Пояснительная записка. Исходные документы для составления календарно-тематического планирования учебного курса «Родная русская литература» рассчитана для 7 общеобразовательного класса. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 2); приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Веселовская средняя школа имени Амет-Хан Султана» Учебный план МБОУ «Веселовская средняя школа имени Амет-Хан Султана» на 2021/2022 учебный год; Учебное пособие, имеющееся в федеральном перечне учебников, «Родная русская литература» под редакцией Александровой М.А., Беляевой Н.В. и др. (Просвещение, 2021) 1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Родная литература» Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношени е к членам своей семьи; 10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достиж ений. Познавательные УУД: учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст; излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя); осознать важность коммуникативных умений в жизни человека; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя); слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений: 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления». Важнейшие умения в 7 классе следующие: правильно, бегло и выразительно читать художественные, публицистические и учебные тексты; выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть; осмысливать, характеризовать, анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.); определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований; обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, готовить аргументированный отзыв о произведении; выявлять роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в раскрытии содержания произведения; составлять простой и сложный планы изучаемого произведения; объяснять роль художественных средств в произведении и пользоваться справочным аппаратом учебника; владеть монологической и диалогической речью, уметь готовить сообщения, доклады, рефераты; письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы; выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания критиков и литературоведов, делать выводы и умозаключения; высказывать собственное суждение об иллюстрациях; сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинение по картине. Обучающийся научится: – владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; – владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; – адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; - пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; - понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; - осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления - определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа); - владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; Обучающийся получит возможность научиться: – анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; – осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; - аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; – участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта. 2. Содержание программы учебного предмета. Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. Для 7 класса курс рассчитан на 17 часов в год, 1 час в неделю. В течение года возможны изменения объема количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения. Содержание учебного предмета 1. Россия – Родина моя (11 ч) «Преданья старины глубокой»: песня русская – душа народная (Русские народные песни «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры, буйные…»); «Преданья старины глубокой»: старая песня на новый лад (А.С.Пушкин «Песни о Стеньке Разине», «И.З.Суриков «Я ли в поле да не травушка была…», А.К.Толстой «Моя душа летит приветом…»); Города земли Русской: Сибирью прирастает земля Русская (В.Г.Распутин «Сибирь, Сибирь…», А.И.Солженицын «Колокол Углича»); Родные просторы: русское поле (И.С.Никитин «Поле», И.А.Гофф «Русское поле»); Родные просторы: русское поле ( Д.В.Григорьев «Пахарь»); 2. Русские традиции (10 ч) Праздники Русского мира: Пасха (К.Д.Бальмонт «Благовещение в Москве», А.С.Хомяков «Кремлёвская заутреня на Пасху»); Праздники Русского мира: Пасха (А.А.Фет «Христос Воскресе! – клик весенний», А.П.Чехов «Казак»); Тепло родного дома: русские мастера(Р.И.Рождественский «О мастерах»); Тепло родного дома: русские мастера(В.А.Солоухин «Камешки на ладони», Ф.А.Абрамов «Дом»); 3.Русский характер – русская душа (13 ч). «Не до ордена. Была бы Родина»: на Первой мировой войне(С.М.Городецкий «Воздушный витязь», Н.С.Гумилёв «Наступление», «Война»); «Не до ордена. Была бы Родина»: на Первой мировой войне(М.М.Пришвин «Голубая стрекоза»); Загадки Русской души: долюшка женская(Ф.И.Тютчев «Русской женщине», Н.А.Некрасов «Внимая ужасам войны»); Загадки Русской души: долюшка женская(Ю.В.Друнина «Запас прочности», «И откуда вдруг берутся силы…»); Загадки Русской души: долюшка женская(Ф.А.Абрамов «Золотые руки»); О ваших ровесниках: взрослые детские проблемы(Н.Н.Назаркин «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»); О ваших ровесниках: взрослые детские проблемы(А.С.Игнатова «Джинн Сева»); «Лишь слову жизнь дана…»: «Такого языка на свете не бывало…»(В.А.Рождественский «В родной поэзии совсем не старовер…»); 4. Учебно-тематический план № Название раздела 1 Россия – Родина моя 2 Русские традиции 3 Русский характер – русская душа Итого: Количество часов 11 10 13 34 часа.