РП 10кл

ЛИЧНОСТНЫЕ. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения
учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся
к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении знаний и формировании умений использовать ценности физической
культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом
совершенстве.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных
знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретённые на базе освоения содержания предмета
«Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные компетенции
востребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизнедеятельности учащихся.
Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому
современному человеку. Это:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•
•

•
•
•
•
•

•
•

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся и творческой двигательной деятельности, который приобретается в процессе
освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности,
умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий
физической культурой, укреплением здоровья, ведением
здорового образа жизни. Предметные результаты отражают:
• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ
жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению
и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать
физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной
функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом
индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня
и учебной недели;

•

•

•

приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники
безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах;
обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и
досуга,
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести
наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять
тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и
функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на
организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
формирование умений выполнять комплексы обшеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих
индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических
действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах
игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие
основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Знания о физической культуре
История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности. Исторические сведения о древних
Олимпийских играх.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии. Цель и задачи
современного олимпийского движения. Идеалы и символика Олимпийских игр и олимпийского движения. Первые олимпийские чемпионы
современности.
Олимпийское движение в дореволюционной России, роль А.Д. Бутовского в его становлении и развитии. Первые успехи российских
спортсменов в современных Олимпийских играх.
Основные направления развития физической культуры в современном обществе (физкультурно-оздоровительное, спортивное и прикладноориентированное), их цель, содержание и формы организации.
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Характеристика его основных показателей. Осанка как показатель
физического развития человека. Характеристика основных средств формирования правильной осанки и профилактики её нарушений.
Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств; понятие силы, быстроты, выносливости,
гибкости, координации движений и ловкости. Основные правила развития физических качеств. Структура и содержание самостоятельных
занятий по развитию физических качеств, особенности их планирования в системе занятий физической подготовкой. Место занятий
физической подготовкой в режиме дня и недели.

Техника движений и её основные показатели. Основные правила самостоятельного освоения новых движений. Двигательный навык и
двигательное умение как качественные характеристики результата освоения новых движений. Правила профилактики появления ошибок и
способы их устранения.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие, его связь с занятиями физической культурой и спортом.
Адаптивная физическая культура как система занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья, коррекции
осанки и телосложения, профилактике утомления.
Спортивная подготовка как система регулярных тренировочных занятий для повышения спортивного результата, как средство
всестороннего и гармоничного физического совершенствования.
Здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формировании. Вредные привычки и их пагубное влияние на здоровье
человека. Допинг. Концепция честного спорта. Роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя гимнастика и её влияние на
работоспособность человека. Физкультминутки (физкультпаузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой
деятельности.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования во время закаливающих процедур.
Физическая нагрузка и способы её дозирования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности человека (воли, смелости, трудолюбия,
честности, этических норм поведения).
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, их структура и содержание, место в системе регулярных
занятий физическими упражнениями.
Восстановительный массаж, его роль и значение в укреплении здоровья человека. Характеристика техники выполнения простейших
приёмов массажа на отдельных участках тела (поглаживание, растирание, разминание). Правила и гигиенические требования проведения
сеансов массажа.
Банные процедуры, их цель и задачи, связь с укреплением здоровья человека. Правила поведения в бане и гигиенические требования к
банным процедурам.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом, характеристика типовых травм, причины их возникновения.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация самостоятельных занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при
подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой,
физической и технической подготовкой (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки).
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз.
Составление (по образцу) индивидуальных планов занятий физической подготовкой, выделение основных частей занятия, определение их
задач и направленности содержания.

Составление (совместно с учителем) плана занятий спортивной подготовкой с учётом индивидуальных показателей здоровья и физического
развития, двигательной (технической) и физической подготовленности.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой, последовательное выполнение частей занятия, определение их
содержания по направленности физических упражнений и режиму нагрузки.
Организация досуга средствами физической культуры, характеристика занятий подвижными и спортивными играми, оздоровительными
бегом и ходьбой.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по его основным
показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, осанка). Самонаблюдение за индивидуальными показателями физической
подготовленности (самостоятельное тестирование физических качеств). Самоконтроль изменения частоты сердечных сокращений (пульса)
во время занятий физическими упражнениями, определение
режимов физической нагрузки.
Простейший анализ и оценка техники осваиваемых упражнений (по методу сличения с эталонным образцом).
Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической
подготовленности; конспектирование содержания еженедельно обновляемых комплексов утренней зарядки и физкультминуток; содержания
домашних занятий по развитию физических качеств.
Измерение функциональных резервов организма как способ контроля за состоянием индивидуального здоровья. Проведение простейших
функциональных проб с задержкой дыхания и выполнением физической нагрузки.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, формирования
правильной осанки, регулирования массы тела с учётом индивидуальных особенностей физического развития и полового созревания.
Комплексы упражнений для формирования стройной фигуры. Комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз.
Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для профилактики нарушений зрения.
Индивидуальные комплексы адаптивной и лечебной физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями (при
нарушениях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др.).
Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика.(22ч.) Организующие команды и приёмы: построения и перестроения на месте и в
движении; передвижение строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами; передвижение в колонне с изменением длины шага.
Акробатические упражнения: кувырок вперёд в группировке; кувырок назад в упор присев; кувырок назад из стойки на лопатках в
полушпагат; кувырок назад в упор, стоя ноги врозь; из упора присев перекат назад в стойку на лопатках; перекат вперёд в упор присев; из
упора лёжа толчком двумя в упор присев; из стойки на лопатках группировка и переворот назад через голову в упор присев; «длинный»
кувырок (с места и разбега); стойка на голове и руках; зачётные комбинации (составляются из числа освоенных упражнений с учётом
технической и физической подготовленности занимающихся).
Упражнения на гимнастической скамейке (девочки): передвижения ходьбой, бегом, приставными шагами, прыжками; повороты стоя на
месте и прыжком; наклоны вперёд и назад, вправо и влево в основной и «широкой» стойке с изменяющимся положением рук; стойка на

коленях с опорой на руки; полушпагат и равновесие на одной ноге (ласточка); зачётные комбинации (составляются из числа освоенных
упражнений с учётом технической и физической подготовленности занимающихся).
Лёгкая атлетика.(35ч.) Беговые упражнения: бег на длинные, средние и короткие дистанции; высокий старт; низкий старт; ускорения с
высокого старта; спринтерский бег; гладкий равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанции регулируется учителем или
учеником); эстафетный бег; бег с преодолением препятствий; кроссовый бег.
Прыжковые упражнения: прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»; прыжок в длину с места.
Упражнения в метании малого мяча: метание малого мяча с места в вертикальную неподвижную мишень; метание малого мяча по
движущейся (катящейся) мишени; метание малого мяча по движущейся (летящей) мишени; метание малого мяча с разбега по движущейся
мишени; метание малого мяча на дальность с разбега (трёх шагов).
Спортивные игры.(31ч.) Баскетбол(16ч.): ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; ловля и передача мяча двумя руками от
груди; передача мяча одной рукой от плеча; передача мяча при встречном движении; передача мяча одной рукой снизу; передача мяча одной
рукой сбоку; передача мяча двумя руками с отскока от пола; бросок мяча двумя руками от груди с места; бросок мяча одной рукой от головы
в прыжке; бросок мяча одной рукой от головы в движении; штрафной
бросок; вырывание и выбивание мяча; перехват мяча во время передачи; перехват мяча во время ведения; накрывание мяча; повороты с
мячом на месте; тактические действия: подстраховка; личная опека. Игра по правилам.
Волейбол( 15ч.): прямая нижняя подача; верхняя прямая подача; приём и передача мяча двумя руками снизу; приём и передача мяча сверху
двумя руками; передача мяча сверху двумя руками назад; передача мяча в прыжке; приём мяча сверху двумя руками с перекатом на спине,
приём мяча одной рукой с последующим перекатом в сторону; прямой нападающий удар; индивидуальное блокирование в прыжке с места;
тактические действия: передача мяча из зоны защиты в зону нападения. Игра по правилам.
Физическая подготовка. Физические упражнения для развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации
движений, гибкости, ловкости.
Гимнастика . Развитие гибкости. Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя,
сидя, сидя ноги в стороны. Упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечевого сустава
(выкруты). Комплексы oбщеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных
суставов, для развития подвижности позвоночного столба. Комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений.
Упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений. Прохождение усложнённой полосы препятствий, включающей кувырки (вперёд, назад), кувырки по
наклонной плоскости, преодоление препятствий прыжком с опорой на руку, безопорным прыжком, быстрым лазаньем. Броски теннисного
мяча правой и левой рукой в подвижную и неподвижную мишень, с места и с разбега. Касание правой и левой ногой мишеней, подвешенных
на разной высоте, с места и с разбега. Разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением.
Развитие силы. Подтягивание в висе и отжимание в упоре. Передвижения в висе и упоре на руках на перекладине (мальчики), подтягивание
в висе стоя (лёжа) на низкой перекладине (девочки); отжимания в упоре лёжа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног; поднимание
ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты; из положения лёжа на гимнастическом козле (ноги зафиксированы) сгибание

туловища с различной амплитудой движений (на животе и на спине); комплексы упражнений с индивидуально подобранной массой
(движения руками, повороты на месте, наклоны, подскоки со взмахом рук); метание набивного мяча из различных исходных положений;
комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с увеличивающимся темпом движений без потери
качества выполнения); элементы атлетической гимнастики (по типу «подкачки»); приседания на одной ноге «пистолетом» с опорой на руку
для сохранения равновесия.
Развитие выносливости. Упражнения с непредельными отягощениями, выполняемые в режиме умеренной интенсивности и сочетании с
напряжением мышц и фиксацией положений тела. Повторное выполнение гимнастических упражнений с уменьшающимся интервалом
отдыха (по типу «круговой тренировки»). Комплексы упражнений с отягощением, выполняемые в режиме непрерывного и интервального
методов.
Лёгкая атлетика. Развитие выносливости. Кроссовая подготовка(14ч.) Бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального
метода. Бег по пересечённой местности (кроссовый бег). Бег с равномерной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности. Бег с
препятствиями. Равномерный бег с финальным ускорением (на разные дистанции). Равномерный бег с дополнительным отягощением в
режиме «до отказа».
Развитие силы. Специальные прыжковые упражнения с дополнительным отягощением. Прыжки вверх с доставанием подвешенных
предметов. Прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны). Запрыгивание с последующим спрыгиванием. Прыжки в
глубину по методу ударной тренировки. Прыжки в высоту с продвижением и изменением направлений, поворотами вправо и влево, на
правой, левой ноге и поочерёдно. Бег с препятствиями. Комплексы упражнений с набивными мячами. Упражнения с локальным
отягощением на мышечные группы. Комплексы силовых упражнений по методу круговой тренировки.
Развитие быстроты. Бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры. . Повторный бег на короткие
дистанции с максимальной скоростью (по прямой, на повороте и со старта). Бег с максимальной скоростью с ходу. Прыжки через скакалку в
максимальном темпе. Ускорение, переходящее в многоскоки, и многоскоки, переходящие в бег с ускорением. Подвижные и спортивные
игры, эстафеты.
Развитие координации движений. Специализированные комплексы упражнений на развитие координации (разрабатываются на основе
учебного материала разделов «Гимнастика» и «Спортивные игры»).
Баскетбол. Развитие быстроты. Ходьба и бег в различных на правлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками и
выполнением различных заданий (например, прыжки вверх, назад, вправо, влево, приседания). Ускорения с изменением направления
движения. Бег с максимальной частотой (темпом) шагов с опорой на руки и без опоры. Выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров
левой (правой) рукой. Челночный бег (чередование прохождения заданных отрезков дистанции лицом и спиной вперёд). Бег с максимальной
скоростью с предварительным выполнением многоскоков. Передвижения с ускорениями и максимальной скоростью приставными шагами
левым и правым боком. Ведение баскетбольного мяча с ускорением и максимальной скоростью. Прыжки вверх на обеих ногах и одной ноге
с места и с разбега. Прыжки с поворотами на точность приземления. Передача мяча двумя руками от груди в максимальном темпе при
встречном беге в колоннах. Кувырки вперёд, назад, боком с последующим рывком на 3-5 м. Подвижные и спортивные игры, эстафеты.

Развитие силы. Комплексы упражнений с дополнительным отягощением на основные мышечные группы. Ходьба и прыжки и глубоком
приседе. Прыжки на одной ноге и обеих ногах с продвижением вперёд, по кругу, «змейкой», на месте с поворотом на 180° и 360°. Прыжки
через скакалку в максимальном темпе на месте и с передвижением (с дополнительным отягощением и без него). Напрыгивание и
спрыгивание с последующим ускорением. Многоскоки с последующим ускорением и ускорения с последующими многоскоками. Броски
набивного мяча из различных исходных положений, с различной траекторией полёта одной рукой и обеими руками, стоя, сидя, в
полуприседе.
Развитие выносливости. Повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом отдыха. Гладкий бег по непрерывноинтервальному методу. Гладкий бег в режиме большой и умеренной интенсивности. Игра в баскетбол с увеличивающимся объёмом времени
игры.
Развитие координации движений. Броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени. Акробатические упражнения
(двойные и тройные кувырки вперёд и назад). Бег «с тенью» (повторение движений партнёра). Бег по гимнастической скамейке. Прыжки по
разметкам с изменяющейся амплитудой движений. Броски малого мяча в стену одной (обеими) руками с последующей его ловлей (обеими
руками и одной рукой) после отскока от стены (от пола). Ведение мяча с изменяющейся по команде скоростью и направлением
передвижения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Раздел программы

п/п

Учебные часы по
примерной
авторской
программе
21
18
18
15

Учебные часы
по рабочей
программе

1.
2.
3.
4.

Легкоатлетические упражнения
Кроссовая подготовка
Гимнастика
Баскетбол

5.

Футбол

15

6.

Волейбол

15

15

Итого

102

102

35
14
22
16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».