РП Родной язык (русский) 2 класс на 2022-23

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» ДЛЯ 1 - 4 КЛАССОВ
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для обучающихся 1 – 4 классов муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Веселовская средняя школа имени Амет-Хан Султана» Сакского района Республики Крым
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Российской Федерации.
На изучение предмета «Родной (русский) язык» в1 – 4 классе отводится 1 час в неделю в соответствии с базисным учебным планом
Республики Крым. Общее количество часов – 1 кл. 33 часа, 2 – 4кл. 34 часа.
I.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»
Личностные УУД








1 класс

2 класс

У учащихся будут
сформированы:

У учащихся будут
сформированы:

ориентация в нравственном

содержании и смысле поступков
как собственных, так и
окружающих людей(на уровне,
соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении 
людей;
понимание богатства и

разнообразия языковых средств
для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности
народной звучащей речи;
устойчивой учебно
познавательной мотивации
учения, интереса к изучению


ориентация в нравственном
содержании и смысле поступков
как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, 
соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении

людей;
понимание богатства и
разнообразия языковых средств 
для выражения мыслей и чувств;

внимание к мелодичности
народной звучащей речи;
устойчивой учебнопознавательной мотивации
учения, интереса к изучению



3 класс

4 класс

формирование у ребёнка
ценностных ориентиров в
области языкознания;
воспитание уважительного
отношения к творчеству как
своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в
поиске решения различных
речевых задач;
формирование духовных и
эстетических потребностей;
воспитание готовности к
отстаиванию своего мнения;
отработка навыков
самостоятельной и групповой
работы.

У учащихся будут
сформированы:
ориентация в нравственном
содержании и смысле поступков
как собственных, так и
окружающих людей (на уровне,
соответствующем возрасту);
осознание роли речи в
общении людей;
понимание богатства и
разнообразия языковых средств
для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности
народной звучащей речи;
устойчивой учебнопознавательной мотивации
учения, интереса к изучению





курса развития речи;
чувство прекрасного – уметь
чувствовать красоту и
выразительность речи,
стремиться к
совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.





курса развития речи.
чувство прекрасного – уметь
чувствовать красоту и
выразительность речи,
стремиться к
совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.

курса развития речи;
чувство прекрасного – уметь
чувствовать красоту и
выразительность речи,
стремиться к совершенствованию
речи;
интерес к изучению языка.

Регулятивные УУД:









1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Обучающиеся научатся:

Учащиеся научатся на доступном
уровне:адекватно воспринимать

оценку учителя;

Учащиеся научатся:

Учащиеся научатся на доступном
уровне:

определять и формировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя;

проговаривать
последовательность действий на
уроке;

учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника;
учиться работать по

предложенному учителем плану


вносить необходимые
дополнения, исправления в свою
работу;

в сотрудничестве с учителем
ставить конкретную учебную
задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено,
и того, что еще неизвестно.
составлять план решения
учебной проблемы совместно с
учителем;
в диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
своей работы и работы других в
соответствии с этими

Проговаривать
последовательность действий на
уроке.
Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного.
Учиться совместно с учителем и
другими учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих
действий служит соблюдение
технологии оценивания
образовательных достижений.

адекватно воспринимать оценку
учителя;
вносить необходимые
дополнения, исправления в свою
работу;
в сотрудничестве с учителем
ставить конкретную учебную
задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено,
и того, что еще неизвестно;
составлять план решения
учебной проблемы совместно с
учителем;
в диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
своей работы и работы других в

критериями.

соответствии с этими
критериями.

Познавательные УУД:








1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Обучающиеся научатся:

Учащиеся научатся:

Учащиеся научатся:

Учащиеся научатся:

ориентироваться в учебнике (на 
развороте, в оглавлении, в
условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате

совместной работы класса и
учителя;
преобразовывать информацию из
одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.

осуществлять поиск

необходимой информации для
выполнения учебных заданий,
используя справочные

материалы;
моделировать различные
языковые единицы (слово,
предложение);
использовать на доступном

уровне логические приемы
мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение)
выделять существенную
информацию из небольших

читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой
информации: по факту,
подтекстовую, концептуальную;
пользоваться словарями,
справочниками;
строить рассуждения.

Ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор
источников информации:
ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в
словаре).
Добывать новые знания:
находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию,
полученную на уроках.
Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в
результате совместной работы
всего класса.

осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения учебных заданий,
используя справочные
материалы;
моделировать различные
языковые единицы (слово,
предложение);
использовать на доступном
уровне логические приемы
мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение)
выделять существенную
информацию из небольших
читаемых текстов.
вычитывать все виды
текстовой информации:
фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться словарями,
справочниками;
строить рассуждения.








Коммуникативные УУД:









1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Обучающиеся научатся:

Учащиеся научатся:

Учащиеся научатся:

Учащиеся научатся:

оформлять свои мысли в устной 
и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого
текста);

слушать и понимать речь других;
выразительно читать и
пересказывать текст;

договариваться с
одноклассниками совместно с 
учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли

(лидера исполнителя).

вступать в диалог (отвечать на 
вопросы, задавать
вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к
общему решению, работая в
паре;
участвовать в коллективном

обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное

взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками
и взрослыми;

выражать свои мысли с
соответствующими возрасту
полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим
мнениям, учитывать их в
совместной работе.
оформлять свои мысли в устной
и письменной форме с учетом
речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач;

Уметь донести свою позицию до
собеседника;
Уметь оформить свою мысль в
устной и письменной форме (на
уровне одного предложения или
небольшого текста).
Уметь слушать и понимать
высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и
пересказывать содержание
текста.
Учиться согласованно работать в
группе: а) учиться планировать
работу в группе; б) учиться
распределять работу между
участниками проекта; в)
понимать общую задачу проекта
и точно выполнять свою часть
работы; г) уметь выполнять
различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика).

вступать в диалог (отвечать на
вопросы, задавать вопросы,
уточнять непонятное);
договариваться и приходить к
общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном
обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками
и взрослыми;
выражать свои мысли с
соответствующими возрасту
полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим
мнениям, учитывать их в
совместной работе;
оформлять свои мысли в
устной и письменной форме с
учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать
речевые средства для решения
различных коммуникативных
задач;









владеть (в соответствии с
возрастными особенностями)
монологической и диалогической
формами речи.

владеть монологической и
диалогической формами речи.

Предметные результаты:











1 класс

2 класс

3 класс

Обучающиеся научатся:

Обучающиеся будут знать:

Обучающиеся будут знать:

Обучающиеся будут знать:


распознавать слова,
обозначающие предметы
традиционного русского быта

(дом, одежда), понимать
значение устаревших слов по
указанной тематике;


антонимы, синонимы,

пословицы, загадки,
фразеологизмы;
изобразительно-выразительные
средства языка: сравнения,
олицетворение, эпитеты;

типы текстов: повествование,
описание

уметь: распознавать слова,
обозначающие предметы
традиционного русского быта, 
понимать значение устаревших
слов по указанной тематике;

изобразительновыразительные средства
языка: метафора, антонимы,
синонимы, пословицы,
загадки, фразеологизмы;
типы текстов: рассуждение,
повествование, описание;
стили речи: разговорный и
книжный (художественный и
научный);
структуру текста рассуждения
уметь:

многозначные слова, омонимы,
синонимы, антонимы, омоформы,
омофоны ;
изобразительно-выразительные
средства языка: метафоры, сравнения,
олицетворение, эпитеты;
стили речи: разговорный и книжный
(художественный, научный),
газетнопублицистический;
особенности эпистолярного жанра;
типы текстов;
основные элементы композиции
текста.
уметь:

использовать словарные статьи
для определения лексического
значения слова;
понимать значение русских
пословиц и поговорок,
связанных с изученными
темами;
произносить слова с правильным 
ударением (в рамках
изученного);

осознавать
смыслоразличительную роль
ударения;
различать этикетные формы

использовать словарные
статьи для определения
лексического значения слова;
понимать значение русских 
пословиц и поговорок,
связанных с изученными
темами;


распознавать и понимать
значение устаревших слов по
указанной тематике;
использовать словарные
статьи для определения
лексического значения
слова;
понимать значение русских

4

класс

распознавать и понимать значение
устаревших слов по указанной
тематике;
использовать словарные статьи для
определения лексического значения
слова;
понимать значение русских









обращения в официальной и
 произносить слова с
пословиц и поговорок,
неофициальной речевой
правильным ударением (в
связанных с изученными
ситуации;
рамках изученного);
темами;
владеть правилами корректного  осознавать
 произносить слова с
речевого поведения в ходе
смыслоразличительную роль
правильным ударением (в
диалога;
ударения;
рамках изученного);
использовать в речи языковые  определять прямое и
 определять тему текста и
средства для свободного
переносное значение слова;
основную мысль;
выражения мыслей и чувств на  распознавать типы текстов;  распознавать типы текстов;
родном языке адекватно
 устанавливать связь
 устанавливать связь
ситуации общения;
предложений в тексте;
предложений в тексте;
владеть различными приемами  выделять многозначные слова,  выделять многозначные слова,
слушания научнофразеологизмы в тексте.
фразеологизмы в тексте;
познавательных и

восстанавливать
 определять
художественных текстов об
деформированный текст;
грамматические
истории языка и культуре
 устанавливать связи между
значения
русского народа;
словами в словосочетании и
заимствованных слов;
анализировать информацию
предложении;
 строить
прочитанного и прослушанного  составлять планы различных
словообразовательные
текста: выделять в нем наиболее видов.
цепочки.
существенные факты.

пословиц и поговорок, связанных с
изученными темами;
уместно использовать изученные
средства общения в устных
высказываниях (жесты, мимика,
телодвижения, интонацию);
выразительно читать небольшой
текст по образцу;
определять степень вежливого
поведения, учитывать ситуацию
общения;
вступать в контакт и поддерживать
его, умение благодарить,
приветствовать, прощаться, используя
соответствующие этикетные формы;
быть хорошим слушателем;
определять лексическое значение
слова;
отличать текст как тематическое и
смысловое единство от набора
предложений;
редактировать предложения;
определять по заголовку, о чем
говорится в тексте, выделять в тексте
опорные слова;
сочинять на основе данного сюжета,
используя средства выразительности;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь основных
элементов композиции текста;
распознавать стили речи.

Русский язык: прошлое и настоящее
Ученик получит возможность научиться:
- употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного
быта в современных ситуациях речевого общения;
- употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения
Язык в действии
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и
имени прилагательного в числе, роде, падеже;
- редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок
Секреты речи и текста
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-давать оценку невежливому речевому поведению.
-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
-пользоваться основными способами правки текста.
- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
-анализировать типичную структуру рассказа
II. Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»
Основные содержательные линии программы для 1-4 классов (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного
курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:
1. Русский язык: прошлое и настоящее.
2. Язык в действии: слово, предложение.
3. Секреты речи и текста.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.

Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об
отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях
развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию
речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сведения об истории русской
письменности: как появились
буквы современного русского
алфавита.

Слова, называющие игры, забавы,
игрушки (например, городки,
салочки, салазки, санки, волчок,
свистулька).

Слова, называющие части тела
человека (например, перст, очи,
ланита, чело, выя, уста, око,
шуйца, десница);

Особенности оформления книг в
Древней Руси: оформление
красной строки и заставок.

Слова, называющие предметы
традиционного русского быта: 1)
слова, называющие домашнюю
утварь и орудия труда
(например, ухват, ушат, ступа,
плошка, крынка, ковш, решето,
веретено, серп, коса, плуг);

Слова, называющие предметы
традиционного русского быта: 1)
слова, описывающие город
(например, конка, карета,
городовой, фонарщик, лавка,
купец, приказчик, полицмейстер,
мастеровой );

Практическая работа.
Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта:
I.

II.

2) слова, называющие то, что ели
в старину (например, тюря,
Дом в старину: что как
полба, каша, щи, похлебка,
называлось (изба, терем,
хоромы, горница, светлица,
бублик, коврижка, ватрушка),
светец, лучина и т. д.).
какие из них сохранились до
Как называлось то, во что
наших дней; 3) слова,
одевались в старину (кафтан,
называющие то, во что раньше
кушак, рубаха, сарафан,
одевались дети
лапти и т. д.)

2) слова, называющие то, во что
раньше одевались, элементы
женского русского костюма
(например, кафтан, зипун,
армяк, навершник, душегрея,
салоп, кушак, понева, передник,
кокошник, кичка, сорока,
позатыльник).
Пословицы и поговорки,
фразеологизмы, возникновение
которых связано с предметами и
явлениями традиционного

слова, называющие доспехи
древнего русского воина
(например, копье, древко,
кальчуга, шлем, науши,
бармица, );
слова, называющие старинные
меры (например, аршин, сажень,
пядь, локоть и т.д)
Пословицы и поговорки,
фразеологизмы, в которых
сохранились устаревшие слова
(например: беречь как зеницу
ока, быть притчей во языцех,
коломенская верста, косая

Имена в малых жанрах
фольклора (в пословицах,
поговорках, загадках,
прибаутках).
Проектное задание. Словарь в
картинках.

(например, шубейка, тулуп,
шапка, валенки, сарафан, рубаха,
лапти).
Пословицы и поговорки,
фразеологизмы возникновение
которых связано с предметами и
явлениями традиционного
русского быта (например, каши
не сваришь, ни за какие
коврижки).

русского быта
(например, работать спустя
рукава, один салопчик да и тот
подбит ветром).
Проектное задание: «Русский
народный костюм»

сажень в плечах, как аршин
проглотил, гроша медного не
стоит)
Проектное задание: Пословицы с
устаревшими словами в
картинках.

Сравнение русских пословиц и
поговорок с пословицами и
поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий
смысл, но разную образную
форму (например, ехать в Тулу со
своим самоваром (русск.), ехать
в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: Словарь
«Почему это так называется».

Раздел 2. Язык в действии
1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Как нельзя произносить слова
(пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в
произношении слов).
Смыслоразличительная роль
ударения.
Слово и его значение
Многозначные слова.
Наблюдение за сочетаемостью
слов (пропедевтическая работа
по предупреждению ошибок в
сочетаемости слов).

Как правильно произносить слова
(пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в
произношении слов в речи). Работа
со словарем ударений.

Как правильно произносить слова
(пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).

Слово, его значение. Слова
Слово имеет значение. Синонимы.
нейтральные и эмоциональные и
Антонимы. Как появляются
эмоционально окрашенные.
фразеологизмы; пословицы.
Знакомство со словарём
Знакомство со словарями: толковым, синонимов. Изобразительноорфографическим. Умение
выразительные средства языка:
определять лексическое значение
метафора, эпитет, сравнение,
слова по словарю, контексту. Умение олицетворение. Умение выделять
выделять слова в переносном
их в тексте, определять значение и
значении в тексте, сравнивать прямое назначение, использовать при
и переносное значения, определять
создании текста в художественном
основу переноса значения.
стиле.
Умение сконструировать образное
выражение (сравнение,
олицетворение) по образцу, из
данных учителем слов, умение
использовать слова с переносным
значением при составлении
предложений. Совершенствование
орфографических навыков.

Фразеологизмы. Умение
определять значение устойчивого
выражения, употреблять его в
заданной речевой ситуации.
Заимствованные слова. Основные
источники пополнения словаря.
Знакомство с элементами
словообразования.

Лексическое значение слова.
Омоформы, омофоны и
омонимы. Прямое и
переносное значение слова.
Сравнение, метафора,
олицетворение, эпитет –
сравнительная
характеристика. Крылатые
слова и выражения.
Пословицы , поговорки,
афоризмы.
Иностранные заимствования.
Новые слова. Умение
выделять в тексте
стилистически окрашенные
слова; определять стили речи
с учетом лексических
особенностей текста.
Диалектизмы. Значение
диалектизмов в
литературном языке.

Раздел 3. Секреты речи и текста
1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Понятие о тексте. Тема
текста. Умение отличать текст
от отдельных предложений,
не объединенных общей
темой. Озаглавливание.
Коллективное составление
текстов по заданной теме,
сюжетным картинкам.

Типы текстов: описание,
повествование.

Тема, основная мысль текста.
Опорные слова. Структура текста.
План, виды плана.

Стили речи: разговорный,
книжные (научный,
публицистический, деловой),
художественный. Умение
определять стилистическую
принадлежность текстов,
составлять текст в заданном
стиле. Аннотация. Письма пишут
разные. Умение конструировать
текст по заданной временной
схеме, проводить лексическое и
грамматическое редактирование.
Композиция текста. Завязка,
развитие действия, кульминация,
развязка. Умение определять
элементы композиции в данном
тексте, составлять текст заданной
композиционной структуры.

Секреты диалога: учимся
разговаривать друг с другом и
со взрослыми. Диалоговая
форма устной речи.
Стандартные обороты речи
для участия в диалоге (Как
вежливо попросить? Как
похвалить товарища? Как
правильно поблагодарить?).
Цели и виды вопросов
(вопрос-уточнение, вопрос
как запрос на новое
содержание).

Умение редактировать текст с
точки зрения лексики и
грамматики. Восстанавливать
деформированный текст.
Умение делить текст на части.
План текста.
Приемы общения: убеждение,
уговаривание, просьба, похвала
и др., сохранение инициативы в
диалоге, уклонение от
инициативы в диалоге,
завершение диалога (например,
как выразить несогласие; как
убедить товарища).
Создание текстов –
повествований. Создание
текста: развернутое толкование
значения слова.

Стили речи: разговорный и книжный
(художественный и научный).
Умение определять стилистическую
принадлежность текстов, составлять
текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование,
описание, рассуждение. Умение
составлять описание предметов и
явлений, рассуждение в
художественном и научном стилях.
Умение составлять повествование с
элементами описания.
Волшебные слова: слова приветствия,
прощания, просьбы, благодарности,
извинение. Умение дискутировать,
использовать вежливые слова в
диалоге с учётом речевой ситуации.

Содержание тем учебного курса.
1 класс (33 ч.)
Раздел 1. Секреты речи и текста (11 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи
для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопросуточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Раздел 2. Язык в действии (10 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что
одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
2 класс (34 ч.)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15 часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:

1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено,
серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие
из них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта:
игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с
пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную
форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (9часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем
ударений.
Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. Уточнение
лексического значения антонимов.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в
разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и
ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы,
завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения;
использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление
(на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных
праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Резерв учебного времени – 3 ч.
3 класс (34 ч.)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство –
побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник,
лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли,
гармонь).
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (10 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (книга,
книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами
употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен
существительных (родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами
правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным
значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа
(в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 часов)

Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов,
загадок, пословиц, притч и т.п.).
4 класс (34 ч.)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный);
слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными
отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других
народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной
литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении
слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (6 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом
уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного
пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная
переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной
исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и
отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Резерв учебного времени – 4 ч.
III.

Тематический план
1 класс

№
п/п
1
2
3,4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема, раздел
Раздел «Секреты речи и текста»
Как люди общаются друг с другом. Предмет и слово. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова,
называющие признаки.
Связь слов и высказываний. Служебные слова. Общение. Устная и письменная речь.
Вежливые слова.
Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно
отблагодарить?)
Как люди приветствуют друг друга.
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Зачем людям имена.
Имена в малых жанрах фольклора.
Спрашиваем и отвечаем.
Цели и виды вопросов (вопрос уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Сопоставление текстов
Сравнивание текстов
Проект «Секреты речи».
Язык в действии
Выделяем голосом важные слова.
Роль логического ударения.
Как можно играть звуками

Кол-во
часов
11
1
1
2

1
1
1
1
1
1
1
10 ч
1
1
1

15
16,17
18
19
20,21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Звукопись в стихотворном художественном тексте
Где поставить ударение
Смыслоразличительная роль ударения
Как сочетаются слова
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов)
Русский язык: прошлое и настоящее
Как писали в старину. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Как писали в старину. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Практическая работа «Оформление буквиц и заставок»
Дом в старину: что как называлось.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы,
горница, светлица, светец, лучина и т.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы,
горница, светлица, светец, лучина и т.
Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как
называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина
Во что одевались в старину.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан,
кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.)
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан,
кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.)
Промежуточная аттестация
Итого

1
2
1
1
2
11 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1ч
33
часа

2 класс
№
п/п

Тема, раздел
Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»

Кол-во
часов
15 ч

1,2
3,4
5
6,7
8
9
10,11
12,13
14,15

16
17
18
19 - 21

22
23
24

25

По одёжке встречают…Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что
раньше одевались дети. (с.4-14)
Ржаной хлебушко калачу дедушка.Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие
то, что ели в старину. (с. 14-21)
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова,
называющие то, что ели в старину. (с. 21-26)
Каша – кормилица наша. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели
в старину. (с. 26-33)
Входной контрольный диктант
Любишь кататься, люби и саночки возить.Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова,
называющие детские забавы. (с. 34-41)
Делу время, потехе час.Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и
игрушки. (с. 41-53)
В решете воду не удержишь.Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие
домашнюю утварь. (с. 53-63)
Самовар кипит, уходить не велит.Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с
традицией русского чаепития. (с. 61-74)
Раздел «Язык в действии»
Помогает ли ударение различать слова?Смыслоразличительная роль ударения. (с. 74-79)
Для чего нужны синонимы?Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен
с учётом особенностей текста (с. 80-83)
Для чего нужны антонимы?Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения
антонимов. (с. 83-86)
Как появились пословицы и фразеологизмы?Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками
других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму
(с. 87-98)
Как можно объяснить значение слова?Разные способы толкования значения слов. (с. 98-103)
Как научиться читать стихи и сказки?Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. (с. 103-107)
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным
произношением и ударением»
Раздел «Секреты речи и текста»
Участвуем в диалогах.Приемы общения. Особенности русского речевого этикета.

2
2
1
2
1
1
2
2
2
9ч
1
1
1
3

1
1
1
9ч
1

26
27,28
29,30
31
32,33
34

Составляем развёрнутое толкование значения слова.
1
Учимся связывать предложения в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор,
2
местоименный повтор.
Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.
2
Промежуточная аттестация
1
Представление результатов выполнения проектных заданий.Устный ответ как жанр монологической устной учебно2
научной речи. Проверочная работа.
Резерв учебного времени
1ч
Итого 34 часа
3 класс

№
п/п
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема, раздел
Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»
Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения.
Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми
(правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка,
дождя.
Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюги.
Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра.
Какой лес без чудес. Образные названия растений.
Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»
Заиграйте мои гусли. Слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).
Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
У земли ясно солнце, у человека – слово. Эпитеты и сравнения. Списывание отрывка фольклорного текста с творческим
заданием.

Кол-во
часов
13 ч
1
1

1
1
1
1
1
1
1
11
1

1
1
10 ч
1
1
1
1
1

28

Проектное задание: «История моего имени и фамилии»
Обобщение по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее»
Язык в действии
Как правильно произносить слова.
Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка
Изложение по рассказу Л.Толстого «Котенок»
Входной контрольный диктант
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского
языка.
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам.
Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного
числа имен существительных
Редактирование письменных текстов с целью исправления грамматических и орфографических ошибок
Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов
Восстановление деформированного теста «Зяблик с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими дополнениями
Секреты речи и текста
Особенности устного выступления
Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка»
Типы текста. Текст - рассуждение
Сочинение-рассуждение по пословице «При солнышке тепло, при матушке добро» с использованием различных
способов аргументации
Учимся редактировать тексты

29
30
31
32
33
34

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы
Текст – повествование. Структура текста.
Творческая работа. Создание заметки о путешествии по городам России
Творческая работа. Создание заметки о посещении краеведческого музея.
Сочинение на тему «Как я провёл выходной день».
Итоговый контрольный диктант

1
1
1
1
1
1
34 ч

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Итого

1
1
1
1
1
11 ч
1
1
1
1
1

4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тема, раздел
Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»
Слова, связанные с качествами и чувствами людей
Слова, связанные с обучением
Слова, называющие родственные отношения..
Пословицы, поговорки. Сравнение с пословицами и поговорками других народов.
Фразеологизмы.
Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму
Проектная работа №1
Резервный урок
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и
художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Русские слова в языках других народов
Проектная работа №2
Сочинение по пословице
Раздел « Язык в действии»
Как правильно произносить слова
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений.
Входной контрольный диктант
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста
Проектная работа №3
Раздел «Секреты речи и текста»

Кол-во
часов
13 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6ч+1
1
1
1
1
1
1
1
13 ч + 1

21
22
23
24,25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы.
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

1
1
1
2
1
1

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставление чернового и отредактированного текстов.
Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Итоговый контрольный диктант
Сочинение
Резервный урок

1
1

Итого

1
1
1
1
1
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».