ОБЖ РП.9класс

-

-

-

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета основы безопасности жизнедеятельности должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.
1. Патриотическое воспитание:
- осознание российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, истории, ценностям и культуре многонационального
народа
России, любовь к родному языку, своему краю, идентификация себя в качестве гражданина России), укрепление чувства ответственности и
долга перед
Родиной;
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, понимание роли различных социальных инс неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, гражданской позиции и культуре, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
3. Духовно-нравственное воспитание:
развитие нравственного сознания и поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и поступкам других людей,
компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни, развитие
творческих способностей;
5. Ценности научного познания:
формирование современной научной картины мира, целостного мировоззрения на процесс взаимосвязанного развития человека, природы и
общества, развитие способности к эмоционально-ценностному освоению окружающей действительности; 6. Физическое воспитание,
формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
понимание личностного смысла изучения предмета ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества
и государства;

- осознание ценности жизни, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, модели индивидуального и коллективного
-

-

безопасного поведения в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях; 7. Трудовое воспитание:
укрепление ответственного отношения к учебе, способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности; 8. Экологическое воспитание:
развитие основ экологической культуры, опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
повседневных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета основы безопасности жизнедеятельности должны отражать:
1. Овладение познавательными универсальными учебными действиями:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы:
определять свойства рассматриваемых явлений (предметов, событий);
находить общий признак нескольких явлений (предметов, событий) и объяснять их схожесть;
самостоятельно выбирать и обосновывать критерии для классификации явлений (предметов, событий);
выделять явления (предметы, события) из общего ряда других явлений (предметов, событий), группировать их по определенным признакам,
сравнивать и классифицировать;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, на основе сравнения
явлений
(предметов, фактов, событий), выделяя при этом общие признаки;
интерпретировать учебную информацию в контексте решаемой задачи;
делать вывод на основе всесторонней оценки и критического анализа разных точек зрения, самостоятельно его аргументировать; 2) умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
обозначать символами и знаками явления (предметы, события); - моделировать изучаемый объект, создавать (преобразовывать) абстрактный
или реальный образ (схему) явления (предмета, события) для решения учебных и познавательных задач; 3) смысловое чтение:
ориентироваться
в
содержании текста,
понимать
его
смысл, структурировать;
выделять в тексте информацию, соответствующую учебным целям;
определять и резюмировать главную идею текста; - критически оценивать содержание и форму текста;
4) развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для получения результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;
-

-

-

5) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций, прогнозировать их трансформацию при изменении действующих
факторов; - выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
2. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями:
6) умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности: - ясно представлять и формулировать свою учебную цель; анализировать собственные
образовательные результаты (определять степень достижения цели, находить проблемы и выдвигать версии их решения);
вносить коррекцию в свою учебную цель на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать новые учебные задачи для достижения поставленной цели деятельности, обосновывать их логическую последовательность; 7)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач:
определять необходимые действия для успешного решения учебной и познавательной задачи и составлять последовательность их выполнения; аргументировать выбор методов решения учебных и познавательных задач, находить (выбирать из предложенных учителем) необходимые
ресурсы для их выполнения;
составлять план решения учебных и познавательных задач (выполнения проекта, проведения исследования и т.п.);
8) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и своей учебной деятельности;
с использованием критериев осуществлять самоконтроль своей деятельности по достижению планируемого результата;
находить затруднения в процессе достижения результата и выбирать средства для их устранения в соответствии с изменяющейся ситуацией; 9)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:

-

-

-

определять степень выполнения учебной задачи по заданным критериям; анализировать возможность решения учебной задачи имеющимися
средствами;
10)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности:
анализировать и определять степень успешности собственной учебной и познавательной деятельности и деятельности других обучающихся в
процессе взаимопроверки;
принимать обоснованное решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; - делать осознанный выбор в ситуации учебной
неопределенности.
3. Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
11)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение:
участвовать в совместной деятельности, выполняя определенную роль;
строить позитивные взаимоотношения в процессе учебного сотрудничества; - принимать позицию собеседника, понимать его точку зрения,
аргументацию;

-

определять свои действия и действия партнера, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою идею; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; организовывать
учебное взаимодействие в группе (принимать правила обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей, выделять общую
точку зрения в дискуссии, договариваться о результатах);
12)
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью:
отбирать и использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (диалог в паре, в группе и т.д.);

-

-

-

-

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
использовать невербальные средства и наглядные материалы, подготовленные самостоятельно или
отобранные под руководством учителя; 13) формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции): целенаправленно использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и
познавательных задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов,
создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа с соблюдением правил информационной
безопасности.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета ОБЖ, сгруппирована по учебным
модулям и должны отражать:
Модуль 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»:
раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового образа жизни;
характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
сформировать
негативное отношение к вредным
привычкам
(табакокурение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость);
раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок, режима труда
и отдыха, питания, психического здоровья и психологического благополучия);
приводить примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных заболеваний;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального
происхождения (эпидемии, пандемии);
характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению
безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального
характера;
оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
Модуль 7 «Безопасность в социуме»
приводить примеры межличностного и группового конфликта;
характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие, буллинг (травля));
приводить примеры манипуляций и способов противостоять манипуляциям (например, вовлечение
в преступную, асоциальную, деструктивную деятельность, в том числе в субкультуры и
формируемые на их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности);
соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с подозрительными
людьми, у которых могут иметься преступные намерения);
соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в
различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды,
группе друзей;
безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных манипуляциях;
распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике современных
молодѐжных увлечений.
Модуль 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
приводить примеры информационных и компьютерных угроз;
характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет, предупреждать
риски и угрозы в Интернете; предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций;
владеть принципами безопасного использования Интернета;

-

-

характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании Интернета
(например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в социальных сетях).
Модуль 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической деятельности;
распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или опасных) вещей и
предметов;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и
освобождении заложников; - объяснять организационные основы системы противодействия
терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Модуль 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности
жизни и здоровья населения»:
характеризовать роль человека, общества и государства при обеспечении безопасности жизни и
здоровья населения в Российской Федерации;
объяснять роль государственных служб Российской Федерации по защите населения при
возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в современных условиях;
характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению
безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций различного характера;
объяснять правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций;
помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в
условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в различных ситуациях; владеть способами антикоррупционного поведения с учетом возрастных обязанностей;
информировать население и соответствующие органы о возникновении опасных ситуаций.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
-формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
-усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
- формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в
познавательной, формирование и развитие компетентности в области использования
информационно - технологий для решения задач обеспечения безопасности;
-формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в
познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
Содержание
Модуль 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»
Общие представления о Смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и
значение для человека. Факторы, влияющие на здоровье человека.
Элементы здорового образа жизни.
Ответственность за сохранения здоровья.
Инфекционные заболевания. Понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения.
Механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты от них.
Порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального
происхождения (эпидемия, пандемия).
Мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и во
время чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения.
Неинфекционные заболевания. Понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация.
Факторы риска неинфекционных заболеваний.
Меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них. Диспансеризация и ее задачи.

Психическое здоровье и психологическое благополучие. Понятие «психическое здоровье» и
«психологическое благополучие». Современные модели психического здоровья и здоровой
личности.
Стресс и его влияние на человека.
Меры профилактики стресса, способы самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний.
Первая помощь и самопомощь при
неотложных состояниях. Понятие «первая помощь» и обязанность по ее оказанию.
Универсальный алгоритм оказания первой помощи.
Назначение и состав аптечки первой помощи.
Порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях.
Приемы психологической поддержки пострадавшего.
Модуль 7 «Безопасность в социуме»
Общение – основа социального взаимодействия
Общение и его значение для человека.
Способы организации эффективного и позитивного общения.
Приемы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в
группе.
Признаки конструктивного и деструктивного общения, факторы и причины развития конфликта.
Конфликты в процессе общения. Понятие «конфликт» и стадии его развития.
Условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов.
Безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций.
Правила поведения для снижения риска конфликта, и порядок действий при его опасных
проявлениях.
Способ разрешения конфликта с помощью третье стороны (модератора).
Манипуляция и способы противостоять ей. Манипуляции в ходе межличностного общения.
Приемы распознавания манипуляций и способы противостояния ей.
Опасные проявления конфликтов и манипуляций.
Действия в сложных
Ситуациях. Опасные формы проявления конфликта:
агрессия, домашнее насилие и буллинг.
Приемы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество,
вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью,
и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от
них.
Безопасное поведение и современные увлечения молодежи. Современные молодежные увлечения и
опасности, связанные с ними, правила безопасного поведения.
Правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль 8 «Безопасность в информационном пространстве»
Безопасность в цифровой Понятие «цифровая среда», ее среде характеристики и примеры
информационных и компьютерных угроз Риски и угрозы при использовании Интернета.
Общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения
сложных и опасных ситуаций в личном цифровом пространстве.
Опасные программы и явления цифровой среды. Опасные программы и приложения и их
разновидности.
Опасные явления цифровой среды.
Правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных
ситуаций в цифровой среде.
Опасный контент и опасные люди Основные виды опасного и запрещенного контента в Интернете
и его признаки.
Приемы распознавания опасностей при использовании Интернета.
Правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и угроз при
использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы).
Деструктивные течения и защита от них. Деструктивные течения в Интернете, их признаки и
опасности.

Правила безопасного использования Интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в
различную деструктивную деятельность.
Безопасное поведение. Положительные возможности цифровой среды.
Противоправное поведение в Интернете.
Правила поведения в цифровой среде.
Модуль 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Основы противодействия экстремизму Понятие «экстремизм», его содержание, причины,
возможные варианты проявления экстремизма и их последствия.
Роль государства, общества и личности в противодействии экстремизму.
Основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму.
Основы противодействия терроризму. Понятие « терроризм», его содержание, причины,
возможные варианты проявления терроризма и их последствия.
Цели и формы проявления террористических актов, их последствия.
Роль государства, общества и личности в противодействии терроризму.
Основы общественно-государственной системы противодействия терроризму.
Уровни террористической опасности.
Контртеррористическая операция и ее цели.
Роль личности в противодействии терроризму. Правила антитеррористического поведения.
Основы контртеррористической безопасности. Основы контртеррористической безопасности.
Признаки угроз и подготовки различных форм терактов, правила безопасного поведения в условиях
их совершения.
Правила поведения при совершении террористических актов Порядок действий при совершении
теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой
налет, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства.
Модуль 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности
жизни и здоровья населения»
Взаимодействие государства, общества, личности в обеспечении безопасности Понятие
«национальная
безопасность»
и
ее содержание.
Факторы, от которых зависит состояние национальной безопасности.
Оборона страны. История развития армии в России.
Назначение и структура Вооруженных сил Российской Федерации.
Воинская обязанность и воинская служба.
Гражданская оборона. Действия при сигнале «Внимание всем!»
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера Понятие и
классификация чрезвычайных ситуаций.
Правила поведения при химической аварии.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Информация о недельном и годовом количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая
программа
Класс
9

Количество
Недельное количество часов
учебных недель
34
1

Программой предусмотрено проведение практической части:
9 класс
Итоговая работа за I полугодие
1 час (тест)
Промежуточная аттестация
1 час (тест)
ИТОГО
2

Годовое
часов
34
Итого:34

количество

Тематическое планирование 9 класс
6
7
8
9
10

9 класс
Модуль 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»
Модуль 7 «Безопасность в социуме»
Модуль 8 «Безопасность в информационном пространстве»
Модуль 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»
Итоговая работа за I полугодие 1 час (тест)
Промежуточная аттестация
1 час (тест)

10
6
6
6
4
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».