1
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) в
соответствии с Положением о рабочих программах МБОУ СОШ №4, на основе серии пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни.
Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. – М.; СПб.:
Просвещение, 2020», учебного пособия для общеобразовательных организаций «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной
школы: методическое пособие для педагогов/ Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара:
СИПКРО, 2019.».
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7
мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024
году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10
ведущих стран мира по качеству общего образования».
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста,
получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном
обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является
PISA (Programme for International Student Assessment).
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование
человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта
доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий
уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому
обществу нужны интеллектуальные и эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и
профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы
формирования функциональной грамотности у школьников, лежащей в основе их общеинтеллектуального развития. Именно поэтому развитие
функциональной грамотности необходимо начинать уже с 5 класса.
Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой
жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы
в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
2
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования
(в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью в современном высокоинтеллектуальном обществе.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность,
естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Из 6 направлений оцениваемых PISA в
своих мониторингах с 2021 года в данной программе будет рассмотрено 4 модуля: креативное мышление, финансовая грамотность, математическая
грамотность и глобальные компетенции.
Цель программы:
развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи программы:
развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных,
экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного,
удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);
развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);
развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические
рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления;
понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного
взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и
иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие
с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).
Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа,
тестирование, мини-проекты.
3
Содержание программы курса.
Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс), включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая
грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета 1 час в неделю, общее количество часов34.8- часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»;
- 8- часов для модуля естественнонаучной грамотности;
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков,
таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению,
стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и
др.).
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, проект.
4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
5 класс
№ Тема занятия
Всего
часов
Теори
я
Практика
Формы деятельности
1.
Введение.
1
1
0
Беседы, диалоги, дискуссии.
2.
Как появились деньги? Что могут деньги?
1
0
1
Круглый стол, игра.
3.
Деньги в разных странах.
1
1
4.
Деньги настоящие и ненастоящие
1
0
1
Игра, круглый стол.
5.
Как разумно делать покупки?
1
1
0
Круглый стол, игра, квест.
6.
Кто такие мошенники?
1
0
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
Личные деньги
1
1
0
Проект, игра.
Сколько стоит «своё дело»?
1
1
Тестирование.
7.
8.
Итого
8
Игра
0
0
4
4
5
Дата
Модуль «Основы читательской грамотности»
5 класс
№ Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы,
поговорки как источник
информации.
Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в
текстах.
Работа с текстом: как выделить главную
мысль
текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание
(художественное
и техническое).
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Составление плана на основе исходного
текста.
Типы текстов: текст-повествование (рассказ,
отчет, репортаж)
Проведение рубежной аттестации.
Итого
Всег
о
часов
Теори
я
Практика
Формы деятельности
Беседа, конкурс.
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
Круглый стол.
1
0
1
Квест, конкурс.
1
0
1
Квест, игра «Что? Где? Когда?».
1
0
1
Ролевая игра.
1
8
Тестирование.
1
8
0
0
6
Работа в парах. Ролевая игра.
Беседа, дискуссия в формате
свободного обмена мнениями.
Дата
Модуль «Основы математической грамотности»
5 класс
№ Тема занятия
Всего
часов
Теор
ия
Практика
Формы деятельности
1.
Числа и единицы измерения: время, деньги,
масса, температура, расстояние.
1
1
0
Беседа, обсуждение, практикум.
2.
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
1
0
1
Обсуждение, практикум,
брейн-ринг.
3.
Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах»,
о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические фигуры. Наглядная
геометрия. Задачи на разрезание и
перекраивание.
Разбиение объекта на части и
составление модели.
Размеры объектов окружающего
мира (от элементарных частиц до
Вселенной)
длительность процессов окружающего мира.
Комбинаторные задачи. Представление
данных в
виде таблиц, диаграмм, графиков.
Проведение рубежной аттестации.
Итого
1
0
1
Обсуждение, урок-исследование.
1
0
1
Беседа, обсуждение практикум.
4.
5.
6.
7.
8.
Игра.
1
0
1
1
0
1
1
0
1
Урок-практикум.
1
8
0
1
1
7
Тестирование.
7
урок-практикум
Дата
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
5 класс
№ Тема занятия
Звуковые явления
1.
Звуковые
явления. Звуки живой и
неживой
природы. Слышимые и неслышимые звуки.
2.
Устройство
динамика.
Современные
акустические системы. Шум и его
воздействие на человека.
Строение вещества
3.
Движение и взаимодействие частиц.
Признаки
химических реакций. Природные
индикаторы.
Вода. Уникальность воды.
4.
Углекислый газ в природе и его значение.
Земля и земная кора. Минералы
5.
Земля, внутреннее строение Земли.
Знакомство с
минералами, горной породой и рудой.
Тео
рия
Прак- тика
Формы деятельности
1
1
0
Беседа, демонстрация записей
звуков.
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
Всег
о
часов
Беседа
Презентация. Учебный эксперимент.
Наблюдение физических явлений.
Работа с коллекциями
1
1
0
минералов и горных пород.
Посещение минералогической
экспозиции.
8
Дата
6.
Атмосфера Земли.
1
1
0
1
1
0
Беседа. Презентация.
2
0
2
Тестирование.
10
8
2
Живая природа
Уникальность
7.
планеты
Земля.
Условия
для
существования жизни на Земле. Свойства
живых
организмов.
Проведение рубежной аттестации.
8
Итого
Ожидаемые результаты.
Личностные
будут сформированы:
формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;
оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Метапредметные
находит и извлекает информацию в различном контексте;
объясняет и описывает явления на основе полученной информации;
анализирует и интегрирует полученную информацию;
формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;
делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.
Предметные
обучающийся научится:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач;
обучающийся получит возможность:
находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на
бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте;
применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и практических задач;
9
формулировать проблему на основе анализа ситуации;
анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными
способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;
оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания;
интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации,
проблемы;
оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.
10
Литература.
1. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Корлюгова Ю.,
Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
5. Результаты международного исследования PISA 2015 (краткий отчет на русском языке). Публикации [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.html
6. Функциональная грамотность – императив времени / Г.А. Рудик, А.А. Жайтапова, С.Г. Стог // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в
интересах устойчивого развития. – 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/funktsionalnaya
7. Что в заданиях PISA-математика мешает российским школьникам их выполнять: результаты экспериментальных исследований / Ю. Тюменева, Е.
Александрова, М. Гончарова и др. / Презентация к докладу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fioco.ru/Media/Default/Presentations/
11
12