Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности . Ожидаемый результат реализация программы: • Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения. • Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе: животным, растениям, деревьям, воде и т.д. • Результат третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других. Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий (УУД) 1. Личностные УУД (дети научатся): -моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач;-проявлять быстроту и ловкость во время подвижных и спортивных игр : волейбол, баскетбол, пионербол, футбол, ----управлять эмоциями в процессе игровой деятельности. 2. Регулятивные УУД (дети научатся): -излагать правила и условия подвижных и спортивных игр; -принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности; -соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр и игр: волейбол, баскетбол, пионербол, футбол. 3. Познавательные УУД (дети освоят): -двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр и игр: волейбол, баскетбол, пионербол, футбол; -УУД в самостоятельной организации и проведении подвижных игр и игр: волейбол, баскетбол, пионербол, футбол; 4. Коммуникативные УУД (дети научатся): -взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх и игр: волейбол, баскетбол, пионербол, футбол; -оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели. Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью. Программа внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» предусматривает проведение занятий в форме теоретических и практических часов. На занятиях сообщаются основные сведения по истории развития различных видов спорта, даются основы техники, тактики, правил игры. Программа включает в себя межпредметные связи с такими учебными дисциплинами, как физиология, биология, спортивная психология, теория и методика спортивных игр. На практических занятиях обучающиеся 10 классов овладевают техникой и тактикой игры, методикой судейства игр, методикой обучения других правил игры. В ходе занятий углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации групп для товарищеского взаимодействия в ходе игры, совершенствуются физические качества. Также на занятиях внеурочной деятельности проводится контроль и проверка усвоения знаний, а также контроль физического состояния пятиклассников. Программа предусматривает изучение курса спортивных и подвижных игр по следующим разделам: 1.Основы техники и тактики в спортивных играх. 2. Методика обучения технике игры. 3. Организация и методика проведения занятий по спортивным играм. 4. Судейство в спортивных играх. Способы проверки результативности. Способом проверки результата обучения является наблюдение педагога, технический зачет. Формы подведения итогов. Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей. Промежуточная аттестация проводится в октябре, декабре, марте месяце. Она предусматривает зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений . Итоговая аттестация проводится в мае месяце и предполагает зачет в форме соревнований. Содержание программы. 1. Вводное занятие. Знакомство. Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид . Спортивный инвентарь необходимый для занятий. 2. Правила игр и содержание инвентаря. Знакомство с правилами игры в волейбол, баскетбол, футбол. Содержание инвентаря и уход за ним. Личная гигиена спортсмена. 3. Общая физическая подготовка. Понятие о физических качествах, их развитии. Составление комплексов упражнений. Практика: Упражнения общефизической подготовки: Упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног; вращения в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах, сгибание и разгибание стоп ног; повороты, наклоны и вращения туловища в различных направлениях; подъем согнутых ног к груди из положения виса на гимнастической стенке; подъем ног за голову с касанием их носками пола за головой из положения лежа на спине; подъем туловища с касанием пальцами рук носков ног из положения лежа на спине. Медленный бег на время; челночный бег 5 по 15 м и 3 по 10 м, бег на короткие дистанции 20 и 30 м на время; прыжковые упражнения. Упражнения с предметами (с набивными мячами, скакалками, гимнастическими палками). Подвижные игры с мячом и без него. Упражнения для развития равновесия. Упражнения на координацию движений. 4. Специальная физическая подготовка. Разминочный комплекс упражнений в движении. Упражнения для освоения техники игр. Разогревающие и дыхательные упражнения. Практика: Упражнения с мячом. Удары по мячу справа и слева. Вращение мяча. Упражнения, имитирующие технику ударов. Упражнения, имитирующие технику передвижений. Освоение приемов, имитация движений без мяча, отработка элементов у стенки, изучение приема в игровой обстановке. Ознакомление с движением рук, ног без мяча. Тренировка движения в игровой обстановке. Тренировка правильного и быстрого передвижения. Развитие быстроты реакции. Имитация движений без мяча. Отработка приема на тренажере. Отработка индивид. у стенки, с партнером. Отработка в игровой обстановке. Выполнение имитационных упражнений. Демонстрация упражнений тренером. Освоение основных стоек и передвижений спортсменов. 5. Техническая подготовка. Знакомство с понятием “тактика”. Виды технических приемов по тактической направленности. Указания для ведения правильной тактики игры. Практика: Различные виды жонглирования мячом; удары по мячу правой и левой; удары по мячу ногами и руками на разную высоту с последующей его ловлей; удары по воротам; подачи и передачи мяча; броски в кольцо. Упражнения с ракеткой и мячом в движении: шагом, бегом, бегом с жонглированием ракеткой; то же, но с поворотами, изменением направления бега, шагом; бегом с мячом. 6. Игры с партнером. Техника основных ударов, подач, передач в игре с партнёром. Правила совмещения выполнения приёмов с техникой передвижения. 7. Соревнования. Правила игры. Правила применения тактических и технических действий. Практика: Турнир по волейболу, баскетболу, футболу, . Применение всех полученных знаний, навыков, приемов в играх. Образовательные технологии. 1. С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию инвентаря. 2. Теоретический материал готовится с таким расчетом, чтобы его время занимало не более 10 мин. Изучение теоретических вопросов должно быть основано на принципе систематичности и последовательности. 3. Практические занятия построены педагогом на следующих принципах: – индивидуального подхода к каждому ребенку в условиях коллективного обучения; – доступности и наглядности; – прочности в овладении знаниями, умениями, навыками; – сознательности и активности; – взаимопомощи. № I. 1. 2. 3. 4. 5. 6 II. Учебно-тематический план внеурочной деятельности Наименование темы Кол-во часов Всего по Теория Практика программе Баскетбол. 11 Основы техники и тактики. Техника нападения. Техника передвижения. Повороты в движении. Сочетание способов передвижений. Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока, одной рукой на уровне груди Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок. Бросок с трехочковой линии Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости ведения. Обманные движения. Обводка соперника с изменением высоты отскока. Групповые действия. Взаимодействие игроков с заслонами Волейбол. 2 2 2 2 2 1 12 1. 2. 3. 4. 5. 6. I11. 1. 2 3. 4. 5. Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки. Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Встречная передача. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху. Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Блокирование. Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме. Контрольные игры и соревнования. Футбол. Техника передвижения. Удары по мячу головой, ногой Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения. Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря. Тактика игры в футболе. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря. ИТОГО: 1 3 2 3 2 1 11 1 3 2 2 3 34