ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретѐнные им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания: 1. Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. 2. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события). 3. Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). 4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни. В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника: понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжѐнность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.); математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения). Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема). В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчѐты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретѐнные учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приѐмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы. На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов. Из них: в 1 классе — 132 часа, во 2 классе — 136 часов, 3 классе — 136 часов, 4 классе — 136 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация». Числа и величины Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счѐта. Десяток. Счѐт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении. Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Длина и еѐ измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. Арифметические действия Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению. Текстовые задачи Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие. Пространственные отношения и геометрические фигуры Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах. Математическая информация Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку. Закономерность в ряду заданных объектов: еѐ обнаружение, продолжение ряда. Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин). Двух-трѐхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Универсальные познавательные учебные действия: наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире; обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий; понимать назначение и необходимость использования величин в жизни; наблюдать действие измерительных приборов; сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному основанию; копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить примеры чисел, геометрических фигур; вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность). Работа с информацией: понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема; читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме. Универсальные коммуникативные учебные действия: характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку; комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математические знаки; строить предложения относительно заданного набора объектов. Универсальные регулятивные учебные действия: принимать учебную задачу, удерживать еѐ в процессе деятельности; действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией; проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности; проверять правильность вычисления с помощью другого приѐма выполнения действия. Совместная деятельность: участвовать в парной работе с математическим материалом; выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнѐра, спокойно и мирно разрешать конфликты. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20; пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта; находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число; выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос); сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже); знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см); различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок; устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под; распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов; группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни; различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы; сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы по заданному основанию. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего к/р пр/р Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Числа 1.1. Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. 2 1.2. Единица счѐта. Десяток. 2 1.3. Счѐт предметов, запись результата цифрами. 2 1.4. Порядковый номер объекта при заданном порядке счѐта. 2 1.5. Сравнение чисел, сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. 2 1.6. Число и цифра 0 при измерении, вычислении. 2 1.7. Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. 2 1.8. Однозначные и двузначные числа. 2 http://bi2o2t.ru/training/sub https://www.soloveycenter.pro/ https://onlyege.ru/ege/vpr- 4/vprmatematika-4/ https://onlinetestpad.com/ru/tes ts https://www.klass39.ru/klassnyeresursy/ https://www.uchportal.ru/load/47- 2-2 http://school-collection.edu.ru/ http://umrazum.ru/load/uchebnye_prezent acii/nachalnaja_shkola/18 http://internet.chgk.info/ http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm 1.9. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц Итого по разделу 4 https://infourok.ru/videouroki https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru/home/ 20 Раздел 2. Величины 2.1. Длина и еѐ измерение с помощью заданной мерки. 2 2.2. Сравнение без измерения: выше — ниже, шире — уже, длиннее — короче, старше — моложе, тяжелее — легче. 3 2.3. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. 4 Итого по разделу http://bi2o2t.ru/training/sub https://www.soloveycenter.pro/ https://onlyege.ru/ege/vpr-4/vprmatematika-4/ https://onlinetestpad.com/ru/tests https://www.klass39.ru/klassnyeresursy/ https://www.uchportal.ru/load/47-2-2 http://school-collection.edu.ru/ http://umrazum.ru/load/uchebnye_prezentacii/n ac halnaja_shkola/18 http://internet.chgk.info/ http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm 7 Раздел 3. Арифметические действия 3.1. Сложение и вычитание чисел в пределах 20. 3 3.2. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Знаки сложения и вычитания, названия компонентов действия. Таблица сложения. Переместительное свойство сложения. 7 3.3. Вычитание как действие, обратное сложению. 3 http://bi2o2t.ru/training/sub https://www.soloveycenter.pro/ https://onlyege.ru/ege/vpr- 4/vprmatematika-4/ https://onlinetestpad.com/ru/tes ts https://www.klass39.ru/klassnyeresursy/ https://www.uchportal.ru/load/47- 2-2 3.4. Неизвестное слагаемое. 3 3.5. Сложение одинаковых слагаемых. Счѐт по 2, по 3, по 5. 5 3.6. Прибавление и вычитание нуля. 2 3.7. Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. 9 3.8. Вычисление суммы, разности трѐх чисел. 8 Итого по разделу http://school-collection.edu.ru/ http://umrazum.ru/load/uchebnye_prezent acii/nachalnaja_shkola/18 http://internet.chgk.info/ http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm 40 Раздел 4. Текстовые задачи 4.1. Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. 3 4.2. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. 3 4.3. Выбор и запись арифметического действия для получения ответа на вопрос. 3 4.4. Текстовая сюжетная задача в одно действие: 3 запись решения, ответа задачи. 4.5. Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение текста задачи числовыми данными (по иллюстрации, смыслу задачи, еѐ решению). Итого по разделу http://bi2o2t.ru/training/sub https://www.soloveycenter.pro/ https://onlyege.ru/ege/vpr- 4/vprmatematika-4/ https://onlinetestpad.com/ru/tes ts https://www.klass39.ru/klassnyeresursy/ 4 1 16 Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры https://www.uchportal.ru/load/47- 2-2 http://school-collection.edu.ru/ http://umrazum.ru/load/uchebnye_prezent acii/nachalnaja_shkola/18 http://internet.chgk.info/ http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm 5.1. Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. 4 5.2. Распознавание объекта и его отражения. 2 5.3. Геометрические фигуры: распознавание круга, 3 треугольника, прямоугольника, отрезка. 5.4. Построение отрезка, квадрата, треугольника с 4 помощью линейки; измерение длины отрезка в сантиметрах. 5.5. Длина стороны треугольника. 5.6. Изображение треугольника. прямоугольника, прямоугольника, http://bi2o2t.ru/training/sub https://www.soloveycenter.pro/ https://onlyege.ru/ege/vpr- 4/vprmatematika-4/ https://onlinetestpad.com/ru/tes ts https://www.klass39.ru/klassnyeresursy/ квадрата, 4 1 https://www.uchportal.ru/load/47- 2-2 http://school-collection.edu.ru/ http://umrazum.ru/load/uchebnye_prezent acii/nachalnaja_shkola/18 http://internet.chgk.info/ http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm квадрата, 3 Итого по разделу 20 Раздел 6. Математическая информация 6.1. Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер); выбор предметов по образцу (по заданным признакам). 2 6.2. Группировка объектов по заданному признаку. 2 6.3. Закономерность в ряду заданных объектов: еѐ обнаружение, продолжение ряда. 2 Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно 2 6.4. http://bi2o2t.ru/training/sub https://www.soloveycenter.pro/ https://onlyege.ru/ege/vpr- 4/vprmatematika-4/ https://onlinetestpad.com/ru/tes ts https://www.klass39.ru/klassnyeresursy/ https://www.uchportal.ru/load/47- 2-2 http://school-collection.edu.ru/ http://umrazum.ru/load/uchebnye_prezent заданного набора математических объектов. acii/nachalnaja_shkola/18 http://internet.chgk.info/ http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm 6.5. Чтение таблицы (содержащей не более четырѐх данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу 2 6.6. Чтение рисунка, схемы 1—2 числовыми данными (значениями данных величин). 2 6.7. Выполнение 1—3-шаговых инструкций, связанных с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур. 3 Итого по разделу: 15 Повторение. Резервное время 14 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 132 2 Приложение к РП и КТП по математике в 1 классе с учётом воспитательного компонента № п/п Наименование раздела/темы 1 Раздел 1. Числа 2 Раздел 2. Величины 3 Раздел 3. Арифметические действия Колич Модуль воспитательной программы ество «Школьный урок» часов -Всероссийский урок «Основы безопасности 20 жизнедеятельности» - День знаний 01.09 - День окончания Второй мировой войны 03.09 - День солидарности в борьбе с терроризмом 03.09 -День рождения писателя А.К.Толстого (18171875) 05.09 -210 лет со дня Бородинского движения 07.09 -Международный день распространения грамотности 08.09 -«Мир нужен всем» (к Международному дню мира) 21.09 -День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым 24.09 -День работника дошкольного образования 27.09 -Международный день пожилых людей 01.10 -Международный день музыки 01.10 - Безопасность на дороге -День учителя 05.10 -День отца в России 16.10 7 - «Экология и энергосбережение» - Закон и порядок -День Конституции Республики Крым 21.10 40 -Международный день школьных библиотек 25.10 -День рождения писателя С.Я.Маршака (18871964) 03.11 -День народного единства 04.11 4 5 Раздел 4. Текстовые задачи 16 Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры 20 -День рождения писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка (1852-1912) 05.11 -День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России 08.11 -День начала Нюрнбергского процесса 20.11 _День матери в России 27.11 -День Государственного герба Российской Федерации 30.11-«Школа безопасности»; - «Экология и энергосбережение» - Закон и порядок - Международный день памяти жертв фашизма - День Неизвестного солдата 03.12 -Международный день инвалидов 03.12 -День добровольца (волонтѐра) в России 05.12 -Международный день художника 08.12 -День Героев Отечества 09.12 -День Конституции Российской Федерации 12.12 -День принятия Федеральных Конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации 25.12 -День Республики Крым 20.01 -День российского студенчества 25.01 -«Час кода». -День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 27.01 -День памяти жертв Холокоста 27.01 -80 лет со дня победы Вооружѐнных сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве 02.02 - «Добрый поступок украшает человека» 02.02 -День российской науки 08.02 -«Цени свою жизнь» -«Школа безопасности»; -День памяти о россиянах, исполнявших 6 Раздел 6. Математическая информация 15 7 Повторение. Резервное время 14 Итого: 132 ч служебный долг за пределами Отечества 15.02 -Международный день родного языка 21.02 - Всемирный день гражданской обороны - Всемирный день Земли 22.04 - День пожарной охраны - День защитника Отечества 23.02 - «Вспомним всех поименно» (партизанское движение) -200 лет со дня рождения К.Д.Ушинского 03.03 -Международный женский день 08.03 - День воссоединения Крыма с Россией 18.03 -Всемирный день театра 27.03 -День космонавтики 12.04 -День памяти о геноциде советского народа нацистами в годы Великой Отечественной войны 19.04 -Праздник Весны и Труда 01.05 - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 09.05 -240 лет со дня основания Черноморского флота 13.05 -День детских общественных организаций 19.05 -День славянской письменности и культуры 24.05 -День защиты детей 01.06 -День России 12.06