. Данная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир театра» для учащихся 1-4 классов разработана в соответствии с утверждённым годовым календарным учебным графиком (приказ №256 от 23.08.2022г ) и учебным планом (Протокол №5 от 23.08.2022г. ), на основании программ Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Программа курса внеурочной деятельности «Мир театра» составлена в соответствии с нормативно-правовой базой: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 № 1060, 29.12.2014 № 1643, 31.12.2015 № 1576). Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993 (с изменениями от 24.11.2015 № 81); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"от 10.07.2015 № 26 (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...", зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528); Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Цели: Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко - культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнёрства школы с семьёй. Таким образом, основная цель рабочей программы курса внеурочной деятельности «Мир театра» является формирование коммуникативных умений, поддержка одарённых детей, воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Задачи: Метапредметные: 1) формировать коммуникативные умения, такие как: включаться и поддерживать диалог, коллективное обсуждение; учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; научить слушать собеседника; научить договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; помочь формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 2) развивать умение проявлять инициативу и активность, планировать свою работу, сопоставлять свои достижения с заданными критериями. Личностные: 3)формировать потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; 4)целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; 5)осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Содержание программы обеспечивает преемственность с программами предметов (литературное чтение, русский язык, окружающий мир), является продолжением и дополнением содержания образования. Программа ориентирована на достижение результатов ФГОС (планируемых результатов обучения): личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Программа разработана для параллели 1-4 классов, рассчитана на 34 часа год, 1час в неделю. Отличительными особенностями и новизной программы является соединение в себе основных современных принципов в образовании: - деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика) - принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности -принцип коммуникативной направленности - вовлечение учащихся в устную и письменную коммуникацию; отбор и организация учебного материала: тематику, сферы общения, ситуации общения, возможные в заданных условиях; использование различных организационных форм для включения каждого в общение; соблюдения условий, благоприятствующих общению. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Коммуникативные умения: Обучающийся научится: ·включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность ·работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; ·обращаться за помощью; ·формулировать свои затруднения; ·предлагать помощь и сотрудничество; ·слушать собеседника; ·договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; ·формулировать собственное мнение и позицию; ·осуществлять взаимный контроль; ·адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Регулятивные умения: Обучающийся научится: ·понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; ·планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; ·осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; ·анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные умения: Обучающийся научится: ·пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; ·понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; ·проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Личностные результаты: У учеников будут сформированы: ·потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; ·целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; ·этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; ·осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС: гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 год обученияРаздел 1. Роль театра в культуре (9ч). Знакомство с тематикой занятий в театральном кружке, коллективе. Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами области и района. Раздел 2. Театрально-исполнительская деятельность (10 ч.) Знакомство детей с правилами поведения в театре. Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Строить диалог с партнером на заданную тему Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. Раздел 3. Занятия сценическим искусством (10 ч.) Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. Создание образов с помощью жестов, мимики. Беседы по содержанию и представлению учащихся об игреактеров. Раздел 4. Освоение терминов (1ч.) Знакомятся с понятиями драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер,премьера, актер. Раздел 5. Ритмопластика (3 ч.) Музыкальные пластичные игры и упражнения для развития свободы ивыразительности телодвижения. Разучивание упражнений под музыку. 2 год обученияРаздел 1. Роль театра в культуре.(2 ч) Особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок». Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки») Раздел 2. Театрально-исполнительская деятельность (8 ч) Повторение правил поведения на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Обучение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Рассказ в доступной форме о видах театрального искусства. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражать благодарность, сочувствие, обращаться за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействие в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации. Раздел 3. Занятия сценическим искусством. (15 ч) Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Дети выполняют этюды по картинкам. На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов. Инсценирование понравившихся диалогов. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания, на основе предлагаемых обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам. Раздел 4. Работа над серией мини-спектаклями. (9 ч) Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий Музыкальные пластические игры и упражнения. Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики). Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.); теневой театр рук. Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. Участие в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. 3 год обученияРаздел 1. Роль театра в культуре. (2 ч) Дети приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. Участники знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом. Раздел 2. Занятия сценическим искусством. (10 ч) Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. Игры одиночные – на выполнение простого задания, на основе предлагаемых обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я – фантастическое животное, внешняя характерность. Упражнение «Отношение». Практическая работа: экскурсия в театральный кружок. Раздел 3. Театрально-исполнительская деятельность. (8 ч) Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Образно-игровые упражнения (поезд, мотылек, бабочка). На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов. Творческое взаимодействие с партнером. Раздел 4. Работа и показ театрализованного представления. (14 ч) Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Выразительность бессловесного поведения человека. 4 год обученияРаздел 1. Роль театра в культуре. (5 ч) Знакомятся с современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом. Театральные профессии: реквизитор, бутафор, художник – декоратор, драматург. Раздел 2. Театрально-исполнительская деятельность. (10 ч) Обучение Основам актерского мастерства: голос и речь человека, жест, мимика, движение. Творческое взаимодействие с партнером. Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации. Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа речи; работа в диалоге. Импровизация при заданных обстоятельствах. Озвучивание иллюстраций, диафильмов, чтение басен по ролям, сказочные персонажи. Раздел 3. Основы пантомимы. (15 ч) Дети знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Упражнения на развитие мимических движений. Игры на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние по мимике с помощью разрезных профилей. Жест, маска в пантомимном действии. Раздел 4. Работа и показ театрализованного представления. (4 ч) Выбор произведения и работа над ним. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням. Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей. Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,знания, культура) Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшимидетьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Личностные результаты. У учеников будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формированиеследующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителяпозитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотревидеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу иактивность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Учащиеся научатся: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,злоба, удивление, восхищение). Формы подведения итогов реализации программы Для полноценной реализации данной программы используются разные видыконтроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка впроцессе занятий; промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы; итоговый – открытые занятия, спектакли. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Разделы программы Роль театра в культуре. Театральноисполнительская деятельность. Занятия сценическим искусством. Освоение терминов. Просмотр профессионального театрального спектакля. Основы пантомимы. Работа и показ театрализованного представления. Всего часов Количество часов 1 год 2 год 3 год 4 год 9 2 2 5 10 8 8 10 10 15 10 1 3 15 33 9 14 4 34 34 34 Методическое обеспечение программы Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется: включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей; создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободногомежличностного общения; моральное поощрение инициативы и творчества; продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности; регулирование активности и отдыха (расслабления). На занятиях широко применяются: словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог); метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи ипр.; наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показобразца движения куклы и пр.); работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации наопределённую тему). Музыка – неотъемлемая часть спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля. Техническое оснащение занятий Занятия театра проводятся в музыкальном зале или другом приспособленном для этих целей помещении. Инструкция по технике безопасности при проведении массовых мероприятий. Комплекс тренингов для развития творческой активности, индивидуальности. Комплекс упражнений для снятия зажимов и раскрепощения. Коллекция аудио - и видеозаписей, DVD. Сборники со сценариями. Методические разработки к занятиям по темам. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ТЕАТРА»ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное иосновное образование. М., Просвещение, 2010. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. 5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.Художественное творчество. - М., Просвещение, 2011. 1. 2. 3. 4. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2010. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М.,2003. Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей.- Ярославль, 2002 Луценко А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и направления работы с театральным коллективом.- М.1986 10. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил.. 11. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001. 12. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М. 1985. Список литературы, рекомендуемой для детей 1. Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-сост.М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2006. 2. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт.составитель И.Г. Сухин,Ярославль, 2004. 3. Скороговорки, пословицы. 4. Русские народные сказки о животных 5. Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М.: Грибачёв Н.М. Заяц Коська и его друзья Усачёв А.А. Жили-были ёжики Бондаренко В.Н. Пять забавных медвежат. 6. Стихи А.Л. Барто, Э.Успенского, И. Токмаковой 6. 7. 8. 9. 7. Рассказы Н. Сладкова о животных