1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» Личностные: • воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно - языковое поле своего народа; • приобщение к литературному наследию своего народа; • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа; • осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа. Метапредметные: • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Предметные: 1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: • осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; • осознание роли русского родного языка в жизни человека; • осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; • понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; • понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох; понимание слов с живой внутренней формой; • осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика. • понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; • понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения; • характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; • понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; • характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); • распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие); • понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; понимание причин изменений в словарном составе языка; • перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; • определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске; • определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов; • осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке; • соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов; • использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений. 2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний: • стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; • анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка; • соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета; • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; • стремление к речевому самосовершенствованию; • формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; • осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие; • соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: • различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи; • различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы; • употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы; • понимание активных процессов в области произношения и ударения; • соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: • нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов; • употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; • употребление терминов в научном стиле речи, в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма; • различение стилистических вариантов лексической нормы; • употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы; • употребление синонимов, антонимов, омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы; • различение типичных речевых ошибок; • редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи; • соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: • различение вариантов грамматической нормы: • соблюдение основных норм русского речевого этикета; • ситуациях делового общения; • понимание активных процессов в русском речевом этикете; • соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе); • соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе); • использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления; • использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; • использование словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста; • использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста; • использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи. 3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): • владение различными видами слушания (детальным, выборочным, ознакомительным, критическим, интерактивным) монологической речи, • учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; • владение различными видами чтения учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи; • умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста • умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста; • проведение анализа прослушанного или прочитанного текста • владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях; • уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения; • участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре; • умение строить устные учебно-научные сообщения различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии; • владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки; • создание устных и письменных текстов описательного типа • создание устных и письменных текстов аргументативного типа; оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении; • создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме; • чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров; • чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов; • редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. - Речь и речевое общение. Выпускник научится: использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Выпускник получит возможность научиться: выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Речевая деятельность.Выпускник научится: различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; Выпускник получит возможность научиться: - анализировать и комментировать речь в устной форме. Чтение. Выпускник научится: - передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; - использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; - отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: - понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функциональностилевой и жанровой принадлежности; - извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебнонаучных текстов, текстов СМИ, - в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Говорение.Выпускник научится: - создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); - обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; - соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: - создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; Письмо.Выпускник научится: - создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности; - излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; - - соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Выпускник получит возможность научиться: - писать рефераты; - составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты. Текст. Выпускник научится: - создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Выпускник получит возможность научиться: - создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка. Выпускник научится: - владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); - речи; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; - исправлять речевые недостатки, редактировать текст; - выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебнонаучную тему. Выпускник получит возможность научиться: - различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; - выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Общие сведения о языке. Выпускник научится: - характеризовать основные социальные функции русского языка в России. место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; - определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; - оценивать использование основных изобразительных средств языка. Выпускник получит возможность научиться: - характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. Язык и культура. Выпускник научится: - выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; - приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского родного языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; - уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: - характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя русского родного языка. 2. Содержание учебного предмета Раздел 1. Язык и культура (6 часов) Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Роль родного языка в жизни человека. Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Русская ономастика: антропонимы. Русская ономастика: топонимы и гидронимы. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, объективных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум». Раздел 2. Культура речи (5 часов) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление. Правильное построение словосочетаний по типу управления. Правильное употребление предлогов. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Типичные ошибки в построении предложений с причастными и деепричастными оборотами. Нормы употребления предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках Словарные пометы. Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 часов) Язык и речь. Изобразительно-выразительные возможности русского языка. Тропы и фигуры речи. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Звукопись как художественный прием. Текст как единица языка и речи. Текст. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Способы опровержения доводов оппонента. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. 3. Тематическое планирование № п/п Наименование тем разделов и Учебные часы Практические работы 1 Язык и культура речи 11 1 2 Культура речи 12 1 3 Речь. Речевая деятельность 10 1 4. Итоговый урок 1 - Итого: 34 3