Информатика 7-9 класс

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Информация и способы её представления
Выпускник научится:

использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование»,
а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;

записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

использовать основные способы графического представления числовой информации.
Выпускник получит возможность:

познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной
(«вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления
и его словесным (литературным) описанием;

узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;

познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных
компьютерах;

познакомиться с двоичной системой счисления;

познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:

понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;

строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;

понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);

составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и
записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

использовать логические значения, операции и выражения с ними;

понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции
ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;

создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических
задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:

познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;

создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе
учебы и вне её.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:

базовым навыкам работы с компьютером;


использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы,
электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);

знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу
этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:

познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными
данными и соответствующим понятийным аппаратом;

научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;

познакомиться с примерами использования математического моделирования и
компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:

базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;

организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:

познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия
между компьютерами, методами поиска в Интернете;

познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная
информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами
к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из
разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;

получить представление о тенденциях развития ИКТ.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную
картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. В этом смысле большое
значение имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития
средств ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в
этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о
современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они,
возможно, смогут принять участие. Историческая линия отражена в следующих разделах учебников:
7 класс, § 2 «Восприятие и представление информации»: раскрывается тема исторического
развития письменности, классификации и развития языков человеческого общения.
9 класс, § 22 «Предыстория информатики»: раскрывается история открытий и изобретений
средств и методов хранения, передачи и обработки информации до создания ЭВМ.
9 класс, § 23 «История ЭВМ», § 24 «История программного обеспечения и ИКТ», раздел 2.4
«История языков программирования» посвящены современному этапу развития информатики и ее
перспективам.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной,
учебно-исследовательской, творческой деятельности.
В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения.

В задачнике-практикуме, входящем в состав УМК, помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов (прежде всего связанных с освоением информационных технологий), содержатся задания проектного характера (под заголовком «Творческие задачи и проекты»). Работа над
проектом требует взаимодействия между учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами
безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Учебник для 7 класса начинается
с раздела «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК». Эту тему поддерживает интерактивный ЦОР «Техника безопасности и санитарные нормы». В некоторых обучающих программах,
входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за
компьютером. Когда время достигает предельного значения, определяемого СанПиН, происходит
прерывание работы программы и ученикам предлагается выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. После окончания «физкультпаузы» продолжается работа с программой.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией, которая
реализована в учебнике для 9 класса в главе 1 «Управление и алгоритмы» и главе 2 «Введение в
программирование». Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). С самых первых задач на алгоритмизацию подчеркивается возможность построения разных
алгоритмов для решения одной и той же задачи (достижения одной цели). Для сопоставления алгоритмов в программировании существуют критерии сложности: сложность по данным и сложность по
времени. Этому вопросу в учебнике 9 класса посвящен § 2.2. «Сложность алгоритмов» в дополнительном разделе к главе 2.
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных,
электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение правилам верификации, т. е. проверки правильности функционирования созданного объекта. Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц, программ (8 класс, главы 3,
4; 9 класс, главы 1, 2), ученики обучаются тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта. Специально этому вопросу посвящен в учебнике для 9 класса, в §
15 раздел «Что такое отладка и тестирование программы».
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной
линии. В информатике системная линия связана с информационным моделированием (8 класс, глава
«Информационное моделирование»). При этом используются основные понятия системологии: система, элемент системы, подсистема, связи (отношения, зависимости), структура, системный эффект.
Эти вопросы раскрываются в дополнении к главе 2 учебника для 8 класса, параграфы 2.1. «Системы,
модели, графы», 2.2. «Объектно-информационные модели». Логические умозаключения в информатике формализуются средствами алгебры логики, которая находит применение в разделах, посвященных изучению баз данных (8 класс, глава 3), электронных таблиц (8 класс, глава 4), программирования (9 класс, глава 2).
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и

схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линий «Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого типа (текстовая,
числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме – знаковой форме компьютерного кодирования. Поэтому во всех темах, относящихся к представлению различной информации, ученики знакомятся с правилами преобразования в двоичную знаковую форму:
7 класс, глава 3 «Текстовая информация и компьютер»; глава 4 «Графическая информация и компьютер»; глава 5 «Мультимедиа и компьютерные презентации», тема «Представление звука»; 8 класс,
глава 4, тема «Системы счисления».
В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в знаково-символьной
форме (в том числе – и в схематической) называется формализацией. Путем формализации создается
информационная модель, а при ее реализации на компьютере с помощью какого-то инструментального средства получается компьютерная модель. Этим вопросам посвящаются: 8 класс, глава 2 «Информационное моделирование», а также главы 3 и 4, где рассматриваются информационные модели
баз данных и динамические информационные модели в электронных таблицах.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
(ИКТ-компетенции).
Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» (7 класс, главы 3, 4, 5; 8 класс, главы 3, 4) и «Компьютерные телекоммуникации» (8 кл.,
глава 1).

II. Содержание учебного предмета, курса
7 класс
1.
Введение в предмет 1 ч.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
2.
Человек и информация 4 ч. (3+1)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.
Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером»
Учащиеся должны знать:

связь между информацией и знаниями человека;

что такое информационные процессы;

какие существуют носители информации;

функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:

приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного
алфавита);

пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб,
Гб);

пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
3.
Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч. (3+3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление
данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные
функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский
интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске);
работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Практическая работа №2 «Знакомство с комплектацией устройств ПК, подключение
внешних устройств»
Практическая работа №3 «Пользовательский интерфейс»
Практическая работа №4«Работа с файловой структурой операционной системы»
Учащиеся должны знать:

правила техники безопасности и при работе на компьютере;

состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей,
устройств ввода и вывода информации);

структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

типы и свойства устройств внешней памяти;

типы и назначение устройств ввода/вывода;

сущность программного управления работой компьютера;

принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог
(папка), файловая структура;

назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:

включать и выключать компьютер;

пользоваться клавиатурой;

ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой,
работать с окнами;

инициализировать выполнение программ из программных файлов;

просматривать на экране директорию диска;

выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

использовать антивирусные программы.
4.
Текстовая информация и компьютер 9 ч. (3+6)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними
носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с
ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и
системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки
при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными
списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и
стилями, включение в текст гиперссылок.
Практическая работа №5 «Ввод и редактирование текста»
Практическая работа №6 «Форматирование текста»
Практическая работа №7 «Буфер обмена. Поиск и замена фрагментов текста»
Практическая работа №8«Таблицы в текстовом документе»
Практическая работа №9 «Дополнительные возможности текстового процессора»
Итоговое практическое задание №10«Создание и обработка текстовых документов»

При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны знать:

способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:

набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
5.
Графическая информация и компьютер 6 ч. (2+4)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования
изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового
типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа
(можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Практическая работа №11«Работа с растровым графическим редактором»
Практическая работа №12«Работа с конструктором цветов в растровом графическом редакторе»
Практическая работа №13 «Создание изображения в векторном графическом редакторе»
Практическая работа №14 «Технические средства компьютерной графики»
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка
в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:

способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре,
кодировке цвета, видеопамяти;

какие существуют области применения компьютерной графики;

назначение графических редакторов;

назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:

строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
6.
Мультимедиа и компьютерные презентации 8 ч. (4+4)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Представление и обработка звука.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций;
создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация
презентации с использованием мультимедийного проектора;
Практическая работа №15 «Создание презентации»
Практическая работа №16 «Технология мультимедиа»
Практическая работа №17 «Создание гиперссылок»
Практическая работа №18«Демонстрация презентации на заданную тему»
При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Учащиеся должны знать:

что такое мультимедиа;



принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компью-

тера;

основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:

Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
8 класс
1. Передача информации в компьютерных сетях 8 ч. (+5)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства.
Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые
архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов,
документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Практическая работа №1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами».
Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой»
Практическая работа №3 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем»
Практическая работа №4 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора»
Контрольная работа №1 «Передача информации в компьютерных сетях».
Учащиеся должны знать:
 что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
 назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов
связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
 назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
 что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» —
WWW.
Учащиеся должны уметь:
 осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями
одноранговой сети;
 осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
 осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
 осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
 работать с одной из программ-архиваторов.
2. Информационное моделирование 6 ч. (5+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Практическая работа № 5 «Проведение компьютерных экспериментов с математической и
имитационной моделью»
Учащиеся должны знать:
 что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
 какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные,
вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:
 приводить примеры натурных и информационных моделей;
 ориентироваться в таблично организованной информации;
 описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
3. Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч. (4+6)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле,
типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы
данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Практическая работа №6 «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы».
Практическая работа №7 «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере».
Практическая работа №8 «Формирование простых запросов к готовой базе данных».
Практическая работа №9 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных».
Практическая работа №10 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение».
Контрольная работа №2 «Хранение и обработка информации в базах данных».
Учащиеся должны знать:
 что такое база данных, СУБД, информационная система;
 что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
 структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
 что такое логическая величина, логическое выражение;
 что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
 открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
 организовывать поиск информации в БД;
 редактировать содержимое полей БД;
 сортировать записи в БД по ключу;
 добавлять и удалять записи в БД;
 создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
4. Табличные вычисления на компьютере 10 ч. (5+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты,
числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с
электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение
задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Практическая работа №11 «Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление
строк и столбцов, изменение формул и их копирование».

Практическая работа №12 «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц».
Практическая работа №13 «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций
и условной функции. Использование абсолютной адресации».
Практическая работа №14 «Математическое моделирование с помощью электронной таблицы».
Практическая работа №15 «Имитационное моделирование в среде электронной таблицы».
Учащиеся должны знать:
 что такое электронная таблица и табличный процессор;
 основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и
способы их идентификации;
 какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
 основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
 графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
 открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
 редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
 выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление,
вставка, сортировка;
 получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
 создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
9 класс
1. Управление и алгоритмы 13 ч. (5+7+1)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя
система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные,
ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных,
ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со
сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Практическая работа №1«Работа с учебным исполнителем алгоритмов».
Практическая работа №2«Построение линейных алгоритмов».
Практическая работа №3 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов».
Практическая работа №4 «Работа с циклами»
Практическая работа №5 «Использование метода последовательной детализации для построения
алгоритма. Использование ветвлений».
Практическая работа №6 «Составление алгоритмов со сложной структурой»
Практическая работа №7 «Итоговое задание по алгоритмизации»
Контрольная работа №1 по теме «Управление и алгоритмы»
Учащиеся должны знать:
 что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
 сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной
связи в этой схеме;
 что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
 в чем состоят основные свойства алгоритма;
 способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
 основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
 назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод
последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
 при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

 пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом
языке;
 выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
 составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
 выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
2. Введение в программирование — 17 ч (6 + 10 +1)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод
данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы
на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания
и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод,
трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Практическая работа № 8«Работа с готовыми программами: отладка, выполнение, тестирование».
Практическая работа № 9 «Построение линейных алгоритмов».
Практическая работа № 10«Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода,
присваивания и простых ветвлений».
Практическая работа № 11 «Разработка программ с использованием оператора ветвления и логических операций».
Практическая работа № 12«Разработка программ c использованием цикла с заданным числом повторений».
Практическая работа № 13 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием».
Практическая работа № 14«Разработка программ c использованием цикла с постусловием»
Практическая работа № 15«Разработка программ обработки одномерных массивов».
Практическая работа № 16«Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве»
Практическая работа № 17«Решение задач на обработку массивов».
Контрольная работа № 2 по теме «Введение в программирование».
Учащиеся должны знать:
 основные виды и типы величин;
 назначение языков программирования;
 что такое трансляция;
 назначение систем программирования;
 правила оформления программы на Паскале;
 правила представления данных и операторов на Паскале;
 последовательность выполнения программы в системе программирования..
Учащиеся должны уметь:
 работать с готовой программой на Паскале;
 составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
 составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
 отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.
3. Информационные технологии и общество 4 ч. (4)
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной
сфере.
Учащиеся должны знать:
 основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
 основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

 в чем состоит проблема безопасности информации;
 какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.
Учащиеся должны уметь:
регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.
III. Тематическое планирование
Тематическое планирование построено в соответствии с содержанием учебников и включает
5 разделов в 7 классе, 4 раздела в 8 классе, 3 раздела в 9 классе.
Содержание курса 7 класса и распределение учебного времени
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№

Тема

Кол-во
часов

Теория

Контрольные
работы

Практические
работы

1.

Введение в предмет

1

1

2.

Человек и информация

4

3

3.

6

2

4.

Компьютер: устройство и программное
обеспечение
Текстовая информация и компьютер

9

3

6

5.

Графическая информация и компьютер

6

2

4

6.

Мультимедиа и компьютерные презентации

8

3

1

4

Всего:

34

14

2

18

1
1

3

8 класс
Содержание курса 8 класса и распределение учебного времени
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Кол-во
часов

Теория

8

4

6

5

10

4

Табличные вычисления на компьютере

10

5

Всего:

34

18

№

Тема

1. Передача информации в компьютерных сетях
2.

Информационное моделирование

3.

Хранение и обработка информации в базах
данных

4.

Контрольные

Практические

работы

работы

1

3
1

1

5
5

2

14

9 класс
Содержание курса 9 класса и распределение учебного времени
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№

Тема

Кол-во
часов

Теория

Контрольные

Практические

работы
7

1.

Управление и алгоритмы

13

5

работы
1

2.

Введение в программирование

17

6

1

10

3.

Информационные технологии и общество

4

4

Всего:

34

15

2

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».