РП Родная русская литература 6 кл. на 2022-23

Общая характеристика учебного предмета
«Родная литература (русская)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения
эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы
русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их
приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде
русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать
её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре
народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.
Место учебного курса «Родная (русская) литература»
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с
предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников,
развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Изучение языка художественных произведений
способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. Программа
учебного предмета «Родная литература (русская)» предназначена для изучения в 6 классе и рассчитана на 18 часов в год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родная (русская) литература»

*
*
*
*
*

Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности;

*

*
*
*
*
*
*
*

*
*
*
*
*
*
*
*

*
*
*
*
*

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос
«что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
учитывать условия выполнения учебной задачи;
выделять альтернативные способы достижения цели;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция,
входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы;
осуществлять контроль;
составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). Познавательные универсальные учебные
действия
Ученик научится:
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

*
*
*
*
*
*
*
*

*

*
*

*

*
*

осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании
количества групп;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без
указания количества групп;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о
нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне
тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в
произведениях о русском севере и русской зиме;
развивать представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;
развивать представления о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины
в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и
о богатстве русского языка и родной речи;
давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать
краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа
поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и
овладения простейшими способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии;

*
*
*
*
*
*

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными
целевыми установками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу
сходства и различия);
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа
исследовательского характера, реферат, проект).

Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ(11ч.)
Преданья старины глубокой
Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской
Русский Север: Архангельск в русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).
Родные просторы
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (12ч.)
Праздники русского мира
Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».

А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа».
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (12ч.)
Не до ордена – была бы Родина
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев.«Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»

Учебно-тематический план
№
п/
п

Тема

Количество часов

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1.
2.
3.
4.

Преданья старины глубокой
3
Города земли русской
3
Родные просторы
4
Проверочная работа по итогам изучения раздела
1
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
5.
Праздники русского мира
6
6.
4
Тепло родного дома
7.
Проверочная работа по итогам изучения раздела
1
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
8.
3
Не до ордена – была бы Родина
9.
3
Загадки русской души
10. О ваших ровесниках
2
11. Лишь слову жизнь дана
2
12. Проверочная работа по итогам изучения раздела
1
13. Итоговый урок
1
Итого
34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности
ученика (на уровне учебных действий) по теме

Дата
По плану

Раздел 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (12ч.)
1

Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор».

Выразительное чтение. Анализ былин. Выражение
личного отношения к прочитанному в процессе
чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм
чтения).

2

Былинные сюжеты и герои в русской
литературе
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».

14.09

3

Былинные сюжеты и герои в русской
литературе
М. М. Пришвин. «Певец былин».

2109

4

Русский Север: Архангельск в русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги
«Ледяна колокольня).

Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы (с
использованием цитирования).

07.09

28.09

По факту

Скорректир
ованные
сроки
прохожден
ия

56

7

8

Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша
Ласкин» (главы из книги «Поморские были и
сказания»).
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»

05.10

Выразительное чтение. Анализ стихотворений.
Выражение личного отношения к прочитанному в
процессе чтения (эмоциональная окраска,
интонирование, ритм чтения).

9

19.10

Н. М. Рубцов. «Первый снег».
10
11

12.10

Участие в коллективном диалоге. Характеристика
героев.

По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
Проверочная работа по итогам изучения раздела

Написание проверочной работы

26.10
09.11

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (11ч.)
12

Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»

13

А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».

Выразительное чтение. Анализ стихотворений.
Выражение личного отношения к прочитанному в
процессе чтения (эмоциональная окраска,
интонирование, ритм чтения).

1415

Масленица
А. П. Чехов. «Блины».

Участие в коллективном диалоге. Характеристика
героев.

1617

Тэффи. «Блины».

1819

Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа».

Участие в коллективном диалоге. Характеристика
героев.

20

Всюду родимую Русь узнаю
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».

Устные ответы на вопросы (с использованием
цитирования).Выражение личного отношения к
прочитанному в процессе чтения

21

Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».

16.11
23.11
30.11
07.12
14.12
2112
28.12

22

Проверочная работа по итогам изучения раздела

Написание проверочной работы

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (11ч.)
23

24

25

Выразительное чтение. Анализ стихотворений.
Выражение личного отношения к прочитанному в
процессе чтения (эмоциональная окраска,
интонирование, ритм чтения).Устные ответы на
вопросы (с использованием цитирования).Выражение
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище». личного отношения к прочитанному в процессе
чтения
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о
Севастополе».

Рюрик Ивнев. «Севастополь».

26

Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»

27

Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».

28

В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».

Участие в коллективном диалоге. Характеристика
героев. Выражение личного отношения к
прочитанному в процессе чтения

29

Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы
«Как я с ним познакомился», «Кирпичные
острова»).

Устные ответы на вопросы (с использованием
цитирования).

30

Реальность и мечты
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул»
(фрагмент).

Участие в коллективном диалоге. Характеристика
героев.Выражение личного отношения к
прочитанному в процессе чтения

31

На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».

Выразительное чтение. Анализ стихотворений.
Выражение личного отношения к прочитанному в
процессе чтения (эмоциональная окраска,
интонирование, ритм чтения).

32
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»

Выразительное чтение. Выражение личного
отношения к прочитанному в процессе чтения

33
34

Проверочная работа по итогам изучения раздела
Итоговый урок

Написание проверочной работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».