Планируемые результаты изучения элективного курса «Финансовая грамотность» Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: - осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет- сайтах и проведение простых опросов и интервью; формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: - понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; - оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: - составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Обучающиеся научатся: - понимать основные принципы экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; понимать и правильно использовать экономические термины; - освоят приёмы работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. Получат возможность: - приобретения знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; - развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; - развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов - приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе. Второй уровень результатов - развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента. Третий уровень результатов - воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства. Таким образом, элективный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика. Оценка знаний и умений Система отслеживания достижения результатов – системное наблюдение индивидуальных достижений с использованием системы словесной мотивации и поощрения. Индивидуальные результаты обучающихся фиксируются по результатам творческих работ. Форма подведения итогов реализации программы: опросы, самостоятельная работа, коллективный анализ работ, самоанализ, участие в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах. Содержание программы. Представленная рабочая программа состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания учителя, особенностей класса и прочих причин преподаватель имеет право изменять представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте. В тематическом плане содержится общее количество часов, а также количество часов, за которые предполагается изучить выбранную тему и курс в целом. Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к процессу обучения, т. е. знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений. Формы и методы организации учебной деятельности, учащихся в процессе обучения В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий: Лекция. В процессе лекции педагог последовательно и системно излагает, и объясняет учебный материал, содержащийся в пособии. Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное сочетание их обучающих, воспитывающих, развивающих функций, системность, ясность изложения и активизация мышления учеников, аргументированность суждений, учёт особенностей аудитории (профиль класса), сочетание теории и практики, сочетание логики изложения с творческой импровизацией учителя, использование технических средств. Наряду с традиционным видом лекции активизировать диалоговые и творческопоисковые формы проведения образовательной работы позволят лекции-дискуссии с участием представителей финансового сектора, бизнеса, профессорскопреподавательского состава вузов. Практикум. Практическое занятие как форма организации образовательного процесса носит обучающий характер, направлено на формирование определённых практических умений и навыков в области управления личными финансами, является связующим звеном между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации. Практическое занятие может быть проведено в различных формах: проблемный семинар; презентация докладов; решение кейсов; решение финансовых головоломок и пр. Игра. Данный урок осуществляется путём моделирования жизненной ситуации, связанной с принятием финансового решения. Целью данного моделирования ситуации является выработка модели поведения в подобных ситуациях, приобретение опыта такого рода деятельности. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ( 1ч.) Базовые понятия и знания: финансовая грамотность, финансовое благополучие. Личностные характеристики и установки: • понимание последствий принятия безграмотных финансовых решений; • понимание необходимости действовать грамотно при взаимодействии с финансовыми организациями; • понимание взаимосвязи финансовой грамотности и благополучия человека и семьи. Компетенции: оценка финансового поведения с точки зрения финансовых и других последствий. МОДУЛЬ 1. БАНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫ В ЖИЗНИ (10 ч.) Базовые понятия и знания: • банк, коммерческие банки, Центральный банк, механизм взаимодействия Центрального банка и коммерческих банков, пассивные и активные операции банка, кредитор, заёмщик, банковский счёт, процентная ставка, номинальный и реальный процент, простой и сложный процент, банковская карта, банкомат; • вклад, типы вкладов, доход по вкладу, вклад до востребования, срочный вклад, депозит, типы депозитов, агентство по страхованию вкладов, сберегательная книжка (именная, на предъявителя), сберегательный сертификат; • кредит, типы кредитов, кредитный договор, кредитная история, автокредит, договор залога, образовательный кредит, потребительский кредит, аннуитетный платёж, дифференцированный платёж, обеспечение кредита, полная стоимость кредита, недвижимость, ипотека, первоначальный взнос; • управление благосостоянием, инвестирование, программы инвестирования в драгоценные металлы и ценные бумаги, брокер, портфель инвестиций. Личностные характеристики и установки: • понимание принципа функционирования любого банка, сути банковских вкладов, зависимости доходности по вкладам от многих условий, связи процентной ставки по вкладу и инфляции; • понимание различий между дебетовой и кредитной картой; • понимание сути кредита, основных условий кредитования и основания, почему кредит даётся под проценты; • понимание необходимости оценки своего финансового состояния и возникновения дополнительной финансовой нагрузки при взятии кредита; • понимание финансовой ответственности при взятии ипотечного кредита и последствий, к которым может привести неисполнение своих кредитных обязательств; • знание факторов, позволяющих уменьшить финансовые риски. Умения: • различать срочные вклады и вклады до востребования, рассчитывать доходность вкладов, сравнивать ставку по вкладу с уровнем инфляции; • рассчитывать реальный банковский процент, простой и сложный процент; • читать (т. е. понимать) договоры по депозитам и кредитные договоры; • различать виды кредитов, соотносить вид кредита с целью кредита; • рассчитывать объём выплат по кредиту и полную стоимость кредита, рассчитывать стоимость кредита в случае досрочного погашения, пользоваться кредитным калькулятором и калькулятором вкладов; • рассчитывать выплаты по ипотечному кредиту на различные сроки; • рассчитывать размер уплачиваемых процентов по кредитной карте; • пользоваться банкоматом; • находить в сети Интернет информацию о программах инвестирования; • находить актуальную информацию на сайте Банка России и сайтах коммерческих банков, находить и интерпретировать информацию о рейтинге банков. Компетенции: • оценка надёжности банка, сравнение условий по депозитам и кредитам для выбора оптимального варианта с целью решения своих финансовых задач; • поиск видов вкладов и анализ вариантов решения задачи по выбору конкретного вклада в конкретном банке; • сравнение и оценка условий кредита; • оценка необходимости приобретения жилья в ипотеку и выбор подходящего варианта; • пользование разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками, в целях повышения благосостояния семьи; • принятие решения о необходимости инвестирования или кредитования. МОДУЛЬ 2. ФОНДОВЫЙ РЫНОК: КАК ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА ДОХОДОВ (10 ч.) Базовые понятия и знания: • фондовый рынок, механизм функционирования фондового рынка, фондовая биржа, субъекты (участники) фондового рынка и суть их деятельности; • различные виды ценных бумаг и их отличия друг от друга, акции, облигации, эмиссия ценных бумаг; • возможность участия физических лиц в игре на рынке ценных бумаг, правила выбора профессионального агента, депозитарий, дилер, доверительный управляющий, брокер; • прямые инвестиции, инвестиционный портфель, виды инвестиционных портфелей, виды инвесторов; • обменный курс, Forex, как выигрывают и проигрывают на рынке Forex. Личностные характеристики и установки: • понимание утверждения, что деньги могут работать и приносить доход; • понимание рискованности операций на фондовом рынке и условия, что их осуществление требует знания устройства этого финансового механизма, а не спонтанных решений; • понимание того, что инвестиционные риски выше, чем риски по банковским вкладам. Умения: • искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому рынку; • различать виды ценных бумаг; • сравнивать котировки акций во времени, рассчитывать доходность акций (при известных показателях); • рассчитывать курс валют. Компетенции: • оценка необходимости использования ценных бумаг как финансового инструмента в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране; • выбор оптимального варианта инвестирования в конкретных экономических ситуациях, оценка степени риска в приобретении конкретного инвестиционного продукта; • выбор агента для осуществления инвестирования на фондовом рынке; • критическое отношение к рекламным предложениям об участии в деятельности фондового рынка; • критическое отношение к рекламным предложениям инвестиционных фондов. МОДУЛЬ 3. НАЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ И ЧЕМ ГРОЗИТ НЕУПЛАТА (14 ч.) Базовые понятия и знания: • налоги, пошлины, сборы, налоговая система, налогоплательщик, основания для взимания налогов с граждан и фирм в России, общие принципы работы налоговой службы, налоговые органы; • основные виды налогов, которые уплачивают физические лица, способы постановки на налоговый учёт, ИНН, получение ИНН; • налоговая декларация и в каких случаях её необходимо подавать; • налоговый вычет, случаи и способы получения налогового вычета; • пеня по налогам, штраф, признаки налогового правонарушения. Личностные характеристики и установки: • понимание необходимости уплаты налогов, а также своих прав и обязанностей в сфере налогообложения; • понимание целей и задач налоговой политики государства; • понимание различий между налогами, пошлинами и сборами; • понимание механизма налогового вычета; • понимание ответственности за неуплату налогов. Умения: • рассчитывать сумму уплачиваемых налогов; • находить информацию о местоположении инспекции ФНС; • заполнять налоговую декларацию; • рассчитывать зарплату без налогового вычета и с налоговым вычетом, определять размер налогового вычета; • получать актуальную информацию по задолженности или другим вопросам на сайте налоговой службы и сайте государственных услуг; • рассчитывать размер штрафа и пени за неуплату налогов. Компетенции: • оценка приобретаемых вещей и дохода с точки зрения налогового бремени; • взаимодействие с налоговыми органами для решения налоговых вопросов, в том числе для оформления налоговых вычетов, налоговых деклараций, получения отсрочки по уплате налогов; • быстрое реагирование на изменения налогового законодательства (по общим вопросам) и определение своего поведения в соответствии с законодательными изменениями. МОДУЛЬ 4. СТРАХОВАНИЕ: ЧТО И КАК НАДО СТРАХОВАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ В БЕДУ. Базовые понятия и знания: • страхование, договор страхования, страховщик, страховой агент, страхователь, застрахованный, страховой брокер, выгодоприобретатель, страховая премия, объект страхования, страховая сумма и стоимость, страховой риск, страховой случай; • виды страхования, страхование АвтоКАСКО, аварийный комиссар (аварком); • страхование имущества; • личное страхование и его виды, накопительное страхование, рисковое страхование, страхование от несчастного случая; • обязательное медицинское страхование (ОМС), добровольное медицинское страхование; • критерии выбора страховщика. Личностные характеристики и установки: • понимание различий видов страхований и оснований их получения; • понимание условий, от которых зависит размер страхования; • понимание важности страхования в России; Умения: • находить актуальную информацию на сайте Федеральной Налоговой Службы (ФНС), а также на других интернет-ресурсах; • рассчитывать размер страхования; • долгосрочное планирование своих доходов и расходов с учётом налоговых вычетов и возвратов. МОДУЛЬ 5. СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: КАК СОЗДАТЬ И НЕ ПОТЕРЯТЬ (11 ч.) Базовые понятия и знания: • бизнес, стартап, бизнес-ангел, венчурист, венчурные инвестиции, посевной этап, дееспособность, правила создания нового бизнеса, этапы жизни стартапа, бизнес-план, структура бизнес-плана, маркетинг, реклама, франшиза; • условия, при которых можно стать стартапером; • юридическая помощь в случае открытия собственного дела; • государственные, региональные и городские программы, направленные на поддержку молодых предпринимателей. Личностные характеристики и установки: • понимание сложностей в процессе создания бизнеса, необходимости огромного труда и постоянного самообразования для развития бизнеса; • понимание рискованности занятия бизнесом и возможности потерпеть неудачу; • понимание необходимости продуманного начала своей бизнес-деятельности; • понимание возможности получения материальной помощи при создании бизнеса и основного условия её оказания (чем больше размер полученной помощи, тем большей долей прибыли придётся делиться с тем, кто оказывал эту помощь). Умения: • находить в различных источниках актуальную информацию по организации стартапа и ведению бизнеса; • составлять бизнес-план по алгоритму, вести простые финансовые расчёты, считать издержки, доход, прибыль; • находить актуальную информацию по получению помощи в стартапах. Компетенции: • нахождение идеи для собственного дела; • оценка различных юридических форм ведения бизнеса и выбор наиболее подходящей формы для конкретного бизнеса; • создание нестандартных решений для бизнеса; • оценка предложений по созданию и ведению бизнеса; • планирование ведения бизнеса и изменение бизнес-плана в связи с меняющимися условиями. МОДУЛЬ 6. РИСКИ В МИРЕ ДЕНЕГ: КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ РАЗОРЕНИЯ (7 ч.) Базовые понятия и знания: • финансовый риск, декларация о рисках, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды; • портфель инвестиций, доходность портфеля, управление портфелем, эффективный портфель; • финансовые риски в современной российской действительности; • куда обращаться в случае потери (кражи) финансовых документов (банковской карты, сертификатов, сберкнижек и др.); • меры ответственности государства в случае финансового мошенничества. Личностные характеристики и установки: • понимание наличия финансовых рисков в современной экономической ситуации; • понимание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; • понимание необходимости хранить деньги в надёжном месте; • понимание зависимости доходности от степени риска инвестиционных продуктов; • понимание основных принципов устройства финансовых пирамид и осознания опасности участия в них. Умения: • читать (понимать) декларацию о рисках; • защищать свою личную информацию в сети Интернет (пользоваться паролями, ПИН-кодами и др.); • находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб, сопоставлять полученную информацию из различных источников. Компетенции: • диагностирование финансового риска (потенциального или реального) и оценка степени финансового риска; • оценка рисков предлагаемых вариантов инвестирования; • соотнесение рисков с доходностью в одном портфеле инвестиций; • распознавание финансовой пирамиды; • критическое отношение к рекламным предложениям из различных источников о возможности дополнительного заработка и вложения денег. МОДУЛЬ 7: ОБЕСПЕЧЕННАЯ СТАРОСТЬ: ВОЗМОЖНОСТИ ПЕНСИОННОГО НАКОПЛЕНИЯ (6 часов) Базовые понятия и знания: • пенсия, пенсионная система, пенсионные накопления, пенсионный капитал, страховой стаж, виды пенсий и условия их получения, пенсионные баллы, свидетельство обязательного пенсионного накопления; • существующие программы пенсионного накопления; • негосударственный пенсионный фонд; • способы финансового обеспечения старости помимо пенсии, в том числе от инвестирования. Личностные характеристики и установки: • понимание различий видов пенсий и оснований их получения; • понимание условий, от которых зависит размер пенсии; • понимание важности формирования пенсионных накоплений в России; • понимание существования риска участия в различных пенсионных программах; Умения: • находить актуальную информацию на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), а также на других интернет-ресурсах; • рассчитывать размер пенсии по формуле или пользоваться пенсионным калькулятором на сайте ПФР; • рассчитывать размер прибавки к пенсии от участия в программе софинансирования пенсии; • рассчитывать размер прибавки к пенсии от вложения материнского капитала. Компетенции: • долгосрочное планирование своих доходов и расходов с учётом пенсионных накоплений; • поиск способов увеличения своей будущей пенсии, сопоставление различных предложений по формированию пенсионных накоплений и поиск оптимального варианта; • критическое отношение к рекламным предложениям об увеличении будущей пенсии. Тематическое планирование внеурочной деятельности в 10 классе Дата № Название раздела Количество Дата урока Тема урока часов проведения проведения по факту по плану Введение в курс «Финансовая грамотность» 1 1 Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (10 ч.) Банковская система 2-3 2 Как сберечь деньги с помощью депозитов 4 2 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21 22 23-24 25 26 27 28 Банки и золото: как сохранить сбережения в 2 драгоценных металлах Кредит: зачем он нужен и где его получить 2 2 Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (10 ч.) Что такое ценные бумаги и какие они бывают 2 Профессиональные участники рынка ценных 2 бумаг Граждане на рынке ценных бумаг 2 2 Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления Операции на валютном рынке: риски и 2 возможности Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата (14ч.) Что такое налоги и как они появились? История 1 налогооблажения на Руси. Становление налоговой системы современной 1 России. Назначение и структура налоговых органов 2 Российской Федерации, их задачи и функции. Действующие налоги и сборы в налоговой системе Российской Федерации. Элементы налога. Какие налоги платят юридические лица1 организации? Какие налоги платят индивидуальные предприниматели? Какие налоги платят обычные граждане? 1 Что такое белая заработная плата? 1 Несколько слов об НДФЛ 1 29 30-31 32 33 34 Что такое ИНН? Налоговая декларация Электронные сервисы налоговой службывыбор современного налогоплательщика! IT-технологии в деятельности ФНС России Налоговые вычеты, или как вернуть налоги семейный бюджет 1 2 1 1 1 Тематический план по курсу «Финансовая грамотность» в 11 классе № урока Название раздела Количество Дата Дата Тема урока часов проведения проведения по плану по факту 1 Введение в курс «Финансовая грамотность» 1 Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (10 ч.) 2-3 Страховой рынок России: коротко о главном 2 4 Имущественное страхование: как защитить 1 нажитое состояние 5-6 Здоровье и жизнь-высшие блага: поговорим о 2 личном страховании. 7-8 Если нанесён ущерб третьим лицам. 2 9-10 Доверяй, но проверяй, или несколько советов по 2 выбору страховщика. 11 Деловая игра «Что вы знаете о страховании?» 1 Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять (11 ч.) 12-13 Создание собственного бизнес: что и как надо 2 сделать. 14-15 Пишем бизнес-план 2 16-17 Расходы и доходы в собственном бизнесе. 2 18-19 Налогообложение малого и среднего бизнеса. 2 20 С какими финансовыми рисками может 2 встретиться бизнесмен. 21 Деловая игра. «Сделай свой бизнес» 1 Модуль 6. Риски в мире денег: как защищаться от разорения (7ч.) 22-23 Финансовые риски и стратегии инвестирования. 2 24-25 Финансовая пирамида, или как не попасть в сети 2 мошенников. 26 Виды финансовых пирамид. 1 27-28 Виртуальные ловушки, или как не потерять 2 деньги при работе в сети Интернет Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (6 ч.) 29-30 Думай о пенсии смолоду, или как формируется 2 пенсия. 31-32 Как распорядится своими пенсионными 2 накоплениями 33 Как выбрать негосударственный пенсионный 1 фонд 34 Деловая игра «Подумаем о пенсии или как обеспечить свою старость?» 1