Рабочая программа воспитания 21-26

1

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ………………………………………………………………………………………...4
РАЗДЕЛ II. «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ»…………………………………………7
РАЗДЕЛ III. «ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»………………..10
ИНВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ……………………………………………………...10
3.1. Модуль «Классное руководство»……………………………………………………..10
3.2. Модуль «Школьный урок»…………………………………………………………….12
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»……12
3.4. Модуль «Самоуправление»……………………………………………………………13
3.5. Модуль «Профориентация»…………………………………………………………...14
3.6. Модуль «Работа с родителями»……………………………………………………….15
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ ………………………………………………………….15
3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»…………………………………………..15
3.8. Модуль «Школьные медиа» ………………………………………………………….17
3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» …………………………..18
3.10. Модуль «Волонтерство»……………………………………………………………..19
3.11. Модуль «Школьный музей»…………………………………………………………20
3.12. Модуль «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная
безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма,
профилактика распространения инфекционных заболеваний»………………………………..20
3.12. Модуль «Точка роста» ………………………………………………………………21
РАЗДЕЛ VI. «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ»…………………………………………………………………………………………. 22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2

Рабочая программа воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Веселовская средняя школа имени дважды Героя Советского Союза Амет-Хан
Султана»(далее - Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями
«Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020года на заседании Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию с Федеральным и
государственными образовательными стандартами (далее- ФГОС) общего образования,
Приказом «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» (Минпросвещения
России, 2020, №172)
Рабочая программа воспитания является обязательной частью Основной образовательной
программы основного общего образования МБОУ«Веселовская средняя школа имени Амет- Хан
Султана» .
Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в
социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Одним из результатов реализации Программы станет приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися начальной школы личностных
результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально –
значимой деятельности.
Программа воспитания показывает, каким образом педагогические работники (учитель,
классный руководитель, заместитель директора, педагог дополнительного образования, тьютор
ит.п.)могутреализоватьвоспитательныйпотенциалихсовместнойсобучающимисядеятельностиите
мсамымсделатьшколувоспитывающей организацией.
В центре Программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами (далее- ФГОС) общего образования находится личностное
развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития
России и мира.
Программа воспитания—это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание
системы возможных форм и методов работы с обучающимися.
Программа воспитания МБОУ«Веселовская средняя школа имени Амет-Хан Султана» .
включает четыре основных раздела:
1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором
кратко описана специфика деятельности школы в сфере воспитания: информация о
специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках
положительного или отрицательного влияния на обучающихся, значимых партнерах
школы, особенностях контингента обучающихся, оригинальных воспитательных находках
школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания.
2. Раздел «Цель и задачи воспитания», где на основе базовых общественных ценностей
формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для
достижения цели.
3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа показывает, каким
3

образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания.
Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из
которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует
одному из направлений воспитательной работы школы.
Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок»,
«Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования», «Работа с родителями»,
«Самоуправление», «Профориентация».
Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Школьные медиа», «Организация
предметно-эстетической среды», «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность,
дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и
терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний», «Школьный музей»,
«Волонтерство», «Точка роста".
Модули в Программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе
воспитательной работы школы. Деятельность педагогических работников МБОУ«Веселовская
средняя школа имени Амет-Хан Султана» в рамках комплекса модулей направлена на
достижение результатов освоения Основной образовательной программы начального , основного
и среднего общего образования.
4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором
показано, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней
воспитательной работы. Здесь приводится перечень основных направлений самоанализа,
который дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления.
К Программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.
Программа воспитания не является инструментом воспитания: обучающегося воспитывает не
документ, а педагогический работник - своими действиями, словами, отношениями. Программа
позволяет педагогическим работникам МБОУ«Веселовская средняя школа имени Амет-Хан
Султана» скоординировать свои усилия, направленные на воспитание младших и старших
школьников.
РАЗДЕЛ I.
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА».
Специфика расположения школы. Здание МБОУ«Веселовская средняя школа имени АметХан Султана» находится по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, Сакский район, с.
Веселовка, пер. Школьный д.1А.
Природно-климатические особенности в Республике Крым характеризуется как умеренноконтинентальный. Зима влажная, мягкая, слабо морозная, малоснежная, с неустойчивым
снежным покровом, что не позволяет уделять большое внимание зимним видам спорта. Лето в
Крыму жаркое, засушливое, с преобладанием ясных дней. Летние месяцы позволяют
организовывать летние тематические площадки с дневным пребыванием детей.
Территориальные особенности. Образовательное учреждение располагается у региональной
трассы Симферополь- Черноморское. Микрорайон школы– часть села, где большую часть
занимает частный сектор. Социально- экономическая сфера в микрорайоне школы развита слабо.
Рассмотрев социальный статус населения микрорайона, можно сделать вывод о его
неоднородности:
большинство
населения-люди
преклонного
возраста,
существует
4

полинациональность . Часто поступают дети–инофоны или иноэтнические дети. Больший
процент населения рабочих и сельскохозяйственных профессий.
В социальном заказе родители ставят на первое место план обеспечение социальной адаптации,
развитие индивидуальных способностей, профессиональное самоопределение.
В школу без ограничений принимаются дети, проживающие в селе, за которым школа
закреплена .Дети, проживающие не на территории села в школу принимаются при наличии
свободных мест.
Транспортные подъезды к школе удобны и доступны для безопасного перемещения учащихся,
живущих в разных частях села.
Школа располагается в одном здании, функционирует как самостоятельная единица
муниципальной образовательной системы Сакского района, на территории школы имеется
здание общежития и вспомогательных помещений с классами (музей). В школе созданы все
необходимые условия для обучения и воспитания детей любой категории: в соответствии с
требованиями ФГОС обустроены и частично оснащены современным учебным оборудованием
учебные кабинеты, обеспечены компьютерной техникой и доступом в интернет, имеется
оборудование в учебных кабинетах для занятий, спортзал. Необходимые меры доступности и
безопасности обеспечены в соответствии с нормативными требованиями.
Особенности контингента учащихся. В 1-11классах школы обучается до 170 обучающихся в
зависимости от ежегодного набора первоклассников. Состав обучающихся школы неоднороден и
различается:
- по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребёнка и его уровня
подготовки к обучению в школе. Имеются обучающиеся в инклюзивных в
общеобразовательных классах. Наряду с Основной образовательной программой
начального и основного общего образования в школе реализуются адаптированные
основные общеобразовательные программы. Кроме того, ежегодно разрабатываются
рабочие программы по курсам внеурочной деятельности, функционируют группы
обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам;
- по социальному статусу, который зависит от общего благополучия семьи или уровня
воспитательного ресурса отдельных родителей присутствуют обучающиеся с
неблагополучием, с дивиантным поведением, большой процент детей, стоящих на
различных видах учета.
- По национальной принадлежности, которая определяется многонациональностью жителей
микрорайона школы. Среди учащихся большой процент детей разных национальностей.
Источники положительного или отрицательного влияния на детей.
Команда администрации- квалифицированные, имеющие достаточно большой управленческий
опыт руководители, в педагогическом составе - одинаковое соотношение стажистов с большим
опытом педагогической практики и молодых педагогов с достаточно высоким уровнем
творческой активности и профессиональной инициативы. В педагогической команде имеются
квалифицированные специалисты, необходимые для сопровождения всех категорий
обучающихся в школе. Педагоги - основной источник положительного влияния на детей,
грамотно организуют образовательный процесс, о чем свидетельствуют позитивная динамика
результатов деятельности по качеству обеспечиваемого образования МБОУ «Веселовская
средняя школа имени Амет-Хан Султана».
Возможные отрицательные источники влияния на детей - социальные сети, компьютерные игры,
5

а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно
управлять развитием и организацией досуга своего ребёнка.
Оригинальные воспитательные находки школы.
1) Воспитательные системы класса, разработанные классными руководителями на основе
системы персональных поручений, целенаправленных воспитательных мероприятий и
оценочных инструментов;
2) Модель сотрудничества с родителями обучающихся, построенная на установлении
конструктивных отношений и целенаправленной организации совместной деятельности по
развитию школьного уклада;
3) Практический день как форма организации целенаправленной системной работы по
развитию проектной деятельности школьников, позволяет интегрировать содержание
урочной и внеурочной деятельности;
4) Обеспечение 100%-ного охвата внеурочной деятельностью всех категорий обучающихся за
счет профессионального ресурса педагогов школы с привлечением педагога
дополнительного образования;
5) Модель управления результатами образования на основе системы распределения
профессиональных поручений с учетом свободного выбора, обеспечивающая повышение
уровня персональной ответственности каждого педагога за качество выполненной работы.
Принципы взаимодействия педагогов, школьников и их родителей, на которых основывается
процесс воспитания в МБОУ«Веселовская средняя школа имени Амет- Хан Султана» :
Неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка
при нахождении в образовательной организации;
ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого ребенка
ивзрослого,безкоторойневозможноконструктивноевзаимодействиешкольников,педагогови
родителей;
реализация процесса воспитания через создание в школе детско-взрослых общностей,
которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу при активном
привлечении родителей учащихся;
организация основных совместных дел школьников, педагогов и родителей как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основные традиции воспитания в МБОУ«Веселовская средняя школа имени Амет-Хан Султана»
-стержень годового цикла воспитательной работы школы- ключевые общешкольные дела, через
которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
важнаясоставляющаякаждогоключевогоделаибольшинствасовместныхделпедагогови
школьников - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
условия в школе создаются для обеспечения по мере взросления ребёнка его растущей
роли в совместных делах(от пассивного наблюдателя до организатора);
отсутствие соревновательности между классами в проведении общешкольных дел,
поощрение конструктивного межклассного и межвозрастного взаимодействия школьников,
6

их социальной активности;
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
ключевая фигура воспитания в школе- классный руководитель, реализующий по
отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов)функции.
РАЗДЕЛ II.«ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ»
Современный национальный идеал личности, воспитанной в школе,–это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях российского народа.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников,
современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования)
таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения
школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества
ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек)
формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации–личностное
развитие школьников, проявляющееся:
1 в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2 в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии
их социально значимых отношений);
3 в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому
стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно
сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в
достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников
позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие уровням
основного общего образования:
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким
7

приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
 к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
 к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне;
 к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
 к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека;
 к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
 к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
 к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
 к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
 к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
 к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития
школьника , так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки,
его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников,
обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений,
свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает
становление , собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный
возраст для развития социально значимых отношений школьников.
Добросовестная работа педагогических работников, направленная на достижение поставленной
цели,
позволит
обучающемуся
получить
необходимые
социальные
навыки,которыепомогутемулучшеориентироватьсявсложноммиречеловеческихвзаимоотношений
, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во
взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного
социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций,
осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих
его людей.
8

В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего
жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой
жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный
практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы
опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению
обучающихся
во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране
в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
опыт природоохранных дел;
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Задачи воспитания:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать
традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном
сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать
активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие
по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные
возможности;
4) использоватьввоспитаниидетейвозможностишкольногоурока,поддерживать использование
на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) способствовать развитию детского самоуправления в начальной школе через внедрение
элементов ученического самоуправления на уровне классных сообществ;
6) организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный
потенциал;
7) организовать работу школьных бумажных и электронных СМИ, реализовывать их
9

воспитательный потенциал;
8) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
9) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
РАЗДЕЛ III. «ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем
модуле.
ИНВАРИАТИВНЫЕМОДУЛИ
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом индивидуальную
работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном
классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классом:
Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с
учащимися в вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны,- вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
Проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога
и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка,
поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения.
Сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование;
однодневные экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями;
празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные
ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
Выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы
и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
10



Изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений,
в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости)-со
школьным психологом.

поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и
дальнейшего
трудоустройства,
успеваемости
т.п.),
когда
каждая
проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить.

индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных
портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным
руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют
свои успехи и неудачи.
- Коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными
представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- Регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
- Проведение педагогических консилиумов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
- Привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
- Привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями(законными представителями) обучающихся:
- регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании отношений
между ними, администрацией образовательной организации учителями- предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитанияи обучения их
детей.

11

Модуль«Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информациейинициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного
образования преимущественно осуществляется через:
- Вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
12

предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально
значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного
образования происходит в рамках следующих выбранных школьникам и видов деятельности.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие
их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.(«В мире математики», «Страноведение»,»Академия
естественных наук», «Химия нашего организма» и др.)
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации
школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников культуре
и их общее духовно-нравственное развитие.(«Волшебный карандаш»)
Проблемно- ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников,
воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать
чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов
людей.(«Новое поколение», «Мир вокруг нас», «Я- патриот России»)
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников,
формирование у них навыков самообслуживающего труда («Крымоведение»).
Спортивно- оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, направленные на физическое развитие школьников, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание
силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых («Школьный
спортивный клуб», «Динамическая пауза», «Спортивный мир»).
Трудовая деятельность Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитания у них трудолюбия
и уважительного отношения к физическому труду.( «Радость творчества»)
Модуль«Самоуправление»

13

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать
в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а обучающимся - предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку
обучающимся 5-9 и 10-11 классов не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться
(посредством введения функции педагога- куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Соуправление в начальной школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
- через чередование традиционных поручений (ЧТП), создаваемого для участия каждого
школьника по вопросам участия в делах школы и соуправления («Участие в
самоуправлении»).
- через деятельность вожатых-волонтеров, объединяющих инициативных обучающихся
классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и
получения обратной связи от классных коллективов;
. На уровне классов:
- через деятельность «Совета коллективных дел», представляющего интересы класса в
общешкольных делах и призванного информировать об основных общешкольных делах.
На индивидуальном уровне:
- через чередование традиционных поручений (ЧТП), наставничество, вовлечение младших
школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и
внутриклассных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениямии т.п.
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация»включает
в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по
проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к осознанному выбор у
своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует
его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности.
На внешнем уровне:
• экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях людей, представляющих эти профессии.
На уровне школы:
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий,
прохождение профориентационного онлайн- тестирования.
На уровне класса:
14

•

циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
Индивидуальный уровень
• индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам
склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей,
которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
Модуль«Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более
эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций
семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями
школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности
На групповом уровне:
• Общешкольный родительский комитет и Совет школы, участвующие в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
• Родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей,
формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастерклассы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в школе;
• общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
• семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и
советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
• родительские форумы пришкольном интернет-сайте, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
• работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
• индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
ВАРИАТИВНЫЕМОДУЛИ
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
15

участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся
и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это не набор
календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими
работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого
числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы
помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий,
организуемых педагогическими работниками для учеников. Вовлечение обучающихся в
ключевые общешкольные мероприятия способствует поощрению социальной активности
обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими
работниками и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
Воспитательная работа по реализации модуля.
Содержание и виды деятельности
Ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемы
обучающимися
и педагогическими работниками
комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности);

Формы деятельности
Социально- значимые проекты

Проводимые для жителей села и организуемые праздники, фестивали, представления
совместно с семьями обучающихся виды спортивной
и творческой деятельности, которые
открывают
возможности
для
творческой
самореализации
обучающихся и включают их в деятельную заботу об
окружающих;
Посвященные значимым отечественным и
Всероссийские акции
Международным событиям.
На уровне образовательной организации:
Ежегодно
проводимые
творческие
Общешкольные праздники, школьный
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.)
проект
дела, связанные со значимыми для обучающихся и
педагогических работников знаменательными датами и в
которых участвуют все классы
начальной школы;
Связанные с переходом обучающихся на следующую
Торжественные
ритуалы. Посвящения,
ступень образования, символизирующие приобретение ими
Фестиваль образовательных достижений
новых социальных статусов в школе и развивающие
школьную идентичность обучающихся;

16

Активноеучастиеобучающихсяипедагогическихработников
Церемонии награждения (по итогам года)
вжизнишколы,защитачестишколывконкурсах,соревнования
х,олимпиадах,значительный
вклад вразвитиешколы
На уровне классов:
Делегирование представителей классов в
Выборные собраниямучащихся
общешкольные советы дел, ответственных
заподготовку общешкольных ключевых дел;
Реализация общешкольных ключевых дел;
Участие школьных классов
Итоговый анализ общешкольных ключевых
Отчетный час для обучающихся, педагогов и
дел, участие представителей классов в итоговом родителей
анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На уровне обучающихся:
Вовлечение каждого обучающегося в ключевые Распределение и поручение ролей учащимся
дела школы (по возможности) в
класса.
качестве ответственного участника в роли:
постановщиков, исполнителей,
ведущих, декораторов,
корреспондентов, ответственных за
костюмы и оборудование, ответственных за
приглашение и встречу гостей и т.п.);
Освоение навыков подготовки, проведения и
Индивидуальная помощь обучающемуся(при
Анализа ключевых дел;
необходимости)
Наблюдение за поведением обучающегося, за Организованные
его
ситуации подготовки,
отношениями со сверстниками, старшими проведения
и
и анализа ключевых дел.
младшими обучающимися, с педагогическими
работниками и другими взрослыми;
Коррекция поведения обучающегося
(при необходимости) через предложение
Частные беседы с обучающимся; Включение в
взять в следующем ключевом деле на
совместную работу с другими обучающимися,
себя роль ответственного за тот или иной
которые могли бы стать хорошим примером
фрагмент общей работы.
для обучающегося

Модуль«Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) - развитие коммуникативной культуры
школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов иформдеятельности:
информационно-техническая поддержка школьных мероприятий, осуществляющая
17

видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных мероприятий;
школьная Интернет-группа - сообщество обучающихся и педагогов, поддерживающее
Интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения
деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения
внимания общественности к образовательной организации, информационного
продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на
которой детьми, учителями и родителями (законными представителями) могли бы открыто
обсуждаться
значимые
для
школы
вопросы.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него
чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся
школы.
Воспитательная работа по реализации модуля.
Содержание и виды деятельности
Формирование наглядными средствами
положительных установок обучающихся на
учебные и внеучебные занятия

Формы деятельности
Оформление интерьера школьных
помещений(вестибюля, коридоров,
рекреаций т.п.) и их периодическая
переориентация.
Размещение на стенах школы регулярно
Выставки творческих работ обучающихся;
сменяемых экспозиций для расширения
картин определенного художественного
представлений о разнообразии эстетического стиля фотоотчетов об интересных
осмысления мира
школьных событиях.
Формирование познавательного интереса к Стеллажи свободного
книгообмена
чтению через доступные формы общего в коридоре школы.
пользования книгами
Проявление фантазии творческих способностей,
Совместное благоустройство классных кабинетов
создающих повод для длительного общения силами педагогов, учащихся и их родителей.
классного руководителя
Со своими обучающимися;
Оформление
пространства проведения Событийный дизайн праздников, церемоний,
конкретных школьных событий
Торжественных линеек, творческих проектов,
выставок, собраний, конференций и т.п.
Совместная с обучающимися разработка,
Символика класса и школы: флаг школы (класса),
создание и популяризация о собой школьной гимн школы (класса), эмблема школы (класса),
символики, используемой как в школьной логотип, элементы школьного костюма и т.п.
повседневности, так и в торжественные
моменты жизни образовательной организации
18

Благоустройство
различных
Пришкольной территории

участков Внеурочные занятия
«Растениеводство
и научно-практическая деятельность».

Акцентирование
внимания
обучающихся
Стенды, плакаты, инсталляции.
посредством
элементов
предметноэстетической среды на важных для
воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда образовательной организации обогащает
внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает
атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на
ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой
образовательной организации как:
оформление интерьера школьных помещений (коридоров, лестничных пролетов ит.п.) и их
периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия;
размещениенастенахобразовательнойорганизациирегулярносменяемыхэкспозиций:творчес
кихработобучающихся,позволяющихимреализоватьсвойтворческийпотенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных
экскурсиях, встречах с интересными людьми ит.п.);
озеленение пришкольной территории;
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе
с обучающимися своих классов, позволяющее ученикам проявить свои фантазию и
творческие способности, создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими детьми;
создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн
школы,эмблемашколы,элементышкольногокостюмаит.п.),используемойкаквшкольнойповс
едневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации - во
время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных
происходящих в жизни школы знаковых событий;
акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической
среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях образовательной
организации, ее традициях, правилах.
Модуль«Волонтерство»
Волонтерство представляет собой деятельность, направленная на развитие социальных
навыков, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, получение
опыта социального действия. Именно социальное проектирование позволяет обучающимся
решать основные задачи социализации: формировать свою Я- концепцию и мировоззрение,
устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
19

Одной их основных форм организации социальной практики является работа в рамках
конкретного модуля. Учащимся предлагаются модуль «Я и мир вокруг меня» и в соответствии с
ними действующие проекты: «Спешите делать добро людям» и «Братья наши меньшие». В
рамках проектов учащиеся оказывают помощь пожилым людям, участвуют в работе пропаганды
по дорожной и пожарной безопасности в детском дошкольном образовательном учреждении
микрорайона, а также среди прохожих, помогают бездомным животным, находящимся в
приютах и др.
Ожидаемым и результатами такой работы являются повышенная социальная активность
обучающихся ,их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной
ситуации в местном сообществе, положительные изменения в сознании детей и повышение
уровня их общей культуры, а также формирование навыков коллективной работы по реализации
собственными силами реально социально полезного дела.
Модуль «Школьный музей»
Формированию ценностного отношения обучающихся к общественным ценностям, усвоению
ими социально значимых знаний, приобретению опыта поведения в соответствии с этими
ценностями в образовательной организации во многом способствуют материалы школьного
музея. В работе музея используются разнообразные формы и методы, соответствующие
современным требованиями условиям, интересам, возможностям, особенностям обучающихся.
Работая индивидуально, учащиеся самостоятельно готовят доклады, рефераты, оформляют
выставки фотографий, берут интервью у жителей села и т.д.
Групповыеиколлективныеобщности,какправило,разновозрастные,приэтомобучающиесяпрожива
ют различные социальные роли. Дети в группах создают музейные экспозиции, готовят буклеты
по различной тематике, составляют путеводители по музею. Материалы музея широко
используются при проведении уроков, внеурочных мероприятиях. При этом дети не просто
прослушивают информацию учителя, но погружаются в среду, перемещаются в историческом
пространстве. Они непосредственно включаются в деятельность, и занятия становятся наиболее
запоминающимися и результативными. В совместной деятельности педагогов и обучающихся
отрабатываются и закрепляются лучшие традиции.
Основными экспозиционными разделами школьного этнографического музея крымскотатарского
народа МБОУ «Веселовская средняя школа имени Амет-Хан Султана» являются«Быт и
ремесла»»,«Герои воинской славы»,«Крым: вчера, сегодня, завтра...».
Особое внимание в учебном году в рамках деятельности школьного музея уделяется изучению
истории Крыма и народов, его населяющих , в соответствии с чем проектно-исследовательская
деятельность обучающихся, организуемая в рамках школьного музея, предполагает подготовку
учениками проектов и исследовательских работ по истории Крыма и народов, его населяющих .
Модуль
«Безопасность
жизнедеятельности
(пожарная
безопасность,
дорожная
безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма,
профилактика распространения инфекционныхзаболеваний»
Модуль «Безопасность жизнедеятельности» реализуется через систему классных часов,
общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы.
20

Для каждого класса разработан перечень классных часов в рамках данного модуля,
представленный в индивидуальных планах воспитательной работы.
Дляэтоговобразовательнойорганизациииспользуютсяследующиеформыработы:

«Уроки доброты», классные часы, интерактивные игры для формирования толерантного
отношения друг к другу, умения дружить, ценить дружбу;

Интерактивные беседы для формирования у обучающихся культуры общения
(коммуникативные умения), формирование умение высказывать свое мнение, отстаивать
его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки;

Реализация интегрированной программы «Мой выбор», направленной на позитивное
отношение к ЗОЖ;

Реализация программ дополнительного образования направленных на формирование
ценностного отношения к своему здоровью, расширение представления учащихся о
здоровом образе жизни формировать потребность в соблюдении правил здорового образа
жизни, о здоровом питании, необходимости употребления в пищу продуктов, богатых
витаминами, о рациональном питании.
На индивидуальном уровне:
 Консультации, тренинги, беседы, диагностику.
 Выявление факторов, оказывающих отрицательное воздействие на развитие личностии
способствующие совершению им правонарушений.
 Помощь в личностном росте, помощь в формировании адекватной самооценки,
развитие познавательной и нравственно-эстетической и патриотической культуры, в
формировании навыков самопознания, развитии коммуникативных и поведенческих
навыков, навыков саморегуляции и др.
 Социально-психологические мониторинги с целью раннего выявления проблем.
 Психодиагностическое обследование ребенка: определение типа акцентуаций
характера, уровня познавательного развития, выявление интересов ребенка, уровня
тревожности, особенности детско-родительских отношений и др.
 Организация психокоррекционной работы.
 Оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Формирование опыта безопасного поведения — важнейшая сторона воспитания ребенка.
Сегодня слабая подготовка младших школьников в вопросах безопасного поведения в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной
безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в
большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
Процесс формирования опыта безопасного поведения у младших школьников является важным
этапом в развитии ребенка. Осуществление же данного процесса воспитания будет более
продуктивным при включении учеников младшего звена в разнообразные формы внеклассной и
учебной деятельность.
Модуль«Точка роста»
Центр образования естественно- научной и технологической направленности «Точка роста»
является общественным пространством муниципального бюджетного общеобразовательного
21

учреждения
«Веселовская средняя школа имени дважды Героя Советского Союза Амет-Хан
Султана»,осуществляющей образовательную деятельность по ОПНОО,ООО, СОО и направлен
на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по учебным
предметам«Технология»,«Физика»,«Химия», «Биология».
Центр выполняет функцию общественного пространства для развития общекультурных
компетенций, цифровой грамотности, проектной деятельности, творческой, социальной
самореализации детей, педагогов, родительской общественности.
Работа центра организуется по Программе «Точка роста»
Основные цели модуля:
Участие в реализации основных общеобразовательных программ в части предметных
областей «Технология», «Физика», «Химия», «Биология», в том числе обеспечение внедрения
обновленного содержания преподавания основных общеобразовательных программ в рамках
федерального проекта«Современная школа»национального проекта «Образование».
Реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучного профиля, а также иных программ в рамках внеурочной деятельности обучающихся.
Обеспечение создания, апробации и внедрения модели равного доступа к современным
общеобразовательным программам естественно- научной и технологической направленности
детям иных населенных пунктов сельских территорий.
Организация внеурочной деятельности в каникулярный период, разработка соответствующих
образовательных программ, в том числе для летней тематической площадки.
Содействие созданию и развитию общественного движения школьников, направленного на
личностное развитие, социальную активность через проектную деятельность ,различные
программы дополнительного образования детей.
Раздел IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы (организованной
рабочей группы педагогов) с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации МБОУ «Веселовская средняя школа имени Амет-Хан Султана».
Основные принципы осуществления самоанализа воспитательной работы в школе,
являются:
принцип гуманистической направленности самоанализа (уважительное
отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам);
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания (изучение не
количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие
деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими
работниками);
принцип развивающего характера самоанализа (использование результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной
22

работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися
деятельности);
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся (понимание того, что личностное развитие обучающихся - это результат как
социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся).
Основные направления самоанализа воспитательной деятельности:
№ п/пНаправление

1.

2.

Критерии

Способ
Ответственные Оценочный
получения
инструментарий
информации
Результаты
Динамика
Педагогическое Классные
Методика Н.П.
воспитания, личностного наблюдение (в
руководители,
Капустина
социализации и развития
протокол МО заместитель
саморазвития обучающихся наличие проблем) директора
обучающихся каждого
класса
Состояние
Наличие
Беседы с
Заместитель
Анкеты (опросы) для
совместной
интересной, обучающимися и ихдиректора
учащихся и
деятельности событийно
родителями,
Классные
родителей по
обучающихся насыщенной
и
и педагогическими руководители, итогам
взрослых
личностно
работниками,
Активные
проведения
развивающей лидерами класса и родители
воспитательных
совместной
школы.
мероприятий
деятельности
обучающихся и
взрослых

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса:
1.Анализ результатов воспитания, социализации и саморазвития и
личностного развития школьников каждого класса выявил следующие проблемы:


недостаточность развития умения сотрудничать со взрослыми и
сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности, умения находить выходы из
спорных ситуаций;

недостаточная сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

недостаточная сформированность мотивации к участию в школьном
самоуправлении и общественной жизни.

трудности в профессиональном самоопределении.
2. Анализ воспитательной деятельности педагогов определил ряд ключевых
проблем:
23



затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности;

проблемы с реализацией воспитательного потенциала совместной с детьми
деятельности;

не всегда и не все стремятся к формированию вокруг себя
привлекательных для школьников детско-взрослых общностей;
- стиль общения педагогов со школьниками не всегда доброжелателен,
доверительныеотношения складываются не со всеми школьниками.

24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».