РП История 11 класс 2022-2023

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе
или социальной организации;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;

- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта
экологонаправленной деятельности;
в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации,
ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на
его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
- рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
- знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
- определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- представлять культурное наследие России и других стран;
- работать с историческими документами;
- сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
- критически анализировать информацию из различных источников;
- соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
- использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
- использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
- составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
- работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
- читать легенду исторической карты;
- владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
- демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
- оценивать роль личности в отечественной истории XX века;
- ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в науке их современных версиях и
трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и
национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
- устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
- определять место и время создания исторических документов;
- проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении
политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
- характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и
значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
- использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к
месту и времени;
- представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
- соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей XX века;
- анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории XX века;
- обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из
разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
- приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
- применять полученные знания при анализе современной политики России;
- владеть элементами проектной деятельности.

ИСТОРИЯ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (23 часа)
Глава IV. Соревнование социальных систем
Тема 16. Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 – первой половине 1950-х гг.
Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсной (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны».
Идеологическое противостояние. Маккартизм – «охота на ведьм» в США. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две
противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков как проявление
соперничества двух сверхдержав – СССР и США. Ядерное оружие – равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного
столкновения. Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна. План Маршалла. План Шумана. Начало западноевропейской интеграции.
Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Берлинский кризис 1948–1949 гг. Образование НАТО.
Установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Страны народной демократии. Создание Комиинформа, Совета
экономической взаимопомощи, Организации Варшавского договора. Раскол мира и Европы как главный признак «холодной войны».
Тема 17. Международные отношения в 1950–1980-е гг.
Международные отношения в условиях двухполюсного (биполярного) мира. Две тенденции в развитии международных
отношений: противостояние и стремление к разрядке международной напряжённости. Ослабление международной напряжённости после
смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Принцип «мирного сосуществования». Суэцкий кризис 1956 г.
Доктрина Эйзенхауэра. Возобновление противостояния двух сверхдержав. Берлинский кризис 1958 – 1961 гг. Карибский кризис 1962 г.
Война во Вьетнаме. Гонка вооружений и проблема разоружения. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Достижение
Советским Союзом паритета – равенства в ядерных боезарядах с США.
Начало разрядки международной напряженности в начале 1970-х гг. Соглашение об ограничении стратегических наступательных
вооружений (ОСВ–1) и Договор о противоракетной обороне (ПРО). «Новая восточная политика» ФРГ. Хельсинкский акт 1975 г.
Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Обострение международной обстановки в конце 1970-х – начале 1980-х
гг. Перестройка и гласность в СССР. «Новое политическое мышление» М. С. Горбачева. Возобновление советско-американского диалога.
Соглашение о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г.
Тема 18. Завершение эпохи индустриального общества. 1945–1970-е гг. «Общество потребления»
Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1950–1970-е гг. Стабилизация международной валютной
системы. Бретон-Вудские соглашения. Либерализация мировой торговли. Создание ГАТТ, затем ВТО. Экономическая интеграция в
Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Смешанная экономика как
сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы.
Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы.
Особенности государства благосостояния в развитых странах мира.
Тема 19. Кризисы 1970–1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества
Причины и сущность экономических кризисов 1974–1975 гг. и 1980–1982 гг. Предпосылки перехода к постиндустриальному
информационному обществу. Перегруженность государства социальными обязательствами. Кризис растущего вширь и требовавшего все

новых ресурсов индустриального типа развития. Третья промышленно-технологическая революция. Главные черты постиндустриального
общества. Изменения в структуре занятости. Информация и знания как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в
информационном обществе. Общество знаний. Экономика инноваций. Формирование новых ценностей. Индивидуализация производства,
потребления, труда.
Переход к демократическим формам правления как вектор исторического развития постиндустриального общества. Волна
демократизации в мире с 1970-х гг. Переход к демократии Португалии, Греции, Испании. Уход с политической сцены диктаторов в
Латинской Америке. Свободные выборы в ряде стран Азии и Африки. Переход к демократии бывших социалистических стран в результат
краха социализма как общественно-политической системы в результате революций 1989–1991 гг.
Тема 20. Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика «третьего пути»
Три этапа в экономической и социальной политике стран Запада после Второй мировой войны: формирование государства
благосостояния с широкими социальными гарантиями и вмешательством государства в экономику. Главные направления политики
неоконсерваторов: приватизация, сокращение госрасходов, снижение налогов, поощрение предпринимательства, открытие экономки
мировому рынку. Итоги неконсервативного поворота: бурное развитие новейших технологий
информационного общества, формирование постиндустриальной экономики, ускорение процесса глобализации.
Основания политики «третьего пути. Главные направления политики «третьего пути»: вложения в человеческий капитал
(социальное обеспечение, образование, здравоохранение, наука). Итоги политики «третьего пути»: улучшение качества жизни, рост
гражданской активности, сглаживание неравенства и контрастов богатства-бедности.
Тема 21. Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения
Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине ХХ – начале XXI вв. Появление в
лагере консервативных сил христианско-демократических партий. Увеличение влияния социал-демократов и переход их на платформу
умеренного реформизма. Социалистический интернационал. Прогрессивный альянс. Политический спектр. Мировоззренческие основы
главных политических идеологий: консерватизма, либерализма, социализма. Подъем и крах коммунистических партий.
Праворадикальные и экстремистские организации. Национализм.
Гражданское общество в период индустриального развития. Рабочее движение. Антивоенное движение. Феминистское движение.
Движение за права человека. Всеобщая декларация прав человека (1948). Причины появления новых социальных движений и расширения
влияния гражданского общества во второй половине ХХ – начале ХХI вв. Изменение роли гражданского общества в 1960-е гг. Новые
левые. Хиппи. Движение за гражданские права. Май 1968 г. Движения гражданских инициатив. Группы взаимопомощи. Волонтёры.
Экологическое движение. Национальные, культурные, этнические и лингвистические движения.
Тема 22. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы
Общее и особенное в строительстве социализма. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в
экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1953), в Польше (1956), народное восстание в Венгрии в
1956, «Пражская весна» в Чехословакии в 1968 г. Неудавшиеся попытки реформ.
Революции 1989–1991 гг. «Шоковая терапия». Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря,
их итоги на рубеже ХХ–ХХI вв. Вступление в НАТО и Европейский союз.
Тема 23. Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития

Этапы деколонизации. Азиатско-тихоокеанской регион. Восточноазиатские «тигры» и «драконы». «Конфуцианский капитализм».
Индокитай. Мусульманский мир. Классификация групп государств. Политическое развитие стран Тропической и Южной Африки.
Тема 24. Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Основные модели взаимодействия внешних влияний и традиций в мусульманском мире. Роль военных в историческом развитии
Турции. «Белая революция» и исламская революция в Иране. Этапы развития истории Египта. Демократия и умеренный ислам в
Индонезии.
Тема 25. Китай. Индия
Гражданская война в Китае 1946–1949 гг. и её итоги. Выбор путей развития. «Большой скачок» 1958–1962 гг. Реализация
коммунистической утопии и её результаты. Мао Цзэдун. Культурная революция 1966–1976 гг. Начало реформ Дэн Сяопина в Китае в
1978 г. Подавление выступлений на Тяньаньмэнь в 1989 г. Особенности китайской модели. Китай – первая экономика мира. Проблемы
индустриального развития Индии в послевоенные десятилетия. Дж. Неру. Реформы М. Сингха и их результаты. «Политический маятник».
Модернизация и роль традиций в Индии.
Тема 26. Япония. Новые индустриальные страны
Японское послевоенное «экономическое чудо». Роль традиций в экономическом рывке Японии. Преимущества, которые стали
тормозом в развитии страны. Реформы Д. Коидзуми и их результаты. Тема Курильских островов в политике Японии.
«Экономическое чудо» в странах Восточной Азии. Роль внешних факторов и традиций в развитии Новых индустриальных стран.
Переход от авторитарных режимов к демократии. Особенности развития Южной Кореи.
Глава V. Современный мир
Тема 27. Глобализация и новые вызовы XXI в.
Предпосылки глобализации. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, ее последствия. Роль государства в
условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства. Новые вызовы XXI в.: культурноцивилизационные противоречия, фундаментализм и международный терроризм, проблема самоидентификации человека, регионализация,
угроза нарастания разрыва между богатыми и бедными. Начало четвертой промышленно-технологической революции: новые
возможности и новые угрозы.
Тема 28. Международные отношения в конце XX -начале XXI в.
Окончание «холодной войны». США - единственная сверхдержава мира. Две тенденции в мировой политике: стремление США к
утверждению своего лидерства и процессы формирования многополюсного мира. Роль ООН в современном мире. Региональная
интеграция в мире. Формирование Европейского союза. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). БРИКС. Организация по
безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Расширение и трансформация НАТО. Американо-российские отношения.
Международные и региональные конфликты. Конфликты на Балканах. Ближневосточный конфликт. Ирак в центре международных
конфликтов. Международный терроризм. Талибан. Аль-Каида и ИГИЛ. Военная операция России в Сирии.
Тема 29. Культура во второй половине XX – начале XXI в.
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.

Завершение эпохи модернизма. Антифашистская литература. Философская литература. Литература экзистенциализма, авангарда,
магического реализма. Европейская и Нью-йоркская школа в изобразительном искусстве (1945–1960). Художественные направления
(поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.).
Информационная революция. Интернет и становление глобального информационного пространства. На пути к новому объяснению
мира: теории саморазвития и глобальной эволюции. Формирование новых ценностей постиндустриального информационного общества.
Постмодернизм и сотворчество читателя, зрителя. Главные черты эпохи постмодернизма в архитектуре, искусстве, литературе.
Итоговое повторение Повторение проводится по ключевым вопросам курса.
ИСТОРИЯ РОССИИ (45 часов)
Раздел IV. Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг.
Тема 14. «Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.)
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа
о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная
адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем
послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на
выпуск гражданской продукции.
Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной
национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский
«атомный проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке.
Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947
г.). Сохранение на период восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени.
Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление
идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело
Еврейского антифашистского комитета. Т. Лысенко и «лысенковщина».
Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых» республиках.
Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН.
Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и
Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи.
Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского
договора. Война в Корее. И. В. Сталин в оценках современников и историков.
Тема 15. «Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х гг.
Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Переход
политического лидерства к Н. С. Хрущёву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало
критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире.
Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры.

Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г.
«Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущёва.
Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения
продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической
политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого
спутника Земли. Исторические полеты Ю. А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В. В. Терешковой. Первые советские ЭВМ.
Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности.
Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и
профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и
проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда. Расширение
системы ведомственных НИИ.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. «Шестидесятники». Литература,
кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие
«железного занавеса». Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и
международного туризма. Начало Московских кинофестивалей. Роль телевидения в жизни общества. Легитимация моды и попытки
создания «советской моды». Неофициальная культура. Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и «кухни». Стиляги. Хрущев
и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат».
ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады коммунистического труда.
Социальные программы. Реформа системы образования. Движение к «государству благосостояния»: мировой тренд и специфика
советского «социального государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство.
«Хрущёвки». Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления.
Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа
страны. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания
(Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).
СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем
мире». Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.
С. Хрущёва и приход к власти Л. И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками.
Крым в 1945–1964 гг. Переход к мирной жизни. Трудовой энтузиазм граждан. Восстановление городов. Возрождение Севастополя.
Общественно-политическая жизнь. Неоднозначность общественной жизни, указ о передаче Крыма в состав УССР (1954). Появление и
развитие новых отраслей. Развитие транспорта и связи. Открытие горной троллейбусной трассы. Ввод в строй ГРЭС. Внедрение
достижений науки в экономику и общественную жизнь. Создание телецентра. Развитие музеев и туризма. Крым – всесоюзная здравница.
Указ о награждении Крымской области Орденом Ленина (1958 г.).
Тема 16. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг.
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и
ресталинизация. Конституция СССР 1977 г.

Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Концепция «развитого
социализма». Попытки изменения вектора социальной политики.
Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Замедление темпов развития. Исчерпание
потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности
развития агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук
СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности
труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция
населения в крупные города и проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных
социальных слоёв. Социальное и экономическое развитие союзных республик. Общественные настроения. Трудовые конфликты и
проблема поиска эффективной системы производственной мотивации. Отношение к общественной собственности. Дефициты и очереди.
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве.
Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.).
Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А. Д. Сахаров и А. И. Солженицын. Религиозные искания.
Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат.
Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряжённости.
«Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР.
Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки. Сотрудничество с США в области
освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъём
антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л. И.
Крым в 1964-1985 гг. Присвоение г. Севастополю звание «город-герой» (1965г.). Социально-политические изменения. Политическая
реабилитация крымско-татарского народа (1967). Симферопольский завод телевизоров. Введение в строй Северо-Крымского канала.
Развитие сельского хозяйства. Использование мелиорации. Развитие рисоводства и садоводства. Присвоение г. Керчь звания «городгерой» (1973).
Награждение Крымской области орденом Трудового Красного Знамени (1980 г.). Симферопольский государственный университет имени
М.В. Фрунзе. Литература и искусство. Фестиваль «Крымские зори».
Тема 17. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.)
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политических сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его
негативные последствия для советской экономики. М. С. Горбачёв и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г.
и ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о
госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации
государственных предприятий.
Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания.
Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с
человеческим лицом». Вторая волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в
Афганистане. Неформальные политические объединения.

«Новое мышление» Горбачёва. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР приоритета
общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу.
Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и
Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М. С. Горбачёву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР
и в мире.
XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган
государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Образование оппозиционной Межрегиональной
депутатской группы. Демократы «первой волны», их лидеры и программы. Раскол в КПСС и создание Компартии РСФСР.
Подъем национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного Карабаха и
попытки ее решения руководством СССР. Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия.
Позиция республиканских лидеров и национальных элит.
Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление
многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его
решения. Превращение Б.Н. Ельцина в единого лидера демократических сил. Противостояние союзной (Горбачёв) и российской (Ельцин)
власти. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Избрание Б. Н. Ельцина президентом РСФСР.
Учреждение в РСФСР Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая роль «войны законов»
(союзного и республиканского законодательства). Углубление политического кризиса.
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на
Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового
Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста Президента РСФСР.
Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике.
Государственный и коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991г.:
конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение государственных цен, пустые полки магазинов и усталость населения от
усугубляющихся проблем на потребительском рынке. Принятие принципиального решения об отказе от планово-директивной экономики
и переходе к рынку. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной экономике.
Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и
влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР.
Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинские
соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и
«перестройка» в общественном сознании. М. С. Горбачёв в оценках современников и историков.
Крым в 1985-1991 гг. Проблемы развития народного хозяйства. Нарастание экологических проблем. Закрытие Крымской АЭС.
Декларация «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному
переселению, и обеспечении их прав» (14 ноября 1989). Возвращение депортированных народов в Крым. Трудности их обустройства.
Всекрымский референдум 20 января 1991, его итоги. Закон «О воссоздании Крымской АССР» (12 февраля 1991).
Раздел V. Российская Федерация в 1992–2019 гг.
Тема 18. Становление новой России (1992–1999 гг.)

Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе
преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство
реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия».
Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица.
«Чёрный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. От сотрудничества
к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992–1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС».
Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. –
попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность
мирного выхода из политического кризиса. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение об
амнистии участников октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года.
Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 года и её значение.
Полномочия Президента как главы государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма. Разделение
властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение государственной символики.
Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990е гг.
Подписание Федеративного договора (1992г.) и отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как способ
восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления территориальной целостности страны. Взаимоотношения
Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в Чеченской
Республике.
Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и
стимулирования инвестиций. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители.
Сегментация экономики на производственный и энергетический секторы. Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства.
Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые
аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и его последствия.
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным государством. Россия – правопреемник
СССР на международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада.
Подписание Договора СНВ–2 (1993г.). Присоединение России к «большой семерке». Усиление антизападных настроений как результат
бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военнополитическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг. Российская многопартийность
и строительство гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис
центральной власти. Президентские выборы 1996г. Политтехнологии. «Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства
В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с
территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Б.Н. Ельцин в оценках
современников и историков.
Тема 19. Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации
Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева.
Президентские выборы 2012г. и 2018г. Избрание В.В. Путина президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические

партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных
полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития
страны.
Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999–
2007гг. и кризис 2008г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия
в системе мировой рыночной экономики.
Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и
направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования и
науки и его результаты. Особенности развития культуры. Демографическая статистика. Государственные программы демографического
возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости.
Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи. Воссоединение Крыма
с Российской Федерацией. Укрепление обороноспособности страны. Повседневная жизнь. Качество, уровень жизни и размеры доходов
разных слоёв населения. Общественные представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка государством вопроса о социальной
ответственности бизнеса. Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ,
компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация.
Внешняя политика в конце XX – начале XXI вв. Внешнеполитический курс В.В. Путина. Постепенное восстановление
лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях
многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. СНГ и ЕАЭС.
Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность «большой двадцатки». Переговоры о вступлении в
ВТО. Дальневосточное и другие направления политики России.
Культура и наука России в конце XX – начале XXI вв. Повышение общественной роли СМИ как «четвёртой власти».
Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Основные достижения российских ученых.
Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Передача государством зданий и предметов культа для религиозных нужд.
Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства.
Процессы глобализации и массовая культура.
Воссоединение Крыма с Российской Федерацией. Причины воссоединения Крыма с Российской Федерацией. Хронология
событий февраля-марта 2014г. Крымский референдум 16 марта 2014г., его результаты и историческое значение. Воссоединение Крыма с
Российской Федерацией. Принятие Конституции Республики Крым 11 апреля 2014 г. Основные положения Конституции Республики
Крым.
Социально-экономическое развитие Крыма. Культура. Достижения и перспективы.
Итоговое повторение Повторение проводится по ключевым вопросам курса.

3. Тематическое планирование
№
тем

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

14
15

Название раздела/главы, темы

Кол- Целевые приоритеты воспитания
во
часов
ИСТОРИЯ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
23
Развитие ценностного отношения к труду как
Глава IV. Соревнование социальных систем
18
основному способу достижения жизненного
Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945–первой 2
благополучия человека, залогу его успешного
половине 1950-х
профессионального
самоопределения
и
Международные отношения в 1950–1980-е гг.
2
ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Завершение эпохи индустриального общества. 1945–1970-е гг. 2
Развитие ценностного отношения к своему
«Общество потребления»
Отечеству, своей малой и большой Родине,
Кризисы
1970–1980-х
гг.
Становление
постиндустриального 2
которая завещана ему предками и которую
информационного общества
нужно оберегать.
Экономическая и социальная политика. Политика «третьего пути»
2
Развитие ценностного отношения к семье как
Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения
2
главной опоре в жизни человека и источнику
Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной 2
его счастья.
Европы
Развитие ценностного отношения к природе
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития
1
как источнику жизни на Земле, основе самого
Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия
1
ее существования, нуждающейся в защите и
Китай. Индия
1
постоянном внимании со стороны человека.
Япония. Новые индустриальные страны
1
Развитие ценностного отношения к миру как
Глава V. Современный мир
4
главному
принципу
человеческого
Глобализация и новые вызовы XXI в.
1
общежития, условию крепкой дружбы,
Международные отношения в конце XX -начале XXI в.
3
налаживания отношений с коллегами по
Культура во второй половине XX – начале XXI в.
1
работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье.
Итоговое повторение
1
Развитие ценностного отношения к знаниям
ИСТОРИЯ РОССИИ
45
как
интеллектуальному
ресурсу,
Раздел IV. Апогей и кризис советской системы. 1945– 26
обеспечивающему будущее человека, как
1991 гг.
результату кропотливого, но увлекательного
«Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.)
6
учебного труда.
«Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х гг.
6

16
17
18
19

Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг.
Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.)
Раздел V. Российская Федерация в 1992–2019 гг.
Становление новой России (1992–1999 гг.)
Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации
Итоговое повторение
ИТОГО

7
7
13
5
7
6
68

Развитие ценностного отношения к культуре
как духовному богатству общества и важному
условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение.
Развитие ценностного отношения к здоровью
как залогу долгой и активной жизни человека,
его хорошего настроения и оптимистичного
взгляда на мир.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».