рп 6-7 кр.лтт

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные:
1) Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную
и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы
2) Формирование ИКТ-компетентности школьников, где обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и
некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин.
3) Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, в результате которой у обучающихся будут заложены:

- потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический
жизненный опыт;
- основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
- основы ценностных суждений и оценок;
4) Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом/работы с информацией, в ходе которого обучающиеся овладеют чтением
как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего
актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
Предметные:
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста,
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести
диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние
творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
- определять тему и основную мысль произведения;
умение пересказывать сюжет, владеть различными видами пересказа; характеризовать персонажей, давать им сравнительные
характеристики;

- умение выделять в произведениях художественные элементы и обнаруживать связи между ними;
- умение определять авторское отношение к героям и событиям;
- пользование основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
- умение представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
- умение собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для написания сочинения, создания проекта;
- умение выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения.

2.Содержание учебного предмета
Устное народное творчество(6ч)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Народные песни. Колыбельные. Частушки (Чынъ ве манелер). Малые жанры фольклора (Оюн текерлемелери. Считалки. Саюв
текерлемелери. Скороговорки. Тапмаджалар. Загадки.) Народные сказки.
Народные песни. Колыбельные. Частушки (Чынъ ве манелер). Виды песен, их тематика (ознакомление). Отражение в народных
песнях традиций крымских татар. Лиричность и душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в
колыбельных песнях нежных материнских чувств. Излюбленный жанр народного творчества – частушки. Выразительность и образность
языка частушек. Причина их популярности.
1.
Считалки. Саюв текерлемелери. Скороговорки. Скороговорки как средство развития речи детей.
2.
Загадки. Тапмаджалар. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности. Краткость, выразительность и
образность загадок.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы
народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Народные сказки. «Мераметли къарынджа», «Торгъайчыкъ», «Акъыллы кирпинен айнеджи тильки» (одна из каждого вида по
выбору). Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах.
Народная мудрость сказок. Воплощение Победа добра и наказание зла – развязка всех сказочных сюжетов.
Народные праздники (Наврез и Хыдырлез, Ораза и Къурбан). Праздник Нового года по восточному календарю. Праздник весеннего
пробуждения природы и начала полевых работ.
Посиделки. Воспитательное значение народных традиций. Посиделки как распространенный вид народного развлечения.
Особенности проведения посиделок.
Теория литературы. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Фольклор. Жанры фольклора. Малые жанры
фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности.
Загадка. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора. Сказка. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный

сюжет, волшебные герои, яркость языка
Образ Родины и красота родного языка в поэтических произведениях (5ч)
Н. Челебиджихан «Ант эткенмен» («Я поклялся…»).
Слово о поэте. Клятва верности родине, готовность помочь своему народу бороться за его свободу и счастье.
Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка,
его великая нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине,
вера в ее счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.
Ш. Селим «Ватан недир? деген суалиме джевап берип оламагъан генчлеримизге», «Тувгъан тилим»; И. Абдураман «Ана тилим»; И.
Асанинъ «Бир авуч топракъ»; А. Гирайбай «Меним Къырымым»; Ю. Темиркъая «Тувгъан тиль»; А. Велиев «Ана тилим»; С. Эмин «Ана
тили», «Топрагъым» и другие произведения по выбору учителя.
Тема нравственности (9ч)
Дж. Аметов. «Джедвельге къоюлмагъан дерс». Сложность человеческих судеб в послевоенное время. Забота о детях, пострадавших в
годы войны. Гуманизм рассказа.
И.Паши. «Фындыкъ джыйгъанда».
Становление характеров юных героев в ходе сложных испытаний. Произведение о дружбе, смелости и находчивости детей,
проявленных в необычных жизненных ситуациях.
Влияние взрослого друга на формирование характера Османа. Воспитание любви к природе, к животным.
А.Осман. «Балалар эви янында». Нравственные проблемы произведения. Герои и сюжет произведения. Внутренний мир героев.
Э. Амит. «Анамнынъ умюти». Становление характера подростка. Влияние мудрых наставлений матери и примера трудолюбивой и
целеустремленной сестры на формирование взглядов главного героя. Трагедия семьи, потерявшей в войне отца. Стойкость матери и
сына.
Дж. Гъафар. «Асанчыкънынъ куньлеринден»;
Р. Муедин. Рассказы «Кабаат кимде?» Нравоучительное содержание произведений. Автор и его отношение к поступкам героев.
М.Нузет. «Къартбабанен торуны». Глубина особенностей национального характера героев в стихотворении.
Теория литературы. Понятие о прозе. Рассказ. Сюжет. Композиция сюжета. Понятие о монологе и диалоге. Литературный герой.
Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя.
Тема природы в произведениях писателей и поэтов (4ч)
Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и стремление ее защитить. Тема живописной картины
природы и приемы ее раскрытия. Связь человека с окружающим миром. Особенности пейзажа в произведении. Поэтическое восприятие
окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе.
Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов.
Отражение красоты природы. Конкретные пейзажные зарисовки. Фольклорные традиции в рассказе.
О. Амит «Озенде»;
Э. Шемьи-заде «Гедже», «Акъшам денъиз ялысында»; Ю.Болат «Туфанда къалгъан къой сюрюси»;
Т.Халилов «Акъбардакъ». М. Дибагъ. «Балкъуртлар» и другие произведения о красоте родной земли.
Теория литературы. Понятие о пейзаже. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Интонация.

Прошедшие через огонь войны (4ч)
Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение Великой Отечественной войны в произведении.
Памяти героев Отечественной войны посвящается. «Жизнь, отданная за Родину» (по произведениям писателей-фронтовиков). Подвиг
народа в годы войны. Поэзия военных лет. Образ девушки (женщины) в произведениях о войне. Женщина-мать в годы войны.
С. Эмин. Стихотворения «Гъалебе акъшамы», «Дженктен кельдим»; Р.Фазыл, Л. Софу «Аметханнынъ йылдызы» (отрывок из
повести);
А. Дерменджи. «Баш эгмегенлер» (отрывок из повести).
Тема депортации в литературе (6ч)
Описание депортации в рассказе Айдера Османа "Таныш козьлер".
Очерк Шерьян Али "Хатыралар юкю".
Произведение Черкеза Али «Ювез», "Тапсам да анамны".
Повторение. Стихотворение Шукри Аппазова "Хатыра".
6 класс
Введение. Литература как искусство слова (1ч)
Крымскотатарский фолклор (4ч)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.Пословицы и поговорки Сказки. Анекдоты. Анекдоты про Ахмета ахая.
Остроумный и находчивый Ахмет ахай – герой смешных, поучительных историй. Собирательный образ Ахмет ахая как воплощение
народного характера. Народные сказки. Сказка «Не отвечай на добро злом».
Литературная сказка (4ч)
Э.Селямет «Золотом топор», Белял Мамбет «Медовая скала», Ш. Селим «О щедрой змее ». Творческое использование
традиционного сказочного сюжета. Необычная развязка и её глубокий смысл. По итога проделанной работы написание классного сочинения
«Понравившаяся мне сказка»
Образ Родины и красота родного языка в поэтических произведениях (3ч).
Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его
великая нравственная и духовная сила. Б.Чобан-заде «Родной язык», А.Гирайбай «Родному языку». Любовь к Родине в стихотворениях
О.Амита «Родина моя», М. Сулеймана «Родина, воспрянь». Урок развития речи.
Уроки нравственности (8ч)
Н. Челебиджихан. «Молитва ласточек». Драматизм произведения. Стремление главного героя к знаниям. Душевное потрясение и
переживания, связанные с закрытием школы. Ю.Болат. «Топор». Рассказ о трагической судьбе героя, ставшего жертвой преступления.
Осуждение жестокости. Судьба героев. Воспитание чувства милосердия и сострадания к людям. А. Дерменджи. «Таир и Мурат».
Нравственная проблематика рассказа. Жизненные уроки героев, повлиявшие на становление их характера. Черкез Али. Рассказ «Цена

хлеба». Смысл названия рассказа. Р.Бурнаш. Стихотворения «Судьба лентяя». Утверждение нравственных идей в поэзии Бурнаша.
Нравоучительное содержание произведения. Внеклассное чтение рассказа И. Эмирова «Ссора из-за яблок». Проверочная работа
Родная природа в произведениях писателей и поэтов (3ч)
Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и стремление ее защитить. Тема живописной картины природы
и приемы ее раскрытия. Связь человека с окружающим миром. Особенности пейзажа в произведении. Поэтическое восприятие
окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Автор и его
отношение к природе в строках лирических стихов. Отражение красоты природы. Конкретные пейзажные зарисовки.
Б. Чобан-заде «Далекие горы»; ЭшрефШемьи-заде «Утро», Р. Фазыл «Человек и природа» ; Т.Халилов «Тополя Меджита аги»
Прошедшие через огонь войны (3ч)
Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение Великой Отечественной войны в произведении.
Памяти героев Отечественной войны посвящается. «Жизнь, отданная за Родину» (по произведениям писателей-фронтовиков). Подвиг народа
в годы войны. Поэзия военных лет. Образ девушки (женщины) в произведениях о войне. Женщина-мать в годы войны.
И. Асанов. Рассказ «Первая разведка»; Р.Халид. Стихотворения «Смотря на шинель», «В составе эскадрона»; Э. У. Чалбаш Отрывок из
рассказа «Двадцать два года в небе»
Трагедия депортации в литературе (8ч)
Э. Шемьи-заде. Стихотворение «Печаль». Стихотворения Ш.Селима, А.Велива, С.Эмина, посвященные теме депортация. И.Паши Рассказ
«Может быть, ещё встретимся». И. Асанин «Пришли», «Они пришли». Уроки развития речи, посвященные депортации, контрольная работа
по изученным темам.
Повторение. Повторение по теме «Крымскотатарский фольклор»

7 класс
Литература как искуство слова (1ч)
Крымскотатарский фольклор (5ч)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Народные песни. Частушки . Народные приметы. Пословицы и
поговорки. Быль (Ривает). История возникновения исторических песен «Порт-Артур» и «Шомпол». Житейские песни. Церемониальные,
лирические песни.
Литература древнего периода (2ч)
Создание первичных представлений о древней крымскотатарской литературе. Орхоно-Енисейские рунические надписи. Литературный
памятник «Надписи во славу Куль-тегина» - один из наиболее известных и художественно совершенных памятников древнетюркской
письменности. Жанровая особенность и идея произведения. Махмуд Крымский. «Юсуф и Зулейха» (краткие сведения о поэме) Основа
сюжета - кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и его братьях).
Литература Золотой Орды (1ч)

Крымскотатарская литература в период Золотой Орды. Абдульмеджит Къырымлы.
Литература периода крымского ханства (2ч)
Создание первичных представлений о периоде. История создания Крымского ханства. Вклад крымских ханов в литературу. Основные
направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления: Ашыкъ Умер. Семаи. Къошма. Гъазеллер.
Слово о кедае. Обзор торчества. Тематическое богатство, философское содержание поэзии. Раздумья поэта о жизни, смысле бытия.
Джанмухаммед. Поэма «Тогъай бей». История создания поэмы. Образ Тогъай бея.
Литература ΧVΙΙΙ-ΧΙΧ веков (2ч)
О периоде. Эшмырза. Стихотворения.
Литература периода «Пробуждения» (4ч)
Создание первичных представлений о периоде. Символичность названия. И. Гаспринский. Слово о просветителе. Издательская и
просветительская деятельность И. Гаспринского. Газета «Терджиман». И. Гаспринский и дети. У. Ш. Тохтаргъазы. Слово о поэте.
Стихотворения «Что есть в мире?», «Что это?». Призыв к молодому поколению стремиться к знаниям. Стихотворение – гимн знаниям.
Основной пафос стихотворения - разоблачение социальной несправедливости. Сочувствие угнетенному народу. Я. Шакир –Али. Поэзия.
Литература ХХ века (17ч)
Б. Чобан-заде. Рассказ «Молчаливый Джемиль». Слово о поэте. А. Гирайбай. Стихотворение «Учителю татарину». Слово о поэте.
Самоотверженность учителя в борьбе за просвещение, его бедственное положение в обществе. У. Ипчи. Рассказ «Схватка». Слово о
писателе Реалистическая жизнь простых селян. Отражение народных традиций в произведении. Тематика и проблематика рассказа.
Авторское отношение к героям. Э. Шемьи-заде. Стихотворения «Вечером на берегу моря», «Красивая девушка. «Алиме» (отрывок из
поэмы).М. Дибагъ «Тайное сватовство», поэзия О. Амита. Ю.Болат. Роман «Алим». Слово о поэте. Богатство метафорического языка.
Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворениях. Мужество и
стойкость девушки-разведчицы. А.Осман. «Слезы Амета». Рассказ о бесправном положении народа в годы депортации. Драматическая
судьба Амета. Авторское отношение к герою. Слово о писателе. Р. Муедин. «Асан и Кашкачик». Слово о писателе. Тема депортации в
произведении. Картина всенародного горя. Рассказ о страданиях и гибели мальчика и его собаки. У. Эдемова. Тема тяжелой материнской
доли в рассказе «Мать пропавшего без вести солдата».
Повторение. Повторение по теме «Крымскотатарский фольклор»

3.Тематическое планирование
5 класс
№

Название разделы

Рабочая
программа

Авторская
программа

К/р

Из них
Р.р

Устное народное творчество
Образ Родины и красота родного
языка в поэтических
произведениях
Тема нравственности

6
5

12
7

1

9

18

1

4

13

5

Тема природы в произведениях
писателей и поэтов
Прошедшие через огонь войны

4

8

6

Тема депортации в литературе

6

10

1

1

34

68

3

3

1
2

3
4

ИТОГО

Вн.чт
1
1

1

1

1
3

6 класс
№

Название разделы

Рабочая
программа

Авторская
программа

К/р

Из них
Р.р

1
2
3

Литература как искусство слова
Крымскотатарский фольклор
Литературная сказка

1
4
4

2
8
8

1

4

Образ Родины и красота родного
языка в поэтических произведениях
Уроки нравственности.

3

6

1

8

16

3

6

7

Родная природа в произведениях
писателей и поэтов
Прошедшие сквозь огонь войны

3

6

8

Трагедия депортации в литературе

8

16

5
6

ИТОГО

34

Вн.чт
1

68

1

1

1

1

1

2

3

3

7 класс
№

Название разделы

Рабочая
программа

Авторская
программа

К/р

Из них
Р.р

Вн.чт

1
2
3

Литература как искусство слова
Крымскотатарский фольклор
Литература древнего периода

1
5
2

2
10
4

4
5

Литература периода Золотой Орды
Литература периода крымского
ханства
Литература ΧVΙΙΙ-ΧΙΧ веков

1
2

2
4

2

4

Литература периода
«Пробуждения»
Литература ХХ века

4

8

17

34

1

1

1

34

68

1

4

3

6
7
8

ИТОГО

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».