Мир-т-РП-8-кл

Пояснительная записка
Программа курса по внеурочной деятельности «Мир театра» составлена в соответствие с требованиями Федеральных государственных
образовательных стандартов, является программой общекультурной направленности, рассчитана на 1 год обучения и предназначена для
обучающихся 8 классов. При разработке настоящей программы использованы примерные программы внеурочной деятельности (авторысоставители: Д. В Смирнов, А. А Тимофеев, В. А. Горский); авторская программа И.А. Генераловой «Мастерская чувств»; образовательная
программа первого уровня обучения «Развивающие театральные игры» по методике З.Я. Корогодского; методические разработки по
воспитанию речевого голоса Э. Чарелли и по сценическому движению В.М. Стеценко. Программа « Наш театр» М.В. Бойкиной рассчитана
на 68 часов. В соответствии с учебным планом МОУ школы №3 занятия по курсу «Театр» во 8 классе проходят 2 часа в неделю. Общий
объём составляет 68 часов в год (34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния;
- отличать настоящие произведения поэтического и музыкального искусства от того, что предлагают современные СМИ;
- владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.

Метапредметные результаты:
Обучающийся научится
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния;
- отличать настоящие произведения поэтического и музыкального искусства от того, что предлагают современные СМИ;
- владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий. выстраивать образы через
осознанное знакомство с текстами художественных произведений;
- делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с
творчеством разных поколений;
- анализировать и принимать опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
- находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и
явлениями;
- критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
- организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в театре;
- находить общее решение и разрешать конфликты;
- соблюдать нормы публичной речи в процессе выступления.

Личностные результаты:
Обучающийся получит возможность для формирования


понимания и осознания эстетической и художественной ценности художественных произведений как составляющей части
культурного наследия нашей родины;



потребности сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;



целостности взгляда на мир средствами литературных произведений;



этических чувств, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания произведений
художественной литературы;



осознания значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Содержание курса
Основное содержание темы/курса

Основные виды учебной деятельности
(характеристика основных видов
деятельности ученика)

Тема №1 «Вводное занятие» (1 час)
Оборудование и художественные материалы,
необходимые для занятий. Специфика
театрального мастерства.

Рассказ учителя о содержании программы,
о деятельности в течение года.

Тема №2 Мастерство актёра (10 часов)
Драматургия, декорации, костюмы, грим,
музыкальное и шумовое оформление.
Вспомогательная роль этих выразительных
средств. Стержень театрального искусства -

Упражнения на освобождение мышц.
Игры на развитие актерского внимания и
зрительной памяти. Упражнения на
координацию в пространстве. Игры на

исполнительское мастерство актера. Этюды

развитие фантазии и воображения. Игры
на развитие ассоциативного и образного
мышления. Развитие артистической
смелости. Наблюдения. Упражнения на
действия с реальными предметами в
условиях вымысла. Этюды. Работа над
созданием образа.

Тема №3 Сценическая речь (10 часов)
Беседа о выразительных возможностях
звучащей речи, многоточие, скобки, кавычки).
Логические ударения в речевом такте,
логическое ударение в смысловом отрезке,
главное и второстепенное ударения

Дыхательная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика для нижней
челюсти, губ и языка. Звукоряд гласных.
Артикуляция гласных, согласных.
Тренировка артикуляции гласных и
согласных в сочетаниях. Тренировка
артикуляции гласных и согласных в
скороговорках. Работа над текстом

Тема №4 Пластика (2 часов)
Равновесие. Движение каждой части тела по
отдельности в разных плоскостях. Движение в
пространстве. Взаимодействие партнёров

Понятие о сценическом движении. Дефиле
в образе. О мизансцене тела. Не только
жесты, мимика, но и поза. Риторическая
игра «Повтори позу». Этюды на
пластическую выразительность:
«Возрастные походки», «Групповые
скульптуры». Занятия по сцендвижению.

Тема №5 Постановочная работа (10 часов)
Выбор пьесы, миниатюры, знакомство детей со
сценарием, обсуждение.Распределение ролей.
Детальный анализ отдельных эпизодов, сцен,
событий в процессе работы над их

Развитие сценического внимания,
пластики. Репетиции. Работа над учебным
спектаклем. Создание эскизов костюмов

сценическим воплощением. Постановка
мизансцен, репетиции отдельных сцен.
Изготовление декораций, реквизита. Запись
музыкальной фонограммы. Репетиции песен,
танцев.
Тема № 6 Итоговое занятие (1 час)
Премьера

Показ спектакля.

Театральная игра
Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнёром на заданную тему; приёмы запоминания ролей в спектакле; интерес к
сценическому искусству; развитие дикции.
Ритмопластика
Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных
способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры
Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства;
виды театрального искусства, основы актёрского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем
Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть. Сочинение собственных этюдов. Разыгрывание спектаклей с
использованием средств выразительности.

Формы фиксации и оценивания результатов по курсу внеурочной деятельности «Театр»
• участие в праздниках со спектаклями;
• оформление газеты «Наш театр» за текущий год;
• летопись творческого объединения «Театр» (видео-, фотоматериалы);
• отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях; детские рисунки и высказывания детей о спектаклях.

Тематическое планирование 8 класс (68 часов)

Количество часов
№

Содержание темы
Теория

практика

1

Вводное занятие по курсу. Знакомство с оборудованием и
художественными материалами, необходимыми для занятий.
Специфика театрального мастерства.

1

2

Драматургия – основа театра. Теория.

1

3

Обучение актерскому мастерству. Этюд «Одушевление
неодушевленных предметов».

1

4

Актёр – творец, материал, инструмент. Передача настроения,
характера персонажа через мимику и жесты. Разминка.

1

5

Театральные миниатюры. Чтение басен И.А.Крылова.

1

6

Что нужно знать о зрительской аудитории? Этюды на преодоление.

1

7

Комплимент как речевой жанр – кристалл похвального слова.

1

Тренинги на повышение самооценки.
8

Понятие об индивидуальном стиле игры. Самохарактеристика
«Мой речевой портрет».

1

9

Сценическое внимание в репетиционном процессе. Круги
внимания.

1

10

Интерпретация роли.

1

11

Приёмы захвата и поддержания внимания зрителей, слушателей.

1

12

Проблема первого впечатления. Что значит представиться? Дефиле
актёра.

1

13

Правдивость актёра; органичное вхождение в роль. Репетиция
учебного спектакля.

1

14

К основам актёрского мастерства. Этюды на зону молчания. «О
чём шепчем, о чём кричим…». Подготовка к конкурсу чтецов.

1

15

Этюды на развитие всех видов памяти: зрительной, слуховой,
эмоциональной, двигательной, мышечной и мимической.

1

16

О технике исполнительской игры, основы актёрского мастерства.
Этюд «Любимая песня».

1

17

Действие как основа сценического искусства. Признаки действия:
наличие цели и волевое усилие. Теория и практика. Этюд
«Экзамен».

1

18

Предлагаемые обстоятельства, побуждающие к различным
действиям. Разработка этюдов.

19

Этюды – основной профессиональный актёрский навык. Поиск
действенной линии поведения персонажа.

1
1

20

Этюды на сюжет сказки.

1

21

Инсценирование басен как переходный этап к работе с
драматургией.

1

22

Понятие о сценической речи. Комплекс упражнений.

1

23

Понятие о темпоритме речи.

1

24

Дикция. Артикуляционная гимнастика.

25

Содержание текста и темп речи.

1

26

Интонационный строй речи.

1

27

Пауза - условие прочтения художественного текста

1

28

Ритмическая проза. Исполнение прозаических отрывков из
произведений классиков русской литературы (по выбору).

1

29

Понятие о стихосложении. Тренинги. Сочинение куплетов. Игра
«Буриме».

1

30

Искусство декламации. Декламирование стихов А.Вертинского,
П.Верлена.

1

31

Сочинение историй из скороговорок. Тренинг.

32

Снятие мышечных речевых зажимов. Тренинги: беспредметные
действия.

1

33

Дефиле со словом. «Что я вижу и о чём я думаю».

1

34

Несловесные ( невербальные) средства выразительности речи.
Репетиции чтецов.

1

35

Речевые привычки и манеры, игровые штампы, «наигрыши». Этюд

1

1

1

«Как надо вести себя в театре».
36

Понятие об индивидуальном стиле игры. Самохарактеристика
«Мой речевой портрет».

1

37

Речевой портрет персонажа. Зерно образа (роли).

1

38

Голос – одежда нашей речи. Ритмико-мелодический рисунок роли.
Эффективность речи (критерий). Тренинг по технике речи.

1

39

Дыхательная гимнастика – опора голоса. Тренинг по технике речи.

1

40

Об искусстве речевого хора. Синхронное чтение.

1

41

Постановка дыхания. Работа с поэтическим текстом и речью (по
«Домику в Коломне»).

1

42

Понятие о сценическом движении

1

43

Понятие о пластической особенности. Дефиле в образе.

1

44

Пластический рисунок роли.

1

45

Синхронное движение. Репетиция танцевальной композиции к
сказке «Про слона Хортона».

46

О мизансцене тела. Не только жесты, мимика, но и поза.
Риторическая игра «Повтори позу».

47

Этюды на пластическую выразительность: «Возрастные походки»,
«Групповые скульптуры». Занятия по сцендвижению.

48

Чтение сказки Д.Сьюза «Слон Хортон слышит кого-то».
Распределение ролей (приступаем к постановке сказки).

49

Понятия: импровизация, экспромт. Репетиция сказки «Про слона
Хортона…»

1
1
1
1
1

50

О роли музыки в спектакле. Работа с фонограммой к сказке «Про
слона Хортона».

1

51

Костюм – важное средство характеристики персонажа. Создание
эскизов костюмов к сказке «Про слона Хортона».

1

52

Работа над учебным спектаклем.

1

53

Развитие сценического внимания, пластики. Репетиции.

1

54

Показ спектакля сказки «Про слона Хортона».

1

55

Чтение А.С.Пушкина «Домик в Коломне» и распределение ролей.

56

Составление сценария по произведению А.С.Пушкина «Домик а
Коломне».

57

О создании комического на сценической площадке. Упражнения по
технике смеха и плача.

58

О смешанных жанрах. Лирическая комедия. Теория.

59

О создании сценического образа автора. А.С.Пушкин и его
лирическое «Я» («Домик в Коломне»). Репетиция.

1

60

Работа над поэтической композицией по произведению
А.С.Пушкина «Домик в Коломне».

1

61

Действенный анализ пьесы. Репетиция «Домика в Коломне».

1

62-63

Об искусстве перевоплощения. Вживание в роль. Репетиция
лирической комедии.

1

64

Пластическое решение образов пушкинских героинь.

1

65

Постановка дыхания. Работа с поэтическим текстом и речью (по
«Домику в Коломне»).

1

1
1
1

66

Работа с фонограммой к мини-спектаклю «Домик в Коломне» по
А.С.Пушкину.

1

67

Чтение - рассказывание под фонограмму. Репетиция.

1

68

Премьера спектакля по произведению А.С.Пушкина «Домик в
Коломне»

1

Итого

23

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».