Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные планируемые результаты: -формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; -осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства; -формирование чувства любви к Родине и патриотизма; -формирование основ коммуникативной компетенции в общении; - совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Метапредметные результаты обучения Регулятивные УУД: Обучающийся научится: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, осуществлять контроль по результату и по способу действия, планировать пути достижения целей; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Обучающийсяполучит возможность научиться:адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных задач, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности. Познавательные УУД: Обучающийся научится: строить логическое рассуждение, осознавать познавательную задачу; читать и слушать; извлекать нужную информацию, структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий;осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определение понятиям; обобщать понятия. Обучающийся получит возможность научиться: понимать, структурировать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие, делать умозаключения и выводы. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: формулировать собственные мысли, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, владеть устной речью, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственное мнение, работать в парах, работать в группах, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Обучающийся получит возможность научиться: вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Предметные результаты обучения: Обучающийся научится: -понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом; -распознавать диалектизмы, объяснять национально-культурное своеобразие диалектизмов; -анализировать и различать типичные речевые ошибки, редактировать текст с целью исправления речевых ошибок; -понимать активные процессы в современном речевом этикете; - анализировать и оценивать чужую и собственную речь; -понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов, уместно употреблять их; -соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных; глаголов (в рамках изученного);употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; -владеть основными правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях; -создавать тексты в жанре ответов разных видов; -уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; -строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов. Обучающийся получит возможность научиться: -приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; -регулярно использовать словари, в том числе толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов; - анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; - оценивать собственную и чужую речь с точки зренияточного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка; -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; - участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; - использовать этимологические данные для объясненияправописания и лексического значения слова. Содержание учебного предмета Раздел 1. Язык и культура. Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы, их национально- культурное своеобразие. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы. Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т. п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т. п. – информация о традиционной русской грамотности и др.). Раздел 2. Культура речи. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Произносительные различия в русском языке обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме родительного падежа множественного числа существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени мужского рода; ударение в формах глаголов II спряжения на -ить; глаголы звонИть, включИть и др. Варианты ударения внутри нормы: бАловать – баловАть, обеспЕчение – обеспечЕние. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; именительный падеж множественного числа существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); родительный падеж множественного числа существительных мужского и среднего рода с нулевым окончанием и окончанием -ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); родительный падеж множественного числа существительных женского рода на -ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); творительный падеж множественного числа существительных 3-го склонения; родительный падеж единственного числа существительных мужского рода (стакан чая – стакан чаю); склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи. Нормы употребления форм имён существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду одушевлённости-неодушевлённости (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандариновё; профессора, паспорта и т. д.). Нормы употребления имён прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен). Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имён существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий «этика» – «этикет» – «мораль»; «этические нормы» – «этикетные нормы» – «этикетные формы». Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.. Раздел 3. Речь. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Текст как единица языка и речи. Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Рассказ о событии, бывальщина. Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ- анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. Тематическое планирование № п/п Раздел1 Раздел 2 Раздел 3 Название разделов Язык и культура. Культура речи. Речь. Текст. Всего Количество часов 11 11 12 34 Из них развитие речи 1 1 2 проверочные работы 1 1 1 3