1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные УУД Метапредметные Предметные 1) формирование чувства гордости за свою 1) овладение способностью принимать и 1) понимание литературы как явления наРодину, её историю, российский народ, сохранять цели и задачи учебной деятельности, циональной и мировой культуры, средства становление гуманистических и поиска средств её осуществления; сохранения и передачи нрав. ценностей и демократических ценностных ориентации 2) освоение способами решения проблем традиций; многонационального российского творческого и поискового характера; 2) осознание значимости чтения для общества; 3) формирование умения планировать, личного развития; формирование 2) формирование средствами литературных контролировать и оценивать учебные действия представлений о Родине и её людях, произведений целостного взгляда на мир в в соответствии с поставленной задачей и окружающем мире, культуре, единстве и разнообразии природы, условиями её реализации, определять наиболее первоначальных этических представлений, народов, культур и религий; эффективные способы достижения результата; понятий о добре и зле, дружбе, честности; 3) воспитание художественно4) формирование умения понимать причины формирование потребности в эстетического вкуса, эстетических успеха/неуспеха учебной деятельности и систематическом чтении; потребностей, ценностей и чувств на способности конструктивно действовать даже в 3) овладение чтением вслух и про себя, основе опыта слушания и заучивания ситуациях неуспеха; элементарными приёмами анализа наизусть произведений художественной 5) использование знаково-символических художественных, научно-познавательных и литературы; средств представления информации о книгах; учебных текстов с использованием 4) развитие этических чувств, 6) активное использование речевых средств элементарных литературоведческих доброжелательности и эмоциональнодля решения коммуникативных и понятий; нравственной отзывчивости, понимания и познавательных задач; 4) использование разных видов чтения сопереживания чувствам других людей; 7) использование различных способов поиска (изучающее (смысловое), выборочное, 5) формирование уважительного учебной информации в справочниках, словарях, поисковое); умение осознанно отношения к иному мнению, истории и энциклопедиях и интерпретации информации в воспринимать и оценивать содержание и культуре других народов, выработка соответствии с коммуникативными и специфику различных текстов, участвовать умения терпимо относиться к людям иной познавательными задачами; в их обсуждении, давать и обосновывать национальной принадлежности; 8) овладение навыками смыслового чтения нравственную оценку поступков героев; 6) овладение начальными навыками текстов в соответствии с целями и задачами, 5) умение самостоятельно выбирать адаптации к школе, к школьному осознанного построения речевого интересующую литературу, пользоваться коллективу; высказывания в соответствии с задачами справочными источниками для понимания 7) принятие и освоение социальной роли коммуникации и составления текстов в устной и получения дополнительной информации, обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. и письменной формах; составляя самостоятельно краткую 9) овладение логическими действиями аннотацию; сравнения, анализа, синтеза, обобщения, 6) умение использовать простейшие виды классификации по родовидовым признакам, анализа различных текстов: устанавливать установления причинно-следственных связей, причинно-следственные связи и определять построения рассуждений; главную мысль произведения, делить текст 10) готовность слушать собеседника и вести на части, озаглавливать их, составлять диалог, признавать различные точки зрения и простой план, находить средства право каждого иметь и излагать своё мнение и выразительности, пересказывать аргументировать свою точку зрения иоценку произведение; событий; 7) умение работать с разными видами 11) умение договариваться о распределении текстов, находить характерные ролей в совместной деятельности, особенности научно-познавательных, осуществлять взаимный контроль в совместной учебных и художественных произведений. деятельности, общей цели и путей её На практическом уровне овладеть достижения, осмысливать собственное некоторыми видами письменной речи поведение и поведение окружающих (повествование — создание текста по 12) готовность конструктивно разрешать аналогии, рассуждение - письменный ответ конфликты посредством учёта интересов на вопрос, описание –характеристика сторон и сотрудничества. героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников,по иллюстрациям, на основе личного опыта. Требования к темпу чтения «вслух» и «про себя»: Примечание: Проверка техники чтения по 5 параметрам проводится учителем 1 раз в четверть Класс 4 класс Чтение «вслух» в конце года Чтение «про себя» в конце года Наизусть 85-90 слов 115-120 слов Не менее15 стихотворений 2.Содержание учебного предмета «Литературное чтение в 4 классе (102 часа из расчета 3 часа в неделю) Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика. Летописи, былины, жития (8 ч) О былинах.«Ильины три поездочки».Летописи. Жития.«И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»,«И вспомнил Олег коня своего...», «Житие Сергия Радонежского». Чудесный мир классики (17ч) П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); Сравнение литературной и народной сказок 2. А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «АшикКериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики». Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Детство». Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики».Оценка достижений. Поэтическая тетрадь (10 ч) Ф.И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; Ритм стихотворения 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад». Внеклассное чтение. Родные поэты. Литературные сказки (11 ч) 1.В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Внеклассное чтение: «Сказки любимых писателей» Делу время – потехе час (8 ч) 1.Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе. Страна детства (7 ч) 1.Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка». Внеклассное чтение. «Что такое серии книг и каково их назначение?» Поэтическая тетрадь (5 ч) 1.В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка бугорка...», «Наши царства». Устный журнал «Поэтическая тетрадь». Природа и мы (9 ч) 1.Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Поэтическая тетрадь (6 ч) 1.Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка». Родина (6ч) И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»;3. А. В. Жигулин. «Лошади в океане». «О, Родина! В неярком блеске...»;4. Б. А. Слуцкий. Страна «Фантазия» (6 ч) Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы». Зарубежная литература (9 ч) Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андерсен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете». Внеклассное чтение (входит в предыдущие темы- 8 часов.) 3.Тематический план в 4 классе №п/ п Содержание Количество часов в авторской программе (4 часа в неделю) 1 2 Вводный урок Летописи. Былины. Жития 1 11 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Чудесный мир классики Поэтическая тетрадь Литературные сказки Делу время – потехе час Страна детства Поэтическая тетрадь Природа и мы Поэтическая тетрадь Родина 22 12 16 9 8 5 12 8 8 12 13 14 Страна «Фантазия» Зарубежная литература Внеклассное чтение 15 Резерв Итого 7 15 Из 136 часов -14 часов по разделам 2 136 Выполнение практических работ Возможные проекты в рабочей программе (3 часа в неделю, так как 1ч. отдан на ОРКСЭ) 8 17 10 11 8 7 5 9 6 6 6 9 Из 102- 8часов- по разделам 102 Обязательный «Создание календаря исторических событий» 1 - «Сочиняем сказки» 1- «Природа и мы» Обязательный: «Они защищали Родину» 1 -«Мы фантазируем» 2обязат.+ 2 =4