1 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) в соответствии с Положением о рабочих программах МБОУ СОШ №4, на основе серии пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. – М.; СПб.: Просвещение, 2020», учебного пособия для общеобразовательных организаций «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов/ Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019.». Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны интеллектуальные и эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы формирования функциональной грамотности у школьников, лежащей в основе их общеинтеллектуального развития. Именно поэтому развитие функциональной грамотности необходимо начинать уже с 5 класса. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. 2 В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью в современном высокоинтеллектуальном обществе. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Из 6 направлений оцениваемых PISA в своих мониторингах с 2021 года в данной программе будет рассмотрено 4 модуля: креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность и глобальные компетенции. Цель программы: развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Задачи программы: развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление); развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность); развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции). Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты. 3 Содержание программы курса. Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс), включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета 1 час в неделю, общее количество часов34.8- часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»; - 8- часов для модуля естественнонаучной грамотности; - 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения. В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, проект. 4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль: «Основы финансовой грамотности» 5 класс № Тема занятия Всего часов Теори я Практика Формы деятельности 1. Введение. 1 1 0 Беседы, диалоги, дискуссии. 2. Как появились деньги? Что могут деньги? 1 0 1 Круглый стол, игра. 3. Деньги в разных странах. 1 1 4. Деньги настоящие и ненастоящие 1 0 1 Игра, круглый стол. 5. Как разумно делать покупки? 1 1 0 Круглый стол, игра, квест. 6. Кто такие мошенники? 1 0 1 Беседы, диалоги, дискуссии. Личные деньги 1 1 0 Проект, игра. Сколько стоит «своё дело»? 1 1 Тестирование. 7. 8. Итого 8 Игра 0 0 4 4 5 Дата Модуль «Основы читательской грамотности» 5 класс № Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. Составление плана на основе исходного текста. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) Проведение рубежной аттестации. Итого Всег о часов Теори я Практика Формы деятельности Беседа, конкурс. 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 Круглый стол. 1 0 1 Квест, конкурс. 1 0 1 Квест, игра «Что? Где? Когда?». 1 0 1 Ролевая игра. 1 8 Тестирование. 1 8 0 0 6 Работа в парах. Ролевая игра. Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Дата Модуль «Основы математической грамотности» 5 класс № Тема занятия Всего часов Теор ия Практика Формы деятельности 1. Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. 1 1 0 Беседа, обсуждение, практикум. 2. Сюжетные задачи, решаемые с конца. 1 0 1 Обсуждение, практикум, брейн-ринг. 3. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Проведение рубежной аттестации. Итого 1 0 1 Обсуждение, урок-исследование. 1 0 1 Беседа, обсуждение практикум. 4. 5. 6. 7. 8. Игра. 1 0 1 1 0 1 1 0 1 Урок-практикум. 1 8 0 1 1 7 Тестирование. 7 урок-практикум Дата Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 5 класс № Тема занятия Звуковые явления 1. Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. 2. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. Строение вещества 3. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. 4. Углекислый газ в природе и его значение. Земля и земная кора. Минералы 5. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Тео рия Прак- тика Формы деятельности 1 1 0 Беседа, демонстрация записей звуков. 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 Всег о часов Беседа Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. Работа с коллекциями 1 1 0 минералов и горных пород. Посещение минералогической экспозиции. 8 Дата 6. Атмосфера Земли. 1 1 0 1 1 0 Беседа. Презентация. 2 0 2 Тестирование. 10 8 2 Живая природа Уникальность 7. планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Проведение рубежной аттестации. 8 Итого Ожидаемые результаты. Личностные будут сформированы: формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний; оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина. Метапредметные находит и извлекает информацию в различном контексте; объясняет и описывает явления на основе полученной информации; анализирует и интегрирует полученную информацию; формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её; делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения. Предметные обучающийся научится: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач; обучающийся получит возможность: находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте; применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и практических задач; 9 формулировать проблему на основе анализа ситуации; анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое; оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания; интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы; оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения. 10 Литература. 1. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 4. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 5. Результаты международного исследования PISA 2015 (краткий отчет на русском языке). Публикации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.html 6. Функциональная грамотность – императив времени / Г.А. Рудик, А.А. Жайтапова, С.Г. Стог // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/funktsionalnaya 7. Что в заданиях PISA-математика мешает российским школьникам их выполнять: результаты экспериментальных исследований / Ю. Тюменева, Е. Александрова, М. Гончарова и др. / Презентация к докладу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fioco.ru/Media/Default/Presentations/ 11 12