РП 10 класс Обществознание

Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
правовая и политическая грамотность;

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
2

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми:

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение
к разным видам трудовой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;


3

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС СОО

сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;





4








владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Предметные результаты в соответствии с примерной ООП СОО
Выпускник на базовом уровне научится:

Выделять черты социальной сущности человека;

определять роль духовных ценностей в обществе;

распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

различать виды искусства;

соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

выявлять особенности научного познания;

различать абсолютную и относительную истины;

иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и
науки в современном обществе;

выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального
развития;

приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных
глобальных проблем.
5



















Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и
обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам,
уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного
права в повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и
высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК
РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№
разд
ела

1

Название
разделов
и тем
курса
Введение

Колич
ество
часов

Человек
в
обществе

18

1

Содержание учебной темы
Основные изучаемые вопросы

Структура курса. Актуализация тем. Цели, задачи. Навигация. Требования
Что такое общество.
Общество как сложная система.
Динамика общественного развития.
Социальная сущность человека.
Деятельность – способ существования людей.
Познавательная и коммуникативная деятельность.
Свобода и необходимость деятельности человека.
Современное общество.
Глобальная угроза международного терроризма.
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные
отношения. Основные институты общества. Общество как динамическая система. Основные сферы жизни
общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты
общества.
Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация
страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение
общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические
проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры, новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй
природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране
памятников истории и культуры.
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные
отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Понятие
общественного прогресса. Угрозы и вызовы XIX века.
Биологическое и социальное в человеке, социальные качества личности, самосознание и самореализация.
Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека,
7

2

Обществ
о как
мир
культур
ы

17

интересы и мотивы деятельности.
Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность.
Соотношение деятельности и общения.
Свободное общество, свобода выбор и ответственность.
Глобализация, постиндустриальное общество, доктрина информационной безопасности, интеллектуальный
капитал.
Международный терроризм: понятие и признаки, идеология насилия и международный терроризм и идеология
насилия, противодействие международному терроризму.
Духовная культура общества.
Духовный мир личности.
Мораль
Наука
и образование.
Религия и религиозные организации.
Искусство.
Массовая культура
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог
культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение.
Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс.
Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии.
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и
зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия.
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний
школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и
специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы
школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в
университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ
приобщения к основам науки.
Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм,
христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии, ее значение и роль в
обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные
элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения
8

3

Правовое
регулиро
вание
обществе
нных
отношен
ий

32

родителей. Вероучение в мировых религиях. Различные трактовки искусства. Структура и состав
изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура
художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие.
«Свободные искусства». Характерные черты массовой культуры: общедоступность, массовость,
занимательность, серийность, пассивность восприятия, коммерческий характер. Средства информации и
массовая культура.
Современные подходы к пониманию права.
Право в системе социальных норм.
Источники права.
Правоотношения и правонарушения.
Предпосылки правомерного поведения.
Гражданин Российской
Федерации.
Гражданское право.
Семейное право.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Правовые основы предпринимательской деятельности
Экологическое право.
Процессуальные отрасли права.
Международная защита прав
Человека.
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.
Человек в ХХI веке
Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности. Взаимосвязь
естественного и позитивного права. Законотворческий процесс в РФ.Социальные нормы. Функции и сущность
права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и
гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм.
Основные источники права.Виды нормативных актов. Что такое правоотношение.
Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека.
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина
РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Гражданские правоотношения. Имущественные права личные, неимущественные права. Личные
9

неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав.
Субъекты и объекты семейных правоотношений. Вступление
в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание
детей, оставшихся без попечения родителей.
Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права. Работник и работодатель. Порядок приема на работу.
Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Занятость населения. Социальная
защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование.
Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы
защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Процессуальное право. Основные принципы гражданского процесса. Судопроизводство. Участники
гражданского процесса. Прохождение дела в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений.
Конституционное судопроизводство.Основные принципы конституционного судопроизводства. Стадии
конституционного судопроизводства. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система
защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения.
Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав
и свобод человека. Правовая база противодействия терроризму. Законы и подзаконные акты РФ по
противодействию терроризму. Противодействие международному терроризму.
Человек и глобальные вызовы современного общества. Ускорение социально-экономического развития,
глобализация, информационная модель мира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс

Часы в неделю

10

2

Часы за
год
68

Содержание разделов
Введение

Количество часов
1 час

Человек в обществе

18 часов

Общество как мир культуры

17 часов

Правовое регулирование общественных

32 часа

отношений

10

11

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».