РП музыка - 5-7 класс

Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г.П. и Критской Е.Д. для 5-7 классов
общеобразовательных учреждений и на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений,
новые педагогические технологии.
Программа ориентирована на реализацию компенсаторской функции искусства: восстановление эмоционально – энергетического тонуса
подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель направлена на развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемая часть духовной культуры.
Задачи:
 Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений,
овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
 Развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через потребности в
общении с искусством.
 Освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств
художественной выразительности разных видов искусства.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно образном, жанрово-стилевом постижении школьниками
основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозных традиций, золотой фонд классической музыки, сочинение
современных композиторов) их взаимодействие с произведениями других видов искусства.
Приоритетное - введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения
которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры.
Воспитание любви к своей культуре, к своему народу и настроенности на восприятие иных культур обеспечивает осознание ценности своей
собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.
К основным методическим принципам программы относятся принцип увлеченности (в основе лежит эмоциональное восприятие музыки,
развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс
художественно-образного музицирования).
Принцип триединства деятельности композитора- исполнителя-слушателя ориентирует на развитие музыкального мышления школьников
во всех формах общения с музыкой.
Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических
связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка.
Принцип интонационности как ведущий принцип, регулирует процесс развития музыкальной культуры.
Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на осно ве
ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка,
творческого почерка представителей разных эпох культур.
Все принципы ориентированы на социализацию учащихся в формировании их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному
искусству.
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной
музыкой в современных условиях распространения поп-культуры в средствах массовой информации.
2

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:
 Хоровое, ансамблевое и сольное пение
 Пластическое интонирование
 Музыкально-ритмические движения
 Импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические)
 Инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов, музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального
искусства
 Освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи
 Размышления о музыке
 Художественные импровизации
 Самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность
Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научнометодических исследованиях в области музыкальной педагогики.
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию совместной деятельности учителя и
учащихся с разных сторон:
 Понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного
композитора, особенностей восприятия современного слушателя
 Осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личных установок учащихся
 Усвоение общих и частных свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим
ценностям.
Предполагаются формы общения, как диалог, так и коллективное обсуждение, дискуссия и другие.
Метод интонационно-стилевого постижения музыки. Действие этого метода опирается на проблемность вопросов и организацию творческих
заданий, направленных на развитие способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и
исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.
Приемы интонационно-образного анализа музыки проявляются в:
 Вокализации
 Пластическом интонировании музыки
 Ориентации на нотную запись
 Импровизации – сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.
Метод эмоциональной драматургии урока.
Метод концентричности организации музыкального материала
Рассматривается в двух направлениях:
1. Организация всего музыкального материала (повторение одних и тех же произведений с разными задачами).
2. Проявление метода концентричности на конкретном уроке, когда изученное произведение опирается на уже известные детям интонации,
темы, образы.
Метод забегания вперед и возвращение к пройденному.
Метод создания композиций направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности.
3

Метод художественного контекста обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания
музыки.
Метод музицирования связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе
собственной внутренней активности. Позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развитости
его способностей, умений.
Метод соучастия позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности. Позволяет учащимся попробовать свои силы,
ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве.
Метод «учебный брейнсорминг» направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи.
Метод погружения позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека.
Метод фонопедических упражнений направлен как на развитее качественных характеристик голоса, так и на формирование певческоисполнительских навыков.
Метод проектов позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества,
интересы, предпочтения.
Метод «синквейн» является одним из методов развития критического мышления. Помогает научиться доказательно и логично строить свои
высказывания о музыке.
Цифровой диктант – метод, который позволяет за короткое время проверить и оценить знание музыкального материала.
Викторина. Метод позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием.
В программе для 5 –х классов рассматриваются явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образцами других
искусств - литературы (проза, поэзия), изобразительного искусства (живопись, скульптура, архитектура, графика, книжные иллюстрации), театра
(опера, балет, оперетта, мюзикл, рок-опера), кино.
Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии
методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса,
ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта
эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и
навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального
мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности
в музыкальном самообразовании.
Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры;
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
4

В 5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды искусства», которая
раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает
знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая
музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и
окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме
того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем
самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических
методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения.
- Метод художественного контекста.
-Метод музицирования.
-Метод соучастия.
-Метод «учебный брейнсорминг».
-Метод погружения.
-Метод фонопедических упражнений.
-Метод проектов.
-Метод «синквейн»
-Цифровой диктант.
-Викторина.
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного, деятельностного подхода. При реализации содержания
программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
 слушание музыки,
 выполнение проблемно-творческих заданий,
 хоровое и сольное пение.
Содержание образовательной программы раскрывается в 4-х крупных разделах – «Что стал бы с музыкой, если бы не было литературы»,
«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки», «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?». Поуро чный
тематизм, плавно переходящий от урока к уроку, позволяет показать глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между всеми
искусствами; помогает осознать, что искусства возникают не на пустом месте – они рождены самой жизнью. Музыкальный материал программы
составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний,
концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и
инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и
5

сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор
пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой
художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
 литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер,
тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация, предложение,
фраза);
 изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство,
контраст, нюанс, музыкальная краска);
 историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);
 мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);
 русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере
приёма «описание»);
 природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
В отличие от предыдущего класса, представляющего попытку построения стройной картины содружества искусств, программа 6 класса
обращена главным образом к музыке, её специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония,
полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители
многообразного мира чувств, настроений и характеров. Все вопросы, отраженные в программе и УМК для 6 класса, нацелены на выявление
природы музыкальной выразительности, её смысла, тайны воздействия на человека. Особое значение в основной школе приобретает развитие
индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде
искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры;
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
В 6 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «В чём сила музыки», которая раскрывается в двух
крупных разделах – «Музыка души», «Как создаётся музыкальное произведение». С первых уроков школьники слышат даже в самом простом
произведении небольшую частичку жизни, постепенно проникаясь сознанием того, что музыка может воплощать всё, что связано с человеком:
выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки. На уроках происходит обогащение учеников жизненным содержанием музыки,
помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка. Накапливая знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года ученики
приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощенными композиторами с помощью
средств художественной выразительности».
Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий,
хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных
6

наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с
содержанием учебника.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая
музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен,
вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен,
музыки кино. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 6 классе, должны
непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор шестиклассников должны расширяться. Впервые в 6 классе применяется метод
сравнения.
В первом полугодии 7 класса мы вплотную подходим к темам «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия». Актуализируется
проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке. Подробно разбирается и доказывается, что содержание и форма в музыке
неразрывно связаны между собой, образуя некую магическую единственность художественного замысла и его воплощения. Учитываются
концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского. Выявляется сущность определения «форма
в музыке». Тема второго полугодия «Традиция и современность в музыке» обращена к воплощению проблемы вечной связи времён.
Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с 20 веком. Таким
образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а
какие являют собой проявление моды или злободневных течений. За основу берутся «вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир
человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их
непреходящее значение для музыкального искусства.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального
мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности
в музыкальном самообразовании.
Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как
важнейшему компоненту гармонического формирования
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
В 7 классе в соответствии с предложенной программой раскрывается содержание в двух крупных разделах – «Музыкальный образ.
Музыкальная драматургия», Тема года: «Содержание и форма в музыке». С первых уроков школьники слышат даже в самом простом
произведении небольшую частичку жизни, постепенно проникаясь сознанием того, что музыка может воплощать всё, что связано с человеком:
выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки. На уроках происходит обогащение учеников жизненным содержанием музыки,
помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка. В уроки включены проблемно-творческие задания, предлагается ассоциативный ряд
художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению).
Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий,
хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных
7

наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с
содержанием учебника.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая
музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен,
вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен,
музыки кино. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 7 классе, должны
непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор семиклассников должны расширяться.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА.













знать специфику музыки как вида искусства;
понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные
формы музыки;
знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантовисполнителей;
уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;
узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении муз. произведений, выявлять особенности
интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;
различать звучание муз. инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА.








знать специфику музыки как вида искусства;
понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные
формы музыки;
знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантовисполнителей;
уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;
8








узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенно сти
интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;
различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА














знать специфику музыки как вида искусства;
понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные
формы музыки;
знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантовисполнителей;
уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;
узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенно сти
интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;
различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.

9

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 КЛАСС
Раздел 1. Музыка и литература (16 ч)
Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной
музыки. Вторая жизнь песни. Всю жизнь мою несу Родину в душе… Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Первое путешествие в музыкальный
театр. Второе путешествие в музыкальный театр. Музыка в театре, кино, на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мир
композитора.
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 ч)
Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и красках. Звать через прошлое к настоящему. Музыкальная
живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Импрессионизм в
музыке и живописи. О подвигах, о доблести, о славе… В каждой мимолетности вижу я миры… Мир композитора. С веком наравне.

6 КЛАСС
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс,
баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки.
Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического
оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и
светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал,
токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз,
современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства и раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

10

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч)
Жизнь единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и
пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и
различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких
музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.).
Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.
Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный
квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

7 КЛАСС
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (18 ч)
Классика и современность.
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. «Судьба человеческая — судьба
народная». «Родина моя! Русская земля». Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны».
«Молитва».
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
В музыкальном театре. Раскрываются следующие содержательные линии: Стиль как отражение эпохи, национального характера,
индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические,
лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности
построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и
массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Сюжеты и образы духовной музыки. «Высокая месса». «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России.
Образы «Вечерни» и «Утрени». Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. «Гогольсюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».
11

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (16 ч)
Музыкальная драматургия — развитие музыки.
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.
Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. Соната. Соната
№ 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.
Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр» Й. Гайдна. Симфония № 40 В.-А. Моцарта. Симфония № 1
«Классическая» С. Прокофьева. Симфония № 5 Л. Бетховена. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония № 1 В. Калинникова.
Картинная галерея. Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича. Симфоническая картина. «Празднества»
К. Дебюсси.
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.
Музыка народов мира.
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Исследовательский проект (вне сетки часов). Пусть музыка звучит!
Темы исследовательских проектов: «Жизнь дает для песни образы и звуки...». Музыкальная культура родного края. Классика на мобильных
телефонах. Музыкальный театр: прошлое и настоящее. Камерная музыка: стили, жанры, исполнители. Музыка народов мира: красота и гармония.
Обобщение материала III и IV четвертей.
Рабочая программа по музыкальному искусству для 7 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые
просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительно искусство», «Литература», «Мировая художественная культура».

12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
Четверть

Количество
часов

Разделы

1

8

Музыка и литература.

2

8

Музыка и литература.

3

10

Музыка и изобразительное искусство.

4

8

Музыка и изобразительное искусство.

Итого

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
Четверть

Количество
часов

Разделы

1

17

Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

2

-

Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

3

17

Мир образов камерной и симфонической музыки.

4

-

Мир образов камерной и симфонической музыки.

Итого

34
13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС

Четверть

Количество
часов

Разделы

1

8

Особенности драматургии сценической музыки.

2

10

Особенности драматургии сценической музыки.

3

8

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

4

8

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

Итого

34

14

ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
5 КЛАСС
знать/понимать:
 содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;
 знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;
 знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из
искусств помогает глубже понять другое;
 знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля;
уметь:
 находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;
 выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных
рисунков;
 определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также
музыкально-изобразительных жанров;
 распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;
 творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;
 участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
 певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
 самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
 определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

15

6 КЛАСС
знать/понимать:
 содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;
уметь:
 находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;
 умение определять в прослушанных произведениях главные выразительные средства
 выражать знания, полученные в 6 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных
рисунков;
 определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, сюиты, баллады, серенады,
а также музыкально-изобразительных жанров;
 распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;
 проявление навыков вокально-хоровой деятельности;
 творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;
 участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
 певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
 самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
 определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

16

7 КЛАСС
знать/понимать:
 главные особенности содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;
 понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы
уметь:
 определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения
в размышлениях о музыке;
 находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений
 находить взаимосвязь между художественными образами музыки, литературы и живописи;
 аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека
 осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
 преломления полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в
размышлениях о музыке, в выполнении проблемно-творческих заданий
 певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
 самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
 определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

КОНТРОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ВИДАХ:
Входной, текущий, тематический, итоговый, тестирование
Форма контроля:
 самостоятельная работа;
 устный опрос;
 практическая работа,
 взаимоопрос;
 тест
 музыкальные викторины по итогам полугодия
17

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ:
















Творчество Г. Свиридова
Творчество А. Бородина
Оперное творчество Римского-Корсакова
Творчество И. Стравинского
Творчество Ф. Шуберта
Творческий проект «Король вальса – И. Штраус»
История рождения «вальса»
Творчество И. Дунаевского
Песни В. Баснера
Творческая биография А. Даргомыжского
Творчество И. Баха
«Жизнь песни на войне», творческий проект
Творческий проект «Не ручей – море имя ему. Творчество И.С. Баха»
Творчество Георгия Свиридова
Творчество Сергея Прокофьева
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ





Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г.
Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г.
Музыка, 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г.





Электронные образовательные ресурсы в работе учителя музыки
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://window.edu.ru/
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/
18

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».