I.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою
Родину, родной край, историю Крыма;
формирование целостного взгляда на мир;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям Крыма.
Метапредметные результаты:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных,
исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме.
Предметные результаты:
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;
формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для
получения дополнительной информации о Крыме;
воспитание чувства гордости за Республику Крым.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут
необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения:
пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;
осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети Интернет;
работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
использовать полученные знания в жизни.
II.
Содержание программы
Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым – орден на груди планеты Земля»,
«Природные особенности и богатства Крыма», «Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие Крыма»,
«Профессиональная деятельность Крыма и моего региона».
Введение
1ч
2ч
1 класс 2 класс
1ч
3 класс
1ч
4 класс
Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова. «Крымчане – это звучит гордо!».
«Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…».
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!».
Цели и задачи курса.
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»
2ч
3ч
1 класс 2 класс
4ч
3 класс
4ч
4 класс
Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым.
Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие
крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты.
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма.
Столица Крыма, крупные города.
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»
14ч
16ч
1 класс 2 класс
17ч
3 класс
17ч
4 класс
«По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны, овраги, балки. Крымские вулканы и
гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные
ископаемые.
«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Стихийные и
неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий.
Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод.
Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма.
Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые
крупные и самые маленькие животные полуострова. Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с земноводными,
пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.
Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи
природы.
Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы.
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»
8ч
4ч
1 класс 2 класс
4ч
3 класс
4ч
4 класс
Экскурсия, путешествие, туризм.
Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций
(землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.
Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор».
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»
4ч
5ч
1 класс 2 класс
4ч
3 класс
4ч
4 класс
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты:
музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и
художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о
Крыме».
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
4ч
4ч
1 класс 2 класс
4ч
3 класс
4ч
4 класс
Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма.
Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова.
III.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тематический план
Тема
1 класс
Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…»
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
Количество часов
Итого
1
2
14
8
4
4
33
Итого
2
3
16
4
5
4
34
2 класс
Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…»
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
3 класс
1.
Введение. «Волшебный край, очей отрада…»
1
2.
3.
4.
5.
6.
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
4 класс
Введение. «Посмотри, как хорош – край, в котором ты живешь!»
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
Итого
4
17
4
4
4
34
Итого
1
4
17
4
4
4
34