Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: становление ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих вред природе. Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 2) совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты Сформировано представление: о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях; символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России; народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов; религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социальнопсихологического (здоровья семьи и школьного коллектива); влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека; важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; активной роли человека в природе. Сформировано ценностное отношение: к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре; семье и семейным традициям; учебе, труду и творчеству; своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; природе и всем формам жизни. Сформирован интерес: к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.; общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе; государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города; природе, природным явлениям и формам жизни; художественному творчеству. Сформированы умения: устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому; соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе; распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям. Содержание курса внеурочной деятельности Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры: № п/п Тема занятия Форма проведения занятия Эвристическая беседа Количество часов, отводимых на освоение темы ЦОР/ЭОР 1 razgovor.edsoo.ru 1 Зачем нам знания? 2 От поколения к поколению: любовь россиян к Родине 1 3 Мечтаю летать 1 4 Как создаются традиции 1 5 Какие бывают учителя: Лев Николаевич Толстой Семейные истории 1 6 Отчество – от слова “отец” Работа с текстом 1 7 Я хочу услышать музыку Творческая мастерская 1 8 Петр и Феврония Муромские Работа с иллюстрациями 1 razgovor.edsoo.ru 9 Когда мы едины - мы непобедимы Работа с интерактивной картой 1 10 Память времен Групповое обсуждение 1 11 Материнское сердце чаще бьется (С. Федин) Творческая мастерская 1 12 Что может герб нам рассказать? Работа с видеорядом 1 13 Что я могу сделать для других? Групповое обсуждение 1 14 История Отечества - история каждого из нас Работа с Галереей героев 1 15 Мои права и обязанности: в чем разница? Эвристическая беседа 1 16 Светлый праздник Рождества Пишем письмо Дедушке Морозу 1 17 О чем мы мечтаем? Конкурс стихов 1 18 Виртуальный я - что можно и что нельзя Работа с книжным текстом 1 19 Писала девочка дневник… Виртуальная экскурсия 1 С чего начинается театр? Эвристическая беседа 1 21 Откуда берутся научные открытия? Викторина 1 22 Россия в мир Викторина 1 23 Хорошие дела не ждут благодарности? (ко Дню защитника Отечества) Литературная гостиная: конкурс стихов 1 Дарить добро… Эвристическая беседа 1 25 Обычный мамин день Творческий флешмоб 1 26 Гимн России Работа с книжным текстом 1 27 Путешествие по Крыму Виртуальная экскурсия 1 28 Что такое творчество? Эвристическая беседа 1 29 Какие поступки делают человека великим? (о Обсуждение фильма «Время 20 24 1 razgovor.edsoo.ru razgovor.edsoo.ru razgovor.edsoo.ru razgovor.edsoo.ru razgovor.edsoo.ru razgovor.edsoo.ru первом полете человека в космос) Первых» 30 Надо ли вспоминать прошлое? Конкурс стихов 1 31 Дом для дикой природы Работа с видеоматериалами 1 32 Не надо бояться трудностей Беседа с ветеранами труда 1 33 Что такое подвиг? Встреча с ветеранами 1 34 Вместе весело шагать по просторам… Работа с видеоматериалами 1 35 Разделяя счастье с другим, мы умножаем счастье (П. Коэльо) Творческий конкурс 1 Итого 35 Тематическое планирование на 4 класс (35 ч) № п/п Тема Количество часов 1 Зачем нам знания? 1 2 От поколения к поколению: любовь россиян к Родине 1 3 Мечтаю летать 1 4 Как создаются традиции 1 5 Какие бывают учителя: Лев Николаевич Толстой 1 6 Отчество – от слова “отец” 1 7 Я хочу услышать музыку 1 razgovor.edsoo.ru 8 Петр и Феврония Муромские 1 9 Когда мы едины - мы непобедимы 1 10 Память времен 1 11 Материнское сердце чаще бьется (С. Федин) 1 12 Что может герб нам рассказать? 1 13 Что я могу сделать для других? 1 14 История Отечества - история каждого из нас 1 15 Мои права и обязанности: в чем разница? 1 16 Светлый праздник Рождества 1 17 О чем мы мечтаем? 1 18 Виртуальный я - что можно и что нельзя 1 19 Писала девочка дневник… 1 С чего начинается театр? 1 21 Откуда берутся научные открытия? 1 22 Россия в мир 1 23 Хорошие дела не ждут благодарности? (ко Дню защитника Отечества) 1 Дарить добро… 1 25 Обычный мамин день 1 26 Гимн России 1 27 Путешествие по Крыму 1 28 Что такое творчество? 1 20 24 29 Какие поступки делают человека великим? (о первом полете человека в космос) 1 30 Надо ли вспоминать прошлое? 1 31 Дом для дикой природы 1 32 Не надо бояться трудностей 1 33 Что такое подвиг? 1 34 Вместе весело шагать по просторам… 1 35 Разделяя счастье с другим, мы умножаем счастье (П. Коэльо) 1