5-кл-Функ.-Гр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и
позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с
профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле:
включать компьютернуюграмотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь
образования(в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего
возраста,получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в
современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений?»1, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и
умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида
грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную ифинансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу
Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение
Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2. Поскольку функциональная грамотность
понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее
развитие у школьников необходимо не только для повышения результатовмониторинга
PISA, как
факта доказательства
выполнения Правительством
РФпоставленных перед ним Президентом за- дач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности
в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется
актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали,
что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной
траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на
высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована
еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему
способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотностиучащихся 5-9 классов как индикатора качества и
эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:

способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность
включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать
решения, которые необходимыконструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения
новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с
естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать
осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы
общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных сестествознанием (естественнонаучная
грамотность)4;
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению
финансового благополучия личностии общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Читательская
5 класс
Уровень
узнавания и
понимания

находит и
извлекает
информацию из
различных
текстов

Математическая
находит и
извлекает
математическую
информацию в
различном
контексте

Естественно
-научная
находит и
извлекает
информацию о
естественнонаучных явлениях в
различном
контексте

Грамотность
Финансовая
находит и
извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте

Личностные
Читательская
5

оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и

Математическая
объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях

Естественнонаучная
объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях

Грамотность
Финансовая
оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с

общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному

общественной
жизни на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих ценностей

общественной
жизни на основе
естественнонаучных знаний с
позиции норм
морали и
общечеловеческих ценностей

позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей,
прав и
обязанностей
гражданина
страны

Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:

гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к
правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей,
приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие
физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях;

трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей
среды;

ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

Характеристика образовательного процесса

Программа рассчитана на год обучения , реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений
и/иливнеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансоваяграмотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом
класс- комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуальнопроектирует учебный план по каждой параллели и по
каждому модулю.

.
Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – 34, т.е по 1 часу в неделю: 8-16 часов на модули «читательская
грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»;
- 8-18 часов для модуля естественнонаучной грамотности;
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программыпосоответствующему году обучения.
Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинатьреализацию смодуля по формированию читательской грамотности.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
Другие модули могут по потребностям и возможности организации идтив любомпорядке, например:
2 четверть – модуль «математическая грамотность»,
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,4четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющихоснову функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков,
таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению,
стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья,дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности,
разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом
основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока),
рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах,
предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе
практикимеждународных исследований качества подготовки обучающихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема занятия

Формы деятельности

Кол-во
часов

Как появились деньги? Что могут деньги?
Деньги в разных странах
Деньги настоящие и ненастоящие
Как разумно делать покупки?
Кто такие мошенники?
Личные деньги
Сколько стоит «своё дело»?
Проведение рубежной аттестации.
Итого

Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Игра, экскурсия.
Игра, круглый стол.
Круглый стол, игра, квест.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Проект, игра.
Тестирование.

1
1
1
1
1
1
1
1
8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности»

№

1.

Тема занятия

Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки какисточник
информации.

Кол-во
часов

Формы деятельности

Беседа, конкурс.
1

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное
и техническое).
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры
задач.
Работа со сплошным текстом.
Проведение рубежной аттестации.

1
1
1

ИТОГО

Работа в парах. Ролевая игра.
Беседа, дискуссия в формате
свободного обмена мнениями.
Круглый стол.

1

Квест, конкурс.

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

1
2
9

Ролевая игра.
Тестирование.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы математической грамотности»
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

Беседа, обсуждение,
практикум.
Обсуждение, практикум,
брейн-ринг.

1.

Применение чисел и действий над ними. Счет и
десятичная система счисления.

1

2.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

3.

Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание.

1

Обсуждение, урокисследование.

4.

Логические задачи: задачи о «мудрецах»,
о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

Беседа, обсуждение
практикум.

5.

Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и
перекраивание.
Разбиение объекта на части и составление модели.

6.

7.
8.
9.

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц
доВселенной)
длительность процессов окружающего мира.
Комбинаторные задачи. Представление данных в
виде таблиц, диаграмм, графиков.
Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

1

Игра, урок-исследование,
брейн-ринг,
конструирование.

1

Обсуждение, урокпрактикум,
моделирование.

1

Урок-практикум.

1
1
9

Урок-практикум.
Тестирование

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№

1.
2.

3.

4.
5.

6.

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

Звуковые явления
Звуковые явления. Звуки живой и неживой
Беседа, демонстрация записей
1
природы. Слышимые и неслышимые звуки.
звуков.
Устройство
динамика.
Современные
1
Наблюдение физическихявлений.
акустические системы. Шум и его воздействие на
человека.
Строение вещества
Движение и взаимодействие частиц. Признаки
1
Презентация. Учебный эксперимент.
химических реакций. Природные индикаторы.
Наблюдениефизических явлений.
Вода. Уникальность воды.
1
Углекислый газ в природе и его значение.
1
Земля и земная кора. Минералы
Работа с коллекциями
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с
1
минералов и горных пород. Посещение
минералами, горной породой и рудой.
минералогической
экспозиции.
Атмосфера Земли.
1

7.

8

Живая природа
1
Уникальность планеты Земля. Условия для
существования жизни на Земле. Свойства живых
организмов.
Проведение рубежной аттестации.
1
Итого
8

Беседа. Презентация.
Тестирование.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».