РП-5кл крым.яз

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)» для обучающихся 5 класса на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС ООО), а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Учебное пособие: Родной язык (крымскотатарский): учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /А.М.Меметов, Л.А.Алиева,
Э.Акмоллаев/ -М.:49 . «Просвещение», 2017г.
Рабочая программа по родному языку (крымскотатарскому) составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по
крымскотатарскому языку и рабочей программы «Крымскотатарская язык (родной)» (под ред. А.С. Аблятипова – М.: «Просвещение»,
2015г.) для учащихся 5 класса МБОУ «Веселовская средняя школа имени Амет-Хан Султана».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Содержание учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО,
Примерной основной образовательной программе основного общего образования.
Учебный план МБОУ «Веселовская средняя имени Амет-Хан Султана» предусматривает изучение родного языка(крымскотатарского)
языка в 5-ом классе в количестве 34 часа (34 недели, 1 час в неделю). Для реализации программы используется учебник «Родной язык
(крымскотатарский)»: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /А.М.Меметов, Л.А.Алиева, Э.Акмоллаев/ -М.:49 .
«Просвещение», 2017г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК( КРЫМСКОТАТАРСКИЙ»
Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)» разработана для организаций,
реализующих программы основного общего образования. Программа направлена на оказание методической помощи
образовательным организациям и учителю и позволит: реализовать в процессе преподавания учебного предмета
«Родной язык (крымскотатарский)» современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных

результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования; определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Родной
язык (крымскотатарский» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО; Примерной основной образовательной
программой основного общего образования (в редакции протокола от 8 апреля 2015 г. № 1/15 федерального учебнометодического объединения по общему образованию); Примерной программой
воспитания (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20);
разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя
рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования к предметной области «Родной язык и литература. В соответствии с требованиями ФГОС
ООО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Родной язык
(крымскотатарский)» курс направлен на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином
культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей; понимания роли фольклора и художественной литературы родного
народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации; на
формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как
особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания
потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу курса
«Родной язык (крымскотатарский)» положена мысль о том, что крымскотатарская литература включает в себя систему
ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и
передачи подрастающему поколению, крымскотатарская литература устанавливает тем самым преемственную связь
прошлого, настоящего и будущего крымскотатарской национально- культурной традиции в сознании младших школьников.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК( КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)»
Целями изучения предмета «Родной язык (крымскотатарский)» являются:

воспитание ценностного отношения к крымскотатарской литературе как существенной части родной
культуры;


включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его
культурному наследию и современности, к традициям своего народа;

осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
крымскотатарской культуры;

развитие читательских умений.

Достижение данных целей предполагает решение следующих задач: формирование основ российской
гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту крымскотатарского народа, введение
обучающегося в культурно- языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к
крымскотатарской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для
национального крымскотатарского сознания и отражённых в родному языку;

обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях крымскотатарского языка на основе
изучения произведений крымскотатарской литературы;

формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого
самосовершенствования;

совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных
текстов, участвовать в их обсуждении;

развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных
высказываний о прочитанном.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК ( КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа по предмету «Родной язык (крымскотатарский)» составлена на основе требований к предметным результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 34 часа (1 ч. в 5 классе).

Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:

1) понимание крымскотатарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей крымскотатарского народа,
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в
процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности крымскотатарского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту крымскотатарского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога
(этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
крымскотатарского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какоголибо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли крымскотатарского языка как национального языка крымскотатарского народа,
как одного из государственных языков Республики Крым, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии крымскотатарского языка, основными нормами
крымскотатарского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (крымскотатарский)» у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих
историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли крымскотатарского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных
произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения
своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);

сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры
художественных произведений;
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при
поиске дополнительной информации;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный
интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (крымскотатарский)» у обучающегося будут сформированы следующие познавательные
универсальные учебные действия.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное мини- исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать

с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки
(обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности
при поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов
работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;
соотносить результат деятельности с поставленной учеб ной задачей по анализу текстов;
находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Основное содержание предмета
Коммуникативная компетенция
Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный,
публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения.
Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического(выступление, статья,
интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной (рассказ, беседа, спор) речи.
Культура речи. Критерии культуры речи.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура
текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной
мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному
стилю.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных монологических и
диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями
и ситуацией общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками, включая ресурсы Интернета.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений различных
видов; создание текстов разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо; расписка, доверенность, заявление.
Основные лексические нормы современного крымскотатарского литературного языка.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления.
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
5 класс
Введение (1 час)
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения
(ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы,
неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также
тезисов, плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного
крымскотатарского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Повторение (3 часа)
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а
также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы,
таблицы и т. п.;
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного
текста.

создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в
соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Синтаксис (9 часов)
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной
предназначенности;
употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
анализировать синонимические средства синтаксиса;
опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств,
требований выразительности речи.
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Фонетика ( 8 часов)
проводить фонетический анализ слова;
соблюдать основные орфоэпические правила современного крымскотатарского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах
деятельности.
Состав слова ( 6 часов)
делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
различать изученные способы словообразования;
анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и
лексического анализа слов.
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь
однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе
мультимедийных;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология (5 часов)
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или
многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая
сферу употребления и стилистическую окраску слова;
группировать слова по тематическим группам;
подбирать к словам синонимы, антонимы;
опознавать фразеологические обороты;
соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в
тексте;
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим
словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Повторение (2 часа)

Тематическое планирование

№

1
2
3
4
5
6
7

Разделы

Введение.
Кириш
Повторение.
Текрарлав
Синтаксис
Синтаксис
Фонетика.
Фонетика
Состав слова.
Сез теркиби
Лексикология.
Лексикология
Повторение.
Текрарлав
Итого

Рабочая
программа

Примерная
(авторская)
программа

1

2

3

6

9

18

8

16

6

12

5

10

2

4

34

68

Из них
Изложение

К/р

Диктант

1
1
1
1

1

1

2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».