РП Обществознание 8 класс 2022-2023

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и
процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам
и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на
осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать
их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в
рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и
правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в
доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки
объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор
знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для
корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются в сфере:
познавательной
2

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и
регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии,
культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных
социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам,
событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их
значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов
общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в
современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и
коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую
информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать
собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
3

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава I. Личность и общество. 5 часов
Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ.
Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к
творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Человек, общество, природа. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в
мире природы. Человек и Вселенная. Человек. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их
взаимосвязь. Общественные отношения. Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Развитие общества.
Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные
вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Практикум к главе I.
Глава II. Сфера духовной культуры. 8 часов
Сфера духовной жизни. Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития
духовной культуры в современной России. Мораль. Что такое мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и
гражданственность. Добро и зло — главные понятия морали. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Долг общественный и долг
моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор — это ответственность. Свобода и ответственность.
Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль. Наука в современном обществе. Нравственные
принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование и его роль в современном
обществе. Значение образования в условиях информационного общества. Образование в России (уровни образования). Непрерывное
образование. Самообразование.
Религия как одна из форм культуры. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные
нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Влияние искусства на
развитие общества и личности. Искусство как одна из форм духовной культуры. Многообразие видов искусства. Влияние искусства на
развитие личности.
Практикум к главе II.
Глава III. Социальная сфера. 7 часов
Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство.
Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения
социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество. Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в
обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение
статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями. Семья как малая группа. Признаки семьи как малой
группы. Функции семьи. Семейные роли. Семейные ценности. Нации и межнациональные отношения. Этнические группы.
Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в
многонациональном и многоконфессиональном обществе.
4

Социальная политика государства. Что такое социальная политика государства. Политика формирования доходов населения.
Пенсионное обеспечение. Социальная защита населения. Социализация личности и отклоняющееся поведение. Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Практикум к главе III.
Глава IV. Экономика. 12 часов
Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и
экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Главные вопросы экономики. Основные вопросы экономики. Что, как и
для кого производить. Собственность. Функции экономической системы. Типы экономических систем. Рыночная экономика. Рынок.
Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Виды рынков. Производство — основа
экономики. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательская
деятельность. Предпринимательство. Виды предпринимательской деятельности. Цели фирмы, её основные организационно-правовые
формы. Современные формы предпринимательства. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Функции налогов. Инфляция и семейная экономика. Номинальные и
реальные доходы. Формы сбережения граждан.
Банковские услуги. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы дистанционного банковского обслуживания. Защита
от финансовых махинаций. Страховые услуги. Как получить страховую выплату. Финансовая грамотность. Рынок труда и безработица.
Рынок труда. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства
в обеспечении занятости. Современный работник. Выбор жизненного пути. Готовимся выбирать профессию.
Практикум к главе IV.
Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания. 1 час.

5

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
разде
ла,
темы

Целевые приоритеты воспитания
Наименование
разделов, тем

Учебн
ые
часы

Введение
1
2
3
4
5

6

1
Личность и
общество
Сфера духовной
культуры
Социальная сфера
Экономика
Итоговое
повторение и
обобщение
материала курса
обществознания
Всего

5
8
7
12

1

Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой
Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи,
которая завещана ему предками и которую нужно оберегать. Развитие ценностного
отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.
Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу,
обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда.
Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества
и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают
ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и
абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми
необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества.

34

6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».