I. Планируемые результаты изучения курса Личностные результаты: формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма; формирование целостного взгляда на мир; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма. Метапредметные результаты: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета; освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме. Предметные результаты: формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи; освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; воспитание любви к крымской природе, ее уникальности; формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме; воспитание чувства гордости за Республику Крым. В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения: пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме; осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети Интернет; работать со справочно-энциклопедическими изданиями; использовать полученные знания в жизни. II. Содержание программы Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым – орден на груди планеты Земля», «Природные особенности и богатства Крыма», «Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие Крыма», «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона». Введение 1ч 2ч 1 класс 2 класс 1ч 3 класс 1ч 4 класс Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова. «Крымчане – это звучит гордо!». «Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…». «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!». Цели и задачи курса. Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» 2ч 3ч 1 класс 2 класс 4ч 3 класс 4ч 4 класс Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым. Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты. Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города. Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» 14ч 16ч 1 класс 2 класс 17ч 3 класс 17ч 4 класс «По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны, овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые. «У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий. Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод. Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий. Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека». Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы. Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы. Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы. Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» 8ч 4ч 1 класс 2 класс 4ч 3 класс 4ч 4 класс Экскурсия, путешествие, туризм. Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы). Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов. Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор». Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» 4ч 5ч 1 класс 2 класс 4ч 3 класс 4ч 4 класс Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме». Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» 4ч 4ч 1 класс 2 класс 4ч 3 класс 4ч 4 класс Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные. «Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы. Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова. III. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тематический план Тема 1 класс Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…» Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» Количество часов Итого 1 2 14 8 4 4 33 Итого 2 3 16 4 5 4 34 2 класс Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…» Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» 3 класс 1. Введение. «Волшебный край, очей отрада…» 1 2. 3. 4. 5. 6. Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 4 класс Введение. «Посмотри, как хорош – край, в котором ты живешь!» Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» Итого 4 17 4 4 4 34 Итого 1 4 17 4 4 4 34