1 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 5 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания, представленных в Универсальном кодификаторе по иностранному (английскому) языку, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК» Предмету «Иностранный (английский) язык» принадлежит важное место в системе общего образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языков как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций. Наряду с этим иностранный язык выступает инструментом овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных, математических, естественно-научных и других наук и становится важной составляющей базы для общего и специального образования. В последние десятилетия наблюдается трансформация взглядов на владение иностранным языком, усиление общественных запросов на квалифицированных и мобильных людей, способных быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям общества, овладевать новыми компетенциями. Владение иностранным языком обеспечивает быстрый доступ к передовым международным научным и технологическим достижениям и расширяет возможности образования и самообразования. Владение иностранным языком сейчас рассматривается как часть профессии, поэтому он является универсальным предметом, которым стремятся овладеть современные школьники независимо от выбранных ими профильных предметов (математика, история, химия, физика и др.). Таким образом, владение иностранным языком становится одним из важнейших средств социализации и успешной профессиональной деятельности выпускника школы. Возрастает значимость владения разными иностранными языками как в качестве первого, так и в качество второго. Расширение номенклатуры изучаемых языков соответствует стратегическим интересам России в эпоху постглобализации и многополярного мира. Знание родного языка экономического или политического партнёра обеспечивает более эффективное общение, учитывающее особенности культуры партнёра, что позволяет успешнее решать возникающие проблемы и избегать конфликтов. Естественно, возрастание значимости владения иностранными языками приводит к переосмыслению целей и содержания обучения предмету. 2 3 ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК» В свете сказанного выше цели иноязычного образования становятся более сложными по структуре, формулируются на ценностном, когнитивном и прагматическом уровнях и, соответственно, воплощаются в личностных, метапредметных/общеучебных/универсальных и предметных результатах обучения. А иностранные языки признаются средством общения и ценным ресурсом личности для самореализации и социальной адаптации; инструментом развития умений поиска, обработки и использования информации в познавательных целях, одним из средств воспитания качеств гражданина, патриота; развития национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных стран. На прагматическом уровне целью иноязычного образования провозглашено формирование коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции: — речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); — языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c отобранными темами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках; — социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения; — компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации. Наряду с иноязычной коммуникативной компетенцией средствами иностранного языка формируются ключевые универсальные учебные компетенции, включающие образовательную, ценностно-ориентационную, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования. В соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования основными подходами к обучению иностранным языкам признаются компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный. Совокупность перечисленных подходов предполагает возможность реализовать поставленные цели, добиться достижения планируемых результатов в рамках содержания, отобранного для основной школы, использования новых педагогических технологий (дифференциация, индивидуализация, проектная деятельность и др.) и использования современных средств обучения. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК» 3 4 Обязательный учебный предмет «Иностранный язык» входит в предметную область «Иностранные языки» и изучается обязательно со 2-го по 11ый класс. На изучение иностранного языка в 5 классе отведено 102 учебных часа, по 3 часа в неделю. 2022 г. Данная рабочая программа по иностранному языку (английский) для 5 класса разработана в соответствии с: 1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Минпросвещения России № 287 от 31.05.2021 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»); 2. Основной образовательной программой основного общего образования (ФГОС-2021) МБОУ «Веселовская средняя школа имени Амет-Хан Султана» 3. Примерной рабочей программой основного общего образования: Английский язык (для 5-9 классов образовательных организаций) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021). – М.: Институт стратегии развития образования, 2021. – 108 с.; 4. Методическими рекомендациями об особенностях преподавания иностранных языков в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2022-2023 учебном году. – Симферополь: ГБОУ ДПО РК КРИППО, 2022. – 36 с. 5. Учебником – Английский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. – 8 изд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. – 164 с. 6. Положением о рабочей программе (ФГОС-2021). Срок реализации программы – 2022-2023 учебный год. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛ.)» КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи. Моя семья. Мои друзья. Семейные праздники: день рождения, Новый год. Внешность и характер человека/литературного персонажа. Досуг и увлечения/хобби современного подростка (чтение, кино, спорт). Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, здоровое питание. Покупки: одежда, обувь и продукты питания. Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года. Виды отдыха. Природа: дикие и домашние животные. Погода. Родной город/село. Транспорт. 4 5 Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, столицы; достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, традиции, обычаи). Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка: писатели, поэты. Говорение Развитие коммуникативных умений диалогической речи на базе умений, сформированных в начальной школе: диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор (в том числе разговор по телефону); поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление; выражать благодарность; вежливо соглашаться на предложение/отказываться от предложения собеседника; диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу; приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться/не соглашаться на предложение собеседника; диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; запрашивать интересующую информацию. Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи класса с опорой на речевые ситуации, ключевые слова и/или иллюстрации, фотографии с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка. Объём диалога – до 5 реплик со стороны каждого собеседника. Развитие коммуникативных умений монологической речи на базе умений, сформированных в начальной школе: 1) создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: - описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа); - повествование/сообщение; 2) изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста; 3) краткое изложение результатов выполненной проектной работы. Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с опорой на ключевые слова, вопросы, план и/или иллюстрации, фотографии. Объём монологического высказывания – 5-6 фраз. Аудирование Развитие коммуникативных умений аудирования на базе умений, сформированных в начальной школе: при непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная/невербальная реакция на услышанное; при опосредованном общении: дальнейшее развитие умений восприятия и понимания на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации с опорой и без опоры на иллюстрации. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. 5 6 Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте. Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера. Время звучания текста/текстов для аудирования – до 1 минуты. Смысловое чтение Развитие сформированных в начальной школе умений читать про себя и понимать учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в прочитанном тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме. Чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: беседа/диалог, рассказ, сказка, сообщение личного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, стихотворение; несплошной текст (таблица). Объём текста/текстов для чтения – 180-200 слов. Письменная речь Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных в начальной школе: списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; написание коротких поздравлений с праздниками (с Новым годом, Рождеством, днём рождения); заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; написание электронного сообщения личного характера: сообщение кратких сведений о себе; оформление обращения, завершающей фразы и подписи в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объём сообщения – до 60 слов. ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ Фонетическая сторона речи Различение на слух и адекватное, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах; чтение новых слов согласно основным правилам чтения. Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил 6 7 чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: беседа/диалог, рассказ, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера. Объём текста для чтения вслух – до 90 слов. Графика, орфография и пунктуация Правильное написание изученных слов. Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения; запятой при перечислении и обращении; апострофа. Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране/странах изучаемого языка, оформление электронного сообщения личного характера. Лексическая сторона речи Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в английском языке нормы лексической сочетаемости. Объём изучаемой лексики: 625 лексических единиц для продуктивного использования (включая 500 лексических единиц, изученных в начальной школе) и 675 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 625 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы словообразования: аффиксация: образование имён существительных при помощи суффиксов -er/-or (teacher/visitor), -ist (scientist, tourist), -sion/-tion (discussion/invitation); образование имён прилагательных при помощи суффиксов -ful (wonderful), -ian/-an (Russian/American); образование наречий при помощи суффикса -ly (recently); образование имён прилагательных, имён существительных и наречий при помощи отрицательного префикса un- (unhappy, unreality, unusually). Грамматическая сторона речи Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций английского языка. Предложения с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке. Вопросительные предложения (альтернативный и разделительный вопросы в Present/Past/Future Simple Tense). Глаголы в видо-временных формах действительного залога в изъявительном наклонении в Present Perfect Tense в повествовательных (утвердительных и отрицательных) и вопросительных предложениях. Имена существительные во множественном числе, в том числе имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Имена существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени. Наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения. 7 8 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ Знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в стране/странах изучаемого языка в рамках тематического содержания (в ситуациях общения, в том числе «В семье», «В школе», «На улице»). Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий в рамках отобранного тематического содержания (некоторые национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании). Знание социокультурного портрета родной страны и страны/стран изучаемого языка: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников (Рождества, Нового года и т.д.); с особенностями образа жизни и культуры страны/ стран изучаемого языка (известных достопримечательностях, выдающихся людях); с доступными в языковом отношении образцами детской поэзии и прозы на английском языке. Формирование умений: писать свои имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на английском языке; правильно оформлять свой адрес на английском языке (в анкете, формуляре); кратко представлять Россию и страну/страны изучаемого языка; кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и страны/стран изучаемого языка (основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании). КОМПЕНСАТОРНЫЕ УМЕНИЯ Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки. Использование в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевых слов, плана. Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного/прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛ.)» Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться 8 9 системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, 9 10 соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию учащегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают: 10 11 освоение учащимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность учащихся взаимодействовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; 11 12 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимости объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у учащихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и(или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; 12 13 публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; 13 14 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты по учебному предмету «Иностранный язык (англ.)» предметной области «Иностранные языки» ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на допороговом уровне в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной). 1) Владеть основными видами речевой деятельности: говорение: вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными и/или зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в стране/странах изучаемого языка (до 5 реплик со стороны каждого собеседника); создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование/сообщение) с вербальными и/или зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объём монологического высказывания – 5-6 фраз); излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и/или зрительными опорами (объём – 5-6 фраз); кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объём – до 6 фраз); аудирование: воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста/текстов для аудирования – до 1 14 15 минуты); смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объём текста/текстов для чтения – 180-200 слов); читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию; письменная речь: писать короткие поздравления с праздниками; заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в стране/странах изучаемого языка (объём сообщения – до 60 слов); 2) Владеть фонетическими навыками: различать на слух и адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах; выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты объёмом до 90 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста; читать новые слова согласно основным правилам чтения; владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова; владеть пунктуационными навыками: использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении, апостроф; пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера; 3) распознавать в звучащем и письменном тексте 675 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 625 лексических единиц (включая 500 лексических единиц, освоенных в начальной школе), обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости; распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием аффиксации: имена существительные с суффиксами -er/-or, -ist, -sion/- tion; имена прилагательные с суффиксами -ful, -ian/-an; наречия с суффиксом -ly; имена прилагательные, имена существительные и наречия с отрицательным префиксом un-; распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы и интернациональные слова; 4) знать и понимать особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; различных коммуникативных типов предложений английского языка; распознавать в письменном и звучащем тексте и употреблять в устной и письменной речи: - предложения с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке; - вопросительные предложения (альтернативный и разделительный вопросы в Present/Past/Future Simple Tense); - глаголы в видо-временных формах действительного залога в изъявительном наклонении в Present Perfect Tense в повествовательных (утвердительных и отрицательных) и вопросительных предложениях; - имена существительные во множественном числе, в том числе имена существительные, имеющие форму только множественного числа; 15 16 - имена существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени; - наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения; 5) владеть социокультурными знаниями и умениями: - использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в стране/странах изучаемого языка в рамках тематического содержания; - знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную лексику, обозначающую фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка в рамках тематического содержания речи; - правильно оформлять адрес, писать фамилии и имена (свои, родственников и друзей) на английском языке (в анкете, формуляре); - обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете родной страны и страны/стран изучаемого языка; - кратко представлять Россию и страны/стран изучаемого языка; 6) владеть компенсаторными умениями: использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного/ прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации; 7) участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на английском языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет; 8) использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме. Для оценки сформированности универсальных учебных действий проводится по 4 практических проверки по видам речевой деятельности в декабре и мае, длительностью 20-25 минут, и 4 практических проверки по видам речевой деятельности (по одному виду в четверть) длительностью 20 минут, на проверку говорения отводится отдельный урок; модульный контроль – 10 (длительность – 20-25 минут). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование составлено с учетом Программы воспитания в составе ООП ООО (ФГОС-2021). В воспитании учащихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений учащихся и прежде всего ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему предками и которое нужно оберегать; 16 17 - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за собственное будущее. В программах по иностранному языку распределение часов по темам условно, без указания последовательности и связано с концентрическим изучением тематики устного общения. Содержание курса Моя семья. Мои друзья Семейные праздники: день рождения, Новый год Внешность и характер человека/литературного персонажа Досуг и увлечения/хобби современного подростка (чтение, кино, спорт) Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, здоровое питание Покупки: одежда, обувь и продукты питания Школа, школьная жизнь, школьная форма, Раздел учебника I’m from…, My things – Module 2 My family, Extensive Reading 4 – Module 4 Celebrations, It’s my birthday, English in Use 8 – Module 8 Thanksgiving – Module 8 Our country, Festivals, Holidays – Spotlight on Russia Who is who, Famous people, English in Use 4 – Module 4 My collection, English in Use 2 – Module 2 Weekends, English in Use 6 – Module 6 Wake up! – Module 6 Master Chef, It’s my birthday, Extensive Reading 8 – Module 8 Just a note, Extensive Reading 10 – Module 10 Dress right, English in Use 7 – Module 7 Going shopping, Let’s go, Don’t miss it!, Extensive Reading 9 – Module 9 School!, First day!, Favourite subjects, English in Use 1, Extensive Reading 1 – 17 18 изучаемые предметы. Переписка с зарубежными сверстниками Каникулы в различное время года. Виды отдыха Природа: дикие и домашние животные. Погода. Родной город/село. Транспорт Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, столицы; достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, традиции, обычаи) Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка: писатели, поэты Module 1 We learn English – Starter unit Extensive Reading 2 – Module 2 At work – Module 6 It’s fun – Module 7 Summer fun – Module 10 Amazing creatures, At the zoo, My pet, English in Use 5, Extensive Reading 5, Furry friends – Module 5 Extensive reading 6 – Module 6 Year after year, Extensive Reading 7, The Alaskan Climate – Module 7 At home, Move in, My bedroom, English in Use 3, Extensive Reading 3 – Module 3 Going shopping, It was great – Module 9 Travel and leisure, English in Use 10 – Module 10 Schools in England – Module 1 UK souvenirs – Module 2 A Typical English House – Module 3 American TV Families – Module 4 Landmarks – Module 6 Busy spots in London – Module 9 All abroad – Module 10 Our country, Fame, Seasons, Museums – Spotlight on Russia РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО УЧЕБНИКУ «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» № п/п 1. Наименование темы Снова в школу (STARTER UNIT) Кол-во часов 8 Вид контроля Планируемые результаты Личностные: - формировать у учащихся представление о целостном полиязычном мире, 18 19 потребность в изучении английского языка как средства общения и познания; - способствовать осознанию возможностей самореализации средствами иностранного языка; - воспитывать чувство национального самосознания, патриотизма, интерес и уважение к другим культурам; - развивать такие личностные качества, как воля, целеустремленность, креативность, трудолюбие, дисциплинированность. Метапредметные: - развивать мотивацию к изучению английского языка; - развивать умения планировать свое речевое и неречевое поведение; - развивать коммуникативную компетенцию (умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли). Предметные: - ознакомиться с содержанием курса; - изучить английский алфавит; - научиться приветствовать, знакомиться, представлять людей при знакомстве; - освоить базовые лексические единицы, в том числе счет 1-10, прилагательные – названия цветов, существительные, обозначающие школьные предметы и принадлежности, предложные словосочетания, обозначающие местонахождение, базовые глаголы; - освоить элементарные грамматические структуры: What’s this? – It’s a cap; What colour is the ...? – It’s blue; Read, please! I’ve got...; - освоить в речи элементарные выражения классно-урочного обихода; - развивать социокультурную компетенцию (приобщение к реалиям, культуре стран изучаемого языка, развитие умения представлять свою страну в межкультурном общении); - развивать умения, составляющие языковую компетенцию: сопоставление языковых явлений в изучаемом и родном языках. ЭОР Аудиоматериалы к учебнику «Английский в фокусе – 5» (Spotlight) https://prosv.ru/audio/section/spotlight.html Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7472/start/308999/ 19 20 2. https://resh.edu.ru/subject/lesson/7471/start/309123/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7470/start/229351/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7469/start/309315/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7468/start/301410/ 7 Школа Модульный (SCHOOL DAYS) контроль Чтение Личностные: - способствовать осознанию возможностей самореализации средствами иностранного языка; - формировать общекультурную и этническую идентичность; - формировать стремление к осознанию культуры своего народа (традиции российского образования); - воспитывать чувство гордости за свою школу. Метапредметные: - развивать умения во всех видах речевой деятельности, умение планировать речевое и неречевое общение (умение работать в паре/группе); - развивать способности самонаблюдения, самоконтроля и самооценки; - развивать умения смыслового чтения: умение прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрациям, устанавливать смысловые соответствия при восприятии речи на слух; - развивать воображение при моделировании ситуаций общения; - развивать навыки работы с информацией. Предметные: - во всех видах речевой деятельности освоить новые лексические единицы по теме «Школа», включая числительные 1-20; - научиться рассказывать о школьных предметах; - научиться приветствовать и прощаться; - освоить в связной речи грамматические структуры с глаголом to be в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах; - освоить использование неопределенного артикля; - развивать умения, составляющие лингвистическую компетенцию: сопоставление языковых явлений в изучаемом и родном языках; - развивать информационную и социокультурную компетенции. ЭОР Аудиоматериалы к учебнику «Английский в фокусе – 5» (Spotlight) https://prosv.ru/audio/section/spotlight.html Российская электронная школа 20 21 3. https://resh.edu.ru/subject/lesson/7477/start/230033/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7476/start/305663/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7475/start/298041/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7474/start/229475/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7473/start/309346/ 7 Внешность и характер Модульный (THAT’S ME!) контроль Личностные: - способствовать осознанию возможностей самореализации средствами иностранного языка; - формировать общекультурную и этническую идентичность; - воспитывать чувство патриотизма, уважение к культуре и традициям разных народов России, интерес и толерантность к другим культурам; - формировать стремление к осознанию культуры своего народа, готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других культур. Метапредметные: - развивать умения во всех видах речевой деятельности и умения планировать речевое и неречевое поведение; - развивать умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки; - развивать умения смыслового чтения: умения прогнозировать содержание текс та по заголовку, иллюстрациям, данному началу; умения составлять план/заметки /тезисы по содержанию прочитанного текста; - развивать воображение при моделировании ситуаций общения; - развивать навыки работы с информацией. Предметные: - освоить во всех видах речевой деятельности новые лексические единицы по теме «Страны и национальности»; - освоить формообразование и использование в связной речи структуры have got в утвердительной, вопросительной и отрицательной форме, а также использование кратких форм глаголов be, have; - освоить использование в речи указательных местоимений в единственном и множественном числе; - повторить и обобщить правила употребления английских существительных во множественном числе; - освоить распознавание и использование в связной речи форм существительных во множественном числе; 21 22 - научиться вести диалог этикетного характера при покупке подарка; - научиться сообщать информацию о себе объемом 4-5 реплик; - развивать умения, составляющие лингвистическую компетенцию: сопоставление языковых явлений в изучаемом и родном языках (умение распознавать интернациональную лексику); - развивать информационную и социокультурную компетенции. ЭОР Аудиоматериалы к учебнику «Английский в фокусе – 5» (Spotlight) https://prosv.ru/audio/section/spotlight.html Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7483/start/229103/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7482/start/229785/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7481/start/305042/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7480/start/309154/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7479/start/309377/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7478/start/228979/ 4. 8 Моя семья Модульный Личностные: - способствовать осознанию возможностей самореализации средствами иностранного (MY HOME, MY контроль Аудирование языка; CASTLE) - формировать общекультурную и этническую идентичность; - формировать стремление к осознанию культуры своего народа (русские сказки на английском языке); - воспитывать уважение к семейным отношениям, своей семье. Метапредметные: - развивать умения во всех видах речевой деятельности и умения планировать речевое и неречевое поведение; - развивать умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки; - развивать умения смыслового чтения: умение прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрациям, умение составлять заметки/тезисный план по содержанию текста; - развивать воображение при моделировании ситуаций общения; - развивать навыки работы с информацией, в т.ч. использование ассоциативного ряда как приема запоминания новых слов. Предметные: - освоить во всех видах речевой деятельности новые лексические единицы по теме 22 23 «Дом, квартира»; - освоить формообразование и употребление в связной речи грамматической структуры there is/are (в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах), притяжательных местоимений и порядковых числительных; - научиться делать сообщение описательного характера (описание квартиры/дома); - развивать умения, составляющие лингвистическую компетенцию: сопоставление языковых явлений в изучаемом и родном языках; - развивать информационную и социокультурную компетенции. ЭОР Аудиоматериалы к учебнику «Английский в фокусе – 5» (Spotlight) https://prosv.ru/audio/section/spotlight.html Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7489/start/230219/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7488/start/229010/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7487/start/309408/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7486/start/309439/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7485/start/229940/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7484/start/230250/ 5. 7 Моя семья. Мои Модульный Личностные: - способствовать осознанию возможностей самореализации средствами иностранного друзья (FAMILY контроль Чтение языка; TIES) Аудирование - формировать общекультурную и этническую идентичность; Письмо - формировать стремление к осознанию культуры своего народа (русские сказки на Говорение английском языке); - воспитывать уважение к семейным отношениям, своей семье. Метапредметные: - развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности при планировании вербального и невербального поведения; - развивать умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки в процессе коммуникативной деятельности; - развивать умения пользоваться словарем учебника: умения выделять нужную информацию. Предметные: - освоить во всех видах речевой деятельности новые лексические единицы по теме «Семейные узы»; 23 24 - научиться рассказывать о своей семье и любимых занятиях/увлечениях; - научиться описывать людей, обмениваться информацией личного характера; - освоить формообразование и использование в связной речи глаголов в повелительном наклонении, личных и притяжательных местоимений, грамматических структур с глаголом can/can’t для выражения значения способности/умения, форм притяжательного падежа существительных; - развивать умения, составляющие лингвистическую компетенцию: сопоставление языковых явлений в изучаемом и родном языках; - развивать информационную, социокультурную, учебно-познавательную и компенсаторную компетенции. ЭОР Аудиоматериалы к учебнику «Английский в фокусе – 5» (Spotlight) https://prosv.ru/audio/section/spotlight.html Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7494/start/309470/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7493/start/309185/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7492/start/301441/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7491/start/229599/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7490/start/229506/ 6. 11 Природа: дикие и Модульный Личностные: - мотивировать к изучению иностранного языка; домашние животные контроль - развивать возможности самореализации средствами иностранного языка; (WORLD ANIMALS) - воспитывать любовь к животным, экологическую культуру в целом. Метапредметные: - развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности при планировании вербального и невербального поведения; - развивать умение запоминать новые слова; - развивать воображение при моделировании ситуаций общения; - развивать проектно-исследовательские умения (умения планировать и осуществлять по плану учебно-исследовательскую работу с использованием исследовательских методов наблюдения, описания, анализа данных, устной презентации). Предметные: - освоить новые лексические единицы по теме «Животные мира» во всех видах речевой деятельности; - научиться рассказывать о жизни животных и насекомых, домашних питомцев; 24 25 - научиться описывать животных, питомцев и их болезни; - освоить формообразование и использование в связной речи глаголов в Present Simple; - научиться составлять краткое резюме (fact file); - развивать умения, составляющие лингвистическую компетенцию: сопоставление языковых явлений в изучаемом и родном языках; - развивать учебно-познавательную и компенсаторную компетенцию. ЭОР Аудиоматериалы к учебнику «Английский в фокусе – 5» (Spotlight) https://prosv.ru/audio/section/spotlight.html Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7499/start/302861/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7498/start/229723/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7497/start/301497/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7496/start/229134/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7495/start/309501/ 7. 9 Здоровый образ жизни Модульный Личностные: - способствовать осознанию возможностей самореализации средствами иностранного (ROUND THE контроль Говорение языка; CLOCK) - воспитывать организованность, дисциплинированность, уважение к семейным ценностям, труду (людям разных профессий). Метапредметные: - развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности при планировании вербального и невербального поведения; - развивать умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки; - развивать умения смыслового чтения: умения прогнозировать содержание текста по ключевым словам, восстанавливать пропущенные слова по контексту и устанавливать смысловые соответствия при восприятии речи на слух; - развивать воображение при моделировании ситуаций общения; - развивать навыки работы с информацией; - развивать исследовательские учебные действия: умение выполнять проект, поделку по заданной инструкции. Предметные: - освоить во всех видах речевой деятельности новые лексические единицы по теме «Распорядок дня»; - научиться рассказывать о распорядке дня (с указанием точного времени), 25 26 профессиях, занятиях в выходные дни; - научиться вносить предложения о совместной деятельности и отвечать на них; - освоить формообразование и использование в связной речи глаголов в Present Continuous, употребление предлогов at, in для обозначения времени и наречий частотности (adverbs of frequency); - научиться писать связный текст о распорядке дня; - развивать умения, составляющие лингвистическую компетенцию: сопоставление языковых явлений в изучаемом и род ном языках; - развивать информационную и социокультурную компетенцию. ЭОР Аудиоматериалы к учебнику «Английский в фокусе – 5» (Spotlight) https://prosv.ru/audio/section/spotlight.html Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7503/start/228948/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7502/start/229072/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7501/start/309532/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7500/start/228917/ 8. Природа. Погода (IN ALL WEATHERS) 10 Модульный контроль Личностные: - способствовать осознанию возможностей самореализации средствами иностранного языка; - воспитывать основы валеологической культуры, прививать семейные ценности; - развивать творческие способности учащихся (иллюстрирование стихотворений). Метапредметные: – развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности при планировании вербального и невербального поведения (формирование умений передавать содержание текста невербальными средствами); - развивать умения смыслового чтения: (умение определять тип текста); - развивать исследовательские учебные действия: умение создавать веб-страницу с таблицей и географической картой; - развивать умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки; - развивать воображение при моделировании ситуаций общения. 26 27 Предметные: - освоить во всех видах речевой деятельности новые лексические единицы по теме «В любую погоду» (времена года, климат, погода); - научиться понимать на слух, читать и говорить о погоде и временах года, одежде в разных погодных условиях, досуге в разное время года; - научиться описывать погоду, вести разговор при покупке одежды; - освоить различие употребления в связной речи глаголов в Present Simple и Present Continuous; - научиться писать открытку, описывать семейные фотографии; виртуально общаться в чате, разговаривая о погоде; - развивать социокультурную компетенцию (приобщение к реалиям, культуре стран изучаемого языка, развитие умения представлять свою страну в межкультурном общении); - развивать информационную компетенцию; - развивать лингвистическую компетенцию: умения сопоставлять языковые явления в изучаемом и родном языках; обогащать словарный запас путем освоения антонимов. ЭОР Аудиоматериалы к учебнику «Английский в фокусе – 5» (Spotlight) https://prosv.ru/audio/section/spotlight.html Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7507/start/305694/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7506/start/229537/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7505/start/305136/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7504/start/305198/ 9. 9 Праздники, традиции Модульный Личностные: - мотивировать к изучению иностранного языка; (SPECIAL DAYS) контроль Письмо - развивать возможности самореализации средствами иностранного языка; - развивать общекультурную и этническую идентичность: воспитывать уважение к праздникам, традициям и обычаям как части культуры народов разных стран мира; - формировать стремление к осознанию культуры своего народа (российские традиции и праздники). Метапредметные: - развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности при планировании вербального и невербального поведения; - развивать умения исследовательские навыки: поиск, фиксация и обобщение 27 28 информации; - развивать умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки; - развивать воображение при моделировании ситуаций общения. Предметные: - освоить во всех видах речевой деятельности знакомые и новые лексические единицы по теме «Праздники»; - повторить и использовать в связной речи неопределенные местоимения и местоимения much, many; - повторить и обобщить правила употребления английских существительных (исчисляемых – неисчисляемых); - научиться вести диалог этикетного характера, делая заказ в кафе или обмениваясь советами по поводу организации праздничного обеда; - научиться составлять монологическое высказывание и писать краткий текст о празднике в России; - развивать умение распознавать интернациональную лексику в английском языке и сопоставлять ее с аналогами в родном языке. ЭОР Аудиоматериалы к учебнику «Английский в фокусе – 5» (Spotlight) https://prosv.ru/audio/section/spotlight.html Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7510/start/292165/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7509/start/229847/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7508/start/305167/ 10. Досуг и увлечения. 9 Модульный Личностные: - способствовать осознанию возможностей самореализации средствами иностранного Покупки контроль (MODERN LIVING) языка; - воспитывать интерес к культуре своей страны и стран изучаемого языка, развивая умение сопоставлять разные элементы культуры. Метапредметные: - развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности при планировании вербального и невербального поведения; - развивать умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки; - развивать навыки работы с информацией; - развивать исследовательские учебные действия: умение выполнять проект (искать, фиксировать и обобщать информацию). 28 29 Предметные: - освоить во всех видах речевой деятельности знакомые и новые лексические единицы по темам «Магазины, покупки» и «Досуг»; - повторить и использовать в связной речи неопределенный и определенный артикли; повторить и обобщить правила употребления Past Simple и модального глагола must; - научиться вести диалог этикетного характера, спрашивая и объясняя дорогу; - научиться составлять монологическое высказывание и писать краткий текст о самых известных магазинах, о своем досуге, о понравившемся фильме. ЭОР Аудиоматериалы к учебнику «Английский в фокусе – 5» (Spotlight) https://prosv.ru/audio/section/spotlight.html Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7515/start/309563/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7514/start/308116/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7513/start/309594/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7512/start/305260/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7511/start/309625/ 11. Каникулы (HOLIDAYS) 17 Модульный Личностные: - воспитывать уважение к другим странам мира, их традициям, культуре. контроль Чтение Метапредметные: Аудирование - развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности при планировании Письмо вербального и невербального поведения; Говорение - развивать умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки; - развивать воображение при моделировании ситуаций общения; - развивать исследовательские учебные действия: умения работать с информацией (собирать, фиксировать, анализировать и обобщать информацию). Предметные: - освоить во всех видах речевой деятельности лексические единицы по теме «Каникулы, отдых»; - повторить и использовать в связной речи модальный глагол can/can’t; - обобщить правила употребления глагола will для обозначения будущего времени; - повторить формообразование и использование в связной речи глаголов в Present Simple и в Present Continuous; - научиться вести диалог этикетного характера в магазине проката; - научиться делать монологическое высказывание и писать краткий текст о своем 29 30 отдыхе; - развивать лингвистическую, учебно-познавательную, компенсаторную и социокультурную компетенции. ЭОР Аудиоматериалы к учебнику «Английский в фокусе – 5» (Spotlight) https://prosv.ru/audio/section/spotlight.html Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7518/start/308147/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7517/start/309030/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7516/start/228793/ Итого 102 *При реализации рабочий программы учебного предмета, осуществляется учет рабочей программы воспитания, предусматривающий проведение воспитательных мероприятий в соответствии с содержанием тем, представленных в календарном плане воспитания на текущий учебный год в модуле ШКОЛЬНЫЙ УРОК № Наименование раздела/темы Количе Модуль воспитательной программы «Школьный урок» п/п ство часов 1 Снова в школу (STARTER UNIT) 8 -День знаний -День окончания Второй мировой войны -День солидарности в борьбе с терроризмом -210 лет со дня Бородинского сражения -Международный день распространения грамотности 2 Школа (SCHOOL DAYS) 7 3 Внешность и характер (THAT’S ME!) 7 -165 лет со дня рождения русского ученого, писателя Константина Эдуардовича Циалковского (1857-1935) -День работников дошкольного образования -Международный день пожилых людей - Международный день музыки 4 Моя семья 8 -День Учителя -День отца в России - Международный день школьных библиотек - День народного единства 30 31 (MY HOME, MY CASTLE) 5 Моя семья. Мои друзья (FAMILY TIES) 7 6 Природа: дикие и домашние животные (WORLD ANIMALS 11 7 Здоровый образ жизни (ROUND THE CLOCK) 9 8 Природа. Погода (IN ALL WEATHERS) 10 9 Праздники, традиции (SPECIAL DAYS) 9 10 Досуг и увлечения. Покупки (MODERN LIVING) 9 11 Каникулы (HOLIDAYS) 17 -День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России -День начала Нюрнбергского процесса - День матери в Росссии - День Неизвестного солдата - День Конституции Российской Федерации --Международный День инвалидов - День добровольца (волонтера )в России -Международный день художника» - День героев Отечества --День конституции Российской Федерации -День принятия конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации -День российского студенчества - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады - День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц- Биркенау (Освенцима)- День памяти жертв Холокоста -80 лет со дня победы вооруженных сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве -День российской науки -День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества - «Экология и энергосбережение» - Международный день родного языка - день защитника Отечества - Международный Женский день -День воссоединения Крыма с Россией - Всемирный день театра - День космонавтики, 65 лет со дня запуска СССР первого искусственного спутника Земли День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы великой Отечественной войны -Всемирный день Земли -Праздник весны и труда - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 31 32 Итого 102 -День детских общественных организаций России - День славянской письменности и культуры 32 33 33