Пояснительная записка
Список нормативных документов, на основе которых разработана рабочая программа:
рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2 класса разработана на основе
авторской программы «Финансовая грамотность» /Ю.Н.Корлюгова.- М. : ВИТА- ПРЕСС,2014 г.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального
компонента государственного стандарта начального образования.
Возрастная группа учащихся
Программа рассчитана на детей 8-9 лет.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».
К концу обучения младшие школьники должны научиться логически рассуждать; обоснованно делать выводы;
доказывать своё мнение, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
находить решения в новых и неожиданных ситуациях; взаимодействовать в парах и группах, применять полученные
знания и умения для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических
ситуациях.
Метапредметные результаты (формирование УУД)
Регулятивные УУД
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей
Познавательные УУД
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Коммуникативные УУД
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Результаты первого уровня.
— приобретение младшим школьником знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах
выполнения заданий, формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность;
Результаты второго уровня.
— младший школьник самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять
задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать;
Результаты третьего уровня.
— младший школьник самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию,
оценивать ситуацию и полученный результат.
Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Тема раздела Форма
организации
Виды деятельности
Обмен и
деньги
Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять проблемы, возникающие
при обмене. Описывать свойства товарных денег. Приводить примеры товарных денег.
Приводить примеры первых монет. Объяснять, почему появились монеты. Описывать
купюры и монеты. Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему
изготовление фальшивых денег является преступлением. Описывать старинные
российские деньги. Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта
Вводное занятие
Мозаика
«Один — два —
вместе» (Тестовые
задания с
открытым
ответом)
Дерево решений.
(задания по
классификации)
Мозговой штурм
Семейный
бюджет
Миниисследование
Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в
заработной плате. Объяснять, кому и почему платят пособия. Приводить примеры
того, что можно сдать в аренду.
Кейс (ситуации из
реальной жизни с
разработанными к
ней вопросами)
Аукцион
Диаграмма
связей(интеллекткарта, ментальная
карта, карта
памяти, карта
разума, mindmap)
Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Сравнивать покупки
по степени необходимости. Различать планируемые и непредвиденные расходы.
Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Объяснять, как управлять деньгами. Сравнивать доходы и расходы. Объяснять, как
можно экономить. Составлять бюджет на простом примере. Приводить примеры
доходов от различных вложений денег. Сравнивать разные виды сбережений.