РП музыка - 1-4 классы

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета в 1 классе.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается
формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих
достигать предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние
мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями
учебника для 1 класса);
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по
заданным в учебнике критериям;
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного
искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений.
2

Обучающийся научится:
 определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1
класса;
 узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также
народные инструменты (гармонь, баян, балалайка);
 проявлять навыки вокально - хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать
паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать
дирижерский жест).
 воспринимать музыку р а з л и ч н ы х жанров;
 эстетически
откликаться
на искусство,выражаясвоёотношениекнемувразличныхвидахмузыкальнотворческой
деятельности;
 общатьсяивзаимодействоватьвпроцессеансамблевого,коллективного(хоровогоиинструментального)воплощенияр а
з л и ч н ы х художественных образов.
 воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и
мысли человека;
 узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
 исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое
движение, импровизация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
 владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро - медленно) динамики (громко - тихо);
 определять виды музыки,сопоставлятьмузыкальныеобразывзвучании различных музыкальных инструментов, в том числе
и современных электронных;
 продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности
и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 1 класса обучающиеся должны
знать:
- музыкальные жанры (марш, танец, песня);
- музыкальные инструменты (рояль, фортепиано, арфа);
- народные инструменты (гусли, гармонь, балалайка, бубен, ложки).
3

уметь:
- определять характер и настроение музыки;
- вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам.

Планируемые результаты освоения учебного предмета во 2 классе.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной
музыкальной культуры;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- развитие этических чувств;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки,
литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
4

 определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2
класса;
 понимать главные отличительные особенности музыкально - театральных жанров - оперы и балета;
 узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе. А также органа
и клавесина;
 узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
 продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах
оркестров;
 продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными
занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
 высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку
зрения;
Обучающийся получит возможность научиться:
 показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и
слуха, певческого голоса;
 эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении или пластике;
 продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности
и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 2 класса обучающиеся должны
знать:
- музыкальные термины (минор, мажор, хор, мелодия, марш, танец, песня, колядка);
- музыкальные инструменты (изученные в первом классе, а также орган и клавесин);
- композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, М.Глинка).
уметь:
- определять характер и настроение музыки;
- передавать в пении характер песни;
- слышать паузы, ясно и четко произносить слова при исполнении.
Участвовать в музыкальных играх и импровизациях.

5

Планируемые результаты освоения учебного предмета в 3 классе.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние
мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;
- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной
музыкальной культуры;
- позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса)
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки,
литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
- осуществление элементов синтеза как составление целого.
Коммуникативные УУД:
6

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
 демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
 проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и
музыкально-творческой деятельностью
 выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и
изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств;
 эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
 показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и
слуха, певческого голоса;
 знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов (П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.РимскийКорсаков, М.Глинка);
 уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.
Обучающийся получит возможность научиться:
 знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;
 определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального
музыкального творчества разных стран мира.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 3 класса обучающиеся должны
знать:
- музыкальные термины (мелодия, кант, опера, сюита, балет);
- фамилии выдающихся русских и зарубежных композиторов;
- узнавать их по фотографиям (П.Чайковский, М.Глинка, Г.Свиридов, М.Мусоргский, А.Бородин);
- музыкальные инструменты, входящие в группу струнных смычковых.
уметь:
- определять характер и основные интонации музыки – вопрос, радость, жалость;
7

- узнавать музыкальные произведения, изученные в 3 классе (не менее трех);
- во время пения передавать характер песни, делать кульминации, правильно распределять дыхание во фразе.
Участвовать в музыкальных импровизациях и концертах.

Планируемые результаты освоения учебного предмета в 4 классе.
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны
приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов,
музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур,
народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных
стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание
и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни
класса, школы и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и
сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и
др.;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству,
понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
8

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки
музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные
способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкальнотворческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкальнотворческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка
музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной
оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе
интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой
деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных
средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы,
цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие
художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой
деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

9

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной
традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и
стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций,
исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и
мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные
образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных
композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения
различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение,
инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества
разных стран мира.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
знать/понимать:
взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.);
тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских
народных инструментов; тембров вокальных голосов;
основные формы музыки и приемы музыкального развития;
характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова,
В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф.Шопена;
уметь:
выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других
народов и стран;
10

умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы,
аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
петь более сложные ритмические рисунки, понимать дирижерские жесты;
участвовать в музыкальных импровизациях и концертах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки,
видеотеки.

1. Структура и содержание учебной программы 1 класса.
Музыка вокруг нас – 16 ч
И Муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини
мелодию.Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная азбука. Музыка вокруг нас. Музыкальные инструменты. Р/К.
Музыкальные инструменты Крыма. Садко. Из русского былинного сказа. Музыкальные инструменты. Звучащие картины.
Разыграй песню.Пришло Рождество начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы.
Музыка и ты – 17 ч
Край, в котором ты живёшь. Р/К. Песни о Крыме. Композитор, поэт, художник. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные
портреты. Разыграй сказку.«Баба Яга» - русская народная сказка. У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали.
Р/К. Песни о защитниках Крыма. Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты.«Чудесная лютня»
(по алжирской сказке). Звучащие картины. Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера – сказка. Ничего на свете лучше нету.
Афиша. Программа.
В 1 классе программа предусматривает знакомство детей с доступными произведениями русских композиторов XIX в.:
М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и композиторов XX века: С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова. Песенное
творчество представлено композиторами: В. Шаинским, Р. Паулсом, Г. Струве, Г. Гладковым и др. Учащиеся знакомятся также с
музыкой западных композиторов: Э.Григ, Ж.-Ф.Рамо.
Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать на настроение, вызванное природой; мелодизировать на
тексты колыбельных, принимать участие в концертных мероприятиях школы.
11

Структура и содержание учебной программы 2-го класса.
Россия – Родина моя. (3ч)
Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия! Р/К Музыкальные образцы Крыма.Гимн России.
День полный событий(6 ч)
Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины.
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
О России петь – что стремиться в храм (7 ч)
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Князь А.Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С
Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4 ч)
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Р/К Музыкальные инструменты Крыма. Разыграй песню. Музыка в
народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны. Р/К. Масленица на крымской земле.
В музыкальном театре (6 ч)
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Опера М.И.Глинки «Руслан и
Людмила». «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал.
В концертном зале (3 ч)
Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и Волк». «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление.Звучит нестареющий
В.Моцарт. Симфонии №40. Увертюра.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 ч)
Волшебный цветик – семицветик. Музыкальные инструменты. И всё это – Бах. Всё в движении. Музыка учит людей понимать
друг друга.Два лада. Природа и музыка. Мир композитора. Чайковский и Прокофьев.
Во 2 классе продолжается знакомство с творчеством М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Г.В.
Свиридова, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Л. Бетховена и с произведениями новых для учащихся композиторов: А.П.
Бородина, Э. Грига, Ф. Шуберта. Разучиваются песни: И. Дунаевского, В. Шаинского, Р. Паулса, А. Филиппенко, Ю. Чичкова, Е.
Крылатова, Г. Струве, Г. Гладкова, А. Спадавеккиа и др.
Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать в характере музыкальных образов выразительные
движения, участвовать в ритмических играх, в игре "Я - композитор", инсценировать песни и сказки разных народов,
мелодизировать тексты стихотворений, в том числе частушек.

12

Структура и содержание учебной программы 3-го класса.
Россия – Родина моя (5 ч)
Мелодия – душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. Виват, Россия! Наша слава – русская держава. Кантата
Прокофьева «Александр Невский».Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин».
День, полный событий (4 ч)
Образы природы в музыке. Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На
прогулке. Вечер.
О России петь – что стремиться в храм (4 ч)
Радуйся, Мария! Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! Р/К Образы матери у народов Крыма.
Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье. Р/К Крымские народные праздники. Святые земли русской.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)
Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. «Лель мой, Лель…»Звучащие
картины. Прощание с Масленицей.
В музыкальном театре (6 ч)
Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика».Опера Римского-Корсакова «Снегурочка».Океанморе синее. Балет Чайковского «Спящая красавица». В современных ритмах.
В концертном зале (5 ч)
Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита Э. Григ «Пер
Гюнт».Героическая симфония. Мир Бетховена.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 ч)
Чудо – музыка. Острый ритм - джаза звуки.«Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Певцы родной природы.
Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. Обобщающий урок. Урок- концерт.
В 3 классе программа предусматривает знакомство учащихся с произведениями более крупной формы известных им
композиторов. Они слушают музыку из оперы и балета, например, "Сказка о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова,
"Щелкунчик" П.И. Чайковского, кантату С.С. Прокофьева "Александр Невский", отдельные номера из оперы М.И. Глинки "Иван
Сусанин" ("Жизнь за царя"). Новые композиторы представлены именами В.А. Моцарта, А.К. Лядова, М.П. Мусоргского, А.И.
Хачатуряна, И.С. Баха. Расширяется песенный репертуар. Разучиваются песни: Г. Гладкова, Е. Птичкина, В. Шаинского, Е.
Крылатова, Р. Паулса, Ю. Чичкова, И.С. Баха, Э. Грига, В.А. Моцарта и др. Дети поют отдельные фрагменты из оперы и балета,
«Колыбельную Гвидона» изоперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане», хоры «Проводы масленицы» из оперы
Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Вставайте, люди русские" из кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский".
Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать по русским народным сказкам, мелодизировать
стихотворные тексты.
13

Структура и содержание учебной программы 4-го класса.
Россия – Родина моя (4 ч)
Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». Что не выразишь словами, звуком на душу навей…Ты откуда русская, зародилась, музыка?
Р/К Жанры крымских песен. Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь!
День, полный событий (5 ч)
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…Зимнее утро. Зимний вечер.Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Ярмарочные
гулянья. Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый…
В музыкальном театре (5ч)
Опера М.Глинки «Иван Сусанин». Исходила младёшенька. Русский Восток. Балет Стравинского «Петрушка».Театр музыкальной
комедии.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (5 ч)
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.Оркестр русских народных инструментов. Р/К Творческие
коллективы Крыма. Музыкант-чародей. О музыке и музыкантах.Музыкант-чародей. Обобщающий урок 2 четверти. Народные
праздники. «Троица».
В концертном зале (6 ч)
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.Старый замок.Счастье в сирени живет…Не молкнет сердце чуткое
Шопена… Танцы, танцы, танцы…Патетическая соната Л. Ван Бетховена. Годы странствий.Царит гармония оркестра.
О России петь – что стремиться в храм (4 ч)
Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Р/К Народные праздники Крыма. Праздников праздник, торжество из
торжеств. Родной обычай старины Светлый праздник.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 ч)
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты. В каждой интонации
спрятан человек. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке.
В программе реализуется целостный подход к музыкальной деятельности, включающий: исполнение, слушание и
импровизирование музыки. При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального
искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка,
проявляется его творческая активность.
14

Музыкальный материал концентрируется вокруг тем, каждая из которых объединяет несколько занятий. В темах
отражается содержание музыкального искусства: сказочные сюжеты, образы природы; исторические сюжеты, героические образы
в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов; исполнительское мастерство
инструменталистов и вокалистов.
В занятиях используются разнообразные задания в различных видах музыкальной деятельности. Дети поют попевки и песни,
слушают музыку и занимаются импровизацией. Разнообразие форм работы позволяют вовремя переключить внимание детей,
снизить
их
утомление
путем
умелого
поддержания
интереса
к
той
или
иной
деятельности.
Виды занятий на уроке.
Пение - хорошо знакомый вид музицирования. Задатками музыкальных способностей обладает подавляющее большинство
детей. Однако уровень музыкально - певческих данных у детей весьма разнообразен. Поэтому главная задача учителя развивать у детей вокальный (тембровый) слух и слух звуковысотный одновременно, что осуществляется на разнообразном
певческом материале: попевок, русских народных мелодий, либо мелодий, близких им по интонационному строю. Вокальнохоровые навыки формируются постепенно. Певческие возможности детей к пятому классу значительно возрастают. В пении
развивается метроритмическое чувство детей. Осознание фразы, членение ее на отдельные ритмические мотивы.
Слушания музыки - накопление музыкальных впечатлений, обогащение восприятия разнохарактерными интонациями,
главным образом программной музыки: песенными, танцевальными, маршевыми. Ставится задача - познакомить младших
школьников с музыкой крупных русских и зарубежных композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова,
А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, И.С. Бах, В.А. Моцарта,
Л. Бетховена, К. Дебюсси. Дети получают от музыки эстетическое удовольствие. В то же время они учатся ее "слышать".
Средства музыкальной выразительности наиболее ярко раскрываются именно в процессе слушания музыки. Музыкальный
материал дает возможность для сравнения средств музыкальной выразительности в произведениях разных композиторов и стилей
музыки.
Движения под музыку чаще всего сопровождают процесс слушания музыки и помогают лучше чувствовать общий характер
произведения, его форму, регистры, темп исполнения, динамические оттенки, тембровые особенности. Они содействуют
развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, так как включаясь своими движениями или аккомпанементом в ход
восприятия музыки, дети становятся ее исполнителями, что помогает им глубже "войти в образ" музыкального произведения.
Импровизационное творчество детей опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, творческую фантазию ребенка и
выражается в способности комбинировать, создавать свое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Музыкальная
импровизация используется для творческого развития учащихся, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о
музыке. В музыкальные занятия включаются все доступные виды импровизирования: движения, ритмические аккомпанементы,
ритмические игры, мелодизация стихотворений.
15

Программа предусматривает музыкальное развитие в различных формах музыкальной работы на основе их взаимосвязи, что
осуществляется тематическим объединением учебного материала и систематическим освоением навыков в разных видах
музыкальной деятельности.
В 4 классе программа строится на обобщении пройденного материала. Она включает развитие представлений школьников об
использовании народной песни в творчестве композиторов. На примерах музыки М.И. Глинки, Л. Бетховена, В.А. Моцарта и Д.Б.
Кабалевского обобщаются представления детей о жанре вариаций. Инструментальное и вокальное исполнение музыки
представлено творчеством выдающихся исполнителей: Ф.И. Шаляпина, А.В. Неждановой, Н.А. Обуховой, С.Т. Рихтера, М.Л.
Ростроповича и других русских и зарубежных вокалистов и инструменталистов.
Творчество композиторов-классиков и современных композиторов, знакомых детям, представлены "Венской классической
школой" (И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен), основоположником русской классической музыки М. И. Глинкой,
представителями "Могучей кучки" и творчеством П.И. Чайковского. Композиторы XX века так же известны учащимся, это С.С.
Прокофьев, Д.Д.Шостакович, Г.В. Свиридов. Среди новых имен: И.Стравинский и К. Дебюсси. Разучиваются песни И. Гайдна, Л.
Бетховена, М. И. Глинки, Ц. Кюи и цикл песен Е. Крылатова. Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, включать
мелодические импровизации в текст, например, по рассказу М. Горького "Как сложили песню", на тексты стихотворений.

2. Учебно-тематический план1 класса.
№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Музыка вокруг нас.

16

2

Музыка и ты.

17

Итого

33

Учебно-тематический план 2 класса.
16

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

1

Россия – Родина моя.

3

2

День полный событий.

6

3

О России петь – что стремиться в храм.

7

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

4

5

В музыкальном театре.

6

6

В концертном зале.

3

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

5

Итого

34

Учебно-тематический план 3 класса.
№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Россия – Родина моя.

5

2

День полный событий.

4

3

О России петь – что стремиться в храм.

4

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

4

5

В музыкальном театре.

6

6

В концертном зале

5

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

6
17

Итого

34

Учебно-тематический план 4 класса.
№ п/п

Наименование раздела, темы.

Всего часов

1

Россия – Родина моя.

4

2

День полный событий.

5

3

В музыкальном театре.

5

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

5

5

В концертном зале.

6

6

О России петь – что стремиться в храм.

4

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

5

Итого

34

Описание учебно-методического обеспечения и материально- технического обеспечения преподавания музыки
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 1-4-х классов общеобразовательной школы. Допущено Министерством
Российской Федерации. В комплект входит издание авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
 Музыка. Учебник для учащихся 1 класса начальной школы. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
 Музыка: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
 Музыка: Учебник для учащихся 3 класса начальной школы. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
 Музыка: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014

Дополнительная литература:
1. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке. 2 класс. Москва. «ВАКО».2014
2. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке. 3 класс. Москва. «ВАКО».2014
3.Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке. 4 класс. Москва. «ВАКО».2015
18

4. Музыка. 1 класс: система уроков по учебнику Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной/авт.-сост. О. П. Лагунова. - Волгоград:
Учитель,2014.
5. Сергеева Г. П. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1-4 классы: пособие для
учителей общеобразоват. Организаций/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – 6-е изд.- М.: Просвещение, 2014.

Наглядные пособия:
1.Портреты композиторов.
2.Фотографии и репродукции картин.
3. Тематические компьютерные презентации.

Электронные образовательные ресурсы в работе учителя музыки
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://window.edu.ru/
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/

19

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».