РП Родной язык (русский) 9класс

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»
Личностные:
•
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно
- языковое поле своего народа;
•
приобщение к литературному наследию своего народа;
•
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
•
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
Метапредметные:
•
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей
полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
•
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
•
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
•
осознание роли русского родного языка в жизни человека;
•
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
•
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
•
понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи;
•
понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох; понимание слов с живой внутренней формой;
•
осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов,
обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.
•
понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование
истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
•
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и
выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
•
характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная;
•
понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур;
•
характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые
древние и более поздние);
•
распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая
характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);

•
понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из
языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических
заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; понимание причин изменений в словарном составе
языка;
•
перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с
национально-культурным компонентом;
•
определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
•
определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание
национально-культурного своеобразия диалектизмов;
•
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее
представление об активных процессах в современном русском языке;
•
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с
речевым этикетом других народов;
•
использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях
строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей,
этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических
словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),
нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний:
•
стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
•
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
•
анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка
речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;
•
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
•
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
•
стремление к речевому самосовершенствованию;
•
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
•
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои
языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;
•
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
•
различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;
•
различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов
орфоэпической нормы;
•
употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

•
понимание активных процессов в области произношения и ударения;
•
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
•
нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;
•
употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
•
употребление терминов в научном стиле речи, в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание
частотных примеров тавтологии и плеоназма;
•
различение стилистических вариантов лексической нормы;
•
употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
•
употребление синонимов, антонимов, омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
•
различение типичных речевых ошибок;
•
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
•
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
•
различение вариантов грамматической нормы:
•
соблюдение основных норм русского речевого этикета;
•
ситуациях делового общения;
•
понимание активных процессов в русском речевом этикете;
•
соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
•
соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);
•
использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей
употребления;
•
использование орфоэпических,
в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного
произношения слова; вариантов произношения;
•
использование словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов,
антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста;
•
использование
грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и
построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
•
использование
орфографических
словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и
постановки знаков препинания в письменной речи.
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
•
владение различными видами слушания (детальным, выборочным, ознакомительным, критическим, интерактивным) монологической
речи,
•
учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
•
владение различными видами чтения учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи;
•
умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста

•
умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи
между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
•
проведение анализа прослушанного или прочитанного текста
•
владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; владение правилами информационной
безопасности при общении в социальных сетях;
•
уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения;
•
участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
•
умение строить устные учебно-научные сообщения различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад;
принимать участие в учебно-научной дискуссии;
•
владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об
объекте; объяснения сущности объекта; оценки;
•
создание устных и письменных текстов описательного типа
•
создание устных и письменных текстов аргументативного типа; оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном
общении;
•
создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и
представление его в устной форме;
•
чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров;
•
чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов;
•
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и
отредактированного текстов.

-

Речь и речевое общение. Выпускник научится:
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях
общения;
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения
коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность.Выпускник научится:
различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного,
публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию,
комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать и комментировать речь в устной форме.
Чтение. Выпускник научится:
- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функциональностилевой и жанровой принадлежности;
- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебнонаучных текстов, текстов СМИ,
- в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать
собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение.Выпускник научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других
изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение,
небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из
различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом
заданных условий общения; - соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические
нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого
этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
Письмо.Выпускник научится:
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности;
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также
тезисов, плана;
-

- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
- писать рефераты;
- составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты.
Текст. Выпускник научится:
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка. Выпускник научится:
- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты
художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических
средств, типичных синтаксических конструкций);
- речи; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебнонаучную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты
художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке. Выпускник научится:
- характеризовать основные социальные функции русского языка в России.
место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
- определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и
характеризовать эти различия;
- оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Язык и культура. Выпускник научится:
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в
художественной литературе и исторических текстах;
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского родного языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:

- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя русского родного языка.

2. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (6 часов)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Роль родного языка в жизни человека.
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.
Русская ономастика: антропонимы.
Русская ономастика: топонимы и гидронимы.
Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Использование диалектной лексики в
произведениях художественной литературы.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов
и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, объективных
процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум».
Раздел 2. Культура речи (5 часов)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный
приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление.
Правильное построение словосочетаний по типу управления. Правильное употребление предлогов.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Типичные ошибки в построении предложений с причастными и
деепричастными оборотами.
Нормы употребления предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов
грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках
Словарные пометы.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила
этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 часов)
Язык и речь. Изобразительно-выразительные возможности русского языка. Тропы и фигуры речи.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Звукопись как художественный прием.
Текст как единица языка и речи.
Текст. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной
аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Способы опровержения доводов оппонента.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

3. Тематическое планирование

№
п/п

Наименование
тем

разделов и

Учебные часы

Практические
работы

1

Язык и культура речи

11

1

2

Культура речи

12

1

3

Речь. Речевая деятельность

10

1

4.

Итоговый урок

1

-

Итого:

34

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».