Мир-т-РП-1-кл-

.

Данная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир театра» для учащихся 1-4 классов разработана в соответствии с
утверждённым годовым календарным учебным графиком (приказ №256 от 23.08.2022г ) и учебным планом (Протокол №5 от 23.08.2022г. ), на
основании программ Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «Мир театра» составлена в соответствии с нормативно-правовой базой:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с
01.07.2016);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 № 1060, 29.12.2014 № 1643,
31.12.2015 № 1576).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в
Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993 (с изменениями от 24.11.2015 № 81);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"от 10.07.2015 № 26 (вместе с "СанПиН
2.4.2.3286-15.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...", зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528); Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения
в Российской Федерации.
Цели:
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного,
ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих
инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных
семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий,
позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей
урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко - культурную, этническую и региональную специфику; формирование
активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнёрства школы с семьёй.
Таким образом, основная цель рабочей программы курса внеурочной деятельности «Мир театра» является формирование коммуникативных
умений, поддержка одарённых детей, воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным
вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
Метапредметные:
1) формировать коммуникативные умения, такие как: включаться и поддерживать диалог, коллективное обсуждение; учитывать мнения партнёров,
отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; научить слушать

собеседника; научить договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; помочь
формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
2) развивать умение проявлять инициативу и активность, планировать свою работу, сопоставлять свои достижения с заданными критериями.
Личностные:
3)формировать потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
4)целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
5)осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Содержание программы обеспечивает преемственность с программами предметов (литературное чтение, русский язык, окружающий мир), является
продолжением и дополнением содержания образования.
Программа ориентирована на достижение результатов ФГОС (планируемых результатов обучения): личностных, метапредметных (регулятивных,
познавательных, коммуникативных).
Программа разработана для параллели 1-4 классов, рассчитана на 34 часа год, 1час в неделю.
Отличительными особенностями и новизной программы является соединение в себе основных современных принципов в образовании:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника,
на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное
искусство и технология, вокал и ритмика)
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений,
раскрепощение личности
-принцип коммуникативной направленности - вовлечение учащихся в устную и письменную коммуникацию; отбор и организация учебного
материала: тематику, сферы общения, ситуации общения, возможные в заданных условиях; использование различных организационных форм для
включения каждого в общение; соблюдения условий, благоприятствующих общению.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Коммуникативные умения:
Обучающийся научится:
·включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
·работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
·обращаться за помощью;
·формулировать свои затруднения;
·предлагать помощь и сотрудничество;
·слушать собеседника;
·договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
·формулировать собственное мнение и позицию;

·осуществлять взаимный контроль;
·адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Регулятивные умения:
Обучающийся научится:
·понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
·планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
·осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
·анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные умения:
Обучающийся научится:
·пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
·понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
·проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценировании.
Личностные результаты:
У учеников будут сформированы:
·потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к
мнению одноклассников;
·целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
·этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
·осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с
ФГОС:

гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан
Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных
религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей,
приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие
физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях;


трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском
обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей
среды;

ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению
знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 год обученияРаздел 1. Роль театра в культуре (9ч).
Знакомство с тематикой занятий в театральном кружке, коллективе. Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами
области и района.
Раздел 2. Театрально-исполнительская деятельность (10 ч.)
Знакомство детей с правилами поведения в театре. Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве,
равномерно размещаться на площадке. Строить диалог с партнером на заданную тему Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их
обыгрывание Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев.
Раздел 3. Занятия сценическим искусством (10 ч.)
Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ Игры на
развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. Создание образов
с помощью жестов, мимики. Беседы по содержанию и представлению учащихся об игреактеров.
Раздел 4. Освоение терминов (1ч.)
Знакомятся с понятиями драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер,премьера, актер.
Раздел 5. Ритмопластика (3 ч.)
Музыкальные пластичные игры и упражнения для развития свободы ивыразительности телодвижения. Разучивание упражнений под
музыку.
2 год обученияРаздел 1. Роль театра в культуре.(2 ч)
Особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»:
«Колобок». Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки
выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки»)
Раздел 2. Театрально-исполнительская деятельность (8 ч)
Повторение правил поведения на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке.

Обучение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Рассказ в доступной форме о видах театрального
искусства. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражать благодарность, сочувствие, обращаться за помощью.
Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействие в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях.
Обсуждают различные ситуации.
Раздел 3. Занятия сценическим искусством. (15 ч)
Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Дети выполняют этюды по картинкам. На практических занятиях
рассматриваются приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов. Инсценирование понравившихся
диалогов. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. Упражнения и игры одиночные – на выполнение
простого задания, на основе предлагаемых обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам.
Раздел 4. Работа над серией мини-спектаклями. (9 ч)
Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий
Музыкальные пластические игры и упражнения. Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к
сценическому искусству.
Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики). Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт
улитка и т. д.); теневой театр рук. Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности
телодвижения.
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. Участие в
распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.
3 год обученияРаздел 1. Роль театра в культуре. (2 ч)
Дети приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Знакомятся с древнегреческим, современным,
кукольным, музыкальным, цирковым театрами. Участники знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным,
цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом.
Раздел 2. Занятия сценическим искусством. (10 ч)
Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. Игры
одиночные – на выполнение простого задания, на основе предлагаемых обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Работа над
образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я – фантастическое животное, внешняя характерность. Упражнение «Отношение».
Практическая работа: экскурсия в театральный кружок.
Раздел 3. Театрально-исполнительская деятельность. (8 ч)
Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Образно-игровые упражнения (поезд, мотылек, бабочка). На
практических занятиях рассматриваются приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов. Творческое
взаимодействие с партнером.
Раздел 4. Работа и показ театрализованного представления. (14 ч)
Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся
главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Выразительность бессловесного поведения человека.
4 год обученияРаздел 1. Роль театра в культуре. (5 ч)
Знакомятся с современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным

опытом. Театральные профессии: реквизитор, бутафор, художник – декоратор, драматург.
Раздел 2. Театрально-исполнительская деятельность. (10 ч)
Обучение Основам актерского мастерства: голос и речь человека, жест, мимика, движение. Творческое взаимодействие с партнером.
Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации. Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа речи; работа в диалоге.
Импровизация при заданных обстоятельствах. Озвучивание иллюстраций, диафильмов, чтение басен по ролям, сказочные персонажи.
Раздел 3. Основы пантомимы. (15 ч)
Дети знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Упражнения на развитие мимических
движений. Игры на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние по мимике с помощью разрезных профилей. Жест, маска в
пантомимном действии.
Раздел 4. Работа и показ театрализованного представления. (4 ч)
Выбор произведения и работа над ним. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Репетиционные
занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии;
приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может
приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации
совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшимидетьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений
художественной литературы;

осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формированиеследующих универсальных учебных действий
(УУД).

Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителяпозитивные установки типа: «У меня всё получится»,
«Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотревидеозаписей, проводить сравнение и анализ
поведения героя;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм,
чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу иактивность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:

читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

выразительному чтению;

различать произведения по жанру;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

сочинять этюды по сказкам;



умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,злоба, удивление, восхищение).
Формы подведения итогов реализации программы
Для полноценной реализации данной программы используются разные видыконтроля:
 текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка впроцессе занятий;
 промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
 итоговый – открытые занятия, спектакли.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

1.
2.

3.
4.

5.

6.
7.

Разделы
программы
Роль театра в
культуре.
Театральноисполнительская
деятельность.
Занятия
сценическим
искусством.
Освоение
терминов.
Просмотр
профессионального
театрального
спектакля.
Основы
пантомимы.
Работа и показ
театрализованного
представления.
Всего часов

Количество часов
1 год

2 год

3 год

4 год

9

2

2

5

10

8

8

10

10

15

10

1

3

15

33

9

14

4

34

34

34

Методическое обеспечение программы
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют
развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации
детей используется:
 включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободногомежличностного общения;
 моральное поощрение инициативы и творчества;
 продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
 регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:
 словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
 метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи ипр.;
 наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показобразца движения куклы и пр.);
 работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации наопределённую тему).
Музыка – неотъемлемая часть спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие.
Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.
Техническое оснащение занятий
 Занятия театра проводятся в музыкальном зале или другом приспособленном для этих целей помещении.
 Инструкция по технике безопасности при проведении массовых мероприятий.
 Комплекс тренингов для развития творческой активности, индивидуальности.
 Комплекс упражнений для снятия зажимов и раскрепощения.
 Коллекция аудио - и видеозаписей, DVD.
 Сборники со сценариями.
 Методические разработки к занятиям по темам.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ТЕАТРА»ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001.
Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное иосновное образование. М., Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В.
Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.Художественное творчество. - М.,
Просвещение, 2011.
1.
2.
3.
4.

Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2010.
Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М.,2003.
Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей.- Ярославль, 2002
Луценко А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и направления работы с театральным
коллективом.- М.1986
10. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов–М.:
Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..
11. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.
12. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М. 1985.
Список литературы, рекомендуемой для детей
1. Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-сост.М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2006.
2. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт.составитель И.Г. Сухин,Ярославль, 2004.
3. Скороговорки, пословицы.
4. Русские народные сказки о животных
5. Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М.:
 Грибачёв Н.М. Заяц Коська и его друзья
 Усачёв А.А. Жили-были ёжики
 Бондаренко В.Н. Пять забавных медвежат.
6. Стихи А.Л. Барто, Э.Успенского, И. Токмаковой
6.
7.
8.
9.

7. Рассказы Н. Сладкова о животных


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».