РП русский яз. 6 кл

I.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения
учебного предмета «Русский язык» в 6 классе
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
 понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
 понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
 осознание эстетической ценности русского языка;
 уважительное отношение к родному языку;
 потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
 стремление к речевому самосовершенствованию;
 формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения;
 формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:







овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных
источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование
умения вести самостоятельный поиск информации);
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:


представление о русском языке как языке русского народа;




понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при
получении образования;
овладение всеми видами речевой деятельности.

II.
Содержание учебного предмета в 6 классе
 содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
 содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;
 содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в
тематическом планировании.

Речь и речевое общение
1.
2.

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи.
Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами
речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность

1.
2.

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста,
воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или
развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового,
ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания
прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной
направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.
Текст

1.Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство
композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.
2.Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части.
Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение
норм.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции
Общие сведения о языке
1.
2.

Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.
Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться.
Фонетика и орфоэпия

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке.
Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический
словарь.
Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких
согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов.
Проведение фонетического разбора слова.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование
орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Графика

1.
2.

Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости
согласного. Способы обозначения [ j ].
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита
при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.

Морфемика и словообразование
1.
2.

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень,
суффикс как словообразующие морфемы.
3. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.
4. Возможность исторических изменений в структуре слова.
5. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
6. Словообразование как раздел лингвистики.
7. Морфемный словарь
8. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и
словообразования.
9. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
10. Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.
Лексикология и фразеология
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа
тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная
лексика).
Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным
богатством родного языка.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой
принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи
с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.

Морфология
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.

2.

3.
4.
5.
6.

Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки
имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.
Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов
и союзов.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли.
Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных
частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения,
главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.
Сложное предложение.
Способы передачи чужой речи.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических
конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности,
уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация.
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, раздельные и дефисные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.

7.
8.
9.
10.
11.

Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции.
Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки
препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки
препинания при прямой речи.
12. Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных
норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного
написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в
предложении.
13. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и
пунктуационных проблем.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Язык и культура
1.
2.

Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

3.Учебно-тематическое планирование
Раздел
программы
Введение
Морфемика
Словообразовани
е
Орфография
Лексикология
Орфография
Культура речи

Морфология

Синтаксис и
пунктуация
Итого

Темы
Русский язык –
государственный
язык Российской
Федерации
Основные
способы
образования
слов в русском
языке
Лексическое
значение слова
Имя
существительное
Имя
прилагательное
Имя
числительное
Местоимение
Глагол
Словосочетание
и предложение

Всего
часов

В том числе
изучение
р/р
к/р
нового

6

4

2

-

22

17

3

2

39

31

6

2

20

17

1

2

5

1

29

23

17

13

3

1

26
33

18
25

6
6

2
2

12

8

3

1

204

156

35

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».