РП - 5 кл.кр.лит

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родной (крымскотатарской) литературе для обучающихся 5-9 классов на уровне основного
общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05.07.2021 г., № 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания с
учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной
программы основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (КРЫМСКОТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Литература – один из главных предметов школьного образования, объединяющий гуманитарные дисциплины. Он
содействует становлению национального, патриотического и гражданского самосознания учащегося, утверждает в нем
чувство родного языка, родной истории, родной природы, способствует эмоциональному, интеллектуальному и
эстетическому развитию школьника, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература формирует
духовный облик и нравственные ценности молодого поколения. Специфика литературы как школьного предмета
определяется сущностью литературы как феномена культуры: она обладает силой воздействия на читателей, приобщая их
к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Примерная программа составлена с учётом
преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На уровне
основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного,
выразительного и беглого чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской
деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных

произведений, на крымскотатарском языке. Каждое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным
человеческим ценностям. Обучающийся постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к
человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное
восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и толковать
художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции. Курс литературы
опирается на следующие виды деятельности по освоению содержанию художественных произведений и теоретиколитературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- составление планов и написание отзывов;
- написание сочинение на основе прочитанных произведений и на основе
жизненных впечатлений;
- написание творческих работ
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и
умения работать с ними.
Учебный предмет «Крымскотатарская литература» тесно связан с другими учебными предметами: крымскотатарским
языком, историей, географией, обществознанием. Крымскотатарский язык, и литература формируют коммуникативные
умения и навыки, лежащие в особенностях человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с
дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на
уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием

литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует
историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по
гуманитарным предметам, но и формирует у школьника умение разбираться в отношениях между людьми, активное
отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Одна из составляющих литературного
образования – литературное творчество учащихся. Умение грамотно, логично, образно изложить на крымскотатарском
языке свою точку зрения (устно или письменно) является главным результатом изучения крымскотатарской литературы.
Творческим работам различных жанров, способствующим развитию аналитического и образного мышления школьника,
должно уделяться особое внимание.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ (КРЫМСКОТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания,
чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и культуре;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого
воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественных произведений;
развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и
содержания, основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих
понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретноисторического и

общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных
устных и письменных высказываний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (КРЫМСКОТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На обязательное изучение предмета «Родная (крымскотатарская) литература» на этапе основного общего образования
отводится 170 часов. В 5—9 классах выделяется по 34 часа в год (из расчёта 1 учебный час в неделю).
Указанные в программе часы, отведенные на изучение творчества того или иного писателя, предполагают возможность
включения, кроме названных в программе, и других эстетически значимых произведений, если это не приводит к
перегрузке учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ (КРЫМСКОТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
5 класс
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА. Литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы.
Роль литературы в воспитании и образовании человека. Чтение и литература. Литература и другие виды искусства.
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора.
Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Народные песни. Колыбельные. Частушки (Чынъ ве манелер). Малые жанры фольклора (Оюн текерлемелери. Считалки.
Саюв текерлемелери. Скороговорки. Загадки.) Народные сказки. Народные песни. Колыбельные. Частушки (Чынъ ве
манелер). Виды песен, их тематика (ознакомление). Отражение в народных песнях традиций крымских татар. Лиричность
и душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных
материнских чувств. Излюбленный жанр народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка
частушек. Причина их популярности. Считалки. Саюв текерлемелери. Скороговорки. Скороговорки как средство развития

речи детей. Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности. Краткость, выразительность и
образность загадок. Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального
свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни. Народные сказки. «Мераметли
къарынджа», «Торгъайчыкъ», «Акъыллы кирпинен айнеджи тильки» (одна из каждого вида по выбору); «Туварджынынъ
акъыллы къызы», «Мырзанен ногъай», «Алтыны чокъ, шенълиги ѐкъ»; «Къозлагъан къазан», «Тылсымлы таз огълан»,
«Алим». Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок. Соотношение реального и фантастического в
сказочных сюжетах. Народная мудрость сказок. Воплощение Победа добра и наказание зла – развязка всех сказочных
сюжетов.
Народные праздники. (Наврез и Хыдырлез, Ораза и Къурбан). Праздник Нового года по восточному календарю.
Праздник весеннего пробуждения природы и начала полевых работ. Посиделки. Воспитательное значение народных
традиций. Посиделки как распространенный вид народного развлечения. Особенности проведения посиделок.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Фольклор. Жанры фольклора. Малые
жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора. Пословица. Поговорка.
Отличительные особенности. Загадка. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора. Сказка. Художественные
особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка. ОБРАЗ РОДИНЫ И КРАСОТА
РОДНОГО ЯЗЫКА В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ. Н. Челебиджихан «Ант эткенмен» («Я поклялся…»).
Слово о поэте. Клятва верности родине, готовность помочь своему народу бороться за его свободу и счастье. Образ
Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка,
его великая нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной
любви к Родине, вера в ее счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.
Ш. Селим «Ватан недир? деген суалиме джевап берип оламагъан генчлеримизге», «Тувгъан тилим»; Ю. Кандым
«Байрагъым»; И. Абдураман «Меним Ватаным – Къырым», «Ана тилим»; И. Асанин «Бир авуч топракъ»; А. Гирайбай
«Меним Къырымым»; Ю. Темиркъая «Тувгъан тиль»; А. Велиев «Ана тилим»; С. Эмин «Ана тили», «Топрагъым» и другие
произведения по выбору учителя.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Эпитет. Интонация. Логическое ударение. Тема и идея
произведения. Гимн.
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ. Дж. Аметов. «Джедвельге къоюлмагъан дерс». Сложность человеческих судеб в
послевоенное время. Забота о детях, пострадавших в годы войны. Гуманизм рассказа. И.Паши. «Фындыкъ джыйгъанда»,
«Чал атнынъ тырнагъы» (отрывок). Становление характеров юных героев в ходе сложных испытаний. Произведение о
дружбе, смелости и находчивости детей, проявленных в необычных жизненных ситуациях. Влияние взрослого друга на
формирование характера Османа. Воспитание любви к природе, к животным. А.Осман. «Балалар эви янында».
Нравственные проблемы произведения. Герои и сюжет произведения. Внутренний мир героев. Э. Амит. «Чанта»,
«Анамнынъ умюти». Становление характера подростка. Влияние мудрых наставлений матери и примера трудолюбивой и
целеустремленной сестры на формирование взглядов главного героя. Трагедия семьи, потерявшей в войне отца. Стойкость
матери и сына. Дж. Гъафар. «Асанчыкънынъ куньлеринден»; Шерьян Али. «Эдиечик ве Эдип», «Экимизге бир чана»,
«Селямсыз Саре». Э.Фазыл. «Олсун байрамлар», «Насиат» Н.Умеров. «Энъ татлы», «Юзюм, «Анамнынъ дуасы» Р.
Муедин. Рассказы «Къабаат кимде?», «Татлы ве аджджы», «Къоркъакъ Къадыр». Нравоучительное содержание
произведений. Автор и его отношение к поступкам героев. М.Нузет. «Къартбабамен торуны». Глубина особенностей
национального характера героев в стихотворении.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о прозе. Рассказ. Сюжет. Композиция сюжета. Понятие о монологе и диалоге.
Литературный герой. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя.
ПРИРОДА КРЫМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ. Отражение красоты природы. Бережное
отношение к живой природе и стремление ее защитить. Тема живописной картины природы и приемы ее раскрытия. Связь
человека с окружающим миром. Особенности пейзажа в произведении. Поэтическое восприятие окружающего мира
природы. Образ Родины в стихах о природе. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Автор и его
отношение к природе в строках лирических стихов. Отражение красоты природы. Конкретные пейзажные зарисовки.
Фольклорные традиции в рассказе. Я. Шакир-Али «Йыртыджы» къушлар», «Денъиз иле ель», «Къартал ве

йырджыкъушлар»; М.Нузет «Озен», «Эчкичик»; О. Амит «Озенде»; Э. Шемьи-заде «Къыш келе», «Гедже», «Акъшам
денъиз ялысында»; Ю.Болат «Туфанда къалгъан къой сюрюси»; Т.Халилов «Акъбардакъ». Э.Амит «Денъиз
ташчыкълары», «Ягъмур токътады», «Денъизде геми ялдай»; М. Дибагъ. «Балкъуртлар» и другие произведения о красоте
родной земли (по выбору).
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о пейзаже. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Интонация.
СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОЙНЫ ПРОШЕДШИЕ. Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе.
Отражение Великой Отечественной войны в произведении. Памяти героев Отечественной войны посвящается. «Жизнь,
отданная за Родину» (по произведениям писателей-фронтовиков). Подвиг народа в годы войны. Поэзия военных лет.
Образ девушки (женщины) в произведениях о войне. Женщина-мать в годы войны. С. Эмин. Стихотворения «Гъалебе
акъшамы», «Дженктен кельдим», «Окопта», «Джеллятлар»; Дж. Аметов, Энвер Арифов. «Абдул Тейфукъ» (отрывок из
повести); Р. Халид. Рассказ «Ватан хызметине берильген омюр»; Р. Мурад. Стихотворения «Генералнынъ икяеси», «Биль
джеллят», «Матрос», «Партизанлар геджеси»; А.Умеров. «Ватан къызы» (отрывок из повести); Р.Фазыл, Л. Софу
«Аметханнынъ йылдызы» (отрывок из повести); А. Велиев. «Байракъкъа тамгъан козьяшлар (отрывок из повести) А.
Дерменджи. «Баш эгмегенлер» (отрывок из повести).
ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ДЕПОРТАЦИИ. Черкез-Али. Стихотворения «Ювез», «Тапсам да анамны», «Анамнынъ
седасы», «Майренинъ икяеси». Ш. Селим. Стихотворения «Яз акъшамы къарагъач тюбюнде», «Къаргъыш». А. Велиев.
«Сюргюнлик хатыралар». А.Осман. «Таныш козьлер». Рассказ о трагических страницах истории крымских татар –
депортации. Испытания, выпавшие на долю главного героя. Э. Умеров. Рассказы «Къара поездлар», «Янъгъызлыкъ»,
«Рухсет» (один по выбору). Р. Фазыл. Стихотворение «Унутмайыкъ». Шерьян Али. «Хатырылар юкю» (очерк). Ш.
Аппазов. Стихотворение «Хатыра». Ш. Рамазанов. «Дженэннемден къайткъанлар» (отрывок из романа). У. Эдемова.
«Айдын геджеде» (отрывок из романа).
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие об очерке. Автор-повествователь.

«РОДНАЯ (КРЫМСКОТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Изучение учебного предмета «Родная (крымскотатарская) литература» в основной школе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная (крымскотатарская) литература» на уровне
основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной
организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная (крымскотатарская) литература» на уровне
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного
общего образования, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном

самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в
ней);
патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание
роли крымскотатарского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
проявление интереса к познанию крымскотатарской литературы, к истории и культуре Российской Федерации, культуре
своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родная (крымскотатарская) литература»;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного
отношения к крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов; использование различных
источников информации (словари, энциклопедии интернет-ресурсы и др.).
эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации,
реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей;
экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной среды; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы, выделять характерные
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;
формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность;
умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной
деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная (крымскотатарская) литератур»
должны отражать:
• понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и
жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
• определение в произведении сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейнохудожественного содержания произведения;
• владение элементарными литературными терминами;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с
духовно-нравственными ценностями других народов;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное чтение;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств
крымскотатарского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать
устные монологические высказывания; вести диалог;
• написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных
произведений, творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы.

Предметные результаты по классам
5 класс
• определять тему и основную мысль произведения;
• пересказывать сюжет, владеть различными видами пересказа;
• характеризовать персонажей , давать их сравнительные характеристики;
• выделять в произведениях художественные элементы и обнаруживать связи между ними;
• определять авторское отношение к героям и событиям;
• пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
• выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
• представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; • собирать материалы и обрабатывать
информацию, эссе, создание проекта на заранее объявленную литературную или публицистическую тему;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного
произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать
свою.
3. Тематическое планирование

№

Название разделы

Рабочая

Авторская

программа

программа

Из них
К/р

Р.р

Вн.чт

1

Устное народное творчество

6

12

2

Образ Родины и красота
родного языка в
поэтических
произведениях

5

7

1

3

Тема нравственности

9

18

1

4

Тема природы в
произведениях писателей и
поэтов

4

13

5

Прошедшие через огонь войны

4

8

6

Тема депортации в литературе

6

10

1

1

34

68

3

3

ИТОГО

1
1

1

1

1

3

Тематическое планирование по родной литературе (крымскотатарской) 5 класс с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
Наименование раздела/темы

Модуль воспитательной программы

1

Устное народное творчество

6ч

2

Образ Родины и красота родного
языка в поэтических
произведениях

5ч

3

Тема нравственности

9ч

4 ноября - День народного единства
8 ноября - День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей
сотрудников органов внутренних дел России
20 ноября - День начала Нюрнбергского процесса
27 ноября - День матери в России
30 ноября - День Государственного герба Российской Федерации

4

Тема природы в произведениях
писателей и поэтов

4ч

3 декабря - День Неизвестного Солдата
3 декабря - Международный день инвалидов
5 декабря - День добровольца (волонтера) в России
8 декабря - Международный день художника

Количество
часов

№
п/п

«Школьный урок»

1 сентября - День знаний
3 сентября - День окончания Второй мировой войны
3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом
7 сентября - 210 лет со дня Бородинского сражения
8 сентября - Международный день распространения грамотности
17 сентября - 165 лет со дня рождения русского ученого, писателя Константина
Эдуардовича Циолковского (1857 - 1935)
1 октября - Международный день пожилых людей
1 октября - Международный день музыки
5 октября - Международный день учителя
16 октября - День отца в России
25 октября - Международный день школьных библиотек (четвертый понедельник
октября)

9 декабря - День Героев Отечества
12 декабря - День Конституции Российской Федерации (12 декабря)
25 декабря - День принятия Федеральных конституционных законов о
Государственных символах Российской Федерации

5

Прошедшие через огонь войны

4ч

25 января - День российского студенчества
27 января - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
27 января - День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти"
Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День памяти жертв Холокоста
2 февраля - 80 лет со дня победы Вооруженных сил СССР над армией
гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве
8 февраля - День российской науки
15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами
Отечества
21 февраля - Международный день родного языка
23 февраля - День защитника Отечества
3 марта - 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского
8 марта - Международный женский день
18 марта - День воссоединения Крыма и России
27 марта - Всемирный день театра

6

Тема депортации в литературе

6ч

12 апреля - День космонавтики, 65 лет со дня запуска СССР первого
искусственного спутника Земли
19 апреля - День памяти о геноциде советского народа нацистами и их
пособниками в годы Великой Отечественной войны
22 апреля - Всемирный день Земли
27 апреля - День российского парламентаризма
1 мая - Праздник Весны и Труда
9 мая - День Победы
19 мая - День детских общественных организаций России
24 мая - День славянской письменности и культуры

Итого: 34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».