффиксами
Употребление форм имён существительных.
Имя прилагательное как часть речи (9 часов)
Лексико-грамматические разряды имён прилагательных; взаимопереход имён прилагательных из разряда в разряд.
Степени качества имён прилагательных; особенности склонения качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных.
Правописание суффиксов прилагательных -к-, -ск-, -ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -оват-, -еват-, -инск-, -енскИмя числительное как часть речи (7 часов)
Классификация числительных по составу: простые, сложные, составные.
Переход имён числительных в разряд слов других частей речи.
10

Обособленные уточняющие дополнения (ограничительно-выделительные обороты со словами кроме, помимо, исключая и т. п.).
Местоимение как часть речи (9 часов)
Разряды местоимений по значению; особенности склонения местоимений.
Переход слов других частей речи в разряд местоимений и местоимений
в разряд служебных слов.
Правильность речи: особенности употребления личных местоимений, в том числе в качестве местоимений связи. Синтаксические
функции местоимений; понятие сравнительного оборота.
Глагол как часть речи (13 часов)
Основные морфологические признаки глагола.
Инфинитив глагола; основы глагола: основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени и их участие в образовании
глагольных форм.
Категория вида глагола; способы образования видовых пар; одновидовые глаголы. Категория залога глагола. Глаголы переходные и
непереходные; возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола: изъявительное, условное (сослагательное), повелительное. Особенности употребления наклонений глаголов.
Категория времени: настоящее, прошедшее, будущее. Категория лица; особенности категория лица глаголов; безличные глаголы.
Причастие как часть речи (10 часов)
Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.
Склонение причастий; переход причастий в категорию имён прилагательных и имён существительных.
Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени
Синтаксические функции причастий; нормативные принципы употребления причастных оборотов.
Деепричастие как часть речи (7 часов)
Деепричастия совершенного и несовершенного вида; образование деепричастий
Правописание суффиксов деепричастий; обобщающее повторение правописания суффиксов глаголов и причастий (кроме -н-/-нн-).
Употребление форм деепричастий; варианты форм деепричастий.
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
Наречие как часть речи (6 часов)
Наречия и слова категории состояния.
Классификация наречий по словообразовательной структуре
11

Дефисное, слитное, раздельное написание наречий и наречных сочетаний.
Нормы образования и употребления формы сравнительной степени наречий; трудности формообразования наречий; трудности ударения в
наречиях.
Синтаксические функции наречий. Уточняющие обособленные члены предложения

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ-10 класс
Содержание
Общие сведения о
языке
Речь как процесс
коммуникативной
деятельности
Фонетика,
орфография, орфоэпия
Лексика и фразеология
Морфемика и
словообразование
Морфология и
орфография
Функциональные
стили речи
Научный стиль речи
Синтаксис и
пунктуация
Нормы русского
литературного языка

Авторская
программа
7

Рабочая
программа
8

Р.р

3

5

1

10

10

2

15
8

15
5

2
2

20

17

1

11

14

2

8
15

8
14

2
2

5

3

К/р

К/диктант

Входная
1

12

1
1

1

1

Повторение
ИТОГО

3
105

3
102

14

3

2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ-11 класс
Содержание

Авторская
программа

Рабочая
программа

Р.р

К/р

Введение

1

1

Общее понятие о
морфологии
Служебные части
речи
Имя существительное
как часть речи
Имя прилагательное
как часть речи
Имя числительное как
часть речи
Местоимение как
часть речи
Глагол как часть
речи
Причастие как часть
речи
Деепричастие как
часть речи
Наречие как часть

18

18

1

Входная
1

10

10

1

1

12

12

1

9

9

1

8

7

8

9

13

13

10

10

7

7

9

6

К/диктант

1

2
1
1
1

13

речи
ИТОГО

105

102

7

14

3

2

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».