РП, основы финансовой грамотности 10 кл.-11 кл.

Планируемые

результаты

изучения

элективного

курса

«Финансовая

грамотность»
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях;
участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные: - освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах,
журналах, на интернет- сайтах и проведение простых опросов и интервью;
формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей
(интеллект-карты);
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные: - понимание цели своих действий;
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы; - оценка правильности
выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные: - составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- понимать основные принципы экономической жизни общества: представление о

роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и
расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
понимать и правильно использовать экономические термины;
- освоят приёмы работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов.
Получат возможность:
- приобретения знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в
области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов - приобретение школьниками компетенций в области
финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей
интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того,
изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и
обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться
финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Второй уровень результатов - развитие аналитических способностей, навыков
принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив,
планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета,
навыков менеджмента.
Третий уровень результатов - воспитание мотивации к труду, стремления строить
свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и
будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и
государства.
Таким образом, элективный курс способствует самоопределению учащегося в
жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным
как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного
развития ученика.
Оценка знаний и умений
Система отслеживания достижения результатов – системное наблюдение
индивидуальных достижений с использованием системы словесной мотивации и
поощрения.
Индивидуальные результаты обучающихся фиксируются по результатам творческих
работ. Форма подведения итогов реализации программы: опросы, самостоятельная
работа,
коллективный анализ работ, самоанализ, участие в олимпиадах и интеллектуальных
конкурсах.
Содержание программы.
Представленная рабочая программа состоит из отдельных модулей, каждый из

которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая
составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания,
полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей
выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для
успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако
представленная последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В
зависимости от логики преподавания учителя, особенностей класса и прочих причин
преподаватель имеет право изменять представленную последовательность в оптимальном
для выбранной ситуации варианте. В тематическом плане содержится общее количество
часов, а также количество часов, за которые предполагается изучить выбранную тему и
курс в целом.
Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к
процессу обучения, т. е. знания должны не противопоставляться умениям, а
рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены
вне действий обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе
даёт возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.
Формы и методы организации учебной деятельности, учащихся в процессе обучения
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие
формы занятий:
Лекция. В процессе лекции педагог последовательно и системно излагает, и объясняет
учебный материал, содержащийся в пособии. Ведущими принципами и одновременно
критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное
сочетание их обучающих, воспитывающих, развивающих функций, системность, ясность
изложения и активизация мышления учеников, аргументированность суждений, учёт
особенностей аудитории (профиль класса), сочетание теории и практики, сочетание
логики изложения с творческой импровизацией учителя, использование технических
средств.
Наряду с традиционным видом лекции активизировать диалоговые и творческопоисковые формы проведения образовательной работы позволят лекции-дискуссии с
участием
представителей
финансового
сектора,
бизнеса,
профессорскопреподавательского состава вузов.
Практикум. Практическое занятие как форма организации образовательного процесса
носит обучающий характер, направлено на формирование определённых практических
умений и навыков в области управления личными финансами, является связующим
звеном между теоретическим освоением учеником предмета и применением его
положений в реальной жизненной ситуации.





Практическое занятие может быть проведено в различных формах:
проблемный семинар;
презентация докладов;
решение кейсов;
решение финансовых головоломок и пр.
Игра. Данный урок осуществляется путём моделирования жизненной ситуации,
связанной с принятием финансового решения. Целью данного моделирования ситуации
является выработка модели поведения в подобных ситуациях, приобретение опыта такого

рода деятельности.
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ( 1ч.)
Базовые понятия и знания: финансовая грамотность, финансовое благополучие.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание последствий принятия безграмотных финансовых решений;
•
понимание необходимости действовать грамотно при взаимодействии с
финансовыми организациями;
•
понимание взаимосвязи финансовой грамотности и благополучия человека и
семьи.
Компетенции: оценка финансового поведения с точки зрения финансовых и других
последствий.
МОДУЛЬ 1. БАНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫ В ЖИЗНИ (10 ч.)
Базовые понятия и знания:
•
банк, коммерческие банки, Центральный банк, механизм взаимодействия
Центрального банка и коммерческих банков, пассивные и активные операции банка,
кредитор, заёмщик, банковский счёт, процентная ставка, номинальный и реальный
процент, простой и сложный процент, банковская карта, банкомат;
•
вклад, типы вкладов, доход по вкладу, вклад до востребования, срочный вклад,
депозит, типы депозитов, агентство по страхованию вкладов, сберегательная книжка
(именная, на предъявителя), сберегательный сертификат;
•
кредит, типы кредитов, кредитный договор, кредитная история, автокредит,
договор залога, образовательный кредит, потребительский кредит, аннуитетный платёж,
дифференцированный платёж, обеспечение кредита, полная стоимость кредита,
недвижимость, ипотека, первоначальный взнос;
•
управление благосостоянием, инвестирование, программы инвестирования в
драгоценные металлы и ценные бумаги, брокер, портфель инвестиций.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание принципа функционирования любого банка, сути банковских вкладов,
зависимости доходности по вкладам от многих условий, связи процентной ставки по
вкладу и инфляции;
•
понимание различий между дебетовой и кредитной картой;
•
понимание сути кредита, основных условий кредитования и основания, почему
кредит даётся под проценты;
•
понимание необходимости оценки своего финансового состояния и возникновения
дополнительной финансовой нагрузки при взятии кредита;
•
понимание финансовой ответственности при взятии ипотечного кредита и
последствий, к которым может привести неисполнение своих кредитных обязательств;
•
знание факторов, позволяющих уменьшить финансовые риски.
Умения:
•
различать срочные вклады и вклады до востребования, рассчитывать доходность
вкладов, сравнивать ставку по вкладу с уровнем инфляции;
•
рассчитывать реальный банковский процент, простой и сложный процент;
•
читать (т. е. понимать) договоры по депозитам и кредитные договоры;
•
различать виды кредитов, соотносить вид кредита с целью кредита;
•
рассчитывать объём выплат по кредиту и полную стоимость кредита,
рассчитывать стоимость кредита в случае досрочного погашения, пользоваться
кредитным калькулятором и калькулятором вкладов;
•
рассчитывать выплаты по ипотечному кредиту на различные сроки;

•
рассчитывать размер уплачиваемых процентов по кредитной карте;
•
пользоваться банкоматом;
•
находить в сети Интернет информацию о программах инвестирования;
•
находить актуальную информацию на сайте Банка России и сайтах коммерческих
банков, находить и интерпретировать информацию о рейтинге банков.
Компетенции:
•
оценка надёжности банка, сравнение условий по депозитам и кредитам для выбора
оптимального варианта с целью решения своих финансовых задач;
•
поиск видов вкладов и анализ вариантов решения задачи по выбору конкретного
вклада в конкретном банке;
•
сравнение и оценка условий кредита;
•
оценка необходимости приобретения жилья в ипотеку и выбор подходящего
варианта;
•
пользование разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми
банками, в целях повышения благосостояния семьи;
•
принятие решения о необходимости инвестирования или кредитования.
МОДУЛЬ 2. ФОНДОВЫЙ РЫНОК: КАК ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА
ДОХОДОВ (10 ч.)
Базовые понятия и знания:
•
фондовый рынок, механизм функционирования фондового рынка, фондовая
биржа, субъекты (участники) фондового рынка и суть их деятельности;
•
различные виды ценных бумаг и их отличия друг от друга, акции, облигации,
эмиссия ценных бумаг;
•
возможность участия физических лиц в игре на рынке ценных бумаг, правила
выбора профессионального агента, депозитарий, дилер, доверительный управляющий,
брокер;
•
прямые инвестиции, инвестиционный портфель, виды инвестиционных
портфелей, виды инвесторов;
•
обменный курс, Forex, как выигрывают и проигрывают на рынке Forex.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание утверждения, что деньги могут работать и приносить доход;
•
понимание рискованности операций на фондовом рынке и условия, что их
осуществление требует знания устройства этого финансового механизма, а не
спонтанных решений;
•
понимание того, что инвестиционные риски выше, чем риски по банковским
вкладам.
Умения:
•
искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому рынку;
•
различать виды ценных бумаг;
•
сравнивать котировки акций во времени, рассчитывать доходность акций (при
известных показателях);
•
рассчитывать курс валют.
Компетенции:
•
оценка необходимости использования ценных бумаг как финансового
инструмента в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации
в стране;
•
выбор оптимального варианта инвестирования в конкретных экономических
ситуациях, оценка степени риска в приобретении конкретного инвестиционного
продукта;

•
выбор агента для осуществления инвестирования на фондовом рынке;
•
критическое отношение к рекламным предложениям об участии в деятельности
фондового рынка;
•
критическое отношение к рекламным предложениям инвестиционных фондов.
МОДУЛЬ 3. НАЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ И ЧЕМ ГРОЗИТ
НЕУПЛАТА (14 ч.)
Базовые понятия и знания:
•
налоги, пошлины, сборы, налоговая система, налогоплательщик, основания для
взимания налогов с граждан и фирм в России, общие принципы работы налоговой
службы, налоговые органы;
•
основные виды налогов, которые уплачивают физические лица, способы
постановки на налоговый учёт, ИНН, получение ИНН;
•
налоговая декларация и в каких случаях её необходимо подавать;
•
налоговый вычет, случаи и способы получения налогового вычета;
•
пеня по налогам, штраф, признаки налогового правонарушения.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание необходимости уплаты налогов, а также своих прав и обязанностей в
сфере налогообложения;
•
понимание целей и задач налоговой политики государства;
•
понимание различий между налогами, пошлинами и сборами;
•
понимание механизма налогового вычета;
•
понимание ответственности за неуплату налогов.
Умения:
•
рассчитывать сумму уплачиваемых налогов;
•
находить информацию о местоположении инспекции ФНС;
•
заполнять налоговую декларацию;
•
рассчитывать зарплату без налогового вычета и с налоговым вычетом, определять
размер налогового вычета;
•
получать актуальную информацию по задолженности или другим вопросам на
сайте налоговой службы и сайте государственных услуг;
•
рассчитывать размер штрафа и пени за неуплату налогов.
Компетенции:
•
оценка приобретаемых вещей и дохода с точки зрения налогового бремени;
•
взаимодействие с налоговыми органами для решения налоговых вопросов, в том
числе для оформления налоговых вычетов, налоговых деклараций, получения отсрочки
по уплате налогов;
•
быстрое реагирование на изменения налогового законодательства (по общим
вопросам) и определение своего поведения в соответствии с законодательными
изменениями.
МОДУЛЬ 4. СТРАХОВАНИЕ: ЧТО И КАК НАДО СТРАХОВАТЬ, ЧТОБЫ НЕ
ПОПАСТЬ В БЕДУ.
Базовые понятия и знания:
•
страхование, договор страхования, страховщик, страховой агент, страхователь,
застрахованный, страховой брокер, выгодоприобретатель, страховая премия, объект
страхования, страховая сумма и стоимость, страховой риск, страховой случай;
•
виды страхования, страхование АвтоКАСКО, аварийный комиссар (аварком);
•
страхование имущества;
•
личное страхование и его виды, накопительное страхование, рисковое страхование,
страхование от несчастного случая;

•
обязательное медицинское страхование (ОМС), добровольное медицинское
страхование;
•
критерии выбора страховщика.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание различий видов страхований и оснований их получения;
•
понимание условий, от которых зависит размер страхования;
•
понимание важности страхования в России;
Умения:
•
находить актуальную информацию на сайте Федеральной Налоговой Службы
(ФНС), а также на других интернет-ресурсах;
•
рассчитывать размер страхования;
•
долгосрочное планирование своих доходов и расходов с учётом налоговых
вычетов и возвратов.
МОДУЛЬ 5. СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: КАК СОЗДАТЬ И НЕ ПОТЕРЯТЬ (11 ч.)
Базовые понятия и знания:
•
бизнес, стартап, бизнес-ангел, венчурист, венчурные инвестиции, посевной этап,
дееспособность, правила создания нового бизнеса, этапы жизни стартапа, бизнес-план,
структура бизнес-плана, маркетинг, реклама, франшиза;
•
условия, при которых можно стать стартапером;
•
юридическая помощь в случае открытия собственного дела;
•
государственные, региональные и городские программы, направленные на
поддержку молодых предпринимателей.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание сложностей в процессе создания бизнеса, необходимости огромного
труда и постоянного самообразования для развития бизнеса;
•
понимание рискованности занятия бизнесом и возможности потерпеть неудачу;
•
понимание необходимости продуманного начала своей бизнес-деятельности;
•
понимание возможности получения материальной помощи при создании бизнеса и
основного условия её оказания (чем больше размер полученной помощи, тем большей
долей прибыли придётся делиться с тем, кто оказывал эту помощь).
Умения:
•
находить в различных источниках актуальную информацию по организации
стартапа и ведению бизнеса;
•
составлять бизнес-план по алгоритму, вести простые финансовые расчёты, считать
издержки, доход, прибыль;
•
находить актуальную информацию по получению помощи в стартапах.
Компетенции:
•
нахождение идеи для собственного дела;
•
оценка различных юридических форм ведения бизнеса и выбор наиболее
подходящей формы для конкретного бизнеса;
•
создание нестандартных решений для бизнеса;
•
оценка предложений по созданию и ведению бизнеса;
•
планирование ведения бизнеса и изменение бизнес-плана в связи с меняющимися
условиями.
МОДУЛЬ 6. РИСКИ В МИРЕ ДЕНЕГ: КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ РАЗОРЕНИЯ (7 ч.)
Базовые понятия и знания:
•
финансовый риск, декларация о рисках, финансовое мошенничество, финансовые
пирамиды;
•
портфель инвестиций, доходность портфеля, управление портфелем, эффективный

портфель;
•
финансовые риски в современной российской действительности;
•
куда обращаться в случае потери (кражи) финансовых документов (банковской
карты, сертификатов, сберкнижек и др.);
•
меры ответственности государства в случае финансового мошенничества.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание наличия финансовых рисков в современной экономической ситуации;
•
понимание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае
чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
•
понимание необходимости хранить деньги в надёжном месте;
•
понимание зависимости доходности от степени риска инвестиционных продуктов;
•
понимание основных принципов устройства финансовых пирамид и осознания
опасности участия в них.
Умения:
•
читать (понимать) декларацию о рисках;
•
защищать свою личную информацию в сети Интернет (пользоваться паролями,
ПИН-кодами и др.);
•
находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб,
сопоставлять полученную информацию из различных источников.
Компетенции:
•
диагностирование финансового риска (потенциального или реального) и оценка
степени финансового риска;
•
оценка рисков предлагаемых вариантов инвестирования;
•
соотнесение рисков с доходностью в одном портфеле инвестиций;
•
распознавание финансовой пирамиды;
•
критическое отношение к рекламным предложениям из различных источников о
возможности дополнительного заработка и вложения денег.
МОДУЛЬ 7: ОБЕСПЕЧЕННАЯ СТАРОСТЬ: ВОЗМОЖНОСТИ ПЕНСИОННОГО
НАКОПЛЕНИЯ (6 часов)
Базовые понятия и знания:
•
пенсия, пенсионная система, пенсионные накопления, пенсионный капитал,
страховой стаж, виды пенсий и условия их получения, пенсионные баллы, свидетельство
обязательного пенсионного накопления;
•
существующие программы пенсионного накопления;
•
негосударственный пенсионный фонд;
•
способы финансового обеспечения старости помимо пенсии, в том числе от
инвестирования.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание различий видов пенсий и оснований их получения;
•
понимание условий, от которых зависит размер пенсии;
•
понимание важности формирования пенсионных накоплений в России;
•
понимание существования риска участия в различных пенсионных программах;
Умения:
•
находить актуальную информацию на сайте Пенсионного фонда Российской
Федерации (ПФР), а также на других интернет-ресурсах;
•
рассчитывать размер пенсии по формуле или пользоваться пенсионным
калькулятором на сайте ПФР;
•
рассчитывать размер прибавки к пенсии от участия в программе
софинансирования пенсии;

•
рассчитывать размер прибавки к пенсии от вложения материнского капитала.
Компетенции:
•
долгосрочное планирование своих доходов и расходов с учётом пенсионных
накоплений;
•
поиск способов увеличения своей будущей пенсии, сопоставление различных
предложений по формированию пенсионных накоплений и поиск оптимального
варианта;
•
критическое отношение к рекламным предложениям об увеличении будущей
пенсии.
Тематическое планирование внеурочной деятельности в 10 классе
Дата
№
Название раздела
Количество Дата
урока
Тема урока
часов
проведения проведения
по факту
по плану
Введение в курс «Финансовая грамотность»
1
1
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (10 ч.)
Банковская система
2-3
2
Как сберечь деньги с помощью депозитов
4
2
5-6
7-8
9-10

11-12
13-14
15-16
17-18
19-20

21
22
23-24

25
26
27
28

Банки и золото: как сохранить сбережения в
2
драгоценных металлах
Кредит: зачем он нужен и где его получить
2
2
Какой кредит выбрать и какие условия
кредитования предпочесть
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (10 ч.)
Что такое ценные бумаги и какие они бывают
2
Профессиональные участники рынка ценных
2
бумаг
Граждане
на
рынке ценных бумаг
2
2
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и
общие фонды банковского управления
Операции на валютном рынке: риски и
2
возможности
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата (14ч.)
Что такое налоги и как они появились? История
1
налогооблажения на Руси.
Становление налоговой системы современной
1
России.
Назначение и структура налоговых органов
2
Российской Федерации, их задачи и функции.
Действующие налоги и сборы в налоговой
системе Российской Федерации. Элементы
налога.
Какие налоги платят юридические лица1
организации? Какие налоги платят
индивидуальные предприниматели?
Какие налоги платят обычные граждане?
1
Что такое белая заработная плата?
1
Несколько слов об НДФЛ
1

29
30-31
32
33
34

Что такое ИНН?
Налоговая декларация
Электронные сервисы налоговой службывыбор современного налогоплательщика!
IT-технологии в деятельности ФНС России
Налоговые вычеты, или как вернуть налоги
семейный бюджет

1
2
1
1
1

Тематический план по курсу «Финансовая грамотность» в 11 классе
№ урока Название раздела
Количество
Дата
Дата
Тема урока
часов
проведения проведения
по плану
по факту
1
Введение в курс «Финансовая грамотность»
1
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (10 ч.)
2-3
Страховой рынок России: коротко о главном
2
4
Имущественное страхование: как защитить
1
нажитое состояние
5-6
Здоровье и жизнь-высшие блага: поговорим о
2
личном страховании.
7-8
Если нанесён ущерб третьим лицам.
2
9-10
Доверяй, но проверяй, или несколько советов по 2
выбору страховщика.
11
Деловая игра «Что вы знаете о страховании?»
1
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять (11 ч.)
12-13
Создание собственного бизнес: что и как надо 2
сделать.
14-15
Пишем бизнес-план
2
16-17
Расходы и доходы в собственном бизнесе.
2
18-19
Налогообложение малого и среднего бизнеса.
2
20
С какими финансовыми рисками может
2
встретиться бизнесмен.
21
Деловая игра. «Сделай свой бизнес»
1
Модуль 6. Риски в мире денег: как защищаться от разорения (7ч.)
22-23
Финансовые риски и стратегии инвестирования. 2
24-25
Финансовая пирамида, или как не попасть в сети 2
мошенников.
26
Виды финансовых пирамид.
1
27-28
Виртуальные ловушки, или как не потерять
2
деньги при работе в сети Интернет
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (6 ч.)
29-30
Думай о пенсии смолоду, или как формируется 2
пенсия.
31-32
Как распорядится своими пенсионными
2
накоплениями
33
Как выбрать негосударственный пенсионный
1
фонд

34

Деловая игра «Подумаем о пенсии или как
обеспечить свою старость?»

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».