1 Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются: • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются: • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; 2 • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании 3 необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Содержание учебного курса № п/п Название темы 1. Вводный урок 2 -3 Принадлежность к двум мирам 4-5 Человек — личность 6 -7 Отрочество — особая пора 8- 9 10-11 Потребности и способности человека Когда возможности ограничены 12 13 Мир увлечений Практикум по теме «Загадка человека» Необходи мое количест во часов для ее изучения 1 Основные изучаемые вопросы темы Предмет обществознание: круг знаний, принципы, закономерности. Что изучает курс «Обществознание». Структура, особенности содержания методического аппарата учебника. Человек в социальном измерении (12 часов) Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. 2 Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельность человека, её основные формы 2 (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Виды деятельности Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как 2 условие успешной деятельности. Потребности человека — био2 логические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей, Люди с ограниченными возможностями и особыми потреб1 ностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Привычка к труду. 1 Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Человек — личность. Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовывать свою деятельность. Учимся размышлять. Человек среди людей (11 часов) 2 4 14-15 Отношения с окружающими 16-17 Общение 18-19 Человек в группе 20 Отношения со сверстниками 21-22 Конфликты в межличностных отношениях 23 Семья и семейные отношения 24 Практикум по теме «Человек среди людей» 25-26 Деятельность человека 27-28 Труд - основа жизни 29-30 Учение – деятельность школьника 31-32 Познание человеком мира и себя 33 Практикум по теме: «Человек и его деятельность» Итоговое повторение ( 3 час ) 34 Урок повторения и обобщения за курс обществознания 6 класса Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения, Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Социальные группы (большие и малые). Человек в 1 малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение — форма отношения человека к 2 окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. 1 Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное 1 повеление. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как победить обиду. Нравственные основы жизни (9 часов) 2 Человек славен добрыми делами. Доброе — значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро 2 Смелость. Страх — защитная реакция человека, Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу 2 Человечность, Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к 2 тем, кто нуждается в поддержке. Гуманизм и человечность вокруг нас. 1 Они победили страх. Спешите делать добро. 2 2 2 1 Обобщение и систематизация знаний. Провести диагностику результатов обучения в 6 классе (контрольная работа). Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 7 классе 5 Тематический план № п/ п 1. 2. 3. 4. 5. Наименование разделов и тем Введение. Раздел 1. Человек в социальном измерении Раздел 2. Человек среди людей Раздел 3. Нравственные основы жизни Итоговое повторение «Человек и общество» Итого: Всего часов 1 12 11 9 1 34 В том числе на: практикумы 1 1 1 3 6 7